Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 76. Письма, 1905 (июль-декабрь) — 1906

хорошо и нехорошо. Почему я думаю так, сообщу вам при свидании, но содействовать и принять участие в этом не могу.

Вы говорите: молчание — грех. Молчание для христианина, да и для всякого человека, не может быть грехом. Скорее обратное, может быть ошибкой, ’αμαρτια, грехом. У бога и силы и времени много, а мы все боимся, что он не осилит без нас и не сделает это так скоро, как нам хочется. При этой поспешности часто бывает то, что мы, думая, что знаем, что ему нужно, делаем совсем не то (не тем путем), что ему нужно, и перестаем делать то, что ему нужно и к чему он нас приставил.

Простите.

Л. Толстой.

27 июня 1906.

Ответ на письмо Трегубова от 23 июня 1906 г.

1 Рукопись воззвания русских сектантов «Долой насилие» не сохранилась.

229. В. Г. Черткову от 27 июня.

* 230. П. П. Николаеву.

1906 г. Июня 30. Я. П.

Прочел внимательно всё ваше сочинение, милый Петр Петрович, и постараюсь высказать о нем свое мнение, что для меня особенно трудно, т[ак] к[ак] мысли, высказанные в сочинении, мне слишком близки. Я совершенно согласен со всеми выводами, в особенности в 1-й части. Деление на 3 рода сознания представляется мне искусственным. Сознаний есть для меня только два, резко различающихся между собою: сознание своей отделенности от Всего и сознание своего единства со Всем. Я понимаю, что вам нужно б[ыло] это деление для объяснения явлений человеческой жизни, но оно производит впечатление произвольности, искусственности. — Хотя я вполне признаю, так же как и вы, только одну духовную реальность и иллюзорность кажущейся столь действительно самой по себе существующей материи, я не доволен доказательствами, к[оторые] вы приводите, и разъяснениями. Многие недостаточно ясны и вместе с тем много есть лишнего, доказывающего и разъясняющего то, что и так ясно. Сочинение это так серьезно, имеет такую огромную задачу, что нельзя быть достаточно строгим к способу изложения. Вы спросите у меня: что же делать. Это вы должны решить сами. Всякое сочинение тем лучше, чем оно больше обработано. Если же вы решитесь печатать его без существенных перемен, то я все-таки советовал бы вам внимательно пройти его всё, исключая лишнее (особенно примеры), исправляя изложение в смысле ясности и точности выражений (н[а]п[ример], слово импульс не нравится мне; если употребить его, то надо точнее определить) и разъясняя неясное. Кроме того, советовал бы еще две вещи: 1) смягчить все выражения, приписывающие особенную важность сочинению, к[оторых] много (я понимаю, как они невольно вкрались), и 2) не упоминать обо мне в разных местах. Если же вы хотите указать на то, что вы разделяете мои взгляды, то сказать это один раз в предисловии или примечании. Еще советовал бы выкинуть чертежи. Читая вашу книгу, я во многих местах был недоволен вашими доказательствами и разъяснениями того спиритуалистического взгляда на мир, к[оторый] я разделяю, но зато во многих местах, особенно в 1-й части, находил много очень хорошего и нового.

Что делать с рукописью?

Боюсь вас огорчить, но правдивость не может быть вредна. В том виде, в к[отором] это сочинение теперь, оно не подвинет людей к истинному пониманию жизни, а скорее наоборот. Дело это столь важно, что работать над ним стоит всю жизнь. Это я и советую вам.

Лев Толстой.

30 июня 1906.

Как я сказал, я плохой судья по близости мне предмета сочинения. Покажите другим судьям. Что они скажут.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 84—85. Слова, не поддающиеся прочтению, воспроизводятся по машинописной копии, вклеенной в копировальную книгу № 7 на этих же листах.

Петр Петрович Николаев (1873—1928) — философ-идеалист. См. т. 74, стр. 156.

Ответ на письмо от 3/16 июня 1906 г., в котором Николаев просил просмотреть рукопись его сочинения, вышедшего позднее, в 1908—1914 гг., в Женеве под заглавием: «Понятие о боге, как совершенной основе жизни. Духовно-монистическое мировоззрение».

231. Н. Г. Сутковому.

1906 г. Июня 30. Я. П.

Любезный друг Сутковой. (Простите, забыл ваше имя отчество.) Я получил ваше письмо, когда б[ыл] нездоров1 и потому попросил ответить жившего у нас Беркенгейма.2 Но содержание вашего письма мне кажется так важно, что хочется ответить самому и выяснить, почему я не согласен с вами. По слабости своей я радовался на вашу работу распространения моих мыслей и был и есмь благодарен вам. Говорю по слабости потому, что не беру на себя знать, нужно ли, чтобы теперь распространялись мои мысли и даже чтобы они вообще распространялись. Знаю, что мне надо было выражать их, но не больше. Про то же, чтобы сознательно употреблять их на дело революции — насилия, зла, — я знаю несомненно, что этого не должно.3 Знаю, что противувоенные мои писания могут иметь значение как необходимый вывод из христианского мировоззрения, но никак не желаю давать им главное — и еще менее служебное значение для целей не только чуждых, но прямо противных мне. Само собой разумеется, что желательно, чтобы солдаты не стреляли в братьев и вообще в людей, но чтобы они воздержались от этого ради бога, а не для того, чтобы содействовать революции, т. е. замены одной власти другою. Революционеры не желают, чтобы солдаты стреляли в них, но едва ли откажутся от того, чтобы солдаты стреляли в их врагов. Они могут с моими писаниями делать что им угодно, я не могу им препятствовать в этом, но давать им, содействовать им — это всё равно, что употреблять евангелие (книжку) на поджог деревни.

Простите, если я сделал вам неприятное. Любящий вас и благодарный Фельтену4

Лев Толстой.

30 июня 1906.

Печатается по машинописной копии, вклеенной в копировальную книгу № 7, лл. 82—83. Впервые опубликовано в ПТС, I, стр. 306—307.

Николай Григорьевич Сутковой (1872—1932) — последователь религиозно-нравственного учения Толстого. См. о нем ТТ, 3, стр. 62—64.

Ответ на письмо Суткового от 23 июня 1906 г.

1 Толстой заболел 22 июня 1906 г. Нездоровье прошло через несколько дней.

2 Г. М. Беркенгейм приехал в Ясную Поляну 24 июня утром, уехал 27 июня. Письмо его к Сутковому см. «Список писем, написанных по поручению Толстого».

3 Сутковой писал Толстому: «Революционеры тоже начинают понимать, что главное зло в армии, и широко ведут пропаганду в ней. Охотно распространяют и ваши вещи, особенно прямо направленные против военщины» («Солдатскую памятку», «Письмо к фельдфебелю» и др.).

4 Н. Е. Фельтен помогал Сутковому в делах издательства «Обновление».

232. В. Г. Черткову от 9/22 июля.

* 233. Д. Окоеву.

1906 г. Июля 10. Я. П.

Г-ну Д. Окоеву

Милостивый государь,

Благодарю вас за присылку ваших мыслей:1 многие из них, как, н[а]п[ример], № 23 об отношении ума и глупости к сложности и простоте жизни (особенно удачная)2 и мн[огие] др[угие], мне очень понравились, и я воспользуюсь некоторыми из них, если вы позволите, в следующ[ем] издании «Кр[уга] чт[ения]».3

С совершенным уважением

готовый к услугам

Лев Толстой.

10 июля

1906.

Печатается по фотокопии с автографа.

1 Узнав о работе Толстого над составлением нового, «народного» «Круга чтения», Давид Окоев прислал ему некоторые свои высказывания, предлагая внести их в «Круг чтения».

2 По воспоминаниям H. Н. Гусева, мысль эта была выражена Окоевым так: «Глупость может сбить мудрость, но никогда мудрость не убедит глупость» (H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. Толстовского музея, М. 1928, стр. 27).

3 Высказывания Окоева во второе издание «Круга чтения» не были помещены.

* 234. В. Ю. Крылову.

1906 г. Июля 11. Я. П.

Прежнее письмо ваше было мне интересно,1 теперешнее же очень приятно.

Желаю вам всё более ясного понимания смысла жизни и вытекающих из него обязанностей и радостного исповедания их.

Любящий вас

Лев Толстой.

11 июня 1906.

Печатается по рукописной копии, вклеенной в копировальную книгу № 7, л. 87. Переписчик ошибочно поставил дату «11 июня» вместо «11 июля». Основания редакторской датировки: дата письма адресата и почтовые штемпели на конверте его письма.

Ответ на письмо от 6 июля 1906 г., в котором Крылов сообщал, что, прочитав книгу Толстого «О жизни», он понял, «где отгадка всему».

1 Письмо от февраля 1906 г.

235. Вел. кн. Николаю Михайловичу.

1906 г. Июля 11. Я. П.

Дорогой Николай Михайлович,

Я очень рад был получить от вас и о вас известия, которых давно не имел. Данилова я совсем не помню. А то, что я его не помню, для меня означает то, что его беседа оставила во мне очень слабое или скорее отрицательное впечатление. И по письму к вам я не думаю, чтобы в его советах могло быть что-либо серьезное.1

Время, которое мы переживаем, имеет для меня — да, я думаю, должно бы иметь и для всех — одно главное значение: усиление внимания и строгости к себе, к своей жизни. В такое время больше опасности согрешить, и грех производит более пагубные последствия, и больше значения получает добрая жизнь и тоже значительнее ее последствия. Рад слышать, что вы продолжаете быть заняты своими историческими трудами, и хотелось бы посоветовать вам держаться мудрого изречения: fais ce que dois, advienne que pourra.2

Может быть, y вас нет «Круга чтения», поэтому посылаю вам, очень прося читать его.

Любящий вас

Лев Толстой.

11 июля 1906.

P. S. Сейчас вспомнил Данилова, но то, что я вспомнил о нем, не изменяет моего впечатления. Он — старый человек, много пострадавший и хороший, но мысли у него неясные. Письмо его возвращаю. Л. Т.

Впервые опубликовано в «Литературном наследстве», № 37-38, М. 1939, стр. 322. Ответ на письмо вел. кн. Николая Михайловича от 8 июля 1906 г.

1 Виктор Александрович Данилов (1851—1916), революционер. Начиная с 1874 г., неоднократно привлекался к суду за революционную деятельность. Судился по «Процессу 193». В 1890—1903 гг. жил в ссылке в Якутской области. См. о нем «Био-библиографический словарь», изд. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев вып. 11, т. III. В последние годы жизни впал в мистицизм. В 1906 г. жил в Петербурге. Посетил Толстого в Ясной Поляне 29 января 1906 г. (ЯЗ).

2 [делай, что должно, и пусть будет, что будет.]

236. В. В. Стасову.

1906 г. Июля 11. Я. П.

Дорогой Владимир Васильевич,

Не можете ли вы или ваши знакомые дать работу подателю сего, студенту Лесного [института] — Трушкину.1 Он очень нуждается.

Дружески приветствую вас.

Лев Толстой.

11 июля 1906.

Впервые опубликовано в ТС, № 246, с ошибочной датой: «11 июня 1906 г.».

1 В. Трушкин — в 1906 г. был студентом III курса Лесного института в Петербурге; служил в Управлении городской конно-железной дороги. В письме от 7 июля 1906 г. Трушкин просил помочь ему найти какой-нибудь дополнительный заработок.

* 237. А. М. Хирьякову.

1906 г. Июля 11. Я. П.

Дорогой Александр Модестович.

Не можете ли вы или ваши знакомые дать работу подателю сего нуждающемуся

Скачать:TXTPDF

хорошо и нехорошо. Почему я думаю так, сообщу вам при свидании, но содействовать и принять участие в этом не могу. Вы говорите: молчание — грех. Молчание для христианина, да и