дорогих мне начатых работ, из к[оторых] я, разумеется, 1/10 не успею кончить.
2) Я писал о ваших книжках:3 Мазини и Карлейль, что если вы хотите как предисловие употребить уже написанное мною о них мнение (я так понял), то я очень рад; если ж надо вновь писать, то боюсь, что не успею, хотя желал бы.
3) Портрет посылаю.4
Так вот, пожалуйста, не сетуйте на меня и напишите о себе: как вы устроились и как себя чувствуете.
Искренно любящий вас
Л. Толстой.
1 июня 1904.
Впервые опубликовано в «Ежемесячном журнале» 1914, 1, № XXV, стр. 91.
Ответ на письмо Никифорова от 18 мая 1904 г.
1 Никифоров предполагал издать сборник в пользу политических ссыльных и заключенных. Сборник не был издан.
2 Статья Толстого «О Шекспире и о драме». См. т. 34.
3 О книгах Мадзини и Карлейля в переводе Никифорова см. прим. 7 и 8 к письму № 115.
4 Фотографический портрет работы Шерера и Набгольца, снятый в 1892 г. в Москве. Имеется в ГМТ.
153. С. И. Прозоре, А. Е. Сидельнику, А. В. Татьянко.
1904 г. Июня 1. Я. П.
Любезные братья,
В[ладимир] И[ванович] Скороходов передал мне ваш вопрос. Я думаю, что стоит вам только заглянуть в свое сердце, чтобы узнать, что вам надо делать. Если вы верите точно, не на словах верите в бога и в закон его, то у вас не может быть сомнения о том, как вам надо поступить. Прочтите Мф. X, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33. Там прямо сказано, как должен поступать верующий в бога и его закон. Если же поступите так, как пишет В[ладимир] И[ванович], что вы говорили ему: страха ради иудейска притвориться верующими в православие, то таким людям лучше вовсе отречься от бога, потому что такой поступок показывает, что люди не веруют ни в свою веру, ни в православную, а озабочены только земным. Тут нет ничего худого, и ни я и никто не станет упрекать людей за то, что у них нет веры. Веру насильно нельзя взять. Но худо то, когда люди лгут и притворяются, что у них есть вера, и осуждают других, а сами не верят по-настоящему. Это те самые лицемеры, которых осуждал Христос.
1904. 1 июня.
Печатается по копировальной книге № 6, лл. 168—169.
Впервые почти полностью опубликовано в «Свободном слове» 1904, № 13, стлб. 15.
Софрон Иванович Прозоря (р. 1870), Алексей Емельянович Сидельник (1868—1917), Алексей Васильевич Татьянко (1865—1928) — сектанты, крестьяне станицы Старощербиновской.
* 154. Г. А. Чемоданову.
1904 г. Июня 1. Я. П.
Любезный Герман,
Очень рад был получить весть о вас, хотя вести нехорошие. Попытаюсь написать Иркутскому ген[ерал]-губ[ернатору]1 с просьбой не препятствовать вашему поступлению на службу. Он мне сделал одно дело;2 мож[ет] б[ыть], сделает и это. Очень мне жаль было читать ваши мысли о брачной жизни. Они, по моему мнению, совершенно ложны и очень вредны для тех, кто их разделяет.
Половые отношения составляют один из главных источников страданий детей и, главное, зла между людьми, и потому с древнейших времен человечество старалось обезвредить сколько возможно эти отношения и установило для этого, выработанные совокупною мудростью людей законы, правила, отступление от к[оторых] всегда гибельно для отступающих. Руководиться же в этом сложном, важном, трудном деле одним чувством, значит отказаться от человеческого разума и спуститься на степень животного. Обыкновенно говорят: «истинное, высокое, нравственное чувство». Но горе в том, что каждый человек возво[дит] свое чувство в что-то особенное — высокое, истинное. Хорошо бы было руководиться чувством, если бы была такая лакмусова бумага, по к[оторой] можно бы было, как кислоту от основания, различать истинное и высокое чувство от ложного и низкого. Но такой нет. И потому только допусти руководство одним чувством, и люди, всякий, считая свое животное чувство особенным, высоким, спустятся на степень хуже животных и погрязнут в море зла сами и их дети. Избави вас бог от приложения к жизни таких взглядов. Пишу это, любя вас.
Пожалуйста, пишите о себе и как вы устроитесь.
Лев Толстой.
1904. 1 июня.
Печатается по копировальной книге № 6, лл. 170—171.
Герман Александрович Чемоданов — см. письмо № 82.
Ответ на большое письмо Чемоданова от 1 мая 1904 г., в котором он благодарил Толстого за письмо от 14 марта, излагал свои взгляды на службу врача в войсках, а также на любовь и брак, сообщал об отказе министром внутренних дел в разрешении ему заниматься вольной врачебной практикой. Писал о запрещении ему иркутским генерал-губернатором занять место врача в иркутской инфекционной больнице.
1 П. И. Кутайсов. См. письмо № 54.
2 Толстой просил Кутайсова о Чаге. См. письма №№ 54 и 99.
* 155. Вел. кн. Николаю Михайловичу.
1904 г. Июня 1. Я. П.
Благодарю вас, дорогой Николай Михайлович, за ваше ходатайство о стариках духоборах1 и за извещение меня об успехе этого дела. Я уже давно получил письмо очень глупое от Голицына и на днях получил благодарственное письмо от стариков из Канады. Благодарность эта относится больше к вам, вам и передаю ее.
Очень рад за вас, что у вас есть хорошее, полезное литературное занятие, которое хоть немного отвлекает от сознания тех тяжелых условий, в которых мы живем. Я никак не думал, чтобы эта ужасная война так подействовала на меня, как она подействовала. Я не мог не высказаться об ней и послал статью2 за границу, которая на днях появится и, вероятно, будет очень не одобрена в высших сферах.
В предпоследнем письме вы писали, что, может быть, когда-нибудь заехали бы в Ясную Поляну. Как ни приятно бы было мне видеть вас у нас, я думаю, что я настолько неприятное лицо правительству — и в особенности буду теперь после моей статьи о войне, что ваше посещение меня могло бы быть неприятно для вас и потому считаю нужным предупредить вас об этом. Во всяком случае ваше отношение ко мне было такое хорошее и оставило во мне такие приятные воспоминания, что я совершенно искренно могу подписать письмо словами
любящий вас Лев Толстой.
1 июня 1904.
Впервые неполностью опубликовано Б, IV, стр. 95.
Николай Михайлович Романов (1859—1918) — принадлежал к царской семье, историк. См. т. 73, стр. 166.
Ответ на письмо Романова от 16 мая 1904 г.
1 Духоборы А. Фофанов, В. Щербаков и О. Новокшонов, хлопотавшие о разрешении выехать из России в Канаду. См. письмо № 1.
2 «Одумайтесь!».
* 156. П. И. Кутайсову. Черновое.
1904 г. Июня 2. Я. П.
Ваше сиятельство
Гр. ………………………..1
Очень благодарю вас за оказанную вами помощь Чаге и за извещение меня об этом. Ваше внимание к моей просьбе поощряет меня к тому, что[бы] просить вас еще о помощи одному, по моему мнению, совершенно невинно сосланну в Иркутск[ую] губернию врачу Герману Чемоданову. Он поселен в……………………,2 и там ему запрещено заниматься своей професси[ей], а между тем ему негде жить самому и семье.3
Красноярский голова4 предлагал ему место в думе, но он не был утвержден. Теперь он подал прошение об определении его в действующую армию. Боюсь, чтобы и там не отказали ему, и потому позволяю себе еще раз утруждать В[аше] с[иятельство] просьбой или разрешить ему быть врачом в Красноярске, или посодействов[ать] ему для поступления в действ[ующую] армию.
С совершен[ным] уважен[ием] и предан[ностью] имею ч[есть] б[ыть] в[ашего] с[иятельства] пок[орный] слу[га].
Печатается по черновику. Дата определяется ответом Кутайсова.
Письмо Толстого Кутайсову написано в ответ на просьбу сосланного в Сибирь врача Чемоданова похлопотать о разрешении ему врачебной практики.
1 Многоточие Толстого.
2 Многоточие Толстого. См. письмо № 82.
3 Семья Чемоданова состояла из его жены. Единственная дочь Чемоданова умерла в Перми, по дороге в ссылку.
4 Кто был красноярским головой, неизвестно.
* 157. Эйльмеру Мооду (Aylmer Maude).
1904 г. Июня 3. Я. П.
Сейчас получил ваше письмо. Г-на Hubbard’a1 я не помню. Кажется, таковой никогда не был. Самое лучшее, по-моему, не обращать никакого внимания на такие статьи, как та, о к[отор]ой вы пишете.2 Я это всегда делал, п[отому] ч[то] не нахожу никакого повода к тому, чтобы вмешиваться в такие дела. И если вы хотите сделать мне приятное, то вы, пожалуйста, ничего не предпринимайте по этому поводу. Мне неприятно, что люди, с к[оторыми] я не имел никаких сношений, питают ко мне дурное чувство, но их мнение обо мне и о непротивлении совершенно не интересует меня.
3 Мне кажется, что и вам не следует принимать какое-либо участие во всем этом пустом деле.
Желаю вам всего хорошего. Передайте мой привет вашей семье. Жена моя ничего не знает об этой статье, и так как она человек очень нервный, я бы очень не желал, чтобы это дошло до нее.
Лев Толстой.
Статьи, о к[отор]ой вы пишете, я не получал, да и не желаю получить. Подобных статей есть и было сотни. И чем больше их, тем лучше. В той молитве, к[отор]ую я ежедневно повторяю, есть слова: «радуйся, когда тебя ругают», и я большей частью бываю только в первую минуту слегка огорчен, но потом искренно радуюсь. Поэтому, как любящий меня человек, не лишайте меня этой радости, если это в вашей власти.
1904. 3 июня.
Печатается по копировальной книге № 6, л. 175, и фотокопии.
Ответ на письмо Моода от 11 июня н. с. 1904 г., в котором он сообщал Толстому, что в августе 1903 г. в «Pall Mall Magazine» была напечатана статья Хеббарда «Лев Толстой, истолкованный в малом» с нападками на Софью Андреевну, а в этом году там же появилась статья Джорджа Мура, в которой он, совершенно извращая взгляды Толстого, нападает на непротивление и на статью «Что такое искусство?».
1 Эльберт Хеббард, американский журналист.
2 Elbert Hubbard, «Leo Tolstoy, an interpretation done in little», «Pall Mall Magazine» 1903, август.
3 Отсюда и до конца письмо печатается по фотокопии.
158. М. Л. Оболенской.
1904 г. Июня 4. Я. П.
Много говорили с Лизанькой1 про вашу жизнь. Да и так я думаю о вас и по письму твоему. Одно очень советую вам: не воображать величайшую нелепицу, что перемена места может содействовать перемене вашей жизни. Это как лошадь, запутавшаяся в бороне, чем шибче несется, тем больше ее бьет борона по ногам. Это верх нелепости, доходящей до комизма. Что вы недовольны своей эгоистич[еской] жизнью, я понимаю и очень одобряю, в особенности недовольство. Но недовольство, чтобы быть благодетельно, должно быть обращено на себя и вызывать внутреннюю работу — усилие (цар[ство] бож[ие] усилием берется), а не изменением условий. Это изменение только ухудшает положение, делая его неисцелимым. Любовь супружеская очень хорошо, но если она делает то, что каждый делает друг другу уступки такие, вследствие кот[орых] живет не во