Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 75. Письма, 1904 — 1905 (январь-июнь)

сердце ваше и радости вашей никто не отнимет (Иоан. XVI, 20, 21, 22)». Телесно вы страдаете, но то, что совершилось в душе вашей, никто не отнимет от вас и бог не оставит вас без награды и утешенья. И награду эту и утешение вы уже наверное чувствуете в душе своей. Напишите мне, если можете, не могу ли чем служить вам. И известите меня о том, что дальше будет с вами.

Любящий вас брат Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 6, л. 336. Датируется по содержанию.

Тихон Николаевич Кошевой (р. 1865?) — штундист, крестьянин местечка Голтвы Кобелякского уезда Полтавской губ. 28 апреля 1904 г. был призван в действующую армию и отправлен на Дальний Восток, на передовые позиции в 150 верстах от Ляояна. В армии заболел, от участия в сражениях уклонялся и при первом бое, где русские потерпели поражение, бежал из армии.

С августа 1904 г. по 17 июня 1905 г. находился в военном лазарете для исследования его психического состояния. С Толстым лично знаком не был. Письма Кошевого к Толстому и Маковицкому опубликованы в «Свободном слове» 1905, 17, стр. 7—10.

Ответ на письмо Кошевого от 25 апреля 1905 г., в котором он, посылая рукопись «Молитва или поучение», писал из лазарета о религиозных вопросах и о своем положении и просил у Толстого ответа и наставления.

1 Вероятно, Елена Сергеевна Денисенко, дочь сестры Толстого, Марии Николаевны Толстой. Письмо с описанием посещения Кошевого неизвестно.

* 349. A. A. Корзикову.

1905 г. Мая 9. Я. П.

Дорогой Афанасий Андреевич,

Всё собирался писать вам ответ на ваше письмо, да недосужился. А сейчас рад случаю хоть несколько слов написать. Жить не для себя, а для бога тем выгодно, что ничего уж не может случиться с тобой дурного: что бы ни случилось неприятного, если живешь для бога, всегда на пользу душе. Так думаю и в вашем деле. Всё будет вам на пользу душе. А это главное. Напишите о себе, что дальше будет. С[ергею] И[вановичу]1 кланяйтесь.

Любящий вас брат Лев Толстой.

9 мая 1905 г.

Печатается по машинописной копии.

Афанасий Андреевич Корзиков (1866—1906) — портной из крестьян местечка Ущерпье Суражского уезда Черниговской губ. Последователь взглядов Толстого.

Ответ на письмо Корзикова от 20 марта 1905 г.

1 Сергей Иванович Листовский. См. письмо № 352.

* 350. А. А. Поспехину.

1905 г. Мая 10. Я. П.

Получил ваше письмо, милый Алекс[андр] Алекс[андрович], и очень порадовался. Вы верно рассудили, но хочется прибавить к вашим мыслям еще одно, а именно то, что хотя, по всем вероятиям, ваше соединение с женою1 должно дать спокойствие и благо и свободу от соблазнов и ей и вам, но надо помнить, что если бы этого и не было и ваш поступок привел бы к совсем другим, чем ожидаемые, последстви[ям], все-таки поступить так, как вы поступили, и продолжать поступать так должно и хорошо и для вас, и для вашей жены, и для всех людей. Если последствия эти (какие бы они ни были) могут показаться дурными, то это только будет казаться по нашей близорукости и потому, что мы видим матерьяльное благо и зло, а не видим духовное. Поступок же всякий любовный перед богом несомненно увеличивает благо того, кто его совершает, и последствия его всегда благие, хотя мы и не видим их.

Желаю вам продолжения того настроения, в к[отором] вы писали мне, и утверждения в нем. Надеюсь, что Костровский2 в общении с вами. Передайте ему и вашей жене мой привет.

Любящий вас

Лев Толстой.

10 мая 1905.

Александр Александрович Поспехин (р. 1876) — артист балета.

Ответ на письмо Поспехина от 2 или 3 мая 1905 г., в котором он писал о своих отношениях с женой, о своем разрыве с нею, вызванном его стремлением к нравственному совершенствованию, о тяжести разрыва и о колебаниях и сомнениях. Сообщал, что решил примириться с женой.

1 Надежда Ивановна Веретенникова (р. 1880) — аккомпаниатор и учительница музыки, с 1899 г. жена А. А. Поспехина.

2 Михаил Романович Костровский (р. 1879), артист балета.

* 351. П. В. Веригину.

1905 г. Мая 28. Я. П.

Любезный брат Петр Васильевич,

Давно уже получил ваше интересное и доброе письмо и порадовался и тому, что вы меня помните, и тому, что дела материальные вашего общества идут хорошо. Дай бог только, чтобы благодаря материальному успеху не ослабевало духовное напряжение и совершенствование. А то часто бывает, как в коромысле весов: по мере того как поднимается одно, опускается другое. Надо стремиться к тому, чтобы поднималась точка опоры коромысла, а если уже нужно ему колебаться, то уже лучше пускай беднеют люди материально, только бы богатели духовно. Думаю, и желаю, и надеюсь, что так это будет с духоборами. Духовная жизнь в вашей общине настолько разгорелась, что она не должна потухнуть, а должна только разгораться. Радуюсь за возвращение Якутских.1 Братски приветствую вас и всех знающих меня.

Лев Толстой.

28 мая 1905 года.

Печатается по рукописной копии, написанной Ю. И. Игумновой и вклеенной в копировальную книгу № 6, л. 339.

Ответ на письмо Веригина от 1 апреля 1905 г., в котором он сообщал из г. Торонто Толстому, что приехал по земельным делам духоборческой общины, а также описывал жизнь общины.

1 О переселившихся в Канаду духоборах, освобожденных из ссылки в Якутской области, см. прим. № 1 к письму № 8.

* 352. С. И. Листовскому.

1905 г. Мая 28. Я. П.

Прочел ваше письмо Марье Александровне,1 Сергей Иванович, и очень пожалел вас за то душевное состояние, в котором вы находитесь. Сердиться на себя, на жизнь, на бога нельзя. Надо смиряться и покоряться: ни себя, ни жизни, ни бога не изменишь. Вас мучают падения, ваша слабость, ваше бессилие. Но ведь важны не достигнутые результаты (в них мы не властны), а усилия, искренние усилия. Они только, усилия, дают истинное благо. Я думаю, что ваше отчаяние происходит от ложного или скорее неточного понимания жизни. Жизнь ведь всех нас только в том и состоит, что мы движемся от зла к добру, от неволи к свободе. А если в этом жизнь, то благо жизни в том, чтобы соглашаться с этим движением, содействовать ему. В этом всё благо жизни. И это может всякий человек испытать. И вы должны были испытывать это. И потому вы неизбежно вернетесь к истине. И помоги вам в этом тот бог, который живет в вас.

Лев Толстой.

28 мая 1905 г.

Печатается по копии, написанной Ю. И. Игумновой и вклеенной в копировальную книгу № 6, л. 340.

О Сергее Ивановиче Листовском см. т. 73, стр. 327.

Ответ на письмо Листовского к М. А. Шмидт, которое неизвестно.

1 М. А. Шмидт.

* 353. Морису Флюгелю (Maurice Fluegel).

1905 г. Мая 28. Я. П.

Monsieur,

Je vous suis très reconnaissant pour l’envoi de votre livre.1 Je l’аі reçu, ainsi que votre lettre, et je vous prie de m’excuser pour ne pas avoir accusé réception et ne vous avoir pas remercié pour votre obligeance. J’apprécie beaucoup vos ouvrages.

Léon Tolstoy.

Милостивый государь,

Очень вам благодарен за присылку вашей книги.1 Я ее получил, так же как и письмо, и прошу извинить меня, что не известил вас о получении и не поблагодарил за вашу любезность. Я очень ценю ваши труды.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 6, л. 341. Датируется по копировальной книге (письмо скопировано между письмам к Листовскому и Никольскому от 28 мая 1905 г.) и на основании пометы на письме Флюгеля: «Отв. 28 мая».

Морис Флюгель (Maurice Fluegel) — американский исследователь религий. В 1905 г. жил в г. Балтиморе (США). В «Круге чтения» и в статье «Одумайтесь!» Толстой привел большой отрывок из сочинений Флюгеля о религии.

Ответ на три письма Флюгеля: от 22 декабря н. с. 1904 г., 24 марта и 15 мая н. с. 1905 г. В первом письме Флюгель писал, что посылает Толстому в подарок свою книгу «Spirit of the biblical Legislation» и проспекты своих сочинений; просил Толстого посодействовать распространению в России его произведений путем пересылки его проспекта книготорговцам. Во втором и третьем письмах Флюгель спрашивал, получил ли Толстой его книгу и письма.

1 Книга Флюгеля имеется в яснополянской библиотеке: Maurice Fluegel, «Spirit of the biblical Legislation in parallel with Talmud, Casuists, New Testament, Ancient and Moderne Law. Especially the Social and Political Institutions», Baltimore, 1893.

* 354. H. Никольскому.

1905 г. Мая 28. Я. П.

Милостивый государь,

Очень сожалею, что не могу исполнить вашего желания.

С совершенным уважением

Лев Толстой.

28 мая

Печатается по копировальной книге № 6, л. 342.

Николай Никольский — в 1905 г. священник с. Красного Рыбинского уезда Ярославской губ.

Ответ на письмо Никольского от 13 мая 1905 г., в котором он писал, что на ярославском губернском земском собрании решено открыть в с. Красном на Волге больницу для обслуживания двух уездов — Романо-Борисоглебского и Рыбинского, но средств не хватает. Просил Толстого разрешить земству издать одно из его сочинений, с тем чтобы доход от этого издания пошел на устройство больницы.

* 355. Е. В. Молоствовой.

1905 г. Июня 7. Я. П.

Благодарствуйте, милая Лизавета Владимировна, за ваши два письма, особенно за последнее:1 так хорошо, и живо, и правдиво вы описали ваше посещение Малеванного.2 У меня вчера был его последователь3 из Васильковского уезда. Это община чистых, нравственных, трудолюбивых людей, тех самых людей, к[оторые] составляют силу всякого народа и образование к[оторых], поощрение, подражаниедолжно бы было составлять главное занятие всякого правительства, желающего исполнять свое призвание, и их-то гонят, и их-то наука, заменяющая в наше время прежнюю церковь, признает душевно-больными.4 Это ужасно!

Как вы живете? Какой успех или неуспех и у кого имели книги Г. Джоржа?5

Одно есть могущественнейшее средство против всей человеческой мудрости — средство, побеждающее всякую мудрость, волей-неволей заключенную в книгах. Это то, чтобы не читать их. И в наше время средством этим — не чтения хороших книг, а одних глупых и гадких газет и книг — слишком пользуются.

Дружески жму вашу руку.

Лев Толстой.

1905. 7 июня

Ответ на два письма Молоствовой, от 1 и от 11 мая 1905 г., в которых она описывала свое посещение Малеванного.

1 Свое посещение Малеванного Молоствова подробно описала в письме к Толстому от 11 мая 1905 г. Толстой переслал письмо в Англию В. Г. Черткову, который напечатал его, без подписи Молоствовой, под заглавием «Свидание с сектантом Малеванным в Казанской психиатрической больнице» («Свободное слово» 1905, 17—18, стлб. 12—14).

2 Кондратий Алексеевич Малеванный (1845—1913) — основатель секты малеванцев, колесник по профессии, мещанин г. Тараща Киевской губ. Неграмотный. Привлек к себе многочисленных последователей. В 1893 г. Малеванный был арестован и затем отправлен в Казань

Скачать:PDFTXT

сердце ваше и радости вашей никто не отнимет (Иоан. XVI, 20, 21, 22)». Телесно вы страдаете, но то, что совершилось в душе вашей, никто не отнимет от вас и бог