Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 66. Письма, 1891 (июль-декабрь) — 1893

чахоточный, на к[оторого] страшно взглянуть со стороны, сам не видит своей исчахлости, так и народ. То же и я испытывал в Севастополе, на войне. Все говорили: ужасы, ужасы. А приехали, никаких ужасов нет, а живут люди, ходят, говорят, смеются, едят. Только и разницы, что их убивают. То же и здесь. Только и разницы, что чаще мрут. А этого не видно.

Видели в Москве вашего отца. Он очень увлечен своим искусством. Я это так понимаю и радуюсь пока, что сам не в таком же увлеченьи. Хотя всякую минуту может случиться. — Я всё свою пишу книгу: заключенье, к[оторое] очень занимает меня.

Боюсь я, что вы мало себе внушаете, что вам хорошо. Мы все к этому склонны: составили себе воображаемую не столько жизнь, но радость на эту жизнь, и как только радости этой нет, так нам скучно, мы чувствуем себя неудовлетворенными. Вчера Поша получил письмо от Леонтьева,3 он пишет, что ему скучно, что он не удовлетворен духовно (он иначе выражается), что причина этого разъединение. Вот и выскочило шило из мешка. Как может мое отношение к людям дать или не дать мне духовное удовлетворение. Мне-то, стоящему по моим годам одной ногой в гробу, это так ясно видно. Il faudra mourir seul и il faut vivre seul,4 т. e. с богом. Пока на него не обопрешься, не выдержит ни одна подпорка. А что если бывает неинтересно, неувлекательно жить, как это я теперь вижу у многих, и в чем, в недовольстве на это, я вас подозреваю, то надо знать и помнить, что весна и лето бывают не постоянно, а есть зима. И в духовном движении есть эта периодичность. Нужна зима и ночь для отдыха. И чем холоднее зима и темнее ночь, тем ближе рассвет.

Я узнал о том, что вы не приедете, от Петрункевич девицы.5 Узнал тоже, что вы с детьми занимаетесь. Это хорошо. А Булыгина (я не видал его) отдали под суд за открытие школы без разрешения. Это будет полезно для судейских, он им много доброго и полезного скажет на суде.6

Целую вас крепко.

Очень любящий вас Л. Т.

Девочки кланяются.

Печатается по копии рукой П. И. Бирюкова в рукописной тетради № 8 (стр. 82—86) из AЧ. Впервые небольшой отрывок опубликован в Б, III, стр. 323—324. Датируется на основании Списка М. Л. Толстой.

Ответ на письмо Ге (сына) от 25 января 1893 г. с просьбой написать «несколько слов» о жизни Толстого.

1 П. И. Бирюков жил в Бегичевке с августа 1892 г., заведуя организованными Толстым столовыми. Статья его — корреспонденция из Бегичевки, напечатанная в № 5 «Недели» 1893 г. за подписью «П. Б.».

2 Е. И. Попов и С. Т. Семенов.

3 Письмо это неизвестно.

4 [умирать придется одному] и [надо жить одному,]. Слова эти взяты из «Мыслей» Паскаля (см. Pascal, «Pensées», Paris 1847, p. 190).

5 Дочь Ивана Ильича Петрункевича, Наталья Ивановна Петрункевич, которой принадлежала часть Плисок, рядом с хутором Ге.

6 В усадьбе М. В. Булыгина Хатунка была открыта школа для крестьянских детей по инициативе А. М. Булыгиной, окончившей учительскую семинарию. О школе, где не имелось ни икон, ни преподавания закона божия, донес местный священник; назначено было обследование, и Булыгин был привлечен к судебной ответственности. На окружной суд Булыгин не явился, был оштрафован на 50 рублей, и школу было постановлено закрыть за «внушение превратных понятий юным крестьянским детям». Булыгин отказался платить штраф, подав апелляционный отзыв, в котором заявлял, что не считает себя виновным, так как в его школе учили детей грамоте по дозволенным цензурой азбуке и учебникам Л. Н. Толстого. К этой апелляции сделал приписку Толстой. Она неизвестна.

409. Е. А. Березовской.

1893 г. Февраля 8. Бегичевка.

«Что должна делать жена, если у мужа есть любовница, и он хочет жить и с тою и с другою?» Конечно, ни в коем случае не жить брачно с таким мужем.

«Имеет ли жена право взять детей и уйти от мужа?»

О правах между женою и мужем не может быть речи. Но уйти даже от неверного мужа, если [он] дорожит совместною жизнью с женой и нуждается в ней, не хорошо и потому не следует. Отнять детей от отца, если он дорожит ими, тоже нехорошо и потому не следует.

Что же делать? скажете вы. Терпеть, стараясь самой не быть виноватой перед мужем. Слишком часто бывает так, что один из супругов виноват увлечением, неверностью, а другой вместо того, чтобы, оставаясь чистым, помогать сбившемуся вернуться на путь, сам начинает грешить гордостью за свою чистоту, осуждением, злобой, обидами. Самое сильное орудие против зла есть добро.

Вот всё, что я умею ответить на ваши вопросы. Оставайтесь сами чистыми и обращайтесь с мужем, как бы обращалась с ним любящая сестра. Это, по-моему, единственный выход из вашего тяжелого положения.

Лев Толстой.

На обороте: Ардатов, Симбирской губ. Елене Алексеевне Березовской.

Впервые опубликовано в сборнике «Толстой и о Толстом», I, М. 1924, стр. 85. Датируется на основании Списка М. JI. Толстой.

Ответ на письмо жены чиновника Елены Алексеевны Березовской от 23 декабря 1892 г. (почт. шт.) с вопросами, повторенными Толстым в его письме.

410. А. М. Хирьякову.

1893 г. Февраля 8. Бегичевка.

Простите, что долго не отвечал вам, дорогой Александр Модестович. Листки о буддизме получил и очень благодарен. Я давно интересовался этим и нашел то самое, что ожидал — хорошее. Я бы очень рад был, если бы «Ходите в свете»1 пропустили. Статья об искусстве не готова. А если не годится, то еще что-нибудь найдем.

Л. Толстой.

Печатается по копии с автографа, сделанной в 1936 г. рукой адресата. Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 2, стр. 107. Датируется на основании Списка М. Л. Толстой.

Ответ на письмо А. М. Хирьякова от 30 декабря 1892 г. из Петербурга, в котором Хирьяков между прочим сообщал: «Посылаю Вам с этой почтой несколько листочков, трактующих о французском буддизме. Листочки эти переданы мне одной польской дамой, приехавшей нз Парижа. Сделала она это по просьбе проф. Рони, распространителя буддизма, который очень желает узнать Ваше мнение об этом умственном движении у французов».

1 «Ходите в свете, пока есть свет» — незаконченная повесть Толстого, над которой он работал в 1887 г. (см. т. 26). Впервые опубликована в сборнике: «Путьдорога», изд. К. М. Сибирякова, СПб. 1893.

411—413. С. А. Толстой от 9, 12 и 13 февраля 1893 г.

* 414. Д. А. Хилкову.

1893 г. Февраля 13. Бегичевка.

Я всегда смеюсь над теми, кот[орые] говорят, что письма пропадают, а вот мои должно быть два письма пропали к вам, Дмитрий Александрович: одно я писал в ответ на ваше письмо, а другое о своих имущественных делах;1 так что мое впечатление было то, что за вами письмо. Ну, да это всё равно, только мне жаль, что вы из-за этого не писали мне, и я даже беспокоился о вас одно время, не имея о вас никаких известий.

Думал же и говорил я о вас много, особенно с двумя квакерами, которые приехали в Россию, чтобы содействовать облегчению положения всех потерпевших за веру и посетить их. Не пишу о них, п[отому] ч[то] уверен, что они теперь уже были у вас. Особенно мне полюбился Bellows. У меня был при нем интересный разговор с ехавшим с ним баптистом Фастом.2 Прекрасное их учение: есть их книга Barclay.3 Я пришлю вам ее из Москвы. Жалко мне только, что они связывают себя верою в некоторые догматы церковные, как воскресенье, божественность, и, главное, жаль, что они не доделали того неизбежного вывода отрицания государства, к[оторый] вытекает из их положения непротивления. —

Я живу теперь на короткое время в Бегичевке и всё кончаю свое писанье. Очень, до греха, поглощен им. Пишите мне. Вы не можете себе представить, с каким особенно радостным чувством я вижу всегда ваш почерк.

13 февраля.

Л. Толстой.

1 Упоминаемые Толстым письма: от 14 сентября 1892 г. и неизвестное.

2 Герман Фаст, сектант-баптист.

3 Роберт Барклэ (Barclay, 1648—1690), сектант-квакер; проповедник и писатель.

415. C. A. Толстой от 14 февраля 1893 г.

* 416. Крауфорду (J. М. Crowford). Черновое.

1893 г. Февраля 14. Бегичевка.

In answer to your letter I have the honour of informing you that this year the famine in one part of the country is not less severe than it was last [year] and that our work has been continued during this year, although not in the same measure as last. This year we have over 90 refectories (kitchens).

Our means are not so ample as they were last year. Moreover we have overreached our budget, — as the want of fire wood has been greater than we expected it. Therefore every gift from American benefactors for our famine stricken peasants will be gratefully accepted.

В ответ на ваше письмо имею честь уведомить вас, что в этом году голод в некоторых частях нашей местности грозен не менее прошлогоднего и что мы продолжаем нашу работу в этом году, хотя не в тех размерах, как в прошлом. В этом году мы имеем свыше 90 столовых (кухонь).

Наши средства не столь обильны, как были в прошлом году. Тем более что мы превысили наш бюджет, так как нужда в топливе оказалась сильнее, нежели мы ожидали. Поэтому всё посланное американским жертвователями для наших голодающих крестьян будет принято с благодарностью.

Печатается по черновику, написанному T. Л. Толстой на нижней половине четвертой страницы письма А. А. Бобринского к Толстому от 2 февраля 1893 г. (см. ниже). Датируется на основании упоминания об этом письме в письме Толстого к жене (см. т. 84, стр. 185 и 186).

Ответ на письмо консула Соединенных Штатов Северной Америки Крауфорда из Петербурга от 4/16 февраля 1893 г., который спрашивал, продолжает ли Толстой помогать крестьянам, ощущается ли нужда в эту зиму и нуждается ли Толстой в деньгах. О том же запрашивал Толстого в письме от 2 февраля секретарь Американского комитета помощи голодающим А. А. Бобринский (р. 1859).

Ответного письма Крауфорда не сохранилось. Бобринский в письме от 17 февраля сообщал: «Благотворительный комитет при Американском посольстве ассигновал в Ваше распоряжение две тысячи рублей, которые мною и были переведены через Международный коммерческий банк 14 сего февраля на Ваше имя в Москву».

417. C. A. Толстой от 16 февраля 1893 г.

418. И. А. Бунину.

1893 г. Февраля 20. Бегичевка.

Очень рад был получить от вас известие, дорогой Иван Алексеевич, в особенности тому, что вы устроились в Полтаве. Надеюсь, что вы духом спокойнее, чем когда я вас видел

Скачать:PDFTXT

чахоточный, на к[оторого] страшно взглянуть со стороны, сам не видит своей исчахлости, так и народ. То же и я испытывал в Севастополе, на войне. Все говорили: ужасы, ужасы. А приехали,