1898, №№ 4—6, и полностью в «Листках Свободного слова» 1898, 2, стр. 1—13. См. т. 29. См. еще письма №№ 149, 161 и 164.
145—147. С. А. Толстой от 27 и 30 (две телеграммы) мая 1898 г.
148. В. Г. Черткову от 6—7 июня 1898 г.
* 149. М. О. Меньшикову.
1898 г. Июня 7. Я. П.
Дорогой Михаил Осипович!
Вы, вероятно, обвиняете меня в неблагодарности: на ваше прекрасное и важное большое письмо, на малое и телеграммы я ничего не отвечал. Произошло это оттого, что я заболел диссентерией, поехавши в самую дальнюю часть уезда, и пролежал там около 10 дней.1 Вчера я вернулся, прочел ваши письма, поправил статью и прибавление к ней2 и посылаю всё это вам с просьбой напечатать. Самое лучшее, разумеется, было бы в Петерб[ургских] Вед[омостях], потому только, что госуд[арь], говорят, читает их. Впрочем, и в месте печатания и в выпусках и в изменениях, какие найдете нужными сделать, поступайте, как найдете лучшим. Я знаю, что всё, что вы сделаете, будет хорошо. Статья слабая, но я не мог сделать лучше, а написать и напечатать для дела надо поскорее. Я и теперь еще очень слаб и чувствую себя нездоровым. Но дома и стены помогают. Простите, что утруждаю вас, дорогой М[ихаил] О[сипович]. Братски целую вас.
Л. Толстой.
6 июня.
При этом прилагаю два листка денежного отчета прихода и расхода по 22 мая. Их надо поместить после слов: получат другое назначение. Перед словами: таково мое личное дело.3
На конверте: Петербург. Редакция Недели. Михаилу Осиповичу Меньшикову.
Год в дате определяется по почтовому штемпелю.
1 Толстой с 30 мая по 5 июня болел, находясь в имении П. И. Левицкого Алексеевское, Чернского уезда Тульской губ.
2 Прибавление к статье «Голод или не голод?», помеченное датой «4 июня 1898 г.». См. т. 29.
3 В печатном тексте, опубликованном в № 2 «Листков Свободного слова», этот денежный отчет отсутствует.
* 150. И. В. Гуляеву.
1898 г. Июня 9. Я. П.
Дорогой Иван Васильевич.
Я почти был уверен, что ваша попытка поселиться в деревне не удастся. Хорошо то, что всё это скоро разрешилось. Боюсь только, чтобы эта попытка не ухудшила наших отношений с родными. Если это так, то это очень жаль, и вам надо употребить все старания и усилия для того, что[бы] поправить то, что испорчено, и, если можно, улучшить отношения. Часто бывает, что ищешь для исполнения воли бога, как ее понимаешь, известного положения, освобождающего от тех помех, к[оторые] препятствуют исполнению, но не успеешь оглянуться, как так полюбишь, пожелаешь этого нового положения, что ищешь его уже не для исполнения воли бога, а для исполнения своего желания. И вот тут-то надо сделать новое усилие над собой, отречься от своего желания, если только исполнение его мешает исполнению воли бога (любви), и примириться с прежним положением, к[оторое] вследствие этого (если только всё искренно) теряет большую долю своей тяжести, становясь свободно и сознательно избранным. Я заперт в тюрьме и тягощусь своим бездействием, считаю его грехом и хочу бежать. Но чтобы бежать, я должен погубить человека. И вот я возвращаюсь в тюрьму, и положение мое в ней получает другое значение. Мысль милого М[ихаила] О[сиповича] совершенно справедлива, если бы она высказана была в форме пожелания — видеть вас женатым на согласной по духу девушке и на земле, кот[орую] вы приобрели своим трудом. Я тоже был бы рад видеть вас в этом положении, но не советую вам ставить себе это, или даже какое-либо определенное положение, целью. Очень может быть, что из двух сил вашего духовного или вашего животного стремления выйдет это самое, но выйдет нечаянно, а не как достижение цели.
Мне думается, что большая доля наших страданий происходит оттого, что мы забываем свое преходящее положение, что вся жизнь наша не есть нечто стоячее, а постоянное движение от рождения до смерти, и что поэтому нам не только не надо цепляться за какое-нибудь положение, а напротив, сколько возможно отцепляться, уменьшать трение для того, чтобы в нашем шествии через жизнь быть в силах наилучшим образом исполнять обязанности, возложенные на нас пославшим. А обязанность главная в том, чтобы разжигать в себе свет истины и любви, для того, чтобы приближаться к богу, не заботясь о действии этого света на других, но зная, что свет только потому и свет, что светит.
Прощайте, дружески целую вас.
Любящий вас Л. Толстой.
Дата рукой Т. Л. Толстой на копии в копировальной книге № 1, лл. 132—133.
Иван Васильевич Гуляев — крестьянин Орловской губ., деревни Грибоедовки; художник-самоучка, в 1898 г. работавший в фотографии сначала в Ельце, затем в Воронеже. В первый раз был у Толстого 22 марта 1898 г. с рекомендательным письмом М. О. Меньшикова от 18 марта 1898 г. В 1899 и 1901 гг. Гуляев еще несколько раз виделся с Толстым.
Ответ на письмо Гуляева от 2 июня, в котором Гуляев писал о своем желании вернуться в деревню и крестьянствовать и о неудачах, постигших его в связи с этим; сообщал о получении им письма от М. О. Меньшикова, который советовал ему «заработать несколько сот рублей, купить земли» и потом жениться.
151. П. Г. Маслянковскому.
1898 г. Июня 9. Я. П.
Я вполне понимаю ваше состояние и чувство и радуюсь и боюсь за вас.
Я знаю, что испытываемое вами чувство просится наружу, но в этом наружном проявлении его, или, скорее, потребности его проявления лежит ошибка и опасность подмены высокого божеского чувства — низким человеческим. Хочется, чтобы люди чувствовали, понимали и действовали так же, как мы, а этого желать не должно, п[отому] ч[то] это не наше дело, а дело божие.
Всю силу своего стремления надо обратить внутрь себя: стараться быть совершенным, как отец н[аш] не[бесный], и тогда только сила эта несомненно проявится во вне. Разжигать костер своей души, чтобы он горел весь, а кто и как будет и будет ли кто греться около него, это уж не наше дело. В этом состоит мой совет вам. Я, кажется, знаю вас по Ге,1 с которым вы сблизились.
Братски приветствую вас. Передайте мой привет Файнерману. 2
Любящий вас Л. Толстой.
9 июня.
Еще позволяю себе советовать вам: стараться выражать свои мысли как можно яснее, без мистицизма. Слова же ваши: «Снимаю проклятие с ев[реев] и Хр[истос] воскрес» не ясны.
Впервые опубликовано в газете «Южная мысль» 1911, № 56. Год в дате определяется по письму Маслянковского.
Перец Григорьевич Маслянковский (p. 1864) — сын мелкого торговца-еврея из Елисаветграда; работал в аптеке.
Ответ на письмо Маслянковского от 3 июня, в котором Маслянковский сообщал, что в праздник «троицы» он зашел в православный собор и был поражен, что священник читал на непонятном для слушателей славянском языке. «Я очутился на амвоне, — писал он, — и громовой голос раздался из слабой груди: «Христос воскресе. Снимаю проклятие с еврейского народа. Любите друг друга». За это он был отведен в полицию.
1 Николай Николаевич Ге (1857—1941), старший сын художника Ге. См. о нем в т. 63, стр. 208.
2 Исаак Борисович Файнерман (1862—1925), знакомый Толстого, в то время сочувствовавший его взглядам. См. о нем в т. 63, стр. 412—413.
* 152. И. М. Трегубову.
1898 г. Июня 9. Я. П.
9 июня.
Дорогой И[ван] М[ихайлович]. Письмо ваше от 30 мая меня очень порадовало. Я всей душой согласен со всем тем, что вы там пишете. Для человека, искренно верующего в то, что жизнь наша только в исполнении воли бога и что это исполнение духовно и ничем не мож[ет] б[ыть] воспрепятствовано, нельзя желать изменять свое внешнее положение. Такое желание означает или то, что мы хотим исполнить свою, а не божью волю, или то, что мы не верим в всемогущество бога, т. е. в то, что проявлению его в нас не может мешать ничто матерьяльное. Вашу замену физической работы — умственной я тоже вполне одобряю. В каждой общине от вас потребовали бы той работы, в к[оторой] вы можете больше сделать полезного другим. Пожалуйста, не оставляйте меня без писем. Пишите о себе. Вы знаете, как вы близки и дороги мне. Я ездил к сыну Илье и там устраивал столовые для нуждающихся крестьян на деньги, к[оторые] надавали мне, и там заболел. Теперь мне лучше и я в Я[сной] Поляне]. Целую вас.
Л. Толстой.
На обороте: Курляндск. губ. город Гробин. Ивану Михайловичу Трегубову.
Год в дате письма определяется по почтовому штемпелю.
Ответ на письмо Трегубова от 30 мая, в котором Трегубов сообщал о своем решении не ехать в Англию. «Я думаю, — писал он, — что мне не следует избегать посланного мне стеснения и искать таких или иных выходов из него»; далее сообщал о своем намерении бросить портняжное ремесло, которым он занимался, и просить администрацию о разрешении ему «давать уроки детям».
153. Н. Е. Федосееву.
1898 г. Июня 9. Я. П.
Дорогой Николай Евграфович,
Чувствую к вам большую благодарность и близость вследствие вашего доброго участия к нашим друзьям. Благодарю вас за сведения, кот[орые] вы мне сообщаете в вашем последнем письме от 28 мая.1 Пожалуйста, продолжайте писать мне всё, что будете знать о них. Передайте, пожалуйста, если будет можно, им мою любовь и то, что очень и очень многие и в России и за границей знают и любят их и желают им быть полезными. У нас есть небольшая сумма, около 3000 р., к[оторая] хранится в банке, предназначенная на помощь духоборам. Надеюсь, что соберется больше. Деньги эти мы думаем употребить на помощь при переселении. Если же нужнее для поселения якутских, то можно часть ее употребить и туда. Пускай они сами решат. Мне писал письмо из Иркут[ской] тюрьмы Худяков.2 Я не отвечал ему, во 1-х, потому, что не знал, застанет ли его письмо в Ирк[утске], а во 2-х, п[отому], ч[то] боюсь всегда моими письмами к духоб[орам] испортить их положение, т[ак] к[ак] правительство старательно препятствует всякому моему сношению с ними.
Если вы увидите его, скажите ему, что я с радостью прочел его письмо и что не я один, но много людей помнят их, следят за ними и стараются помочь им. Передайте им, что на днях проехал здесь Ивин3 с семьею. Он едет в Англию и по ошибке вместо того, чтобы ехать югом из Батума, заехал в Москву и в Ясную Поляну и не застал меня (я был в глухом месте Черн[ского] уезда для помощи нуждающимся от неурожая и там заболел). Он застал мою дочь, кот[орая] направила его в Петербург, откуда, надеюсь, он с помощью друзей доедет благополучно в Англию.