Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 70. Письма, 1897

VI трактата об искусстве.

9 О воображаемой геометрии Толстой упоминает в гл. XX трактата об искусстве.

10 Относится к английскому тексту. См. WAM, гл. XX, стр. 65. В русском тексте упоминание об х-лучах дано в ином контексте. См. т. 30, стр. 188, строка 40.

11 То есть к 13 января 1898 г.

12 Абзац редактора.

13 Подпись в копии не воспроизведена.

*265. И. Б. Файнерману.

1897 г. Декабря 30. Москва.

Я получил ваше письмецо и рукопись, дорогой И[саак] Борисович], и очень сожалею, что не могу ничего приятного сказать вашему знакомому. И по содержанию и по форме этот рассказ не имеет никакого достоинства. Таких пишутся и печатаются тысячи ежемесячно совершенно непонятно для чего. И я не могу сочувствовать этому роду писаний.1 — Я получил и ваше прежнее письмо — о почерке — и мне б[ыло] очень радостно ваше доброе чувство ко мне, к[оторое] прошу вас не утрачивать и к[оторое] взаимно.

Л. Т.

На обороте: Елисаветград. Исааку Борисовичу Файнерману.

Датируется на основании почтовых штемпелей.

Исаак Борисович Файнерман (1863—1925) — по профессии учитель, с начала 1900-х гг. зубной врач, позднее журналист (псевдоним: Тенеромо). См. т. 63, стр. 412—413.

Письмо Файнермана, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 О присланном Файнерманом рассказе сведений не имеется.

266. Г. П. Меньшенину.

1897 г. Декабря 31. Москва.

Гавриил Прокопьевич,

Вы спрашиваете меня о скопцах: о том. справедливо ли суждение о скопцах, что они дурные люди, и справедливо ли скопцы понимают евангелие, 19 гл[аву] М[ат]ф[ея], на основании этой главы, стиха 12, оскопляя себя и других?

На первый вопрос мой ответ состоит в том, что дурных людей нет, и все люди одного отца дети, и все братья, и все равны — не лучше и не хуже одни других. Судя же по тому, что я слышал о скопцах, то живут они нравственною и трудовою жизнью.

На второй же вопрос о том, верно ли они понимают евангелие, на основании его оскопляя себя и других, с полной уверенностью отвечаю, что понимают они евангелие неверно и, оскопляя себя и в особенности других, совершают поступки, прямо противные истинному христианству. Христос проповедует целомудрие, но целомудрие достойно, как и всякая добродетель, когда оно достигается усилием воли, поддержанным верою, а не тогда, когда оно достигается невозможностью греха. Всё равно, как если бы человек, для того, чтобы не объедаться, произвел бы в себе болезнь желудка или, чтобы не драться, связал бы себе руки, или, чтобы не ругаться, вырезал себе язык.

Бог сотворил человека, каким он есть, вдунул божественную душу в плотское тело для того, чтобы эта душа покоряла себе похоти тела (и в этом вся жизнь человеческая), а не в том, чтобы уродовать тело, поправляя дело божие. Если люди влекутся к половому общению, то это происходит для того, чтобы то совершенство, которого не достигло одно поколение, было бы возможно достигнуть в следующем. Удивительна в этом отношении премудрость божия: человеку предписано совершенствоваться: «Будьте совершенны, как отец ваш неб[есный]». Верный признак совершенства есть целомудрие — истинное целомудрие не на деле только, но и в душе, т. е. полное освобождение от половой похоти. Если бы люди достигли совершенства и стали бы целомудренны, род человеческий бы прекратился и незачем ему было бы и жить на земле, потому что люди стали бы как ангелы, кот[орые] не женятся и замуж не идут, как сказано в евангелии. Но пока люди не достигли совершенства, они производят потомство, и потомство это совершенствуется и достигает того, чего велел достигать бог, и всё ближе и ближе приближаются к совершенству. Если ж бы люди поступали так, как скопцы, то род человеческий прекратился бы и никогда не достиг бы совершенства, не исполнил бы воли бога.

Это одна причина, по которой я считаю, что скопцы поступают неправильно; другая — та, что евангельское учение дает людям благо, и Христос говорит: «Ибо мое благо, и бремя мое легко», и запрещает всякое насилие над людьми; и потому нанесение ран и страданий, даже хоть бы и не другим (что уже есть явный грех), а себе, есть нарушение христианского закона.

Третья причина в том, что скопцы явно неправильно толкуют 12 ст[их] 19 гл[авы] Матфея. Вся речь с начала 19 гл[авы] идет о браке, и Христос не только не запрещает брак, но запрещает развод, т. е. перемену жен. Христос и в браке требует наибольшего целомудрия — того, чтобы люди держались одной жены. Когда же ученики (ст[их] 10) сказали ему, что этак очень трудно воздерживаться, т. е. обходиться одной женой, он говорит им, что, хотя и не все могут так воздерживаться, как воздерживаются те, которые родились скопцами, или те, которые, как евнухи, оскоплены людьми, но что есть такие, которые сами сделали себя скопцами для царства небесного, т. е. духом победили в себе плоть; и что вот такими-то надо стараться быть. То, что под словами: такие, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного, надо разуметь духовную победу над плотью, а не телесное оскопление, видно из того, что, где говорится про телесное оскопление, говорится: оскопленны от людей, а где говорится о победе духа над плотью, говорится: сделали сами себя скопцами.

Так я думаю и так понимаю стих 12, но должен прибавить, что, если бы даже вам казалось неубедительно толкование буквы, надо помнить, что только дух живит. Насильственное или даже добровольное оскопление противно всему духу христианского учения.

Написал вам от души, как брату, всё, что думал, и очень рад буду узнать о том, как вы примете мое мнение.

В Якутскую область поселены теперь духоборы. Если вы знаете что про них, пожалуйста напишите мне и подробнее, а также о том, как вы живете в Якут[ской] области. Любящий вас брат

Лев Толстой.

31 декабря 1897 г.

Посылаю вам тетрадку о чтении евангелия.1

Впервые опубликовано в книжке; «О половом вопросе. Мысли Л. Н. Толстого, собранные Влад. Чертковым», изд. «Свободное слово», Christchurch 1901, стр. 35—37.

Гавриил Прокофьевич Меньшенин (1862—1930) — сектант-скопец, в 1876 г. уехавший с высланными родителями из Златоуста, Уфимской губ., в Якутскую область, где прожил до 1906 г. Был лично знаком с Толстым с 1900 г.

Ответ на письмо Меньшенина от 10 декабря, в котором Меньшенин просил Толстого сообщить свое мнение о секте скопцов и основе их учения.

1 Толстой послал Менышенину рукописный список своей статьи: «Как читать евангелие и в чем его сущность?» (1896).

СПИСОК ПИСЕМ Л. Н. ТОЛСТОГО, ТЕКСТ

КОТОРЫХ НЕИЗВЕСТЕН

1. П. В. Великанову. Января начало. Упоминается в ответном письме Великанова от 7 февраля.

2. И. М. Трегубову. Января начало. Упоминается в письме С. Бырдина к Толстому от 30 января.

3. Е. П. или И. П. Накашидзе. Марта 4. Отмечено в Дневнике Толстого.

4. Е. Шмиту (E. Schmitt). Мая конец. Упоминается в ответном письме Шмита от 18 июня нов. ст.

5. В. А. Берсу. Июня 15. Упоминается в письме № 114.

6. П. Карусу. (P. Carus). Июля 21. Отмечено в Дневнике Толстого.

7. И. М. Трегубову. Июля 21. Отмечено в Дневнике Толстого.

8. П. И. Рябовскому. Июля 23. Упоминается в ответном письме Рябовского от 2 августа.

9. П. Карусу (P. Carus). Июля конец. Упоминается в ответном письме Каруса от 11 сентября.

10. П. А. Буланже. Августа начало. Упоминается в ответном письме Буланже от 4 августа.

11. Е. И. Чертковой. Сентября 19—22? Телеграмма. Упоминается в письме Толстого к В. Г. Черткову от 22 сентября. См. т. 88.

12. Н. Я. Гроту. Октября начало. Упоминается в ответном письме Грота от 6 октября.

13. Н. Я. Гроту. Октября середина. Упоминается в ответном письме Грота от 19 октября.

14. П. А. Буланже. Октября 16—18? Сохранился конверт с адресом, написанным рукой Толстого, и почтовыми штемпелями.

15. В. К. Кудрину. Ноября 10. Упоминается в ответном письме Кудрина от 19 декабря.

16. Н. Я. Гроту. Ноября 10. Отмечено в Дневнике Толстого.

17. Д. А. Хилкову. Ноября 10. Отмечено в Дневнике Толстого.

18. В. К. Кудрину. Ноября 18. Упоминается в ответном письме Кудрина от 10 декабря.

19. Э. Мооду (A. Maude). Ноября 25. Упоминается в ответном письме Моода от 13 декабря нов. ст.

20. Н. Я. Гроту. Ноября 25? Упоминается в ответном письме Грота от 26 ноября.

21. Н. Я. Гроту. Декабря начало. Упоминается в ответном письме Грота от 4 декабря.

22. А. Син-Джону (A. St. John). Декабря 13. Отмечено в Дневнике Толстого 14 декабря.

23. Т. М. Бондареву. Декабря 17. Отмечено в Дневнике Толстого.

24. Ф. А. Страхову. Декабря 17. Отмечено в Дневнике Толстого.

25. Неизвестному (священнику). Декабря 17. Отмечено в Дневнике Толстого.

26. Э. Кросби (Е. Crosby). Декабря 17. Отмечено в Дневнике Толстого.

27. С. П. Чижову. Декабря 17. Отмечено в Дневнике Толстого.

28. В. К. Николаеву. Декабря 17. Отмечено в Дневнике Толстого.

29. П. А. Буланже. Декабря около 20. Упоминается в ответном письме Буланже от 23 декабря.

30. С. В. Верещагину и П. В. Планидину. Декабря 23. Упоминается в ответном письме Верещагина и Планидина от 1 февраля 1898 г.

СПИСОК ПИСЕМ, НАПИСАННЫХ

ПО ПОРУЧЕНИЮ Л. Н. ТОЛСТОГО

1. М. Прево (Prévost) — на письмо от 1 февраля нов. ст. ответила М. Л. Толстая.

На конверте помета Толстого:

Благодарить за посылку <очень сожалеет, что Lapauze> прочел с большим <удовольствием> интересом.

Прево прислал свой роман «Le Jardin secret», говоря о нем: «Не сможет ли он восстановить Вашу симпатию к писателю, о котором Вы в разговоре с Анри Лапозом судили со строгостью».

2. С. М. Гальперину — на письмо от 25 февраля ответила М. Л. Толстая.

3. П. И. Стружестраху — на письмо от 25 февраля ответила T. Л. Толстая.

На конверте пометы Толстого:

Новороссийск. Геленджик. А. Юшко. Дать адрес Юшко, сказать, что не

Фраза не кончена.

4. Д. Жерому — на письмо от 8 июня (почт, шт.) ответила М. Л. Толстая.

5. А. Кастильони — на письмо от 8/20 августа ответила T. Л. Толстая.

6. Э. Шиф (E. Schiff) — на письмо от августа ответила T. Л Толстая.

7. О. Н. Поповой — на письмо от 25 октября ответила М. Л. Толстая.

8. Я. Я. Тенисону — на письмо от 26 ноября ответила Т. Л. Толстая.

9. Ю. М. Эдварсу — на письмо от 27 ноября ответила Т. Л. Толстая.

10. Т. Н. Волкенштейн — на письмо 17 декабря ответила Т. Л. Толстая.

11. Ф. Берсма (F. H. Boersma) — на письмо от 27 декабря ответила Т. Л. Толстая.

12. Э. Мооду (A. Maude) — на письмо от 29 декабря нов. ст. ответила Т. Л. Толстая.

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АДРЕСАТОВ

Александрову А. А., 1897 г. августа 12? — № 136, стр. 111

* Алехину М. В., 1894—1897 гг. декабря 7 — № 246, стр. 210

Андросову М., 1897

Скачать:PDFTXT

VI трактата об искусстве. 9 О воображаемой геометрии Толстой упоминает в гл. XX трактата об искусстве. 10 Относится к английскому тексту. См. WAM, гл. XX, стр. 65. В русском тексте