Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 72. Письма, 1899-1900

радостно. Человѣку не нужно себя обезпечивать, какъ и сказалъ Христосъ. Онъ обезпеченъ разъ навсегда Богомъ: такъ же, какъ обезпечены птицы небесныя и цвѣты полевые.

Да, но если такъ, и люди всѣ не будутъ работать, не будутъ пахать, сѣять, то всѣ помрутъ съ голоду, — говорятъ обыкновенно тѣ, которые не понимаютъ или не хотятъ принять ученіе Христа во всемъ истинномъ его значеніи. Но вѣдь это только отговорка. Христосъ не запрещаетъ работать человѣку и4 не только не совѣтуетъ быть празднымъ, но, напротивъ, велитъ всегда работать, но только работать не на себя, а на другихъ. Сказано: сынъ человѣческій пришелъ не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы самому служить людямъ, и трудящійся достоинъ пропитанія.13 Человѣкъ долженъ работать какъ можно больше, но только не удерживать себѣ, не считать своимъ того, чтò онъ сработалъ, а отдавать другимъ.

Чтобъ вѣрнѣе всего обезпечить себя, человѣку есть одно средство, и это средство то самое, которому учитъ Христосъ: какъ можно больше работать и довольствоваться какъ можно меньшимъ. Человѣкъ, который будетъ поступать такъ, вездѣ и всегда будетъ обезпеченъ.

Христіанское ученіе нельзя брать кусочками: взять одно и оставить другое. Если люди, принявъ ученіе Христа, отказались отъ насилія, судовъ,3 войны, то они должны отказаться и отъ собственности, потому что насиліе и суды нужны только для удержанія собственности. Если же люди держатъ собственность, то имъ необходимо и насиліе, и суды, и все мірское устройство.

Соблазнъ собственности есть самый тонкій14 соблазнъ, вредъ котораго очень хитро скрыть отъ людей, и поэтому такъ много христіанъ претыкались объ этотъ камень.15

И потому, дорогіе братья и сестры, устраивая вашу жизнь на чужой сторонѣ послѣ того, какъ вы были изгнаны изъ своего, отечества за вѣрность христіанскому ученію, я вижу ясно, что вамъ со всѣхъ сторонъ выгоднѣе продолжать жить христіанскою жизнью, чѣмъ измѣнить этому, начать жить жизнью мірскою. Выгоднѣе жить и работать сообща со всѣми тѣми, которые захотятъ жить такою же жизнью, какъ и вы, чѣмъ жить каждому отдѣльно, собирая только для себя и для своей семьи, не дѣлясь съ другими. Выгоднѣе жить такъ, во-первыхъ, потому, что, не припасая на будущее, вы не будете тратить безполезно силъ на невозможное для смертнаго человѣка обезпеченье себя и семьи; во-вторых, не будете тратить силъ на борьбу съ другими, чтобы удержать отъ ближнихъ каждый свое имущество; въ-третьихъ, потому, что безъ сравненія больше сработаете и пріобрѣтете, работая общиной, чѣмъ сколько сработали бы, работая каждый отдѣльно; въ-четвертыхъ, потому, что, живя общиной, меньше будете тратить на себя, чѣмъ живя каждый отдѣльно; въ-пятыхъ, потому, что, живя христіанской жизнью, вы въ окружающихъ васъ людяхъ, вмѣсто зависти и недружелюбія, вызовете къ себѣ любовь, уваженіе и, можетъ быть, и подражаніе своей жизни; въ-шестыхъ, потому, что не погубите того дѣла, которое вы начали и которымъ посрамили враговъ и порадовали друзей Христа. Главное же, выгоднѣе вамъ жить христіанской жизнью п[отому], ч[то], живя такой жизнью, вы будете знать, что исполняете волю Того, кто васъ послалъ въ міръ.16

Знаю я, что трудно не имѣть ничего своего; трудно быть готовымъ отдать то, чтò имѣешь и нужно для семьи, всякому просящему; трудно покоряться избраннымъ руководителямъ, когда кажется, что они неправильно распоряжаются; трудно переносить недостатки другъ друга, трудно воздержаться отъ привычекъ17 роскоши, мяса, табаку, вина. Знаю, что все это кажется трудно. Но, любезные братья и сестры, вѣдь мы нынче живы, а завтра пойдемъ къ Тому, кто послалъ насъ въ этотъ міръ для того, чтобы дѣлать Его дѣло. Стоитъ ли изъ-за того, чтобы называть вещи своими и по своему распоряжаться ими, изъ-за нѣсколькихъ пудовъ муки, долларовъ, шубы, пары воловъ, изъ-за того, чтобы не дать неработающимъ воспользоваться тѣмъ, чтò я сработалъ, изъ-за обиднаго слова, изъ-за гордости, изъ-за вкуснаго куска итти противъ Того, кто послалъ насъ въ міръ, и не дѣлать того, чего Онъ ясно4 отъ насъ хочетъ, и чтò мы можемъ исполнить только въ этой нашей жизни. А хочетъ онъ отъ насъ немногаго: только того, чтобы мы дѣлали другимъ то, чего для себя хотимъ. И хочетъ Онъ этого не для себя, а для насъ же, потому что если бы мы только согласились это дѣлать,18 то всѣмъ бы было такъ хорошо жить на землѣ, какъ только можно. Но и теперь, хотя бы весь міръ жилъ противно Его волѣ, всякому отдѣльному человѣку, понявшему то, зачѣмъ онъ посланъ въ міръ, нѣтъ расчета дѣлать ничего иного, какъ только то, на чтò онъ посланъ.

Мнѣ, старику, стоящему на краю жизни, со стороны ясно видно это; но и вы, дорогіе братья и сестры, если только подумаете спокойно, откинувъ на время соблазны міра, ясно увидите тоже, что всякій человѣкъ ничего не потеряетъ, а со всѣхъ сторонъ только выгадаетъ, если будетъ жить не для себя, а для исполненія воли Бога. Сказано: «Ищите Царства небеснаго и правды его, а остальное приложится вамъ».19 И всякій человѣкъ можетъ испытать, правда ли это. Вы же уже испытали это и знаете, что это правда. А то мы ищемъ остальное: имущество, мірскія сладости, и ихъ не получаемъ и царство небесное теряемъ.

И потому, любезные братья и сестры, держитесь крѣпко той жизни, которую вы начали, а то вы напрасно потеряете то, чтò имѣли, и не найдете того, чего ищете. Пославшій насъ въ жизнь лучше насъ знаетъ, чтò намъ нужно, и впередъ такъ устроилъ міръ, что человѣкъ получаетъ наибольшее благо и въ этой жизни и въ будущей, только исполняя не свою волю, а Его.

О томъ, какъ именно вы устроитесь20 въ своей общинной жизни, я не смѣю вамъ давать совѣтовъ, зная, что вы, особенно ваши старички, опытны и мудры въ этомъ дѣлѣ. Знаю только, что все будетъ хорошо, если только каждый изъ васъ будетъ21 помнить, что онъ не по своей волѣ пришелъ въ міръ, а по волѣ Бога, который послалъ его въ эту короткую жизнь для исполненія воли Его. Воля же Его вся выражена въ заповѣди о любви. Собирать же собственность отдѣльно себѣ и удерживать ее отъ другихъ — значитъ поступать противно волѣ Бога и заповѣди Его.

Простите.

Любящій васъ братъ

Левъ Толстой.

15/27 Февраля 1900.

* Первая редакция.

Любезные братья христіане,

Я думаю, что всѣмъ намъ, исповѣдующимъ христіанское ученіе и желающимъ, чтобы жизнь наша согласовалась съ этимъ ученіемъ, надо помогать другъ другу. И самая нужная помощь та, чтобы указывать другъ другу тѣ грѣхи и соблазны, въ которые впадаемъ.22 Соблазны различные: одинъ впадаетъ въ одинъ соблазнъ, другой въ другой, и потому тѣ, кот[орые] свободны отъ соблазна, въ кот[орый] впали братья, должны помогать имъ, ожидая отъ нихъ помощи противъ того соблазна, которому сами подпали. Такъ и я, прося братьевъ моихъ о помощи въ тѣхъ грѣхахъ и соблазнахъ, въ кот[орыхъ] я погрязъ, и потому не вижу ихъ, считаю своимъ долгомъ указать вамъ, любезные братья, на тотъ соблазнъ, которому, какъ я слышу, подпадаютъ нѣкоторые изъ васъ.

Вы пострадали и были изгнаны и теперь еще терпите нужду за то, что захотѣли вести христіанскую жизнь не на словахъ, а на дѣлѣ и отказались отъ всякаго насилія надъ ближнимъ и, не смотря на всѣ угрозы и гоненія, не покорились правительству, не пошли въ солдаты и сожгли свое оружіе, тѣмъ самымъ показавъ, что полагаетесь не на насиліе, а на Бога любви. Дѣла ваши стали извѣстны людямъ. Враги христіанскаго ученія23 смутились и путались, — то предавались безумной жестокости и хвастались ею, то, признавая правду24 на вашей сторонѣ, сожалѣли о томъ, чтò было сдѣлано, и старались скрыть все дѣло, чувствуя, что время ихъ царства приходитъ къ концу.

Сторонники христіанскаго ученія, глядя,25 радовались на это, торжествовали, любили, восхваляли васъ, старались подражать вамъ.

И люди колеблющіеся все больше и больше переходили на вашу сторону. Дѣла ваши много содѣйствовали наступающему уничтоженію царства князя міра сего и наступленію царства Бога не только въ Россіи, но и во всемъ мірѣ.

Но только претерпѣвый до конца спасенъ будетъ. Только тѣ люди поучаютъ другихъ людей, одушевляя ихъ и приближая ихъ къ Богу, кот[орые] всей своей жизнью до смерти останутся вѣрными Богу, тѣ, кот[орые], если даже и, какъ Петръ, отрекутся навремя отъ истины, раскаятся и вернутся къ ней, смертью своей запечатлѣвъ свою вѣрность, а не тѣ, кот[орые], какъ Іуда, будутъ вѣрными учениками только до время, а потомъ откажутся отъ истины и предадутъ ее. Такіе люди нетолько не вѣрные слуги Бога, но самые злые враги его. «Мы говорили, — кричатъ теперь и печатаютъ въ газетахъ враги христіанства, — что жить христіанской жизнью безъ насилія, безъ войска нельзя, такъ и вышло по нашему. Ваши духоборы только безпокойные, грубые люди,26 ничѣмъ не отличающіеся отъ другихъ людей. Какъ только переѣхали въ Канаду, въ свободную страну, такъ и стали жить также какъ и всѣ люди, также копятъ имущество каждый для себя и не дѣлятся съ братьями.27

Такъ говорятъ враги христіанства, друзья же христіанства молчатъ, страдаютъ въ душѣ, стараются не говорить про это и въ душѣ своей думаютъ: ошиблись мы, не въ этихъ людяхъ надо было искать примѣра христ[iанской] жизни, люди эти были той землей, въ кот[орой] сѣмена не пускаютъ корней, и скоро засыхаютъ. Все, чтò они дѣлали, было случайнымъ порывомъ, вызваннымъ внѣшними обстоятельствами, но все это было непрочно и не глубоко.

И, сколько я знаю по письмамъ нашихъ друзей, поступки многихъ изъ васъ таковы, что эти упреки и радость врагамъ христіанс[тва] и разочарованіе и стыдъ сторонник[амъ] его — справедливы.

Повторяю то, чтò я сказалъ въ началѣ, что наша обязанность, указывать другъ другу грѣхи и соблазны, въ к[оторые] мы попадаемъ, и что поэтому, несмотря на то, что я весь въ грѣхахъ и соблазнахъ, я считаю себя обязаннымъ особенно теперь, чувствуя близость смерти, указать вамъ, любезные братья, тѣ ваши соблазны, отъ к[оторыхъ] меня спасъ Богъ, и к[оторые] я ясно вижу, и въ кот[орыхъ] я боюсь, что вы погибаете.

Я говорю о соблазнѣ собственности, обезпеченности, желанi[я] пріобрѣсть, удержать имущество. Знаю я и понимаю всю трудность вашего положенія, страхъ нужды для своихъ семей на новомъ мѣстѣ, знаю, какъ трудно, пріобрѣтая необходимую собственность: скотъ, орудія, одежды, жилища, знать, гдѣ кончается необходимое и начинается излишнее, знаю весь страхъ и жалость къ страданіямъ женщинъ, дѣтей, старыхъ людей, чувствую и то, что мнѣ, живущему въ обезпеченности, не пристало укорять васъ въ желаніи обезпечить себя; но не могу я не указать брату своему ту ошибку, въ кот[орую] я ясно вижу, что онъ впадаетъ. Я опытомъ знаю, что обезпеченность не

Скачать:TXTPDF

радостно. Человѣку не нужно себя обезпечивать, какъ и сказалъ Христосъ. Онъ обезпеченъ разъ навсегда Богомъ: такъ же, какъ обезпечены птицы небесныя и цвѣты полевые. Да, но если такъ, и люди