Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 75. Письма, 1904 — 1905 (январь-июнь)

газетах или журналах, должен был отдавать Марксу. По заключенному А. П. Чеховым условию в 1899 г., издательская фирма «А. Ф. Маркс» имела исключительное право издания его произведений. Толстой просил Николая Попова, корреспондента газеты «Русь», посетившего проездом с Дальнего Востока, 27 декабря 1904 г., Ясную Поляну, зайти в Петербурге к управляющему издательством Маркса и от его имени попросить разрешения перепечатать рассказы «Душечка» и «Беглец» в «Круге чтения». Попов в письме от 5 января 1905 г. писал, что издательство Маркса хотело бы иметь письменный запрос с его стороны. В письме они просят указать некоторые подробности издания, особенно, кто собственно издает и для какой цели.

1 Рассказ А. П. Чехова «Душечка» написан в декабре 1898 г. Напечатан с незначительными сокращениями в «Круге чтения», I, изд. «Посредник», М. 1906, стр. 421—433, с послесловием Толстого. «Душечка» — один из любимых рассказов Толстого. Впервые он прочел «Душечку» зимой 1899 г., вскоре после ее напечатания. См. об этом П. Сергеенко, «Толстой и его современники», изд. В. М. Саблина, М. 1911, стр. 227—230. Позднее Толстой много раз перечитывал рассказ и читал его вслух другим.

2 Рассказ А. П. Чехова «Беглец» впервые напечатан в «Петербургской газете» 28 сентября 1887 г., № 226. Помещен в «Круге чтения», II, изд. «Посредник», М. 1906, стр. 200—207.

*310. Рамзе Ававини.

1905 г. Февраля 11. Я. П.

11 февр. 1905 г.

Очень сожалею, милостивая государыня, что по рассеянности не исполнил до сих пор вашего и ваших учениц лестного для меня желания. — Посылаю портрет, какой у меня есть, и прошу извинить за то, что не сделал этого прежде.

Лев Толстой.

1905. 11 февр.

Печатается по копировальной книге № 6, л. 303.

Рамза Ававини, арабка из г. Дамаска, окончила московское Филаретовское епархиальное женское училище. В 1904 г. проживала с матерью в д. Захле близ Дамаска.

Ответ на письмо Ававини от 10 октября 1904 г., в котором она передавала Толстому просьбу жителей д. Захле, арабов, прислать им его портрет.

311. М. Л. Оболенской.

1905 г. Февраля 11. Я. П.

11 фев. 1905 г.

Просил оставить мне место, милая Маша, а то сам один не соберусь ответить на твое хорошее письмо. Живется мне также хорошо, — к смерти очень ближе. Как будто кончаю статью Единое на потребу.1 Плохо, но все-таки пошлю. Взялся за корректуры «Круга чтения». Это уже совсем плохо. Хочется писать маленькие рассказы к Воскресеньям.2 Жаль, что вы раздумали приехать. Но правда, дорога ужасна. Как мне понравился ваш план (оставленный) перепродать Варину землю мужикам.3 Милых женихов4 целую и помню любя, также и Лизу,5 которую давно не видал. Сейчас вечер, устал за корректурами да и всегда к вечеру Кнёрцеры.6 Какого тебе прислать Дикенса.7 Целую тебя и Колю.

Л. Т.

Печатается по копии рукой Ю. И. Игумновой в копировальной книге № 6, л. 305. Впервые опубликовано в журнале «Современные записки» (Париж) 1926, XXVII, № ХСІХ, стр. 282.

Письмо Толстого является припиской к письму Ю. И. Игумновой от 11 февраля 1905 г. Письмо М. Л. Оболенской, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Статья Толстого «Единое на потребу» (см. т. 36).

2 По «воскресеньям» в «Круге чтения» Толстой помещал специально отобранные произведения, так называемые «Недельные чтения». 20 из 61 «Недельного чтения» — произведения Толстого, остальные сочинения других писателей и изложения их произведений, сделанные Толстым.

3 Варвара Сергеевна Толстая (1871—1920), племянница Толстого, вторая дочь С. Н. Толстого. После смерти Сергея Николаевича производился раздел Пирогова между его детьми: Верой, Варварой, Григорием и Марьей Толстыми. Предполагавшаяся продажа земли Варвары Сергеевны — один из вариантов раздела.

4 Наталья Леонидовна Оболенская и Хрисанф Николаевич Абрикосов, свадьба которых была 16 февраля 1905 г. в Пирогове.

5 Елизавета Валерьяновна Оболенская.

6 Николай Андреевич Кнёрцер, доктор-акушер в Туле, старый знакомый Толстых. Когда Толстой чувствовал себя старым и слабым, он говорил, что у него «кнёрцеры».

7 Какое произведение Диккенса имела в виду М. Л. Оболенская, неизвестно.

*312. А. С. Оноприенко.

1905 г. Февраля 12. Я. П.

Антон Сергеевич,

Посылаю вам то, что у меня есть.1

Желал бы сообщить вам книгу мою: Христианское учение, в к[отор]ой изложены мои религиозные взгляды, но у меня нет лишнего экз[емпляра]. Вы можете выписать ее от Черткова, Christchurch, Hants, V. Tchertkoff. Думаю, однако, что ваши сомнения должны разрешиться внутренней работой, а не чтением книг. Всякий из нас слышит в своей совести голос, влекущий к добру и отрицающий зло. Это голос бога.

Повиноваться этому голосу в этом вся религия. И это найти может каждый в самом себе.

Лев Толстой.

1905.

12 февр.

Печатается по копировальной книге № 6, лл. 306—307.

Антон Сергеевич Оноприенко (р. 1882?) — в 1905 г. проживал в Херсоне.

Ответ на письмо Оноприенко от 6 или 7 февраля 1905 г., в котором он писал о своих религиозных сомнениях, о своем неверии в бога. Просил книг.

1 Какие книги выслал Толстой Оноприенко, неизвестно.

*313. П. П. Райскому.

1905 г. Февраля 12. Я. П.

Павел Петрович.

Адрес руководителя духоборов: Канада, Иорктон, Canada, Jorkton, Петру Васильевичу Веригину. Не думаю, чтобы они пригласили вас, и позволю себе не советовать вам переезжать в Канаду. Везде можно найти деятельность, удовлетворяющую высшие нравственные требования.

Лев Толстой.

12 февр. 1905.

Печатается по копировальной книге № 6, лл. 306—307.

Павел Петрович Райский (1860?—1920) — священник, отказавшийся впоследствии от сана по своим убеждениям.

Ответ на письмо Райского от 3 февраля 1905 г., в котором он просил Толстого прислать ему адрес духоборов и сообщал о своем желании стать учителем детей духоборов в Америке.

314. Е. Е. Гончаренко.

1905 г. Февраля 12. Я. П.

Любезный брат.

Получил ваши оба письма и радуюсь и боюсь за вас : радуюсь тому доброму делу, которое вы делаете, и боюсь того, чтобы вы не увлеклись славой людской, не делали бы это доброе дело ради похвалы и одобрения людского.

Помоги вам бог делать дело для одного его, так чтобы если бы никто не знал про вас, вы все-таки делали бы то же и находили бы поддержку и радость в нем одном.

Благодарю вас за то, что известили меня о себе. Пожалуйста, извещайте о том, что будет дальше. Буду рад, если могу быть чем-нибудь полезен вам.

Любящий вас брат

Лев Толстой.

12 февр. 1905.

Впервые опубликовано в «Свободном слове» 1905, 16, стлб. 9.

Евтихий Егорович Гончаренко — см. прим. к письму № 291.

Ответ на два письма Гончаренко — от 10 и от 26 января 1905 г. В письме от 26 января 1905 г. Гончаренко писал, что все еще состоит при батальонной канцелярии писарем. Сообщал, что 16 января было получено предписание сделать ему последнее увещание по поводу отказа его от воинской службы, но он не передумал и приготовился ко всякому исходу. Писал, что согласно циркуляру 1896 г. его, повидимому, сошлют на 18 лет, но что он «радостно смотрит вперед».

*315. И. И. Горбунову-Посадову.

1905 г. Февраля 13. Я. П.

Дорогой Ив[ан] Ив[анович.]

Просмотрел все корректуры.1 Очень недоволен своей работой. Часовщик2 совсем не годится. Тоже хочется заменить и Самоотречение Ламенне3 и Разум Шопенгауера,4 заменить или прибавить.

Так что подождите печатать5

Л. Т.

Нездоровится, голова не ясна. И не могу решить, печатать или не печатать? Лучше не печатать. Постараюсь окончить на неделе и тогда пришлю вам. Напишите, можно ли подождать

Л. Т.

Основания датировки см. ниже.

1 В ЯЗМ под 13 февраля 1905 г. имеется следующая запись: «У Льва Николаевича было сегодня много дела, особенно с корректурой «Круга чтения». Он спешил с этой работой, потому что обещал сегодня отослать ее И. И. Горбунову и не хотел изменять своему слову, несмотря на то, что ему очень хотелось на место «Часовщика» и некоторых других «Недельных чтений» написать новые рассказы» (ЯЗМ, 2, стр. 40).

2 Под заглавием «Часовщик» печаталось письмо Толстого Черткову от 4 октября 1886 г. В окончательную редакцию «Круга чтения» «Часовщик» включен не был.

3 «Самоотречение» Ламенне помещено в «Круге чтения» «Недельным чтением» после 18 февраля.

4 «Разум» Шопенгауэра помещен в «Круге чтения» «Недельным чтением» после 4 февраля.

5 Зачеркнуто: а посмотрите еще, да построже.

316. В. Г. Черткову от 18 февраля.

*317. X. С. Тамуре (H. S. Tamura).

1905 г. Марта 1/14. Я. П.

Lieber Freund,

In meinen Büchern «Christliche Lehre» oder in Englisch «Christian Doctrine» und «Worin besteht mein Glaube» Englisch «What I believe» werden Sie Antworten finden auf die Fragen die Sie mir stellen.

Man braucht nicht weder Christ noch Buddhist oder Confucianer oder Taosist oder Mahometaner sein. Es giebt keine äus sere Autorität an welche ein Mensch glauben soll; ein jeder muss aber eine Religion, d. h. eine vernünftige Erklärung und Bestimmung seines Lebens haben. Diese vernünftige Erklärung seines Lebens kann ein jeder in seiner Religion finden. Diese Erklärung ist in allen Religionen dieselbe. Sie besteht im folgenden: der Mensch ist der Diener einer höchsten Macht, welche man Gott nennt und soll den Willen dieser Macht erfüllen. Der Wille dieser Macht ist die Einheit von allen Menschen, welche durch Liebe erreicht werden kann. Wer dieses erfüllt kennt keinen übel im Leben und auch keinen im Tode. Diese Wahrheiten finden sich in allen grossen Religionen: Bramanismus, Buddismus, Confucius’Lehre, Taosismus, Judentum, Christentum, Mahometanismus und brauchen keine Autorität um angenommen und geglaubt zu werden, da sie die stärkste Autorität die nur sein kann besitzen: die innere Rechtfertigung des Gewissens. Nur so eine Religion kann die Menschen befreien von den Übeln die sie sich jetzt selbst verursachen. Deswegen bin ich überzeugt, dass die Zerstörung von allen Aberglauben, die alle Religionen entstellen, und die Verbreitung dieser einzieger und allgemeiner Religion ist die erste und wichtigste Pflicht eines jeden Menschen. Deswegen schreibe ich Ihnen diesen Brief.

Ihr Freund Leo Tolstoy.

14 März 1905.

Дорогой друг,

В моих книгах: «Христианское учение», «В чем моя вера» вы найдете ответы на те вопросы, которые вы мне задавали.

Совершенно не важно, кто вы: христианин, буддист, конфуцианец или таосист или мусульманин. Внешнего авторитета, которому человек был бы обязан верить, нет, но у каждого должна быть своя религия, т. е. разумное объяснение и определение его жизни. Такое разумное объяснение своей жизни всякий может найти в своей собственной религии. Во всех религиях это объяснение одно и то же, и заключается оно в следующем: человекслуга высшей силы, которую называют богом, и должен исполнять волю этой силы. Воля этой силы есть единение всех людей, которое может быть достигнуто через любовь. Кто выполняет это, тот не знает зла ни при жизни, ни по смерти. Истина эта заключается во всех больших религиях: в браминстве, в буддизме, в конфуцианстве, в таосизме, иудействе, христианстве, магометанстве и не нуждается ни в каком

Скачать:PDFTXT

газетах или журналах, должен был отдавать Марксу. По заключенному А. П. Чеховым условию в 1899 г., издательская фирма «А. Ф. Маркс» имела исключительное право издания его произведений. Толстой просил Николая