Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 66. Письма, 1891 (июль-декабрь) — 1893

Т. Владимиров. Его взгляд на бедствие нынешнего года и на меры, кот[орые], по его мнению, должны быть приняты, заслуживают полного внимания и наибольшего распространения. Познакомившись с ним, вы сами увидите это.

Желаю вам всего хорошего.

Ваш Л. Толстой.

Впервые опубликовано с датой «начало 1890 годов» в книге «Письма русских писателей к А. С. Суворину», 1927, стр. 181. Датируется по содержанию (см. прим. к письму № 85).

Алексей Сергеевич Суворин (1834—1912) — редактор-издатель реакционной петербургской газеты «Новое время». См. о нем т. 61.

87. H. Н. Страхову.

1891 г. Ноября 17? Бегичевка.

Нет, дорогой Ник[олай] Ник[олаевич], не все говорят, что вы здоровей прежнего. Тат[ьяна] Анд[реевна]1 пишет, что Н[иколай] Н[иколаевич] что-то уныл. Видно, она любит вас истинно и пот[ому] замечает, что делается у вас на душе. — Я с этими периодами унылости, упадка духа мирюсь тем, что признаю это состояние сном, во время кот[орого] дожидаюсь пробужденья терпеливо и стараюсь только не повредить себе, своей деятельности и не жду от себя ничего путного. — Если бы даже сон этот продолжался и до самой смерти, то это не помешало бы мне ждать пробуждения и еще более радостного, с еще более возобновленными силами.

Дело наше идет очень хорошо. Страшно говорить. Всё разрастается и разрастается. Теперь с 6-ю Философскими 23 столовые, в к[оторых] кормятся, я думаю, до 1000 человек. И если бы вы видели, как это всё делается добро и просто. Много хороших чувств я испытал и радуюсь за девочек. Всё это не то. Чем ближе к этому делу, тем очевиднее свои грехи, но утешаешься тем, что желал бы лучше, и чувствуешь всю свою мерзость и недостаточность. —

О том, что вы пишете о Соловьеве, я и согласен и несогласен. Разумеется, цель к к[оторой] должно и свойственно стремиться человеку, никак не есть его благополучие, но вместе с тем не есть и его спасение: цель есть подчинение, наибольшее слияние с волею Отца; воля же Отца есть, с нашей человеческой точки зрения, установление царства божия — единения всех в Нем. —

Стремясь к слиянию с волей Отца, невольно достигаешь установления ц[арства] б[ожия]. Стремясь к установлению ц[арства] б[ожия], неизбежно придешь к необходимости слияния с волей Отца. Только через слияние своей воли с волею Отца возможно содействие установлению ц[арства] б[ожия]. Я из этого не могу выдти. И для меня в этом всё.

Прощайте, милый друг, от души, любя целую вас. — Не считайте себя одиноким. Вас любят, и я первый. — И не думайте, чтобы была еще какая-нибудь лучшая любовь у нас, семейных людей. Всё она одна — настоящая.

Л. Толстой.

Впервые опубликовано в ПС, стр. 438—439. Датируется на основании пометы Страхова на автографе: «19 ноября 1891» (дата получения письма). Письмо могло быть послано с Н. Т. Владимировым, выехавшим из Бегичевки 17 ноября в Москву и Петербург, или через Чернаву в почтовый день, тоже 17 ноября.

Ответ на письмо H. Н. Страхова от 10 ноября (почт. шт.), в котором Страхов писал о сильном впечатлении от статьи Толстого «О голоде», чтение которой он слышал на обеде у Фета, и от статьи Толстого «Страшный вопрос», полученной им от Грота. Кроме того, Страхов сообщал о докладе В. С. Соловьева «О причинах упадка средневекового миросозерцания», прочитанном им в заседании Психологического общества.

1 Т. А. Кузминская. Упомянутое Толстым ее письмо, вероятно, было адресовано к ее дочери Вере Александровне, жившей с Толстым в Бегичевке.

* 88. A. H. Дунаеву.

1891 г. Ноября 18. Бегичевка.

Спасибо, дорогой Александр Никифорович, за письмо.

Верно, очень верно ваше описание мирского богатого человека и полезно для тех, к[оторые], особенно в теперешнее время, сердятся, негодуют на них, осуждают. А они жалки. И хорошо, и необходимо напоминать это людям. — Правы вы и в том, что нужнее духовный хлеб, чем телесный, да только телесный тут в нашей власти, мы можем перемещать его, а духовный хлеб сходит с неба, и не наш, а только иногда проходит через нас и потому не в нашей власти. — А я, странное дело, — здесь чувствую себя особенно невосприимчивым к этому духовному хлебу. Он идет где-то помимо меня. Но, несмотря на это, не скажу,чтобы мне было нехорошо. Напротив, хотя постоянно чувствую, что всё, что мы делаем, не то, что надо бы иначе, но мирюсь с тем, что есть, что по силам, смиряюсь и часто испытываю радостные минуты.

Практически дело идет очень хорошо — боюсь сглазить. С Философскими 6-ю у нас 23 столовых, в к[оторых] кормится около 1000 человек. Всё это делается так просто, легко, с таким малым усилием с нашей стороны, что так и видишь, как это может разрастись и покрыть сетью всю голодную Россию. Хорошо тоже то, что до сих пор совершенное соответствие требований нужды, доступных нам, наших сил и денег. Не приходится ни придумывать, куда бы употребить деньги и куда бы употребить силы, ни жалеть о том, что нет сил и денег для покрытия нужды; а как раз по силам, по деньгам и по нужде. —

Разумеется, вы прекрасно сделали, что не просили денег. Пожертвования, к[отор]ых приходит много, как-то тревожно действуют. Из трех элементов: нужды, сил и денег, из к[оторых] слагается наше дело, желательно, чтобы больше всего было сил и чтобы они лучше и лучше прилагались. Как Шиллер говорит: хочешь сделать великое — сосредоточь наибольшую силу на наименьшую точку. —

Поклонитесь Хохлову. Что он? Мне про него говорил приехавший к нам студент Дубровин. Еще, говорят, приехал к нам, но еще не б[ыл] у нас, Тулинов. Многие еще предлагают себя. Жена пишет, что предлагают себя на праздники. Это не надо.

Вы мне очень хорошо пишете про жену, описывая ее положение, спасибо за это. Ее нездоровье и душевное тревожное состояние очень меня беспокоило. Напишите еще. Пока прощайте.

Л. Толстой.

Датируется на основании почтовых штемпелей.

Ответ на письмо Дунаева от 10 ноября 1891 г. (почт. шт.), в котором Дунаев пространно описывал «схему человека» из богатых людей, которыми он «окружен ежедневно» и которые в нем вызывают лишь жалость.

89. С. А. Толстой от 19 ноября 1891 г.

90. В. В. Рахманову.

1891 г. Ноября 19? Бегичевка.

Очень рад был получить от вас известие, дорогой Владимир Васильевич. Если вы хотите открывать столовые в Лукоянов[ском] уезде, где, кажется, положение народа очень дурно, то делайте вот как. Изберите место в середине самых голодных деревень, припасите в это место муки, отрубей, картофелю, капусты, свеклы, гороху, чечевицы, овсяной муки, соли или хотя то, что можно из этого, и потом пойдите в одну из деревень, выберите в середине деревни, если она не больше 30, 40 дворов, одну самую бедную семью, а то две, если деревня вдвое больше, и предложите хозяевам, получая от вас продовольствие, печь хлебы и варить на самых нуждающихся — слабых, старых, малых, а то и не старых, но голодных, от 30 до 40 человек. Потом перепишите с старостой этих людей, выдайте провизию и посещайте столовые, испытывая в них наилучшую, более питательную пищу, противодействуя злоупотреблениям и принимая тех, к[оторые] пропущены и просятся. Дело это так просто и так легко складывается, как какое-то природное явление. В Лукояновск[ом] уезде есть учитель Великанов, к[оторый] был у нас летом и к[оторому] я писал недавно, прося eго дать мне сведения о состоянии населения, но так как я наобум писал адрес, то письмо, видно, не дошло до него. Хлеба я думаю, что недостанет, но если сделается то, что богатые почувствуют свою вину перед народом и постараются разрушить стену, отделяющую их от него, то все вместе, деляся добровольно, изживут беду.

Если нет ржи и пшеницы, есть овес, ячмень, кукуруза, картофель. Из Америки уж идут 7 кораблей с кукурузой.1 Меня затянуло в это дело. Я чувствую, что делаю не то, что надо, получая пожертвования, вызванные письмом жены, и распределяя их все-таки по своей воле на покупку продовольствия и устройство столовых, но не могу, не имею сил оторваться от этого дела, устраниться.

Мы живем здесь в имении моего знакомого Раевского, очень хорошего (хорошего либерала и вместе народника) и практического человека, с двумя дочерьми, Тан[ей] и Маш[ей], и племянницей В. Кузьм[инской], и они усердно работают. Устроено у нас 18 столовых, у соседки Философов[ой] 6. Еще на-днях приходили двоеодин юрист, другой естественник, кончивш[ие] курс купцы из Москвы, и тоже открывают столовые.2 Везде это дело распространяется как сыпь. И много есть тут хорошего. Есть и дурное — именно свой произвол, к[оторый] нельзя вполне устранить, и ложная роль, к[оторую] играешь. Что делают молокане? Вы строги к ним. Приветствую вашу сотрудницу Сытинскую3 и целую вас.

Любящий вас Л. Толстой.

Более подробные сведения о ведении столовых вы, вероятно, прочитаете в статье,4 к[оторую] я на-днях напечатаю или в Неделе или в Русс[ких] Вед[омостях].

Впервые опубликовано без даты и не точно в журнале «Минувшие годы» 1908, XII, стр. 303—304. Дата определяется упоминанием о количестве открытых столовых, причем принимается во внимание, что единственный почтовый день, в который это письмо могло быть отправлено с Чернавы, был среда 20 ноября.

Владимир Васильевич Рахманов (1864—1918) — врач, участник земледельческих общин в 1889—1891 гг. См. т. 65. В конце лета 1891 г. Рахманов поселился в селе Богородском, Нижегородской губ., среди сектантов-молокан, где занялся медицинской деятельностью.

Ответ на письмо Рахманова из села Богородского от 10 ноября, написанное под впечатлением прочитанной статьи Толстого «Страшный вопрос», в котором он сообщал, что известие об открытии Толстым столовых навело его на мысль устроить такие столовые в Лукояновском уезде, «одном из наиболее пострадавших от неурожая в Нижегородской губернии», и задавал ряд вопросов, касавшихся организации и ведения столовых.

1 Первый пароход с пожертвованной кукурузой «Индиана» прибыл в Либаву 3 марта 1892 г.

2 Н. И. Тулинов и Г. А. Поляков. См. письмо № 320.

3 Ольга Андреевна Сытинская, с конца 1891 г. жена В. В. Рахманова. В письме от 10 ноября Рахманов писал, что Сытинская тоже приехала с ним в Богородское: «Мы очень с ней подружились летом, и вот она живет сейчас со мной, отчасти в качестве ученицы, отчасти как помощница». В декабре 1891 г. Сытинская переехала с Рахмановым в Лукояновский уезд для помощи голодающим.

4 «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая».

* 91. Неизвестному.

1891 г. Ноября 22. Бегичевка.

Дела здесь очень много,1 и предложение ваше мы принимаем с радостью.

Приезжайте сюда и тогда выберете занятие.

Лев Толстой.

22 ноября.

1 Имеется в виду работа по оказанию помощи голодающим.

92. С. А. Толстой от 23 ноября 1891 г.

93.

Скачать:PDFTXT

Т. Владимиров. Его взгляд на бедствие нынешнего года и на меры, кот[орые], по его мнению, должны быть приняты, заслуживают полного внимания и наибольшего распространения. Познакомившись с ним, вы сами увидите