Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 76. Письма, 1905 (июль-декабрь) — 1906

милый Влад[имир] Иван[ович], отвечая на первое ваше письмо из заключения, а вот получил и второе письмо, — спасибо вам — и с приятным известием, что вы освобождены. Очень жаль, что вас встревожили и помешали вашей хорошей, спокойной жизни, но более всего жаль, что раздражили вас, вызвали в вас недоброе чувство. Надо бы дорожить такими случаями, как ваше заключение, — они редко встречаются — и воспользоваться ими, чтобы спокойно, добродушно, никого не осуждая, перенести их, а мы упускаем эти случаи нашего экзамена, поверки силы и искренности наших убеждений. Милый Вл[адимир] Ив[анович], я слишком стар и слишком люблю вас, чтобы не высказать всего, что думаю про то, что с вами случилось. Есть на наших рельсах стрелка, с к[оторой] легко и незаметно переходишь с пути христ[ианской] жизни на путь обществ[енной] деятельности революционной. Стрелка эта в том месте, где христианин начинает думать о последствиях влияния своей деятельности на других, где желает проявить себя. И я думаю, что вы перешли на эти другие рельсы. А рельсы эти никуда не ведут, кроме как к озлоблению и разъединению, тогда как рельсы христианской жизни, имеющей целью только удовлетворение требований своей совести, делание другому, всякому, того, что хочешь, чтоб тебе делали, ведут очень далеко, бесконечно далеко и, не имея цели влиять на других людей, сильнее всего действуют на людей. Простите, если ошибаюсь насчет вас. Напишите, что дальше. Привет вашей жене и сыну.

Л. Толстой.

Датируется на основании пометы на письме адресата от 13 февраля 1906 г.: «Отв. 13 марта».

О Владимире Ивановиче Скороходове (1861—1924) см. т. 71, стр. 511.

Ответ на два письма от 13 и 27 февраля 1906 г., в которых Скороходов рассказывал о жестокой расправе властей с местным населением, многочисленных арестах и о том, как пребывание в тюрьме стало для «разношерстной толпы почтенных тружеников… настоящим университетом», особенно благодаря присутствию в ней учителя Иваненко, местного общественного деятеля, энергичного, независимого человека, «бельма на глазу всех темных сил», по выражению Скороходова.

166. С. А. Толстой от 13 марта.

167. И. Б. Файнерману.

1906 г. Марта 14. Я. П.

Виноват перед вами, любезный Исаак Борисович, не поблагодарил вас за вашу книгу.1 Я пробежал ее, но прочту, если буду жив, когда будет нужно. Я избегаю читать про себя без нужды. Я знаю ее содержание и знаю, что она написана в хорошем духе о том хорошем времени, к[оторое] мы тогда переживали вместе с вами, и благодарю вас за это.

Лев Толстой.

14 марта 1906.

Печатается по факсимильному воспроизведению письма в книге: И. Тенеромо, «Л. Н. Толстой о евреях», изд. «Разум», изд. 3-е, Спб. 1910, стр. 5.

Об Исааке Борисовиче Файнермане (1862—1925) см. т. 62, стр. 412—413.

Ответ на письмо Файнермана от 20 февраля 1906 г.

1 И. Тенеромо, «Воспоминания о Л. Н. Толстом и его письма», Спб. 1905, изд. ред. журнала «Образование». Книга сохранилась в яснополянской библиотеке.

168. H. Е. Фельтену.

1906 г. Марта 15. Я. П.

Милый Фельтен,

Судя по вашему письму, думаю, что вы и не заметили, как давно уже перешли на переводной стрелке с рельсов христианского пути на рельсы революционные и катитесь по ним, воображая, что вы на христианском пути, в особенности п[отому], ч[то] печатаете и распространяете книги христ[ианского] духа. Вы сравниваете нравствен[ные] величины революционеров и правительств[енных] людей, но вы сравниваете одних числителей (это свойство молодости), а не знаменателей. А я вижу знаменателей и потому без всякого сомнения знаю, что солдат, офицер, чиновник, губернатор, выросшие на этом, кормящие свою семью и покоряющиеся существующему, т. е. человек смиренный, с крошечным знаменателем несравненно нравственнее г-жи или г-на NN, твердо знающих, что нужно для блага России, и браунингом достигающих этого блага.

Берегитесь, милый Фельтен, от окружающего вас гипноза. Христианину надо жить перед богом и своей совестью, а воздействовать на других не надо и нельзя, п[отому] ч[то] он не знает и не может знать, что для них хорошо. Вы печатаете мои книги и распространяете их, мне это, каюсь, приятно, но я не знаю, хорошо ли это, и вам следует точно так же не знать этого и не класть на это своих сил.

Людям, желающим итти по христианскому пути в наше время, поверка в отношении их к революции. Нынче же с вашим письмом получил письмо (прежде уж б[ыло] несколько таких) от женщины,1 к[оторая] меня укоряет серьезно и горячо за то, что я не пишу о Спиридоновой,2 не возмущаюсь ее мучениями, не сострадаю ей. Ведь это ужасно! Несчастную девушку, к[оторая] страшно жалка тем заблуждением и развратом душевным, к[оторый] довел ее до хладнокровного убийства, требуют, чтоб мы жалели за ее физическ[ие] страдания. Да если бы она опомнилась, поняла, что она сделала, она просила б мучений, чтобы чем-нибудь заплатить за свой грех.

На автографе дата отсутствует. Датируется по местоположению в копировальной книге. Впервые опубликовано (по копировальной книге) ПТС, I, стр. 305—306, с датой 15? марта 1906 г. с ошибками и цензурными заменами и пропусками.

О Николае Евгеньевиче Фельтене (1884—1940) см. т. 73. В 1906 г. Фельтен вместе с Н. Г. Сутковым основал в Петербурге издательство «Обновление», которое печатало и распространяло бывшие ранее запрещенными произведения Толстого.

Ответ на письмо Фельтена от 7 марта 1906 г., в котором он высказывал свое впечатление от только что прочитанной им статьи Толстого «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу», которую предполагалось опубликовать в издательстве «Обновление». Фельтен находил слишком резким тон статьи в отношении революционеров: «Я не вижу в этом обращении той мягкости, которая всегда чувствуется в ваших письмах, когда вы хотите помочь человеку исправиться, указываете ему его ошибки! И притом, что такое гадости революционеров по сравнению с гадостями, которые делает наше правительство». См. письма №№ 174 и 175.

О приезде Фельтена в Ясную Поляну 16 марта 1906 г. для разговора с Толстым по поводу статьи см. т. 36, стр. 711.

1 Письмо Марии Николаевны Макаровой от 9 марта 1906 г.

2 Мария Александровна Спиридонова (р. 1889), член партии социалистов-революционеров. 16 января 1906 г. на платформе станции Борисоглебск убила тамбовского вице-губернатора Луженовского, особенно жестоко подавлявшего крестьянские восстания в ряде сел Борисоглебского уезда. Спиридонова была тут же арестована и подверглась избиениям, пыткам и издевательствам. Приговоренная к каторжным работам, Спиридонова пробыла на каторге до февральской революции 1917 г.

* 169 А. А. Корзикову.

1906 г. Марта 15…20. Я. П.

Любезный брат Афанасий,

Вы так же, как и я, знаете, что должно перед своей совестью и богом делать и чего не должно.

О том же, почему мы не исполняем то, что считаем должным, каждый из нас знает про себя и кается. Очень важно знать свой грех и не оправдывать себя, но важнее всего знать, какой из грехов самый дурной и все силы положить на борьбу прежде всего с самым дурным. Если вы за собой не чувствуете более сильного греха, чем то, что платить подати, постарайтесь избавиться от этого, если же есть более явные и худшие грехи, то прежде от них избавляйтесь. Спасибо, что меня помните и пишете. Что Листовск[ий?]1 Я виноват перед вами — не отвечал. Простите.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 21—22. Датируется по местоположению в копировальной книге.

Об Афанасии Андреевиче Корзикове (1866—1906) см. т. 75, письмо № 349.

Ответ на письмо Корзикова от 4 марта 1906 г.

1 О Сергее Ивановиче Листовском см. т. 74, стр. 327.

* 170. Фросту.

1906 г. Марта 15…20. Я. П.

Долго не отвечал на ваше письмо, п[отому] ч[то] трудно ответить. То, что гораздо бы лучше бы было, чтобы женщины врачи лечили женщин, совершенно верно. Справедливо и то, что бывает, что врачи смотрят нечистыми глазами на своих пациенток.

Но справедливо и то, что жена может быть так уверена в муже, что может смотреть спокойно на его врачебную практику у женщин. И так как земская должность врача для вас необходима, то жене вашей надо постараться откинуть ревнивые мысли, если есть уверенность в муже.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 22—23. Датируется по местоположению в копировальной книге.

Фрост — в 1906—1908 гг. был земским врачом с. Мариинского Одесского округа.

Ответ на письмо Фроста от 20? февраля 1906 г.

* 171. И. И. Горбунову.

1906 г. Марта 20. Я. П.

Ваше письмо одно из тех немногих, на кот[орые] я считаю своим долгом и радостью отвечать, п[отому] ч[то] чувствую в них серьезность и искренность. На вопрос ваш вы бы могли найти мой ответ во многих моих писаниях и в особенности в той книжечке, которую посылаю вам.1 Но мне хочется прямо ответить вам, п[отому] ч[то] в вашем письме есть очень характерные черты, указывающие на источник того недовольства своим положением и почти отчаяния (состояния, общего очень многим), в к[отором] вы находитесь. Вы пишете: «Я не вижу в последствиях нашего совершенствования ничего неизмеримо высокого и святого, за осуществление чего на земле следовало бы принести в жертву жизнь всех людей». Да кто вам сказал, что вы можете видеть, понимать цель существования всего? Напротив, вам ясно сказано всем вашим существом, что вы бесконечная малая часть чего-то бесконечно большого и что поэтому вы ни в каком случае не можете знать цели существования всего и вас самих. То, что всё вам представляется во времени и пространстве (откуда и понятие о бесконечности), ясно показывает вам недостаточность ваших познавательных способностей. Познать цель существован[ия] мира и вас ясно, что вы не можете, но зато вы ясно можете понять, что самое понятие цели есть понятие человеческое, понятие слабости, ограниченности. И потому желание знать цель существования есть очевидное заблуждение и заблуждение гордости, несмирения, непонимания своего положения. Стремления к чему-то неизмеримому, высокому, сильному, прекрасному и самодовлеющему, о к[отором] вы пишете, не могут получить никакого удовлетворения и представляют из себя самое зловредное заблуждение гордости, если люди ищут своего удовлетворения во внешнем. Люди получают полное удовлетворение только тогда, когда они, смирившись, признав себя орудием высшей воли для достижения непостижимой им цели (если уже держаться человеческого понятия цели), стремятся исполнить эту волю в своем внутреннем духовном мире, всё более и более сливаясь в своей деятельности с этой высшей волей. — В этом — в освобождении себя от заблуждения гордости и сознании себя рабом божиим не только успокоение, но и неперестающее, постоянно растущее благо.

Если у вас есть изданная мною книга Круг чтения, то прочтите в ней как раз нынешний день 20 марта. Там ответ на ваш вопрос.

Очень рад буду, если мои ответы удовлетворят вас и дадут вам то спокойствие,

Скачать:TXTPDF

милый Влад[имир] Иван[ович], отвечая на первое ваше письмо из заключения, а вот получил и второе письмо, — спасибо вам — и с приятным известием, что вы освобождены. Очень жаль, что