на ваше письмо, дорогой Александр Иванович, но теперь не успею, а пишу только, чтобы сказать, что заведение Бибикова находится в 130 верстах от Самары. Ехать надо по Волге, а потом по Оренбург[ской] дор[оге] до станции Богатое, а со станции Богатое 80 верст. На половине дороги хутор богатых мужиков Седышевых,1 наши приятели, гостеприимные хорошие люди, у кот[орых] отдохнете. Сын мой Лев теперь еще там, и знает вас и то, что я советую вам приехать, и будет рад устроить вас там, знает и Бибиков — прекраснейший человек, и тоже примет вас дружески. Мой совет ехать и не медлить. Ничто так не восстановляет силы, как кумыс.1
Буду ждать вашего ответа. Ответить я хотел в вашем письме на то, что богослужение нельзя признать теперь проявлением истинного искусства: это было, но теперь уже прошло и нельзя восстановить отжитого. Нужно в нашей жизни найти искусству такое же законное место, какое оно занимало в древнем мире. Если есть люди, которые стоят выше того, что представляется высочайшим народу, то это уже не настоящее дело, а нечто отживающее: это хризолида2 пустая, а бабочка уже улетела. Дело, мне кажется, главное, в том, что истина, включающая в себе или совпадающая, нераздельная с добром и любовью, поставленная перед нами христианством, как идеал жизни, устранила, свела на служебное место идеал языческий — красоту; люди же со времени возрождения не могут помириться с таким упразднением привычного им языческого идеала и ставят на одну степень истину (наука), красоту (искусство) и добро (нравственность), составляя из этого свою философскую троицу. И этакая постановка дела извращает весь смысл христианства. Тогда как в действительности для христианина есть только один идеал — истина (включающая добро или совпадающая с ним), оказывается, что эта истина не имеет места в этой троице, а есть только истина, под кот[орой] подразумевается не истина, указывающая путь жизни, т. е. добро, а познание, т. е. наука и красота, т. е. искусство, и к этим двум без связи пристегнуто добро. Я опять взялся за статью о науке и искусстве, и мне будет жалко, если не успею выразить многое, кажущееся мне интересным и новым об этом предмете. Так пишите мне. Дай бог вам поправиться и подольше радостно послужить делу божию. Целую вас.
Любящий вас Толстой.
Впервые опубликовано в журнале «Русское прошлое», ІІІ, Пгр. — М. 1923, стр. 142. Датируется на основании Списка М. Л Толстой.
Письмо Аполлова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.
1 См. Л. Л. Толстой. «В голодные года», М. 1900, стр. 16—17.
2 Хризалида — куколка бабочки.
* 481. Н. А. Зиновьеву. Неотправленное (?).
1887 г….1893 г. Июня 22. Ясенки.
Многоуважаемый Николай Алексеевич.
Пишу вам из Ясенковского волостного правленья. Вчера в то время, как вы уезжали от нас, там был страшный пожар; сгорело 17 дворов, погорел хлеб, всё имущество, у некоторых овцы, скотина и лошадь.
Нельзя ли им дать в казенном лесу в виде дров лесу кое-какого на постройку дворов. Мы с своей стороны сделаем, что можем. — Письмо это передаст писарь,1 очень дельный человек и тоже пострадавший, так как сгорел дом находящихся на его попечении сирот.
Ваш Л. Толстой.
22 июня.
Что касается до вопроса о пруде, то у крестьян нет выкупного договора и доказательств того, что пруд в их земле, и нужно бы справиться в губернском присутствии.
На конверте: Его превосходительству Николаю Алексеевичу Зиновьеву.
Год в дате письма определяется временем пребывания H.A. Зиновьева в должности тульского губернатора.
1 Сергей Васильевич Новиков.
482. В. Г. Черткову от 22 июня 1893 г.
483. П. И. Бирюкову.
1893 г. Июня 22. Я. П.
Посылаю вам, дорогой друг, это письмо Черткова. Я ему пишу,1 что очень жалею об его отказе от Посредника.
Я нынче написал в Москву, чтобы премию 329 р. вам выслали в Клекотки.2
Л. Т.
Впервые отрывок (первый абзац) был напечатан в ТЕ 1913, вторая пагинация, стр. 123. Датируется на основании Списка М. Л. Толстой.
Приписка к письму В. Г. Черткова к П. И. Бирюкову из Ржевска, Воронежской губ., от 15 июня (см. т. 87, стр. 207, прим. 5).
1 См. письмо Толстого к В. Г. Черткову от 22 июня 1893г., т. 87, стр. 204.
2 Премия Общества русских драматических писателей за комедию «Плоды просвещения» была присуждена Толстому 27 января 1893 г. Об этом комитет общества извещал Толстого дважды в официальных бумагах за подписью И. В. Шпажинского и А. А. Майкова. Толстой ответил А. А. Майкову. Текст его письма неизвестен.
* 484. Иосифу фон Кюршнеру (Joseph von Kürschner). Черновое.
1893 г. Июня 22. Я. П.
Monsieur,
Je regrette beaucoup de ne pouvoir consentir à votre proposition de publier l’ouvrage que je vous ai fait parvenir dans votre journal. Cet écrit perdrait beaucoup en paraissant mensuellement et surtout sans le dernier chapitre qui doit déjà vous être parvenu. Tous les jugements portés sur l’ouvrage publié en parties sans la conclusion1
ne produiraient que des malentendus. C’est pourquoi la condition de publier l’ouvrage en entier posée aux traducteurs est une condition sine qua non.2 J’espère que cela ne vous empêchera pas de publier l’ouvrage et que cela3
Я очень сожалею, что не могу согласиться на ваше предложение напечатать в вашем журнале произведение, которое я вам послал. Это писание потеряло бы очень много, появляясь ежемесячно и в особенности без последней главы, которую вы, вероятно, уже получили. Все суждения о сочинении, появляющемся по частям без заключения1 и только служили бы поводом к недоразумениям. Вот почему поставленное переводчиками условие об опубликовании этого произведения лишь целиком, является условием sine qua non.2Надеюсь, что это не помешает вам опубликовать это сочинение и что это3
Печатается по черновику-автографу, написанному на обороте листа c черновым текстом статьи «Неделание». Датируется на основании Списка М. Л. Толстой.
Иосиф фон Кюршнер (Joseph von Kürschner, 1853—1902) — профессор, литературный директор «Общества немецких изданий» («Deutsche Verlags Anstalt») и издатель ряда журналов. В 1890 г. издал повесть Толстого «Ходите в свете пока есть свет» в немецком переводе Р. Лёвенфельда. В 1893 г. издал в Штутгарте «Первую ступень» («Die erste Sprosse»).
Получив через H. A. Касаткина (см. письмо № 454 и прим. 3 к нему) рукопись «Царство божие внутри вас», Кюршнер, видимо, сделал запрос Толстому через T. Л. Толстую о разрешении ему напечатать «Царство божие внутри вас» сначала в его журнале «Aus fremden Zungen» и получил отрицательный ответ (см. письмо по поручению от конца мая 1893 г.).
Ответ на письмо Кюршнера на французском языке из Эйзенаха от 16 июня 1893 г., в котором Кюршнер соглашался с доводами Толстого, переданными в письме T. Л. Толстой, о невозможности печатания трактата «Царство божие внутри вас» в журнале.
1 Пропуск в черновике.
2 [необходимым.]
3 На этом слове автограф обрывается.
«Царство божие внутри вас» в издании Кюршнера (Deutsche Verlags Anstalt) вышло в свет в январе 1894 г. под заглавием: «Das Reich Gottes ist in euch oder das Christentum als eine neue Lebensauffassung, nicht als mystische Lehre».
485. Л. Л. Толстому.
1893 г. Июня 23…25. Я. П.
Давно не писал тебе, милый друг Лева, п[отому] ч[то] всё знаю про тебя, и по обману чувств кажется, что и ты про нас знаешь.
Я очень обрадовался Маше. Так же и еще больше обрадуюсь, тебе, когда ты приедешь и приедешь здоровым. Ужасно то, что это cercle vicieux,1 — от нездоровья ты думаешь о своем здоровье, а от думы ты делаешься нездоров. Нужнее всего и полезнее всего тебе было бы увлечение сильное мыслью и делом. И этого я желаю тебе, зная, что этого нельзя заказать. —
2Ты знаешь, верно, что ты угадал и что мичман3 делал предложение. Но, кажется, всё обошлось благополучно.
Жизнь наша идет по-старому, и ты правду пишешь, что жалко и больно будет многим, когда она прекратится. На-днях была Ольга Фредерикс:4 у них, у ее матери5 и тетки6, как я знаю, сложилась такая легенда, что мама мученица, святая, что ей ужасно тяжело нести посланный в моем лице крест, и потому все эти дамы и О[льга] Фредер[икс] всегда очень дурно действуют на мама. И вот случилось, что тетя Таня7 и О[льга] Фред[ерикс] стали разговаривать о воспитании детей, и я сказал свое мнение, что детей надо уважать, как посторонних, и мама вдруг начала не возражать, а пикировать меня, и это меня раздражило. Ничего не было сказано неприятного, но осталось у меня очень тяжелое впечатление, тем более, что таких стычек — не то, чтобы раздраженных, как прежде, но чуть-чуть недоброжелательных, уже давно не было. Но вчера мы заговорили, и я сказал ей, что меня очень огорчил этот разговор, то, что она несправедливо придиралась ко мне, и она так просто и добро сказала: да, это правда, я была раздражена, не в духе и мне кажется, что никто меня не любит и все уходят от меня. И мне так стало жаль ее, и я так радостно полюбил ее. Вот тебе образец наших отношений и нашей внутренней жизни. Я боюсь, что ты слишком привык осуждать. Себя, себя, давай пробирать и осуждать, а люди всякие богу нужны. И мы слишком избалованы и счастливы тем, все-таки высшим против среднего уровня, нравственным складом нашей семьи.
8За это время многое начинаю, кое-что записываю, но ничего не кончил, кроме маленькой статьи по случаю двух противуположных и очень характерных писем Зола и Дюма, кот[орые] мне прислал редактор Revue des Revues. Я в статье подчеркиваю глупость речи Зола и провиденье Дюма и высказываю слегка свои мысли и об науке и о том, что только усвоение людьми христианск[ого] мировоззрения спасет человечество, т. е. намеки на то, что я говорю в большой статье. Я послал эту статью Villot9 через А. М. Кузминского, к[оторый] поехал в Петерб[ург], — для журнала J. Simon Revue de famille.10
Сию минуту прервала это мое письмо мама, пришедшая в великом волнении: она изругала Андрюшу за то, что застала его около Таньки Цветко[вой],11 за к[оторой], кажется, ухаживает Миша Кузм[инский]. Всё это подозрения, кажется несправедливые. Я говорил сейчас по этому случаю с Андр[юшей]. Он, кажется, не виноват, но Миша, который опасный товарищ.
У нас теперь Фере с женой12 и К[атерина] И[вановна] Барат[ынская].
Целую тебя. Пиши больше.
Привет Бибикову.
Впервые опубликовано в журнале «Современные записки», Париж 1926, XXVII, стр. 225—227; в СССР опубликовано в журнале «Печать и революция» 1928, 6, стр. 102—103. Датируется приблизительно, по содержанию.
1 [заколдованный, ошибочный, ложный круг,]
2 Абзац редактора.
3 Мичман — случайный знакомый М. Л. и Л. Л. Толстых по кумысному заведению Бибикова.
4 Ольга