в психиатрическую больницу, где пробыл двенадцать лет. Здесь его посетила Молоствова. По просьбе Толстого, она хлопотала перед казанским губернатором Хомутовым и губернской администрацией об освобождении Малеванного. Хлопоты Молоствовой увенчались успехом: в августе 1905 г. Малеванный был освобожден.
3 Ефим Бахмач — крестьянин д.Блощинец Васильковского уезда Киевской губ., сектант-штундист, последователь Малеванного.
4 Проф. И. А. Сикорский в своей статье «Психопатическая эпидемия 1892 г. в Киевской губернии» («Сборник научно-литературных статей», Киев, 1900, стр. 44—103) писал, что сектанты-штундисты, малеванцы Васильковского уезда Киевской губ. — люди ненормальные, душевнобольные.
5 Во время посещения Молоствовой Ясной Поляны, 26 апреля 1905 г., Толстой дал ей для нее и для распространения несколько книг Г. Джорджа.
* 356. В. В. Сахарову.
1905 г. Июня 7. Я. П.
Виктор Викторович,
В Сибири находятся теперь известные мне два крестьянина, зачисленные в военную службу, несмотря на их отказ от исполнения военных обязанностей на основании их религиозных убеждений. Один из них, Евтихий Егорович Гончаренко,1 находится в Омске во 2-й телегр[афной] роте; другой в Челябинске — Иконников.2 Оба они готовились по существовавшему узаконению идти в Якутскую область.3 Теперь же, когда содержавшиеся в Як[утской] области за отказ от военной службы отпущены,4 эти два человека находятся в очень неопределенном и тяжелом положении.
Позволю себе обратиться к Вашему Высокопревосходительству с покорной просьбой обратить Ваше внимание на тяжелое положение этих хороших людей и, насколько это в Вашей власти, облегчить их положение, особенно первого, взявшего с собой свое семейство, бедствующее теперь в Омске.
С совершенным уважением покорный слуга
Лев Толстой.
7 июня 1905 г.
Печатается по копировальной книге № 6, л. 347.
Виктор Викторович Сахаров (1848—1905) — в 1904—1905 гг. военный министр. Убит во время подавления крестьянских восстаний в Саратовской и Пензенской губ.
Письмо Толстого Сахарову написано по просьбе Гончаренко. См. письмо № 358.
1 См. письмо № 358.
2 Антон Иванович Иконников (р. 1884?) — крестьянин-сектант Полтавской губ., отказавшийся от военной службы. В июне 1905 г. содержался в Челябинской пересыльной тюрьме. Похлопотать об Иконникове и о себе просил Толстого Гончаренко. Об Иконникове см. т. 76.
3 Согласно циркуляру министерства внутренних дел от 5 августа 1896 г. отказавшиеся от военной службы ссылались в Сибирь сроком на 18 лет.
4 Весною 1905 г. состоялось постановление Совета министров об освобождении из ссылки лиц, совершивших преступления по религиозным убеждениям и наказанных не по суду, а в административном порядке. В письме от 25 мая 1905 г. Гончаренко писал Толстому, что согласно этому постановлению из Якутской области освобождено 150 человек сектантов, отказавшихся от военной службы.
* 357. Н. Н. Сухотину.
1905 г. Июня 7. Я. П.
Николай Николаевич,
Крестьянин Евтихий Егорович Гончаренко, отказавшийся по своим религиозным убеждениям от военной службы, будучи зачислен во 2-ую телеграфную роту, находится теперь в Омске. Предполагая, что он будет за свой отказ сослан в Якутскую область, он взял с собой свое семейство. Между тем вследствие того, что сосланным за отказ от военной службы лицам разрешено теперь вернуться на родину или по другим причинам, Гончаренко удерживается в Омске и, не имея возможности кормить свое семейство, находится в самом неопределенном и тяжелом состоянии. Он просит меня ходатайствовать за него. И вот я, полагаясь на Ваше чувство человеколюбия и справедливости, обращаюсь к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой сделать всё то, что в Вашей власти для облегчения положения этого хорошего религиозного человека и его семьи. С совершенным уважением
Лев Толстой.
7 июня 1905 г.
Печатается по копировальной книге № 6, л. 349.
Николай Николаевич Сухотин — генерал-лейтенант, с 1904 г. командующий войсками Сибирского военного округа.
358. Е. Е. Гончаренко.
1905 г. Июня 7. Я. П.
Любезный Евтихий Егорович,
Получил ваши два письма и написал письма Сухотину1 и Сахарову.2 Может быть, и выйдет что-нибудь.
Старайтесь нести свое положение с кротостью и терпением и без недоброго чувства к виновникам его. Это одно средство не только облегчить страдания, но сделать из страдания — радость. Знаю, что это очень трудно, особенно когда есть страдающая семья — жена, дети. Но что же делать? Одно из двух: или страшное страдание, упреки себе в том, зачем я сделал то, что мне велела совесть, или радость, что привелось на деле показать свою веру и понести страдания для бога. Претерпевый до конца спасен будет.
Помогай вам бог.
Лев Толстой.
Опубликовано в журнале «Жизнь для всех» 1913, 1, стр. 76—77.
Евтихий Егорович Гончаренко — см. прим. к письму № 291.
Ответ на два письма Гончаренко, от 20 и 25 мая 1905 г. Он описывал насилия, которым подвергался за отказ от воинской службы, и просил Толстого похлопотать за него.
1 Николай Николаевич Сухотин. См. письмо № 357.
2 Виктор Викторович Сахаров. См. письмо № 356.
* 359. Эйльмеру Мооду (Aylmer Maude).
1905 г. Июня 7. Я. П.
Получил вчера ваше последнее письмо о духоборах, любезный Моод, и спешу ответить. Конкин был у меня, рассказал мне то, что вы предлагали ему, то самое, что вы мне пишете. Я думаю, что вы правы в вашем соображении о том, что лучше дать прямо нуждающимся, а не общине. Если нуждающиеся пожелают отдать полученное в распоряжение общины, это их дело.
Мое согласие в этом деле не имеет никакого значения. Я выражаю только мнение, так что вы распорядитесь этими деньгами, от вас идущими, как вы найдете нужным.
Дружески жму вам руку. Передайте мой привет вашей жене и детям.
Лев Толстой.
7 июня 1905.
Печатается по копии рукою Ю. И. Игумновой, вклеенной в копировальную книгу № 6, л. 343.
Ответ на письмо Моода от 12 июня н. с. 1905 г., в котором он спрашивал совета у Толстого, кому давать деньги из фонда «Воскресения»: непосредственно переселявшимся из Якутска в Канаду духоборам или Веригину, руководителю Канадской общины духоборов.
360. М. Л. Оболенской.
1905 г. Июня 7. Я. П.
Милая Машенька,
Сажусь писать письма и рад, что первое неотвеченное — твое. У нас суета, роскошь, праздность, недоброта и притом жара, и я физически здоров, но духовно ослаб, и хочется пожаловаться, хотя и жаловаться не на что, кроме как на свою слабость; мама здоровье заметно лучше с тех пор, как она по совету докторов лежит 4-й день.1 Она спокойна, и с ней мне хорошо. Был Чер[тков],2 с к[оторым] б[ыло] очень хорошо. Здесь милый Поша,3 с к[оторым] тоже прекрасно, и дети его славные (вы на них наклеветали). Всё хорошо, а хочется жаловаться. Но не буду больше. Сейчас приехала Анночка4 и Кристи.5 Как жаль, что ты ослабела здоровьем. Я говорю жаль по старой привычке, а этого жалеть нечего. Вот когда духовно, как я, ослабеешь, это жаль. Ты не слабей, а крепни, и я постараюсь то же сделать. Мих[аил] Серг[еевич]6 уехал нынче. Кузм[инские]7 и Эрде[ли]8 вчера. Ваши молодые9 произвели на меня очень хорошее впечатление, но мало говорил с ними, и жалко.
Таня тихà, ровна, спокойна, разумна. Здоровьем не дурна, но объедается — жадна. Да еще Миша Сухот[ин]10 здесь. Хочется не хвалить, но не буду. Он не виноват, что мертвым родился. Андрюша жалок, но прост, естественен. Был бы совсем хорош, если бы можно б[ыло] извлечь из него берсовскую самоуверенность. Я не могу не одобрять его, п[отому] ч[то] из всех cыновей он один любит меня. Все мы растем, все только оболванены. Что дальше будет? Кто мы такие — узнаем только когда будем умирать. Да, б[ыл] еще здесь скульптор Андреев,11 вчера б[ыла] Звегинцева,12 Кашевск[ая],13 Гольденвейзеры,14 здесь Сережа. И всем им никого и ничего, кроме себя, а особенно уже меня, совсем не нужно (выключу Гольденв[ейзера]).
Очень бы хотелось у вас пожить, хоть побывать, не для уединения, а для уединения и тебя. Работы у меня много, радостной. И когда я в ней или один в лесу, в поле и в боге, то мне удивительно хорошо. От этого мороженое, и Звегинцева, и разговоры о конституции, и глупые и злые, очень тяжелы контрастами.
Прощай, голубушка, целую тебя и Колю.
Л. Т.
Датируется по содержанию. Впервые опубликовано в журнале «Современные записки» (Париж) 1926, XXVII, стр. 283—284.
1 19 мая 1905 г. С. А. Толстая тяжело заболела.
2 В. Г. Чертков приехал в Ясную Поляну 24 мая 1905 г., уехал 4 июня. Толстой и Чертков не виделись в течение восьми лет, с февраля 1897 г., когда Чертков был выслан из России в Англию.
3 П. И. Бирюков.
4 Анна Ильинична Попова (1888—1954), внучка Толстого, старшая дочь Ильи Львовича Толстого. Пробыла в Ясной Поляне с 7 по 11 июня 1905 г.
5 Владимир Григорьевич Кристи. См. прим. к письму № 369. Пробыл в Ясной Поляне с 7 по 11 июня 1905 г.
6 М. С. Сухотин.
7 Татьяна Андреевна и Александр Михайлович Кузминские приехали в Ясную Поляну 5-го, уехали 6 июня 1905 г.
8 Иван Егорович Эрдели (р. 1870?) с женой Марьей Александровной Эрдели, рожд. Кузминской.
9 Наталья Леонидовна и Хрисанф Николаевич Абрикосовы.
10 М. М. Сухотин — сын М. С. Сухотина.
11 Николай Андреевич Андреев (р. 1873), скульптор. В 1905 г. сделал два бюста Толстого. Один бюст Толстого работы Андреева находится в московском Толстовском музее. В Ясной Поляне Андреев был 4 июня 1905 г.
12 Анна Евгеньевна Звегинцева, помещица Крапивенского уезда Тульской губ. Знакомая и соседка Толстых. Жила в нескольких верстах от Ясной Поляны в имении Кривцово.
13 Екатерина Николаевна Кашевская, дававшая уроки музыки и французского языка детям Толстых и Кузминских.
14 Анна Алексеевна и Александр Борисович Гольденвейзеры. Лето 1905 г. Гольденвейзеры жили в Телятинках, в двух с половиною верстах от Ясной Поляны, и часто бывали у Толстых. См. А. Б. Гольденвейзер «Вблизи Толстого», I, М. 1922, стр. 147—166.
* 361. А. И. Лебедеву.
1905 г. Июня 7. Я. П.
Александр Иванович. Получил ваше письмо, и начало его мне очень понравилось; но дальнейшие рассуждения ваши о правительстве и ваше отношение к нему, вытекающее, по-вашему, из ваших религиозных убеждений, огорчило меня. Задача человека христианина не может состоять в борьбе с правительством или с кем бы то ни было. Человек, понявший свое назначение в жизни в служении богу, этим самым освобождается от всяких связей со всяким злом и между1……………………………………………………………………………………………………………….
И потому [1 неразобр.] его состоит в неподчинении, в неучастии во всяком зле, в том числе и в государственном. Проповедывать же христианину ничего не нужно. А нужно только по мере сил жить по-христиански, на все явления и запросы жизни отвечая, как того требует христианская совесть. В этом самая могущественная и нужная проповедь.
Желаю вам, не сбиваясь, идти по тому пути, на который вы стали.
Любящий вас Л. Толстой.
7 июня 1905.
Печатается по копировальной книге № 6, л. 345.
Александр Иванович Лебедев. См. прим. к