письме к В. Г. Черткову от 1 июля Толстой писал, что он затерял его рукопись о половых отношениях и полученную от него же рукопись «Исповеди» А. И. Аполлова (см. т. 87, стр. 207—208).
2 Татьяна и Мария Львовны были на свадьбе Марии Леонидовны Оболенской (р. 1874), внучатной племянницы Толстого, вышедшей замуж за Николая Алексеевича Маклакова (1871—1918), впоследствии активного реакционера и министра внутренних дел (1912—1915).
3 См. письмо № 484. Кюршнер (Кирхнер) писал об этом в письме от 27 июня нов. ст.
4 О том, что посланная по почте двенадцатая глава рукописи «Царство божие внутри вас» «получилась благополучно», уведомила Толстого переводчица А. Делано.
5 Немецкий переводчик Р. Лёвенфельд в письме от 6 июня нов. ст. из Берлина запросил Толстого, согласен ли он отдать берлинскому издателю Рихарду Вильгельми русское издание книги «Царство божие внутри вас» в Германии.
6 М. Ф. Кудрявцева.
7 Письмо В. Г. Черткова от 26 июня. См. т. 87, стр. 209—210.
491. Л. Ф. Анненковой.
1893 г. Июля 10. Я. П.
Дорогая Леонила Фоминична,
Спасибо вам за ваше доброе отношение к Васильеву. Вы своим добрым сердцем и ясным умом поняли его лучше меня и нашли, что делать. Я не беру на себя дать совет, но верю вам. Он мне тоже понравился: натура хорошая, но уж очень изуродована, изломана. — Я радуюсь мысли, что скоро увижу вас. Мы завтра едем с Таней в Бегичевку на 10 дней.1 Я кончил свою книгу. Она переводится за границей. Немного пишу кое-что. Но последнее время увлекаюсь покосом. Сил уже мало.
До свиданья. Очень радуюсь вас увидать. Привет мой вашему мужу.
Любящий вас очень Л. Т.
Трагикомедия не годится.2
На конверте: Леониле Фоминичне Анненковой.
Впервые опубликовано в ПТС, II, стр. 139—140. Датируется на основании почтовых штемпелей.
Ответ на недатированное письмо Л. Ф. Анненковой (с карандашной пометой «1 июля»), сообщавшей о своем впечатлении от разговоров с Васильевым (см. письмо № 487).
1 Это была последняя поездка Толстого в Бегичевку перед ликвидацией дела помощи голодающим. Толстой, захватив с собой последние денежные пожертвования, выехал с T. Л. Толстой 11 июля и вернулся в Ясную Поляну 20 июля.
2 Анненкова спрашивала, получил ли Толстой посланную ею рукопись «Трагикомедия», автор которой «очень хочет» знать о ней мнение Толстого.
492. Н. Н. Ге (отцу).
1893 г. Июля 10. Я. П.
10 июль.
Получил ваше письмо, дорогой друг, очень был обрадован им и благодарю, а напишу мало — некогда. Радуюсь, что вы довольны своей картиной.1 Я ее видел во сне.
Об искусстве я всё думаю и начинал писать. Главное то, что его нет. Когда я сумею это высказать, то будет очень ясно. Теперь же не имею права этого говорить.
Мысль ваша написать воспоминания о Герцене прекрасная.2 Только не торопитесь; а постарайтесь поподробнее, т. е. ничего не забыть и посжатее написать. Я кончил свое3 и теперь бросаюсь то на то, то на другое: статью об искусстве не кончил и еще написал статью о письмах Зола и Дюма о современном настроении умов. Мне показалось очень интересно: глупость Зола и пророческий, поэтический голос Дюма. Пошлю в Северный Вестник и парижск[ий] журнал Жюль Симона Revue de famille. Что дорогой Количка? Пусть напишет мне. Привет Петруше,4 Рубанам. Мы завтра едем на 10 дней в Бегичевку. У нас всё по-старому. Лева всё там, но ждем его.
Полностью опубликовано в ТГ, стр. 161—162.
Ответ на письмо художника H. Н. Ге, не известное редакции, но цитируемое его биографом: «Из Петербурга Н[иколай] Николаевич] писал гр. Льву Николаевичу Толстому 22 июня того же года, что снова много повозился со своей картиной, но теперь нашел форму, нашел решение; тут же говорил, что задумал написать для «Сев[ерного] вестника» свои воспоминания о знакомстве с Герценом и Бакуниным во Флоренции» (В. В. Стасов, «Николай Николаевич Ге», стр. 373).
1 Последняя картина Ге «Распятие».
2 Александр Иванович Герцен (1812—1870). Воспоминания Ге о Герцене (и Бакунине) были опубликованы под заглавием «Встречи» — «Северный вестник» 1894, 3, стр. 233—249. По мнению Стасова, знакомого с черновиками и полным рукописным текстом, эту статью для «Северного вестника» автор, «бог знает почему сильно сокративши, лишил многого интересного» («Николай Николаевич Ге», стр. 159).
3 «Царство божие внутри вас».
4 П. Н. Ге, младший сын художника, живший в те годы с семьей в Нежине.
493. Н. С. Лескову.
1893 г. Июля 10. Я. П.
Начал было продолжать одну художественную вещь,1 но, поверите ли, совестно писать про людей, которых не было и которые ничего этого не делали. Что-то не то. Форма ли эта художественная изжила, повести отживают, или я отживаю? Испытываете ли вы что-нибудь подобное?
Еще начал об искусстве и науке. И это очень и очень забирает меня и кажется мне очень важным.
Л. Толстой.
Отрывок письма, печатается по первой публикации в газете «Русские ведомости» 1911, № 104 от 7 мая. Датируется на основании Списка М. Л. Толстой.
1 Рассказ «Кто прав?».
Ответ Лескова опубликован в ПТТ, стр. 135—138.
494—495. С. А. Толстой от 11 и 13 июля 1893 г.
496. H. Н. Страхову.
1893 г. Июля 13. Бегичевка.
Получил ваше письмо, дорогой Николай Николаевич, и был им очень обрадован, т[ак] к[ак] давно скучал по известиям о вас. Мы, как вы увидите, в Бегичевке, где пробудем до 20, а после будем в Ясной, где, как всегда, все будем очень рады видеть вас.
Вам нравится славянофильский кружок, а мне бы он очень не понравился, особенно, если Розанов1 — лучший из них. Мне его статьи и в «Вопросах» и в «Рус[ском] Обозр[ении]» кажутся очень противны. Обо всем слегка, выспренно, необдуманно, фальшиво возбужденно и с самодовольством ретроградно. Очень гадко. Вы доброе дело сделаете, если внесете свободомыслие. А лучше всего бы уговорить их заниматься только контролем.2 А то употреблять мысль и слово на то, чтобы противодействовать истине совершенно нецелесообразно. Я вообще последнее время перед смертью получил такое отвращение к лжи и лицемерию, что не могу переносить его спокойно даже в самых малых дозах. А в славянофильстве есть много самого утонченного и того и другого.
Читали ли вы статью Милюкова о славянофилах? Я прочел часть, и что прочел, то мне понравилось.3 Но я не под этим впечатлением пишу о славянофилах, а вероятно, потому, что не в духе, за что вы меня простите. Здесь мы кончаем наше глупое дело, продолжавшееся два года, и, как всегда, делая это дело, становишься грустен и приходишь в недоумение, как могут люди нашего круга жить спокойно, зная, что они погубили и догубляют целый народ, высосав из него всё, что можно, и досасывая теперь последнее, рассуждать о боге, добре, справедливости, науке, искусстве.4 — Я свою статью кончил. Она переводится. Я уже теперь смотрю на нее со стороны и вижу ее недостатки, и знаю, что она пройдет бесследно (пока я писал, я думал, что она изменит весь мир). Теперь я написал и только поправляю статейку о речи Зола к студентам и письме прекрасном по этому случаю Дюма в Gaulois. Пошлю в Revue de Famille. Но хочется теперь написать о положении народа, свести итоги того, что открыл[и] эти два года.5 Прощайте пока, целую вас. У нас все здоровы, кроме Левы, Он еще на кумысе, но всё хворает.
Любящий вас Л. Толстой.
13 июля.
Впервые опубликовано в книге: «Лев Николаевич Толстой. Сборник статей и материалов», изд. Академии наук СССР, М. 1951, стр. 693—694.
Ответ на письмо Страхова от 29 июня 1893 г. из Эмса (см. ПС, стр. 442—445).
1 Василий Васильевич Розанов (1856—1919), реакционный публицист и критик. Наряду с сотрудничеством в реакционной газете «Новое время» под псевдонимом В. Варварин сотрудничал в либеральном «Русском слове».
2 Страхов писал: «Перед отъездом из Петербурга меня очень занимала «колония славянофилов», которую я открыл на Петербургской стороне. Т. И. Филиппов, госуд[арственный] контролер и известный ревнитель православия, набрал к себе в Контроль целую толпу писателей: 1. Аф. В. Васильев, 2. Каблиц, 3. Т. Соловьев, 4. Н. Аксаков, 5. Романов, 6. В. В. Розанов. О последнем вы кое-что знаете, и он-то, перебравшись недавно в Петербург, свел меня с некоторыми из них. Какие умные, чистосердечные и скромные люди! Розанов во всех отношениях звезда между ними. Мне придется, кажется, больше всего внушать им всякое вольнодумство: они почти все с таким же жаром отдаются консерватизму, с каким когда-то нигилисты бросались в нигилизм. Во всяком случае кружок мой заметно изменился и освежился».
3 П. Н. Милюков, «Разложение славянофильства» — «Вопросы философии и психологии» 1893, 3 (18), стр. 46—96.
4 В это же время В. И. Ленин писал в статье «Признаки банкротства»: «Хищническое хозяйство самодержавия покоилось на чудовищной эксплуатации крестьянства. Это хозяйство предполагало, как неизбежное последствие, повторяющиеся от времени до времени голодовки крестьян той или иной местности. В эти моменты хшцник-государство пробовало парадировать перед населением в светлой роли заботливого кормильца им же обобранного народа…. В 1892 г. Толстой с ядовитой насмешкой говорил о том, что «паразит собирается накормить то растение, соками которого он питается» (Соч., т. 6, стр. 66—67). Толстого Ленин цитирует по №1 журнала «Книжки Недели» за 1892 г. — «Письма о голоде».
5 Толстой свое желание выполнил, написав «Заключение к отчету о помощи голодающим» (см. т. 29).
497—498. С. А. Толстой от 15 и 17 июля 1893 г.
499. А. И. Аполлову.
1893 г. Июля 20. Я. П.
Дорогой Александр Иванович,
Очень рад был получить от Павла Ивановича известие1 о вашем и телесном, и душевном состоянии: телесное лучше, чем я думал, к чему не могу быть равнодушен, и душевное так хорошо, как я думал и желал для вас.
То, что срок нашей земной жизни не в нашей власти и всякую секунду может быть оборван, всегда забывается нами, и ничто больше этого забвения не извращает нашей жизни. Я чувствую это в старости, и это же должен чувствовать человек и в болезни. И как старость тяжела, если продолжать искать того, что дает молодость, и не пользоваться теми великими духовными благами, которые она дает, так и в болезни жалко бы потерять то, что только она одна может дать: ясное сознание себя в воле того, кто послал меня сюда и велел мне страдать и болеть.
Не думайте, чтобы я говорил слова только. Я последнее время очень состарелся, чувствую близость смерти и часто благодаря этому испытываю особенно радостное чувство сознания себя в воле божией. Не всегда и даже не часто я испытываю это чувство, но зато те мгновения, когда я испытываю это, — лучшие в жизни.
Ход моих мыслей или чувств при этом такой: