Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 75. Письма, 1904 — 1905 (январь-июнь)

за ней. Саша ездила нынче, я вчера был.

Понемногу пишу, газет не читаю. «Круг чтения» послал в Москву,10 но не скоро кончу. Пишу же о власти.11 И очень хочется для Поши продолжать воспоминания.12 Всё более и более чувствую закон обратной пропорциональности ослабления и энергии и увеличения задач, а также и увеличения радости, спокойствия, ясности жизни, чего тебе и твоему Мише очень желаю и уверен, что вы оба это испытаете.

Прощай, голубушка, не повредил бы тебе велосипед. И гайморит чтобы не смел. Сел писать тебе, п[отому] ч[то] хотел приписать Дорику в письме Жули. Целую тебя и Мишу. Погода у нас второй день святочная, прекрасная, 10° без ветра, и снегу достаточно.

Твой отец Л. Толстой.

25 дек. 1904.

Ответ на письмо Сухотиной, которое неизвестно.

1 Телеграмма Толстого от 18 ноября 1904 г. в редакцию «The North American». См. письмо № 257.

2 C. Л. Толстой.

3 Александр Никифорович Дунаев.

4 Александр Эдуардович Юнге, приехал в Ясную Поляну вместе со своей матерью, Екатериной Федоровной Юнге (1843—1913), рожд. Толстой, троюродной сестрой Толстого.

5 Иосиф Константинович Дитерихс.

6 Душан Петрович Маковицкий (1866—1921) — словак, врач, разделял убеждения Толстого. Прожил в Ясной Поляне 16 лет, с 1904 по 1920 г.

7 Марья Алексеевна Маклакова.

8 Высланный в феврале 1897 г. из России за воззвание о помощи духоборам, Бирюков восемь лет не видался с Толстым. Получив после амнистии разрешение жить в России, Бирюков приехал 24 декабря 1904 г. в Ясную Поляну. О его пребывании у Толстого см. Б, IV, стр. 105—108.

9 Марья Александровна Шмидт (1844—1911) — друг и единомышленница Толстого.

10 В ЯЗМ под 21 декабря 1904 г. имеется запись: «Он [Толстой] кончил «Крут чтения» и в три часа принес его и отдал X. Н. Абрикосову, чтобы он сделал в нем еще некоторые перемещения и послезавтра свез в Москву для передачи И. И. Горбунову, который будет его печатать» (ЯЗМ, 1, стр. 41). Абрикосов уехал в Москву 23 декабря.

11 Статья «Единое на потребу» (см. т. 36).

12 «Воспоминания» (см. т. 34).

279. В. В. Стасову.

1904 г. Декабря 25. Я. П.

Владимир Васильевич,

Очень рады будем вашему приезду, а также милого Ильяса.1 Только, пожалуйста, известите за день до вашего отъезда из Петерб[урга], чтобы мы могли приготовить, что нужно.

Как хорошо, что здоровье ваше справилось.

Так до свиданья.2

Лев Толстой.

25 дек. 1904.

На обороте секретки: Петербург, Владимиру Васильевичу Стасову, Публичная библиотека.

Впервые опубликовано ТС, № 228, стр. 366.

Ответ на письмо Стасова от 20 декабря 1904 г., опубликованное в ТС, № 226, стр. 365, в котором он писал, что здоровье его лучше, и просил разрешения приехать с И. Я. Гинцбургом в Ясную Поляну.

1 И. Я. Гинцбург

2 Поездка Стасова и Гинцбурга в Ясную Поляну не состоялась.

280. А. С. Гольденвейзеру.

1905 г. Января 5. Я. П.

Очень благодарен вам, Александр Соломонович, за присылку Вашей статьи, а в особенности за всё то, что Вы высказали в ней.

Лев Толстой.

5 янв. 1905.

Печатается по факсимиле, приложенному к книге А. С. Гольденвейзера: «Преступление, как наказание, а наказание, как преступление», Киев, 1911, где письмо впервые опубликовано.

Александр Соломонович Гольденвейзер (1855—1915) — юрист, присяжный поверенный, дядя А. Б. Гольденвейзера.

Ответ на присылку Гольденвейзером его статьи «Преступление, как наказание, а наказание, как преступление»; опубликована в «Вестнике права» 1901, № 7, стр. 163—211.

* 281. И. И. Горбунову-Посадову.

1905 г. Января 5. Я. П.

Очень благодарен за присылку. Всё очень хорошо. Чтения недельные надо расставить, избегая однообразия, через каждые семь дней, пригнав к ним дни, соответствующие рубрикам.

Всё делайте, как сами найдете лучшим.

К Душечке1 мне бы хотелось написать предисловие, объясняющее ее значение.

Хотелось бы написать рассказы на Чтение,2 да сил мало.

Л. Толстой.

Письмо Толстого является припиской к письму Маковицкого от 5 января 1905 г., что служит основанием датировки. Ответ на письмо Горбунова без даты, в котором он, сообщая Толстому, что корректуру «Круга чтения» он читает сам, ставил ряд технических вопросов, касающихся печатания. В заключение Горбунов писал о «Недельных чтениях»: «Самым важным вопросом является вопрос о размещении воскресений. Я не знаю, какой системы вы желали бы придерживаться относительно их размещения».

1 О рассказе Чехова «Душечка» см. прим. 1 к письму № 309.

2 В «Недельных чтениях» «Круга чтения» Толстой впервые напечатал следующие свои произведения: «Будда», «Молитва», «Корней Васильев», «Послесловие к рассказу Чехова «Душечка», «Ягоды», «Паскаль», «Камни», «Петр Хельчицкий», «За что?», «Ламене», «Божеское и человеческое», «Учение двенадцати апостолов».

* 282. Генри Крауфорду (Henry Crawford).

1905 г. Января 14/27. Я. П.

Dear young friend,

Your letter gave me great pleasure. I think that you are quite right in your appreciation of the church and state superstition. But I don’t agree with you in your idea that the brotherhood of men is the aim to which ought to tend all our activity. The brotherhood of men is not an aim to which we must tend but the necessary result of our rightly, by our religious consciousness, i. e. by the establishment of the relation of our life to the All, to God, directed activity. — This religious consciousness requires from us a strongly definite line of conduct and the brotherhood of men is only one of the many goods which necessarily results from such a conduct.

May be that you are of the same conviction and therefore what I say to you is quite useless. In any case I think that you are in the right way and I wish you progress on it. I will be glad to know more of your life.

Your friend

Leo Tolstoy.

27 January 1905.

Дорогой юный друг,

Ваше письмо доставило мне большое удовольствие. Я думаю, что вы совершенно правы в вашей оценке церковных и государственных предрассудков. Но я не согласен с вашей мыслью, что братство людей есть цель, к которой мы всецело должны направить нашу деятельность. Братство людей не есть цель, к которой мы должны стремиться, но неизбежное последствие нашей через религиозное сознание хорошо направленной деятельности, т. е. деятельности, установленной отношением нашей жизни к целому, к богу.

Религиозное сознание требует от нас определенной линии поведения, и братство людей есть лишь одно из многих благ, неизбежно вытекающих из такого поведения.

Быть может, вы держитесь тех же убеждений, и потому то, что я говорю вам, совершенно лишнее. Во всяком случае я думаю, что вы на верном пути, и желаю вам идти по нему вперед.

Рад буду больше знать о вашей жизни.

Ваш друг

Лев Толстой.

27 января 1905.

Печатается по рукописной копии, вклеенной в копировальную книгу № 6, л. 276. Текст письма, дата и подпись — рукою неизвестного. Дата Толстого — нового стиля, что определяется по копировальной книге (письмо скопировано между письмом к Сухотиной от 25 декабря 1904 г. и письмом к Фролову от 10 января 1905 г.). В переводе на русский язык почти полностью опубликовано в «Международном толстовском альманахе», изд. «Книга», М. 1909, стр. 86.

Генри Крауфорд (р. 1883) — в 1904 г. жил в Мельбурне (Австралия).

Ответ на письмо Крауфорда от 13 ноября н. с. 1904 г.

О получении письма Крауфорда в Ясной Поляне см. ЯЗМ, 1, стр.71, запись от 7 января 1905 г.

* 283. В. Д. Фролову.

1905 г. Января 14. Я. П.

Милый Фролов,

Получил ваши два письма, а по последнему письму, в к[отором] написано: «продолжение», думаю, что б[ыло] еще третье. Я внимательно прочел то, что вы пишете о боге. Я понимаю ваш ход мысли, п[отому] ч[то] разделяю его, но изложение мысли не вполне точно и ясно.

Не торопитесь писать. Больше читайте, думайте и записывайте только те мысли, к[отор]ые выльются коротко и ясно. Записывайте для себя.

Я говорил о вас моему приятелю Павлу Александровичу Буланже, адрес его: Москва, Управление Курской жел. дор.

Он обещал дать вам место в школе, но не в Москве, где и нет вакансий. Если решите, пишите ему. Прощайте.

Любящий вас

Лев Толстой.

14 янв. 1904.1

Василий Дмитриевич Фролов (р. 1886?) — из крестьян Нижегородской губ. В 1904 г. был учеником-стипендиатом третьего класса учительской семинарии в Киржаче Владимирской губ. В 1905 г. был учителем в д. Горицы Муромского уезда Владимирской губ. С Толстым Фролов познакомился в 1904 г. в Ясной Поляне, где он пробыл 23 и 24 декабря. В ЯЗМ имеются следующие записи об этом посещении 23 декабря 1904 г.: «Вечером приехал из Владимира семинарист Фролов, восемнадцатилетний юноша. Он приехал прочесть Льву Николаевичу изложение своего мировоззрения в статьях «Кто я» и «Что вне меня». «Удивительно, — сказал Лев Николаевич, — что он выражает то же, пишет о том же, о чем я, семидесятишестилетний старик» (ЯЗМ, 1, стр. 44). Вторично Фролов был у Толстого 16 июля 1905 г. В ЯЗ под этой датой записано: «Приехал Фролов, ученик Киржачской учительской семинарии, одушевленный Львом Николаевичем. Привез свое философское сочинение. Лев Николаевич [сказал] о нем, что оно совсем плохое. Лев Николаевич с ним много говорил и был им доволен».

Ответ на два письма Фролова. В первом из них, от 2 января 1905 г., Фролов просил Толстого дать ему обещанное место в Москве. Второе письмо — от 7? января. В большей части этого письма Фролов рассуждал и излагал свои мысли о боге: «есть ли бог, как его понимать и как ему служить».

1 Толстой ошибся: 1905 г.

* 284. A. K. Раковичу.

1905 г. Января 14. Я. П.

Простите, что долго не отвечал вам, дорогой Ракович. Ваше отношение к войне я не могу не находить самым правильным, п[отому] ч[то] вполне разделяю его. Выразил я желание, чтобы не б[ыло] моего адреса, п[отому] ч[то] я отрицаю всякие внешние средства борьбы,1 а собирание подписей и требование прекращен[ия] войны (не говоря о своей недостижимости) есть внешнее средство. Я получил несколько воззваний с подписями, около десяти. Почти все полагают, что воззвание принадлежит мне. Из них два были с ругательствами, а из остальных дочь моя отослала штук 5 с заявлением, что воззвание исходит не от меня. Остальные я попрошу сейчас приложить к этому письму.

Очень сожалею, что вы на обратном пути не заехали.2 Очень рад был узнать вас лично. Искренно полюбивший вас

Лев Толстой.

14 янв. 1905.

Алексей Ксенофонтович Ракович (ум. 1905 или 1906) — медик, был близок взглядам Толстого. В 1902 г. вместе с Юшко на Михайловском перевале, близ Геленджика, в Кубанской области, приобрел участок земли и занимался сельским хозяйством. Лично познакомился с Толстым в 1904 г.

Ответ на письмо Раковича от 12—14 декабря 1904 г. Ракович выражал свое отрицательное отношение к затеянному геленджикскими колонистами сбору подписей под воззванием с протестом против русско-японской войны.

1 См. письма №№ 255 и

Скачать:PDFTXT

за ней. Саша ездила нынче, я вчера был. Понемногу пишу, газет не читаю. «Круг чтения» послал в Москву,10 но не скоро кончу. Пишу же о власти.11 И очень хочется для