маленькое поощрение к ней состоит в том, что исполнение воли бога лучшее, что может сделать для себя человек, — вместе с тем и осуществляет царство божие (царствие божие внутрь вас есть), но сущность христианства и то, что привлекает к нему и дает истинное благо, не в этом внешнем осуществлении царства божия, кот[орое] никогда вполне не осуществится, а к к[оторому] человечество всегда будет приближаться (как асимптота2 к кривой), а в том, что жизнь человека в этом мире в короткий срок этой жизни получает вечный, радостный смысл.
Так вот я и думаю, что человек, понимающий так христианство, никак не будет думать о том, что делают другие, хорошо ли это, или дурно, приближает ли это, — на его близорукий взгляд — осуществление царства божия, или отдаляет, и зная то, что его задача и смысл жизни состоит в работе над той одной частью мира, к[оторая] составляет его тело, будет делать всеми силами это дело, вполне уверенный, что обещанное ц[арство] б[ожие] наступит, хотя и не так, как он воображает (ц[арство] б[ожие] наступит невидимым образом), но непременно наступит.
Содействовать же ускорению этого наступления он будет только работой над собой, где всё в его власти, и сердиться и упрекать никого не будет, кроме себя, кому все упреки всегда во благо.
Так вот что я думаю, милый Ив[ан] Фед[орович]. Если я ошибаюсь в определении вашей ошибки, то простите меня.
Любящий вас
Лев Толстой.
1904. 17 марта.
Печатается по копировальной книге № 6, лл. 90—91.
Впервые опубликовано «Журнал для всех» 1904, № 11, стр. 688.
Ответ на письмо Наживина от 19 марта н. с. 1904 г.
1 См. письмо № 55.
2 Асимптота — несовпадающая линия, геометрический термин.
77. А. Ф. Тумановской.
1904 г. Марта 17. Я. П.
Я думаю, что вам лучше всего вернуться к отцу и постараться вызвать в себе доброе чувство к нему, которое, если вам только удастся это, вызовет и в нем такое же.
Спокойствие вы найдете только в внутренней работе над своей душой, стараясь быть более покорной, смиренной, доброй и не для достижения внешних целей, а для исполнения того, чего хочет от нас бог. И это же будет наилучшим средством для достижения того, что нужно вам и вашим детям.
Горе ваше большое, но я верю и советовал бы вам верить, что несчастия нужны нам для нашей вечной жизни.
Вот все, что могу сказать вам.
Лев Толстой.
1904. 17 марта.
Печатается по копировальной книге № 6, лл. 92—93. Впервые опубликовано в ПТСО, № 145, стр. 219—220, с неверной датой: 17 марта 1903 г.
Анна Федоровна Тумановская (1868—1919) — дочь торговца из с. Рожнова Нижегородской губ.
Ответ на большое письмо Тумановской от 1 марта 1904 г., в котором она писала о своей тяжелой жизни, об одиночестве, о деспоте-отце, от которого она с детьми материально зависела, о своем неудачном браке.
* 78. Н. А. Умову.
1904 г. Марта 17. Я. П.
Пожалуйста, извините меня, уважаемый Николай Алексеевич, за то, что долго не отвечал вам. Очень сожалею, что не могу исполнить вашего желания. Я не имею намерении печатать теперь свою статью о Шекспире.1 Кроме того, я думаю, что она совершенно не подходит к задачам вашего журнала,2 которому желаю успеха и за присылку которого очень благодарю.
С совершенным уважением остаюсь готовый к услугам
Лев Толстой.
1904. 17 марта.
Николай Алексеевич Умов (1846—1915) — профессор физики Московского университета, редактор журнала «Научное слово».
Ответ на письмо Умова от 17 февраля 1904 г., в котором он просил разрешения опубликовать в журнале «Научное слово» статью Толстого о Шекспире.
1 Статью Толстого «О Шекспире и о драме» см. т. 35.
2 «Научное слово», см. прим. 2 к письму № 9.
* 79. Г. С. Шопову.
1904 г. Марта 17. Я. П.
Дорогой Шопов.
Давно получил ваше письмо и был рад ему, также и последнему № газеты Ничева.1 Очень радостно то, что и Ничев и другие друзья — все продолжаете действовать в том же направлении, но чем дальше живу и чем больше приближаюсь к смерти, тем мне яснее и несомненнее то, что самая важная деятельность не внешняя, а внутренняя: совершенствоваться — «будьте совершенны, как отец ваш небесный», и что всякая внешняя деятельность плодотворна только тогда, когда она есть последствие внутренней.
Простите, что даю вам советы. Делаю это, любя вас.
Я занят теперь статьею о войне,2 которую на днях отошлю для напечатания.
Братски приветствую вас. Л. Толстой.
1904. 17 марта.
Печатается по копировальной книге № 6, лл. 94—95.
Георгий Стоилович Шопов (р. 1879) — болгарин, отказавшийся от военной службы. См. т. 73.
Ответ на письмо Шопова от 1 февраля 1904 г. Шопов писал о разногласиях между последователями Толстого в Болгарии и социалистами по поводу истолкования учения Толстого.
1 Ничев — единомышленник Толстого, редактор газеты «Ново слово» в Софии.
2 Статья «Одумайтесь!». См. т. 36.
* 80. С. Ф. Назаровой.
1904 г. Марта 17. Я. П.
Очень сожалею, что ничего другого не могу сказать вам, кроме того, что говорил вам. Все сомнения, искания, страдания разрешаются исполнением воли бога, состоящей в любви к нему и ко всем людям.
Лев Толстой.
17 марта 1904.
Печатается по копировальной книге № 6, л. 95.
Софья Федоровна Назарова — в 1904 г. была учительницей школы для бедных детей и сирот в Москве. Осенью 1903 г. видалась с Толстым в Ясной Поляне. Сведений о ней нет.
Ответ на письмо Назаровой от 8 марта 1904 г. Назарова писала о своем тяжелом душевном состоянии, о неудовлетворенности жизнью, собой, жажде личного счастья. Просила нравственной поддержки.
* 81. П. И. Бирюкову.
1904 г. Марта 17. Я. П.
Милый друг Поша. Таня пишет мне про то тяжелое испытание, которому вы подверглись. Мне очень жаль вас, п[отому] ч[то] знаю, как это тяжело такому доброму, нежному человеку, как вы, чувствовать нелюбовь, ненависть другого и поднимающееся в своей душе дурное, самому себе ненавистное чувство.
Очень сочувствую вам и желал бы помочь, но всё, что я могу сказать вам, вы знаете лучше меня: знаете, что всё внешнее пройдет, не оставив следа, а оставит след одно духовное, подвинув вперед сознание или, напротив, задержав его просветление, знаете, что спасение от всего только в боге, в своей совести, в обращении к нему, в сознании его в себе. Помогай вам бог, как можно ближе придвинуть равнодействующую к стороне идеала. Страшно говорить это другому, но думаю, что такие испытания нужны нам в обоих случаях: и когда мы выдерживаем и когда не выдерживаем их. Напишите мне, как вы смотрите на это. Как смотрит на это П[авла] Н[иколаевна]. Как сейчас мне захотелось вас видеть и грустно стало от мысли, что едва ли придется. Прощайте, обнимаю вас и очень люблю.
Лев Толстой.
17 марта 1904.
О Павле Ивановиче Бирюкове (1860—1931) см. т. 63, стр. 227. В 1904 г. жил в Швейцарии близ Женевы, где имел собственный участок земли и дом. У него поселился Казимир Александрович Васильевский— эмигрант, авантюрист, который вымогал у Бирюкова деньги и притеснял его.
* 82. Г. А. Чемоданову.
1904 г. Марта 17. Я. П.
Дорогой Герман,
Вполне понимаю ваше положение и всей душой сочувствую ему. Если буду в состоянии, постараюсь помочь.
О службе врачом в войске я думаю так: идти из России, где везде много страданий и горя, туда, где люди убивают друг друга, неразумно. Изо всех мест, в к[оторых] можно служить людям — последнее должно бы быть то, в к[отором] люди заняты убийством. Так это для людей свободных; но вы находитесь в исключительном положении, в к[отором] вам везде мешают служить людям, кроме как в войске. И потому, просясь врачом в войско, я думаю, что вы поступите нравственно и разумно. Благодарю за хорошее письмо. Простите, что на этот раз пишу коротко. Случилось, что нездоров и очень занят.
Лев Толстой.
17 марта 1904.
Печатается по копировальной книге № 6, лл. 97—98. О Германе Александровиче Чемоданове см. т. 74, стр. 228. В 1903 г. Чемоданов за печатание на гектографе нелегальной литературы был приговорен к ссылке в Сибирь.
Ответ на письмо Чемоданова от 24 февраля 1904 г., в котором он сообщал, что, потеряв надежду устроиться участковым врачом в больнице, решил проситься в действующую армию.
83. В. Г. Черткову от 17 марта.
* 84. В. Похлебину.
1904 г. Апреля 4. Я. П.
Я думаю, что вам гораздо лучше написать мне, чем приезжать — лучше и для меня и для вас. Если я могу быть чем-либо полезным вам, то буду очень рад и с полным вниманием отнесусь к вашим вопросам и постараюсь правдиво ответить.
Жду от вас письма.
Лев Толстой.
4 апреля 1904.
Печатается по копировальной книге № 6, л. 97.
В. Похлебин в 1904 г. был гимназистом Царскосельской гимназии.
Ответ на письмо Похлебина от 23 марта 1904 г., в котором Похлебин просил у Толстого разрешения приехать в Ясную Поляну по важному для него делу.
85. Н. Н. Гусеву.
1904 г. Апреля 4. Я. П.
Получил ваше письмо, дорогой Н[иколай] Н[иколаевич], и, как всегда, рад был узнать про вас и вашу энергическ[ую] духовную работу. Сейчас у меня под рукой нет книг,1 о к[оторых] вы пишете, но они, вероятно, найдутся в библиотеке, и я вышлю их вам. То, что пишет Маневич,2 совершенно справедливо. Наше дело только не мешать проявлению в нас божеств[енного] начала. До свиданья.
Любящий вас
Л. Толстой.
4 апреля.
Год определяется письмом адресата. Впервые опубликовано в книге: Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. «Посредник», М. 1912, стр. 17, с датой 7 апреля 1904 г.
Николай Николаевич Гусев (р. 1882) — в 1907—1909 гг. личный секретарь Толстого. См. т. 74, стр. 175.
Ответ на письмо Гусева от 21 марта 1904 г.
1 Гусев просил Толстого прислать ему следующие книги: «Так что же нам делать?», «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий», тт. II и III книги Моода «Tolstoy and his problems», Kenworthy, «Tolstoy, his life and works» и несколько номеров какого-нибудь английского журнала.
2 А. К. Маневич. См. прим. к письму № 320.
* 86. Н. И. Королеву.
1904 г. Апреля 4. Я. П.
Никифор Ильич,
Получил письмо ваше, написанное в истинном христианском духе, и оно доставило мне удовольствие, за которое и благодарю вас.
Братски приветствую вас.
Лев Толстой.
1904. 4 апреля.
Печатается по копировальной книге № 6, л. 99.
Никифор Ильич Королев (ум. 1930) — в 1904 г. жил в г. Аткарске Саратовской губ. Сведений о нем нет.
Ответ на письмо Королева от 27 или 28 марта 1904 г., в котором он благодарил Толстого за его писания.
87. С. Л. Брусилову.
1904 г. Апреля 5. Я. П.
Сергей Львович,
Не могу определенно ответить на ваш вопрос, п[отому] ч[то] не знаю основной причины вашего желания оставить корпус и начать рабочую крестьянскую жизнь. Если