сообщение с вами.
Посылаю эту записку только для того, чтобы узнать, верен ли этот путь. Если это письмо дойдет до вас, то отвечайте мне в Москву на имя его превосход[ительства] Александра Андреича Берс,1 на Тверском бульваре в доме Полякова. — По последним известиям, родители ваши живы и здоровы.2 Ивин и Петр Мухортов уехали за границу в Англию к нашим друзьям и братьям. Насчет места выселения еще не решено. Есть хорошие предложения из Америки.3 —
Обо всем напишу подробно, если сообщение установится.
Братски приветствую вас и прошу не унывать и помнить не только то, что много и много братьев думают о вас и любят вас, но и то, что бог думает о нас и любит нас в той мере, в которой мы исполняем его волю и содействуем установлению его царства в своем сердце и в мире.
Любящий вас брат
Лев Толстой.
Печатается по копировальной книге № 1, лл. 152—153. Год в дате определяется по содержанию письма.
Петр Васильевич Веригин (1862—1924) — руководитель «большой партии» духоборов, бывший в 1898 г. в ссылке в Обдорске. См. о нем в т. 68.
1 Александр Андреевич Берс (1845—1918), брат С. А. Толстой, в конце 1890-х гг. служил в Московском земельном банке на Тверском бульваре, где имел квартиру.
2 Мать П. В. Веригина была жива; отец умер в начале 1898 г.
3 См. об этом в письме Толстого к В. Г. Черткову от 20 июня 1898 г., т. 88.
* 166. В. А. Потапову.
1898 г. Июня 24. Я. П.
Василью Потапову.
Получил ваше письмо и потом телеграмму. Очень бы рад был, если бы мог сам к вам приехать, но, к сожалению, это по многим причинам невозможно. Теперь вам и не нужно никого, если же будет что нужно, пожалуйста, извещайте меня. Всегда по мере сил моих буду помогать вам во всех добрых делах ваших, в особенности же в деле выселения вашего за границу, которое развяжет грехи многих и многих людей.
Из Сибири от П[етра] Васильевича]1 не имею никаких известий, об Якутских же братьях знаю только то, что Ольховик вместе с духобором2 ездили в Якутск для получения денег (600 р.) на обзаведение и вернулись к своим на Усть-Нотору и там обстраиваются и обзаводятся.
Про Ивина и3 знаю, что они благополучно прибыли к нашим братьям в Англию. До сих пор еще не решено, куда выселяться. Есть одно хорошее предложение от братьев из Америки. Я послал письмо с этим предложением Черткову.4 Не знаю, что они решили.
Теперь вы ответьте мне на следующие вопросы:
1) Где находятся родители и братья (по крови) П[етра] В[асильевича] и живы ли, здоровы ли?5
2) Подали ли Елисаветпольские и Карские прошение о выселении? По-моему надо подавать.6
3) Где находятся теперь расселенные в горы бывшие билетные?
4) И еще всё то новое, что случилось среди вас за это последнее время.
Передайте мой привет всем братьям; Андросова, если увидите, поблагодарите за его письмо. Я не отвечал ему потому, что думаю, что письма мои перехватывают и они не доходят до места, и только могут повредить тому человеку, кому написаны. Я и это письмо посылаю не по адресу Борисова,7 а по такому, чтобы оно вернее дошло.
Пишите как можно подробнее обо всем. Может быть, выпадет случай всё это переслать в Сибирь. Прощайте, братски целую вас.
Лев Толстой.
24 июня.
Печатается по копировальной книге № 1, лл. 150—151. Год в дате определяется по содержанию письма.
Василий Андреевич Потапов — духобор из расселенных в Сигнахском уезде Тифлисской губернии.
Ответ на письмо Потапова от 9 июля и его телеграмму от 22 июня. В письме Потапов сообщал, что четверо из них едут в Батум, чтобы узнать, как получить заграничные паспорта, и просил, чтобы кто-либо приехал к ним в Батум. В телеграмме же сообщалось, что приезжать пока не нужно.
1 П. В Веригин.
2 Зачеркнуто: П и оставлен пропуск для одного слова, вероятно фамилии, которая, быть может, пропущена сознательно.
3 Пропуск в копии для одного слова: Махортова.
4 См. письмо к В. Г. Черткову от 20 июня 1828 г., т. 88.
5 Шесть братьев П. В. Веригина были арестованы и сосланы в Якутскую область бессрочно.
6 Такие заявления были поданы в начале июля, как это видно из секретной бумаги военного губернатора Карской области от 6 июля 1898 г. за № 359, направлявшейся директору канцелярии главноначальствующего гражданской частью на Кавказе.
7 Потапов просил адресовать письма на имя Федора Борисова, ст. Ксанка, Закавказской ж. д.
* 167. А. Н. Дунаеву.
1898 г. Июня 24. Я. П.
Простите меня, дорогой друг А[лександр] Н[икифорович], что не написал раньше и понапрасну вас заставил потратить время. Я решил дело отрицательно. Он слишком не боек, и там и оттуда не сумеет рассказать.1 Кроме того, я слишком мало знаю. Я написал теперь туда, прося мне дать сведения,2 и когда получу, хочу попытаться просто прямо по почте писать в Обдорск, вложив в письмо маленькое обращение к тем лицам, к[оторые] будут передавать, или скорее, не передавать письма. И таких — одного содержания письма — хочу посылать несколько одно за другим. Кроме того, надо бы попробовать написать письмо купцу, о кот[ором] говорил Пет[р] Алексеевич],3 со вложен[ием] письма к Вер[игину] и с просьбой при случае переслать его. Пожалуйста, сделайте это. *
Я поправляюсь понемногу. Нынче чувствую себя гораздо лучше. Вспоминал с радостью о вас и надеюсь скоро увидать.
Обнимаю вас.
Л. Толстой.
* Надо написать через купца4 хоть несколько слов — приветствия от меня, только для того, чтобы узнать возможность этого пути.
Печатается по копировальной книге № 1, лл. 152—153. Оттиснуто на одной странице с письмами к П. В. Веригину и В. А. Потапову от 24 июня 1898 г. (см. №№ 165 и 166), написанными одновременно.
Александр Никифорович Дунаев (1850—1920) — один из директоров Московского торгового банка. См. тт. 64 и 70. В Московском торговом банке, хранились деньги, собиравшиеся для помощи духоборам; через Дунаева Толстой пытался сноситься с жившим в ссылке в Обдорске П. В. Веригиным.
1 В письме от 19 мая Дунаев сообщил подробности неудачной поездки к Веригину П. А. Булахова, арестованного и отправленного обратно из Тобольска. После этого Дунаев старался найти новое лицо, которое могло бы непосредственно снестись с Веригиным, решений которого по вопросам переселения ждали духоборы. О ком идет речь в данном случае, не выяснено. Позднее, в августе, удалось проехать к Веригину духобору Федору Вышлову, из села Горелого на Кавказе.
2 См. письмо № 165.
3 Петр Алексеевич Булахов, крестьянин Смоленской губ., знакомый Дунаева.
4 О ком здесь идет речь, неизвестно.
* 168. Е. И. Мансуровой.
1898 г. Июня 24. Я. П.
24 июня.
Дорогая Елизавета Ильинична.
Деньги ваши, если вы предоставляете мне распоряжение ими, я употреблю на помощь несчастным, измученным и всё еще мучимым духоборам. В России их мучат самыми тяжелыми гонениями — есть книжка Черткова, в к[оторой] это подробно описано,1 а теперь дано разрешение на переселение за границу, но переселение это для 7000 душ требует на один переезд и на паспорты, кот[орые] требуют от них, по меньшей мере тыс[яч] 300. Есть уже значительные пожертвования, и сами они замечательно трудолюбивые и воздержные люди, — продав всё свое имущество здесь и воспользовавшись своим общественным капиталом в 40 т[ысяч], соберут тысяч 150, но этого всё еще мало, и потому им нужны пожертвования, и всякое пожертвование им есть производительное доброе дело.
Воспользоваться вашей землей в Крыму они не могут (в России их заставляют быть солдатами, а они готовы претерпеть всякие мучения скорее, чем участвовать в военном деле) — и потому они переселяются туда, где нет обязательной воинской повинности. Если же вы готовы им дать часть вашей земли даром, то дайте им стоимость того, что хотите дать им, и вы сделаете истинно доброе дело и совершенно согласное с вашими основными убеждениями борьбы с войною.
То, что делают духоборы, т. е. жертвуя всем, даже жизнью, для того, чтобы проявить свое отрицание войны, есть единственное средство уничтожения войны. Все союзы мира, конференции, арбитрации, съезды, речи, статьи, книги, всё будет тщетно до тех пор, пока люди не поймут, что они обязаны поступать так, как поступают духоборы, и менониты, и квакеры, и назарены, и др. люди, исповедующие христианство не словами, а делом.
Я об этом, именно о том, что это единственное средство уничтожения войны, написал в новом издании Ч[ерткова] и Б[ирюкова] статью «Carthago delenda est» и думаю, что справедливость моих мыслей будет — если и не сейчас, то со временем — признана всеми. Мне очень жаль, что вы не захотели, или не можете участвовать в этом издании.2 Скажите почему? Дружески жму вам руку.
Уважающий вас
Л. Толстой.
Печатается по копировальной книге № 1, л. 146. Год в дате определяется по содержанию письма.
Сведений об Елизавете Ильиничне Мансуровой найти не удалось.
16 мая 1898 г. Мансурова писала из Ментоны, что выслала Толстому одну тысячу рублей на напечатание «брошюры о народных столовых», которая смогла бы вызвать пожертвования в пользу голодающих в России. Толстой ответил ей 20 мая (письмо это неизвестно; о получении его писала Толстому Мансурова в письме от 9 июня). Отвечая Толстому на письмо от 20 мая, она сообщала, что деньгами, посланными ею, Толстой может распорядиться по своему усмотрению. Кроме того, предлагала духоборам воспользоваться ее землей в Крыму, которую она была намерена отдать им бесплатно.
1 Вероятно, Толстой имеет в виду одну из брошюр: П. И. Бирюков и В. Г. Чертков, «Записка о положении духоборов на Кавказе в 1896 году»; П. И. Бирюков и В. Г. Чертков, «Краткая записка о необходимых средствах облегчения участи духоборов»; П. И. Бирюков, В. Г. Чертков и И. М. Трегубов, «Помогите!» с послесловием Л. Н. Толстого.
2 Отвечая на предложение Толстого в письме от 20 мая, Мансурова писала, что не может участвовать в заграничных изданиях В. Г. Черткова.
* 169. И. М. Трегубову.
1898 г. Июня 26. Я. П.
Очень тронуло меня, милый И[ван] Михайлович], ваше обращение ко мне и доброе нежное чувство, вызвавшее его. Поздравляю вас с прошедшим 40-м днем вашего рождения, и желаю и верю, что день этот будет эрой в вашей жизни, что кончатся ваши страдания, или, если и не кончатся, то получат другой, более переносный характер. —
Вы спрашиваете, почему самоубийство грех? По-моему, это неправильно поставленный вопрос. Грех есть ошибка, совершенная в жизни, а самоубийство есть поступок, совершенный на пороге жизни; мы не видим его последствий и потому не можем назвать его ошибкой. Понятие греха не приложимо к самоубийству. Самоубийство есть не грех, но болезненный припадок, и