от 26 сентября 1889 г. См. прим. к письму № 437.
3 См. прим. 1 к письму № 413.
4 Владимир Васильевич Рахманов (1865—1918), врач, в 1889 г. окончивший Московский университет; в 1889—1890 гг. жил в земледельческих общинах А. В. Алехина и др. Упоминаемое письмо В. В. Рахманова и М. А. Новоселова неизвестно.
5 А. А. и М. П. Феты провели в Ясной Поляне 29 сентября — 1 октября.
* 437. И. Д. Ругину.
1889 г. Октября 3. Я. П.
Спасибо, дорогой друг Иван Дмитриевич, за письмо и за посылку. Я было боялся, не получая ничего из Тулы, но нынче получил в Ясенках. Так это не Кудрявцева1 работа? Ведь его печатная. —
Об Алехинском житье я рад был узнать еще до вашего письма от Попова. Он пишет радостное, светлое письмо,2 примиренное. На всё можно посмотреть светло и мрачно; и вы сами видите и выставляете светлые стороны Алехинской жизни; да и нельзя их не видеть. И я, признаюсь вам, не быв там, и не вижу темных сторон. Так я чувствую себя виноватым. — Мне очень понравилось ваше замечание о девицах и перемене их взгляда.3 Много раз я испытывал это, и это очень здорово. — Нынче была и уехала Штокгем американка. Умная и серьезная женщина, бывшая квакерша и желающая писать книгу о религиях Америки. Она во многом дополнила мои сведения об америк[анском] религиозном движении, и очень хочется написать мне то, что я о нем знаю и думаю. Получил от Дужкина хорошее письмо,4 поблагодарите его за него и скажите ему, что я его люблю, и свидание с ним оставило во мне самое хорошее впечатление. Если не пишу ему теперь, то п[отому], ч[то] очень занят. И не занят, а расхожусь как-то весь по мелочам и ничего не успеваю.
Поше писал и от него получил. Не уехал ли он к Черткову? Я желаю ему уединения. Это здорово тем, к[оторые] в силах переносить его, как он. Ну, до следующего письма.
Любящий вас
Л. Т.
Датируется на основании упоминания об отъезде Стокгэм.
Иван Дмитриевич Ругин (р. 1866) — бывший воспитанник Кронштадтского морского училища; в конце 1888 г. и начале 1889 г. работал в общине А. В. Алехина в Шевелеве; позднее — сотрудник книжного склада «Посредник» и затем изд. А. С. Суворина. С Толстым был знаком с весны 1889 г.
1 Ругин отправил Толстому посылку с нелегальными изданиями произведений Толстого. Под словами «Кудрявцева работа» Толстой разумеет гектографированные издания Дмитрия Ростиславовича Кудрявцева.
2 См. прим. к письму № 404.
3 В письме от 26 сентября 1889 г. И. Д. Ругин описывал жизнь в общине А. В. Алехина, а также сообщал, что, вернувшись в Петербург, он побывал в «Посреднике». Рассказывал о встречах с знакомыми. Упоминание Толстым замечания Ругина «о девицах» было вызвано словами в письме Ругина о том, что он испытал приятные чувства только при встречах с мужчинами. «С женщинами же, — писал он, — случилось что-то такое, чего я понять не могу…. они стали не теми откровенными, как были ко времени моего отъезда в деревню…. Я заговорил об этом к тому, чтобы сказать, что нам надо быть осторожными в увлечении сочувствием, преданностью других людей к нашей жизни и убеждениям».
4 Письмо Дужкина от 24 сентября.
* 438. Е. Н. Воробьеву.
1889 г. Октября начало. Я. П.
Е[фим] Н[иколаевич]! продать или дать вам земли я не могу, потому что не имею ее, не имею уже потому, что считаю всякую собственность злом и помехой для христианской жизни, а тем более собственность земельную. По этому же самому и не желал бы покупать для вас землю. Вы пишете, что разделяете мои взгляды на жизнь. Взгляды мои на жизнь не мои, но Христа. По учению же Христа весь закон и пророки в любви к богу и ближнему и один из главных соблазнов в осуществлении этого в устройстве своей жизни, в заботе о завтрашнем дне. М[ат]ф[ея], VI, 19—34. Если вы позволите мне дать вам совет, то я дал бы вам следующий: не изменяйте своей жизни во внешнем, а изменяйте, чем больше, тем лучше, во внутреннем, приближайтесь, сколько можете, к идеалу Христа, устанавливайте царство бога внутри себя чистотой жизни, смирением, любовью к людям, и жизнь ваша устроится наилучшим образом. Если бы вы были офицером, прокурором, исправником, попом, я понимаю, что вы, уразумев Христа, истину, необходимо старались бы изменить жизнь; но в вашем положении начальника станции разве нельзя быть христианином? Трудиться за других, переносить оскорбления даже, всегда со всеми быть терпеливым и добрым? Я уверен, что можно. Трудная будет жизнь, труднее, чем если бы вы работали на своей земле; я думаю, что да? Но для истинного блага, которого вы ищете, тем лучше. Цель ведь ваша не та, чтобы жить трудами рук своих, непосредственно, а та, чтобы жить по-божьи, «спасти душу», как прекрасно говорит народ, и это можно всегда и везде. Приведет вас бог жить на земле — прекрасно, а нет, и так можно жить, и еще лучше.
Так вот как я думаю, и советую перед богом. Очень рад буду во всяком случае служить вам, чем могу.
Печатается по копии. Датируется на основании записи в Дневнике Толстого 1 октября о получении письма Воробьева (см. т. 50).
Ефим Николаевич Воробьев (1852—1914) — уроженец Ставрополя, железнодорожный служащий, участник нескольких земледельческих общин на Кавказе и в Донской области. Письмо его к Толстому неизвестно.
* 439. О. Н. Спенглер.
1889 г. Октября 17. Я. П.
…. Так немного, недолго нам жить временной жизнью, что, право, не стоит того — не жить хорошо, если только особенно сильные соблазны или страсти не сбивают в сторону.
…. У меня теперь сделалось вот что: прежде, бывало, хотелось совершить подвиг — удивить и людей, и бога даже, и себя даже, всё натуживался, всё придумывал, как бы чем бы пожертвовать, а теперь боишься подвигов, блеска, треска, сторонишься от всего такого; а только как-нибудь, как-нибудь потихоньку, не слишком скверно, чтобы стыдно не было слишком перед богом или перед совестью, прожить эти годочки, которые остались. Ну, у вас немножко больше остается, побольше у вас и соблазнов, но ведь всё то же. Прежде я говорил себе: я сделаю нечто важное и значительное из моей жизни; а теперь говорю, — как бы только не совсем изгадиться и не напортить в то короткое время, которое остается. Я так думаю и чувствую и этого же и вам желаю. Очень покойно и радостно. Выгода главная та, что для совершения подвигов другие люди могут мешать, и всегда есть такие мешающие люди, а для того, чтобы как-нибудь прожить не постыдно только, ничто не мешает.
Отрывки письма, печатаются по копии. Полный текст письма неизвестен. На копии дата «1889». Датируется предположительно 17 октябрем на основании записи в Дневнике Толстого под этим числом (см. т. 50).
* 440. В. В. Майнову.
1889 г. Октября 17. Я. П.
Я получил и второе ваше письмо; сочинения мои не напечатанные я думаю, что вам можно будет получить для прочтения в Петербурге: Лиговка, близ Невского, дом № 31, склад Посредник, у И. Д. Ругина. Передайте ему эту записку, и я надеюсь, что если у него есть, он не откажет ссудить вас. Отсюда же пересылать далеко, да у меня и многого нет. —
Адрес мой — не Москва, а Московско-Курск[ой] ж. д. станция Козловка-Засека.
Л. Т.
Вы спрашивали, какое сочинение из своих я считаю более важным? Не могу сказать, какое из двух: В ч[ем] м[оя] вера? или О жизни.
Датируется на основании почтовых штемпелей.
Ответ на письмо В. В. Майнова без даты, с почтовым штемпелем: СПб. 10 октября 1889. Майнов спрашивал, где можно достать нелегальные издания сочинений Толстого, а также просил разрешения перевести какое-либо из произведений Толстого, которое он считает наиболее важным, на язык эсперанто.
441. П. Г. Хохлову.
1889 г. Октября 18. Я. П.
Дорогой П[етр] Г[алактионович]. Я сейчас получил письмо от вашего отца,1 которое очень тронуло меня. Это не шутка, милый друг, надежды и труды, направляемые этими надеждами, в продолжение 20 лет. Ему должно быть больно, больно, ужасно больно. И не могу я примириться с тою мыслью, чтобы учение о благе, исполняемое в жизни, могло иметь такие последствия. Что-нибудь тут не так. Если тянешь и затягиваешь узел на шее близкого человека, надо перестать тянуть. Посмотрите, дорогой друг, хорошенько себе в душу: всё ли то, что вы делаете, вы делаете для бога. Нет ли тут доли славы людской? Это желание славы людской до такой степени похоже подделывается под дело божье, что ее часто не узнаешь. Но вы найдете, коли поищете, потому что вы искренни, а если найдете и откинете прочь, может быть и в силах будете окончить училище. Отец может умереть в то время, когда страдает от вас, страдает недоброжелательством к вам, ко мне наверное, может быть и к Христу. Только можно несомненно утверждать верность пути, когда шествие по нем не заставляет страдать никого. Предписывать, даже советовать я не могу, дело это слишком важно, и решение его только в глубине вашей души. Но на весы я кладу песчинку того, что если вы огорчите отца, мне больно будет. Выходите из училища, но тогда, когда это не будет заставлять страдать отца. Еще песчинка. Р[ахманов] теперь у нас, и он не слыхал моего мнения, сказал: «напрасно он выходит». Знаете еще что? Зачем эта поспешность? поспешность подвига, страдания? Как будто вы сомневаетесь в том, что и после 2-х лет в училище вы будете точно такой же нравственно. Откладывать, самому откладывать исполнение воли бога, своих нравственных требований — нельзя и не хорошо, но здесь нет ясных, определенных нравственных требований, а есть дилемма нравственная же. Ах, не поддавайтесь желанию совершить подвиг. Имейте прежде всего в виду отрицательное, т. е. то, чтобы не сделать дурно, не сделать такое, в чем бы пришлось раскаиваться. Если стремитесь к первому, всегда встретятся люди мешающие, и придется им делать больно. Для второго же никто мешать не может и никому не придется делать больно.
Помолитесь и думайте с богом, милый друг.
Печатается по копии. Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 12, стр. 21—22. Датируется на основании записи в Дневнике Толстого 18 октября (см. т. 50).
1 См. прим. к письму № 442.
* 442. Г. И. Хохлову.
1889 г. Октября 18. Я. П.
Учение Христа есть учение о благе и потому, если последствие учения Христа нарушает благо людей, то надо предполагать,