Я всё работаю свою работу с большим напря[жением]….4 не прочь также украсть; потом встретил Игната, к[оторый] и не знал, что его Серега в Москве, и жаловался на то, что взял деньги у Антошки и не спросясь уехал в Москву;6 потом встретил ребят, идущих из школы с часословами, потом наш учитель в школе, к[оторый] стави[т] на колени, бьет и учит молитвам, и так ясно сделалось бедственное положение народа, от кот[орого] старательно скрывается….4
Датируется записью в дневнике С. А. Толстой 4 февраля 1891 г. о ее пребывании в Москве с 27 января по 1 (?) февраля (ДСАТ, II, стр. 3—4) и записью в Дневнике Л. Н. Толстого 6 февраля, где он, вспоминая происшедшее с 27 января по 6 февраля, отметил: «Написал…. Леве» (см. т. 52, стр. 6).
Ответ на письмо Л. Л. Толстого без даты, привезенное из Москвы С. А. Толстой, в котором Лев Львович извещал, что посылает Толстому для отзыва рассказы А. М. Сливицкого, прося обратить особое внимание на «Савву Грудцына».
1 «Монте-Кристо».
2 Александр Михайлович Сливицкий (1850—1913), педагог и писатель (псевдоним: «Алексей Котельва»); писал преимущественно для детей.
3 «Повесть о Савве Грудцыне». Сочинение Алексея Котельвы, типогр. И. Д. Сытина, М. 1890 — вольная переработка русской повести XVII века.
4 Далее оборвана страница. Многоточие редактора.
5 См. рассказ Сливицкого «Разоренное гнездо» (начало гл. XV «Опасность»), М. 1882 и Гиз, М.—Л. 1923, стр. 60.
6 Крестьянин деревни Ясная Поляна Игнат Севастьянович Макаров и его два сына — Сергей и Антон. Сергей взял сорок рублей из кармана висевшей одежды Антона и поехал посмотреть Москву.
230. H. Н. Страхову.
1891 г. Февраля 6. Я. П.
Очень благодарю вас, дорогой Николай Николаевич, за скорый и обстоятельный ответ. Это почти то, что мне нужно. Очень неопределенные определения.1 Я имел еще несколько с других сторон — из энциклопедических лексиконов, и Грот2 прислал мне свое, и все приблизительно одинаково неточны. Как давно хочется выразить всё, что я думаю об этом. И кажется совсем ясно, а всё не выходит достаточно точно и кратко. — Писать об этом длинно, а поговорить с вами об этом хотелось бы: именно хотелось бы ответить на вопросы: 1) Прилагает ли наука, отличительный признак которой состоит в строгой проверке своих положений, в критике, прилагает ли наука эту критику к тем положениям, на основании к[отор]ых известные знания, сведения выделяются из всего бесконечного количества передаваемых людьми от поколений к поколениям знаний? 2) Не могут ли те признаки, к[оторые] по существующему определению составляют особенность научного знания, быть приложены ко всякого рода сведениям — самым ничтожным и даже вредным? 3) Не составляет ли отличительное свойство науки особенность не формы, но содержания? — 4) И если есть такое по содержанию знание, к[оторое] выделяется из всех других, как особенно важное и заслуживающее то особенное уважение, к[оторое] свойственно приписывать науке, то не отличается ли по этому же содержанию и истинное искусство от не истинного?
И много тому подобных вопросов представляется, ответы на к[оторые] мне ясны. Очень мне это представляется важным.
Вашу статью3 читал, как и всегда о таких предметах, с большим удовольствием, и пользой, и уважением. —
Понравилась мне и статья Бекетова,4 но только отчасти. Мне понравилось его подразделение борьбы. Не понравилось же его желание обосновать нравственность на эволюции, что совершенно невозможно, п[отому] ч[то] нравственность не только бесполезна, но всегда вредна, и для индивида, и для рода, для всего матерьяльного, точно так же как огонь всегда вреден для сала свечи. Нельзя служить двум господам и никак нельзя помирить одно с другим. Как бы мне хотелось это ясно высказать. —
Работается очень мало, а живется не совсем дурно. Книга Макса Мюллера5 интересует меня, и я приобрету ее. —
Прощайте пока.
Любящий вас Л. Толстой.
Впервые опубликовано с искажением в ПС, стр. 423—424. Датируется на основании пометы H. Н. Страхова и записи в Дневнике Толстого 6 февраля (см. т. 52, стр. 6).
Письмо Страхова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
1 Для своей работы о науке и искусстве Толстой просил Страхова прислать ему одно или несколько «ходячих, признанных определений науки».
2 Николай Яковлевич Грот (1852—1899), философ-идеалист, профессор, редактор журнала «Вопросы философии и психологии». См. т. 64, стр. 31.
3 «О законе сохранения энергии». См. прим. к письму № 157.
4 А. Н. Бекетов, «Нравственность и естествознание» — «Вопросы философии и психологии» 1891, 5, стр. 1—67.
5 В 1891 г. в Петербурге вьшла впервые в русском переводе книга Макса Мюллера «Наука о мысли». Первое английское издание: «The science of thought», 1887.
Ответ Страхова из Петербурга от 21 февраля напечатан в ПС, стр. 225—226.
231. В. Г. Черткову от 9 февраля 1891 г.
232. Д. Р. Кудрявцеву.
1891 г. Февраля 10. Я. П.
Всегда с особенной радостью откликаюсь на такое обращение, особенно с человеком, как вы, с которым, судя по вашим писаниям, чувствую духовное единство.
Я прочел ваши обе статьи1 и очень сожалею, что вы нашли повод разногласия в том, что высказано в «Послесловии». Мне кажется, что этого повода нет и что мысли, высказанные там, не только не разногласят с вашими, но подтверждают и включают их в себе.
Я не возражаю и не спорю, но мне хотелось бы разъяснить недоразумение.
Учение Христа отличается от всех других учений, и в особенности от церковного, именно тем, что оно никакое состояние не считает оправдывающим, а говорит: «будьте совершенны, как отец ваш небесный». Чистота, перенесение жизни в настоящий момент, отсутствие забот о завтра, самоотвержение — всё это идеалы такие же, как совершенный круг, совершенная прямая, которых нет в действительности, но которые необходимы для приближения к ним.
Все же веры языческие и церковные состоят в утверждении того, что известное понимание истины и известная степень исполнения окончательны и вполне оправдывают человека.
Христианство — это вечное движение и приближение к совершенству; церковные веры, какие бы они ни были рациональные — застой.
Заповеди Христовы не предписывают идеала, а только привывают на ту ступень, ниже которой не должно опускаться ученикам Христа, если они хотят быть учениками его, и которая может и должна быть исполнена.
1) Не сердиться и не презирать брата, это ступень, которая может и должна быть исполнена. Идеал — всегда любить его.
2) Не прелюбодействовать, это ступень, которая может и должна быть исполнена. Идеал — быть вполне чистым.
3) Не клясться — та ступень, которая должна быть исполнена. Идеал — быть вполне свободным и не связанным ничем.
4) Не противиться злу, насилию людей, это та ступень, которая должна быть исполнена. Идеал — не противиться насилию, злу животных.
5) Не иметь врагов — та ступень, которая должна быть исполнена. Идеал любить врагов.
Сознание идеала не только не мешает, но без этого сознания всё учение делается мертвой буквой, хотя и стоящей выше учения церковного, но столь же мертвым, как и то.
Пожалуйста, дорогой брат, подумайте об этом спокойно и вникните любовно в мои доводы. Они, как вы понимаете, набросаны как попало, в расчете на такое любовное ваше вникновение в их смысл.
Пока прощайте. Дай бог вам всего хорошего.
Любящий вас Л. Толстой.
Печатается по машинописной копии из AЧ. Впервые опубликовано Д. Р. Кудрявцевым в Швейцарии, с датой «12 февраля 1891 г.», в его книге: «Первое Presto» и «Идеалы Христа», коим предшествует письмо Льва Николаевича Толстого к автору и ответ на него», изд. М. К. Элпидина, Carouge (Genève) 1893, стр. 3—4. В России опубликовано в журнале «Вестник теософии» 1911, № 4 от 7 апреля, стр. 51—52. Дата определяется записью в Дневнике Толстого 11 февраля (см. т. 52, стр. 7) и упоминанием этого письма под датой «10 февраля» в Списке И. И. Горбунова-Посадова.
Дмитрий Ростиславович Кудрявцев (ум. 1906) — богатый помещик Николаевского уезда Херсонской губ.; был близок с сектантами-штундистами; занимался распространением запрещенных произведений Толстого, составил несколько сборников из выдержек из Дневников и писем Толстого, напечатанных под заглавием: «Л. Н. Толстой. Спелые колосья. Сборник мыслей и афоризмов, извлеченных из частной переписки Л. Н. Толстого», изд. М. К. Элпидина, Женева 1894—1896 (вып. 1 — 1894, вып. 2 и 3 — 1895, вып. 4 — 1896). Распространение Кудрявцевым нелегальной литературы вызвало недовольство властей. В 1894 г. у него был сделан обыск, а сам он был подвергнут двухнедельному аресту и потом взят под следствие. Желая избежать дальнейших преследований, переселился в Швейцарию, где и умер.
Ответ на письмо Кудрявцева из г. Николаева от 24 января.
1 Рукописи статей Д. Р. Кудрявцева: «Первое Presto. (Размышления вагонного пассажира, выслушавшего исповедь Василия Гавриловича Позднышева)» и «Идеалы Христа». Обе статьи написаны по поводу «Крейцеровой сонаты» Толстого.
233. Ф. В. Гецу.
1891 г. Февраля 11? Я. П.
Файвель Бенцелович.
Хотя я и не мог успеть ответить вам до 5-го, т[ак] к[ак] получил ваше письмо (заказное) 4-го, я и не нуждался в этом, п[отому] ч[то] вполне предоставляю вам печатать мои письма, уверенный в том, что напечатаете их если не вполне, то так, что пропущенное не изменит сущность мысли, к[оторую] я хотел выразить. Благодарю вас за присланные книги. Я прочел в них то, что меня интересовало, и нашел в них много интересного.
Желаю успеха вашему изданию1 в смысле воздействия на умы и души людей в духе умиротворения и единения. Если увидите Соловьева, передайте ему мой привет и извинения, что не отвечаю ему.2
Желаю вам всего лучшего.
Лев Толстой.
Печатается по публикации в журнале «Летопись» 1916, 3, стр. 222. Впервые опубликовано (без фразы о Соловьеве) в книге: Ф. Г[ец], «Слово подсудимому!», СПб. 1891, стр. XIV. Датируется на основании пометы на письме рукой Геца.
Ответ на письмо Геца из Петербурга от 28 января 1891 г., в котором Гец просил разрешения Толстого напечатать его письмо к Соловьеву и Диллону от 15 марта 1890 г. (см. № 34) в составленной им брошюре «Слово подсудимому».
1 Ф. Г[ец], «Слово подсудимому!», СПб. 1891.
2 Толстой имеет в виду письмо В. С. Соловьева от 29 января 1891 г. Напечатано в «Литературном наследстве», 37-38, М. 1939, стр. 271.
* 234. А. Н. Дунаеву.
1891 г. Февраля 11. Я. П.
Очень мне жалко вас, дорогой Александр Никифорович. Я знаю, как это бывает больно: не знаешь, как поступить, и хочется себя винить, и не знаешь за что; а знаешь, что если вызвал дурное в другом — вражду к себе, то виноват сам. — Это хуже зубной боли; но зато и еще нужнее бывает для души. «И радуйтесь, когда возненавидят и поносят вас». Как ни страшно это сказать, но это одно утешало и подкрепляло меня в такие минуты. — Трудно радоваться этому,