Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 76. Письма, 1905 (июль-декабрь) — 1906

приищите место в Круге. Братски целую и люблю.

Л. Толстой.

Секретка. Датируется почтовым штемпелем.

Ответ на два письма Горбунова-Посадова от 17 и 20 апреля 1906 г. В нервом из них он раздраженно писал, что Чертков, не ожидая выхода второго тома «Круга чтения» с рассказами «За что?» и «Божеское и человеческое», издает эти рассказы в английском переводе. Во втором письме Горбунов-Посадов извинялся за предыдущее письмо.

1 Корректуры печатавшегося в «Посреднике» второго тома «Круга чтения».

* 204. И. И. Горбунову-Посадову.

1906 г. Апреля 26. Я. П.

Милый Иван Иванович,

Посылаю вам для набора наш единств[енный] экз[емпляр].1 Я решил оставить прежнее заглавие.2 А поправлять не буду. Есть другие, более нужные дела. Если пришлете на просмотр, может быть, тогда придется кое-что поправить.

Л. Толстой.

25 апр. 906.

Ответ на письмо Горбунова-Посадова от 20 апреля 1906 г.

1 Горбунов-Посадов просил прислать для «Посредника» рассказ «Божеское и человеческое».

2 Первоначальное заглавие рассказа «Божеское и человеческое» было оставлено Толстым и в окончательной редакции. В других редакциях рассказ назывался «Еще три смерти».

* 205. И. Белоусову.

1906 г. Апреля 30. Я. П.

Любезный брат Иван Белоусов,

Тотчас же по получении вашего письма 28 апреля справлялся в Туле об Андрее Кудрине.1 Но 28-го не было еще о нем никаких известий. Буду справляться еще и постараюсь сделать всё, что могу для телесного, а главное, духовного блага брата Андрея. Он один из тех борцов за христианскую истину, которые, служа богу, служат и людям, устанавливая царство божие на земле, и потому нам, не удостоившимся пострадать за веру, надо, по крайней мере, по силам помогать этим христианским мученикам нести взятый ими на себя крест Христов. Таких мучеников, благодаря бога, является всё больше и больше. На днях я послал в газеты Воззвание2 о том, что Думе следует озаботиться о том, чтобы тех людей, которые по своим убеждениям отказываются от военной службы, правительство не наказывало бы, как злодеев, а приискало бы другое — разумное и кроткое средство обращения с ними.

Напишите мне, что вы узнаете о Кудрине, и я напишу вам всё, что узнаю о нем.

Страдаю сердцем за Кудрина, но радуюсь духом за дело божие.

Братски приветствую вас.

Лев Толстой.

30 апр. 1906.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 62—63.

Иван Белоусов — сектант-молоканин, в 1906 г. жил в с. Патровке Бузулукского уезда Самарской губ.

Ответ на письмо Белоусова от 24 апреля 1906 г.

1 Об А. И. Кудрине см. письмо № 223. Справлялся в Туле о Кудрине Д. П. Маковицкий.

2 «Воззвание в защиту современных христианских мучеников». См. письма №№ 201 и 197.

* 206. В редакцию газеты «Слово». Неотправленное.

1906 г. Апреля 30. Я. П.

В Редакцию Газеты Слово

От Л. Н. Толстого.

Покорно прошу Редакцию в доставленную ей от меня статью с Воззвани[ем] о христ[ианских] мучениках1 включить в перечисление лиц, отказавшихся от военной службы, еще Андрея Кудрина Самарской губернии, Бузулукского уезда.

С совершенным уважением

Лев Толстой.

30 апр. 1906 г.

Ежедневная газета «Слово» выходила в Петербурге в 1904—1909 гг., была органом правых земцев, а с ноября 1905 г. до июля 1906 г. — органом партии октябристов.

1 См. прим. 1 к письму № 201.

* 207. Н. Г. Теплову.

1906 г. Апреля 30. Я. П.

Любезный Николай Григорьевич,

Получил ваше интересное письмо и рад буду прочесть всю статью.1 Я совершенно согласен с вашими основными мыслями.

Думаю, что нет оснований печатать статью в Англии, а не в России. Отчего не напечатать и там и здесь.

Желаю вам всего хорошего.

Лев Толстой.

[30] апр. 1906.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 61. Число, которое не отпечаталось в копии, устанавливается на основании пометы на конверте письма Теплова: «Отв. 30 апр.».

Николай Григорьевич Теплов — архитектор, в 1906 г. жил в Орле.

Ответ на письмо от 23 апреля 1906 г., в котором Теплов сообщал, что пишет статью, где предполагает доказать «полную приложимость» к архитектуре взглядов, высказанных Толстым в трактате «Что такое искусство?».

1 Свою статью Теплов послал Толстому в ноябре 1906 г. См. письмо № 320.

* 208. И. М. Трегубову.

1906 г. Апреля 30. Я. П.

Рукопись вашу получил. Предисловие ваше очень хоро[шо], несмотря на то преувеличенное значение, к[оторое] вы мне приписываете.1 Хорошо в ней то, что вы понимаете и выставляете не признаваемую и не понимаемую обыкновенно важность и глубину фило[со]фски религиозной деятельности часто безграмотных людей народа, у к[оторых] мы только можем учиться, что я и делал всю мою жизнь. Но, несмотря на это, я не думаю, чтобы хорошо было печатать Приветствие М[алеванн]ого. Оно очень хорошо по духу и искренности, но не годится для печати, т. е. для читающего народа. Его проповедь должна быть изустная или записанная за ним. Но напечатание его Пр[иветствия] только уронит не его, а его возможное и нужное влияние.

Возвращаю вам рукопись. Ваше Воззвание,2 то, какое я послал вам, отдано, как мне пишет зять,3 в Петерб[ургское] Слово.

Лев Толстой.

30 апр. 1906.

Ответ на письмо И. М. Трегубова от 26 апреля 1906 г.

1 «Приветствие русскому народу от Кондрата Малеванного» с предисловием И. М. Трегубова (было издано «Посредником» в 1907 г.).

2 См. прим. 1 к письму № 201.

3 М. С. Сухотин.

209. М. Л. Оболенской.

1906 г. Мая 2. Я. П.

Милая Машенька,

Пишу несколько слов только, чтобы сказать тебе, что ты мне очень недостаешь и что и в присутствии и в отсутствии очень ты мне дорога. Мне нынче нездоровится — печень. Но, право, это хорошо, и интересная работа над собой, к[отор]ую я вчера дурно исполнил и нынче целый день страдаю от этого: рассердился на Илью1 — и облегчает борьбу с собой, убивает плоть, затемняющую дух. Очень одобрил твое предпоследнее письмо Юл[ии] Ив[ановне].2 Всё это самое нельзя не думать, но надо не сердиться, не забывать, что они люди — тот же я. Читаю хорош[ую], интересную книгу Le Bon, Psychologie du Socialisme.3

Кажется, что иногда хорошо думается. Весна чудесная. Целую тебя и Колю.

Л. Т.

Впервые опубликовано по копии, с датой: «Май 1906 г.», в «Современных записках» (Париж) 1926, XXVII, стр. 290. По автографу публикуется впервые. Датируется на основании пометы на автографе рукою М. Л. Оболенской: «2 мая 1906» и по содержанию (см. прим. 1).

1 Илья Львович Толстой (1866—1933). Д. П. Маковицкий рассказывает: «В 8 часов вечера [1 мая] приехали из Тулы Сергей и Илья Львовичи. Разговор зашел на политические темы… Илья Львович с восхищением говорил о какой-то барышне, которая в Саратове живет уроками и бегает с одного конца города на другой. Лев Николаевич возражал ему, что все это — деньги, ворованные у народа» (ЯЗ, запись от 1 мая 1906 г.).

2 Письмо М. Л. Оболенской к Ю. И. Игумновой неизвестно.

3 В яснополянской библиотеке сохранилась эта книга: Gustave Le Bon, «Psychologie du socialisme», изд. 4-e Felix Alcan, Paris, 1905.

В ЯЗ 4 июня 1906 г. отмечено: «Вечером Лев Николаевич сказал о Лебоне: «Неосновательный, но много сведений в нем, которые мне интересны именно теперь. Он говорит, что демократия с социализмом вместе немыслимы. Демократия — каждому свободно проявить свою личность, социализм — уравнивает всех».

210. В. В. Стасову.

1906 г. Мая 2. Я. П.

Благодарствуйте, Влад[имир] Васил[ьевич], за книги о Польск[ой] рев[олюции]. Возвращаю их вам с великой благодарностью, хотя и не воспользовался ими.1 Жаль очень, что мало вероятия увидаться. Но я не отчаиваюсь. Есть возможность и мне быть в Петерб[урге].2 Пока простите.

Л. Толстой.

2 мая 1906.

На обороте: Петербург. Публичная библиотека. Владимиру Васильевичу Стасову.

Впервые опубликовано в ТС, № 245.

Ответ на письмо Стасова от 14 апреля 1906 г. (см. ТС, № 244).

1 Стасов посылал Толстому книги о польском восстании 1830—1831 гг. в связи с работой Толстого над рассказом «За что?».

2 Свидание Толстого со Стасовым не состоялось. В ночь на 11 октября 1906 г. Стасов умер.

211. C. A. Толстой от 16 мая.

* 212. И. М. Трегубову.

1906 г. Мая 21. Я. П.

Милый Ив[ан] Мих[айлович],

Письмо мое печатайте, как хотите. Письмо крестьян к Ш[ейерману]1 очень хорошо. Но я не буду посылать его в газеты. Я не читаю газет и всем советую, и вам, не читать их. И не желаю иметь с ними никакого дела. Сухот[ин] отдал мое то письмо в какое-то Слово,2 по его словам, менее кровожадное и лживое, чем другие газеты. Письмо то можно б[ыло] отдать, п[отому] ч[то] оно имеет прямую цель облегчить положение страдающих.

Дело божие нельзя делать газетами, так же нельзя, как нельзя делать его пушками. Дело божие совершается втайне и чистыми средствами, и только тогда оно могуче. Мы — орудие божие; нам надо держать только себя — его орудие — в чистоте и острине (не тупить его), а работать им будет он, а что и как — он знает, а мы никак знать не можем. Только оттого и все бедствия людские, как теперешнее озверение и ошаление людей, что легкомысленные люди хотят действовать ввиду ожидаемых последствий.

Братский привет вам и вашим друзьям.

Лев Толстой.

21 мая 1906.

В ГМТ сохранился, помимо автографа, черновик публикуемого письма. 19 мая 1906 г., посылая «Письмо крестьян к бывшему землевладельцу Вл. Шейерману», Трегубов просил Толстого послать его в газеты и сообщал о своем намерении опубликовать письмо Толстого в редакцию газеты «Слово» от 20 апреля (см. т. 36) совместно с «Воззванием в защиту современных христианских мучеников» брошюрой, озаглавив ее «Толстой о военной службе».

1 Написано в ответ на «Открытое письмо к землевладельцам» В. Шейермана участниками крестьянского съезда в Полтаве.

2 См. прим. 1 к письму № 201.

* 213. П. Л. Успенскому.

1906 г. Мая 25. Я. П.

Милостивый государь Петр Леонидович,

Ваша статья о веротерпимости1 совершенно справедлива, основательна и полезна. Но боюсь, что она настолько серьезна, разумна и справедлива, что ни одна из распространенных теперь газет не напечатает ее. А это будет очень жалко, потому что статья эта может содействовать не только разъяснению вопроса, но и облегчению участи многих хороших людей. И потому очень рад буду, если вам удастся поместить ее. Замечание я бы сделал одно: это то место в конце, в котором вы говорите об амнистии. Амнистия на теперешнем жаргоне означает разрешение на безнаказанные политические убийства. Я считаю, что никто не имеет права никого наказывать, но не вижу причины, почему люди, признающие необходимость наказания, не будут наказывать убийц, их сообщников и подстрекателей, а будут наказывать вдову за то, что она кормит семью корчемством, и крестьянина, срубившего в лесу дерево для починки завалившегося сарая.

Кроме того, амнистия означает прощение преступника. Люди же, о которых вы пишете, не только не преступники, а хорошие, ни в чем не виноватые ни перед кем люди, и потому их нельзя приравнивать к тем, которых хотят амнистировать.

В

Скачать:TXTPDF

приищите место в Круге. Братски целую и люблю. Л. Толстой. Секретка. Датируется почтовым штемпелем. Ответ на два письма Горбунова-Посадова от 17 и 20 апреля 1906 г. В нервом из них