Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 72. Письма, 1899-1900

П. 1918; эта книга снабжена статистическими сведениями и сводными таблицами; цифровые данные взяты из нее.

Толстой получал известия непосредственно из Канады. Его корреспонденты, не соприкасавшиеся ранее с духоборами и составившие себе представление о духоборах, как о мучениках идеи, были удручены прозаическими явлениями их жизни в это переходное время. В письмах к Толстому они не скрывали своего разочарования и, быть может, не всегда объективно описывали создавшееся положение, иногда противореча друг другу, но все сообщения в основе сводились к одному: духовный подъем большинства духоборов понизился, и новые формы жизни далеко отошли от духоборческих идеалов. Письмо Толстой начал писать в конце декабря 1899 года. 31 декабря он сообщил В. Г. Черткову: «Две небольшие работы […] загораживают мне дорогу к другим работам […] одна [из них] — письмо духоборам канадским об их жизни, об обмане соблазна собственности. Я начал писать, но не вышло. А хочется очень показать молодым, увлекающимся людям из них, какой тò и тонкий и грубый обманжелание собственности и обеспечения». Письмо было закончено 15 февраля 1900 г. и отправлено Черткову для передачи духоборам. Чертков отпечатал письмо в двух тысячах экземпляров и разослал его по духоборческим селениям в Канаде. Уведомляя Толстого об этом, Чертков сообщил ему о новых планах некоторых духоборов переехать в Калифорнию и просил Толстого написать по этому поводу несколько строк как бы в продолжение письма от 15 февраля. См. письмо № 257.

1 См. письма 1895 г., т. 68.

2 Напечатано: я знаю

3 В опубликованном тексте этого слова нет.

4 В подлиннике этого слова нет, есть в опубликованном тексте.

5 Напечатано: удержать

6 Напечатано: собрать

7 Напечатано: воинской

8 Зачеркнуто: Мы собираемъ и удерживаемъ собственность для того, чтобы обезпечить свою жизнь, a христіанинъ долженъ понимать, что жизнь его не можетъ быть обезпечена собственностью. Христосъ сказалъ, что человѣкъ не долженъ заботиться о завтрашнемъ днѣ, и что всѣ заботы его не прибавятъ ему ни одного часа жизни. И это не мимо сказано, а сказано потому, что такова жизнь человѣческая.

9 «Евангелие» Луки, XII, 15 и сл.

10 Напечатано: 30

11 Напечатано: какими жилищами

12 «Евангелие» Матвея, X. 39.

13 «Евангелие» Матфея, XX, 28; X, 10.

14 Напечатано: тяжкій. Явная ошибка; в черновых также написано: тонкій.

15 Зач.: И потому-то и сказано: служить или Богу или мамоне [«Ев.» Мф. VI, 24]. Нѣтъ середины

16 Зач.: и велѣлъ вамъ жить братской жизнью, не удерживая другъ отъ друга того, что Онъ далъ намъ.

17 Напечатано: привычки.

18 Зач.: если бы хоть большая часть людей дѣлала это,

19 «Евангелие» Матфея, VI, 33.

20 Напечатано: устроились.

21 Зачеркнуто: стараться не о своемъ личномъ благѣ, а объ исполненіи воли Бога, которая вся выражена въ заповѣди о томъ, чтобы поступать съ другими, какъ хочешь, чтобы поступали съ тобой.

22 Зач.: <и которые видны со стороны, а не видны соблазнившимся, а>. Всѣ мы исповѣдуемъ одно и тоже, п[отому] ч[то] Богъ одинъ и истина одна, но часто впадаемъ въ соблазны и <тогда> не видимъ того, чтò ясно видно не впавшимъ въ соблазнъ, и тогда тѣмъ, которые свободны отъ соблазна, надо помогать тѣмъ, кот[орые] впали въ него.

23 Зач.: испугались и путались въ своихъ поступкахъ и сами не знали, чтò имъ дѣлать противъ вашихъ братьевъ.

24 Зач.: свою неправду, старались скрыть свои поступки.

25 Зач.: на вашъ примѣръ, возрадовались, воодушевились новымъ рвеніемъ къ исполненію ученія любви, видя его торжество, полюбили

26 Зач.: бунтовщики,

27 Зач.: И, сколько я знаю по письмамъ нашихъ друзей, упреки эти справедливы, не для всѣхъ, но для многихъ. И слышать это больно.

28 Зач.: Я живу въ обезпеченности и, не переставая, страдаю нравственно отъ этой неправой обезпеченности, изъ кот[орой] не умѣлъ выйти, не нарушивъ любви.

29 Зач.: не говоря уже о томъ, что самая мысль обезпеченія

30 Зач.: и 2 пары воловъ

31 Зач.: птицы небесныя питают[ся], не заботя[сь]

32 «Евангелие» Матфея VI, 34.

33 Петр Васильевич Веригин.

34 Зач.: и хитрый

35 Зач.: отреченіе отъ всего того, чтò мы исповѣдуемъ въ христіа[нствѣ]

36 Зач.: а отдавая ее въ общее достояніе

37 Зач.: сначала болѣе близкимъ, своимъ, а потомъ и чужимъ людямъ, к[оторые] могут треб[овать]

38 Зач.: Любящій васъ

247. А. В. Власову.

1900 г. Февраля 18. Москва.

Любезный братъ Андрей Васильевич,

Очень радъ былъ получить ваше письмо. Напрасно вашъ сынъ думаетъ, что нельзя понять того, чтò вы пишете.1 Я все понимаю и со всѣмъ согласенъ, и очень желалъ бы, чтобы ученые люди также ясно и понятно писали.

Особенно мнѣ дорого въ вашемъ разсужденіи то, что вы понимаете, что и евангеліе надо читать съ выборомъ, а не все подъ рядъ считать произведеніемъ святаго духа.

Въ самомъ евангеліи сказано о томъ, что буква мертва, а духъ живитъ.2 Дорого мнѣ въ вашемъ разсужденіи то, что вы ставите во главу всего то, чтò и должно стоять во главѣ всего: а именно, разумъ человѣческій, который старше всѣхъ книгъ и библій, отъ котораго и произошли всѣ библіи, безъ котораго ничего понять нельзя, и который данъ каждому изъ насъ не черезъ Моисея, или Христа, или апостоловъ, или черезъ церковь, а прямо данъ отъ Бога каждому изъ насъ, и одинаковый всѣмъ. И потому ошибка можетъ быть во всемъ, но только не въ разумѣ. И разойтись люди могутъ только тогда, когда они будутъ вѣрить разнымъ преданіямъ человѣческимъ, а не единому, у всѣхъ одинаковому и всѣмъ непосредственно отъ Бога данному разуму.

Всѣ идолопоклонники и лжеучители всегда проповѣдуютъ то, что надо не вѣрить разуму, потому что онъ будто бы у каждаго особенный и приведетъ къ разногласію, а надо вѣрить всѣмъ тому, чему они учатъ (одинъ одному, другой другому, христіанинъ, магометанинъ, будистъ и всѣ ихъ секты). Но эта ложь и есть та самая хула на св[ятаго] духа, которая хуже всякихъ другихъ хуленій. Ложныя разсужденія, тѣ самыя, который развели въ мірѣ ложные учителя, приведутъ къ разногласію и раздору, а разумъ, если онъ не извращенъ, не можетъ привести къ разногласію, п[отому] ч[то] какъ у всѣхъ людей тѣло одинакое — у всѣхъ руки, ноги, уши, глаза — такъ и разумъ у всѣхъ одинъ, и только одинъ разумъ всѣхъ соединяетъ Какъ только рѣчь пойдетъ о томъ, какъ креститься, двумя или тремя перстами, или о томъ, переходитъ ли хлѣбъ и вино въ кровь и тѣло, или это только должно твориться въ воспоминанье, или о томъ, происходитъ ли св[ятой] духъ отъ отца и сына, или отъ однаго отца, или о томъ, былъ ли Христосъ богъ или человѣкъ, или о томъ, есть ли богъ личное существо или безличное, такъ люди раздѣляются и спорятъ и даже ненавидятъ другъ друга за то, что одни не вѣрятъ также, какъ и другіе. Но если мы будемъ держаться только того, чтò согласно съ разумомъ каждаго человѣка, а именно то, что пришли мы въ этотъ міръ не по своей волѣ и не по своей волѣ уйдемъ изъ него, а по чьей то высшей волѣ, и что по этому и жить намъ надо въ этомъ мірѣ по той волѣ, которая привела насъ въ міръ и выведетъ изъ него. Воля же эта, какъ намъ говоритъ разумъ, въ томъ, чтобы мы любили другъ друга и поступали съ другими такъ, какъ хотимъ, чтобы другіе поступали съ нами. Разумъ всѣхъ говоритъ, что если бы всѣ жили такъ, то ЖИЗНЬ всѣхъ была бы самая хорошая. И потому если бы всѣ держались только этаго, то не было бы разногласія въ вѣрахъ, a всѣ бы были согласны. И потому всякій человѣкъ для своего блага и для блага людей долженъ стараться разрушать всѣ разныя ложныя вѣры3 съ тѣмъ, чтобы всѣ соединились въ одной истинной вѣрѣ въ данный всѣмъ людямъ, для руководства въ жизни, въ свѣтъ разума.

Прежде всего надо вѣрить въ разумъ, а потомъ уже отбирать изъ писаній и еврейскихъ, и христіанскихъ, и магометанскихъ, и будистскихъ, и китайскихъ, и свѣтскихъ современныхъ все, чтò согласно съ разумомъ, и откидывать все, чтò не согласно съ нимъ.

Я очень радуюсь тому, что вы также понимаете. Помоги вамъ Богъ продолжать такъ исповѣдывать и такъ жить.

Посылаю вамъ то, чтò считаю возможнымъ послать,4 и желаю вамъ душевной твердости, спокойствія и радости въ истинѣ. Пишите мнѣ.

Любящій васъ брать

Левъ Толстой.

18 февр. 1900.

Печатается по автографу, хранящемуся в AЧ. Впервые опубликовано в «Новом сборнике писем Л. Н. Толстого», изд. «Окто», М. 1912, № 118.

Андрей Васильевич Власов — самобытный старик-сектант, вступивший в письменное общение с Толстым с октября 1899 г. См. письмо № 193.

Ответ на пространное письмо Власова от 7 февраля 1900 г., посвященное вопросу брака, труда и пр. Власов старался основывать свои положения не на текстах священного писания, а на доводах разума. Он писал в конце письма: «Я только основываюсь начистомъ уме и здравомъ разуми. Ачто писано в Евангеліяхъ то я половину непринимаю называю плевели и каждому говорю что богъ двухъ личной или двухъ-язычной небываитъ расъ сказалъ неубей А другой расъ говоритъ убей то эта уже говоритъ небогъ, у бога нетъ перемены и тени словъ».

1 Власов писал Толстому 7 февраля: «Да еще спрошу васъ Л. Н. пописму у меня можетъ быть ошибко потому что я граматики незнаю. Я разумомъ думаю такъ ана бумаги у меня можетъ выдти совсемъ другое. Апочему я думаю такъ мнѣ много расъ говорилъ сынъ мой онъ служитъ въ благовещенскимъ Ламбардѣ, говорилъ что старикъ мой напишатъ нечемъ нелзя отделить отъ 10 летняго малчика, и дествитильно что я учился за полтора руб. Асигнацами аненасеребра вы хорошо знайти деревенскую науку прочиталъ 20 расъ псалтирь и доволно. вотъ поэтому я и прошу васъ въ чемъ ошибка то укажити».

2 По «Евангелию» Иоанна, VI, 63.

3 Вместо следующих пяти слов первоначально было написано: и соединить всѣхъ.

4 Власов сообщил о своем затруднительном материальном положении. Он собирался ехать в Сибирь и просил помочь ему. Какую сумму выслал Толстой, редакции неизвестно.

В ответном письме от 23 марта Власов писал: «Любезный братъ Левъ Николаевичъ. Писмо Ваше я получилъ. И то что вы послали для моей необходимости благо вамъ будитъ отъ того, отъ ково вы получили жизнь и разумъ. Идля чего получили то и дѣлаете. Помоги вамъ богъ продолжать такъ: и сказать, что я есть и былъ и буду т. е. жизнь смертью незаменяется: многіе мнѣ говорили и говорятъ, что некто болши такъ не понимаетъ какъ я и тебѣ нѣтъ братьевъ навсей землѣ. Но я всѣмъ отвѣчалъ и отвѣчаю, что христосъ братъ мнѣ по плоти и по вѣрѣ. А сколко еще у меня братьевъ повѣри

Скачать:TXTPDF

П. 1918; эта книга снабжена статистическими сведениями и сводными таблицами; цифровые данные взяты из нее. Толстой получал известия непосредственно из Канады. Его корреспонденты, не соприкасавшиеся ранее с духоборами и составившие