Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 76. Письма, 1905 (июль-декабрь) — 1906

в Геленджик, чтобы найти там участок земли и заниматься огородничеством.

* 298. М. И. Михельсону.

1906 г. Октября 26. Я. П.

Милостивый государь

Морис Ильич,

Благодарю Вас за присылку прекрасного издания Вашей книги.

Я понял благодаря предисловию, чего не понимал прежде, ту разнообразную пользу, которую может принести различным людям Ваш большой труд.

С совершенным уважением остаюсь готовый к услугам

Лев Толстой.

1906. 26 окт.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 151.

Морис Ильич Михельсон (1825—1908) — педагог, языковед и переводчик.

Ответ на письмо от 11 октября 1906 г., одновременно с которым Михельсон прислал Толстому свою книгу: «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний», тт. 1—2, Спб. 1903—1904. В яснополянской библиотеке сохранилась еще одна книга М. И. Михельсона: «Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний)», изд. 2-е, Спб. 1896.

* 299. И. Романовскому.

1906 г. Октября 26. Я. П.

Посылаю вам три книги: одну О вере, разуме и молитве, другую — для чтения на каждый день и третью — Мысли о полов[ом] вопросе. Ваше душевное состояние может зависеть от безверия, от неопределенности мыслей, очень может быть, и от неправильной жизни. Советую вам читать Евангелие, а также те книги, кот[орые] я посылаю, и кроме того не пить ни вина, ни пива, не курить, не есть мясного и каждый день работать физич[ескую] работу хоть часа два или хоть один: колоть дрова, чистить снег, копать.

Жизнь дана человеку для блага его и других людей. Если человеку кажется жизнь злом, то виноват он сам, и ему надо постараться найти, в чем он ошибается, и перестать ошибаться. Желаю вам успокоения.

Лев Толстой.

26 окт. 1906.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 145—146.

Иван Романовский (р. 1888) — в 1906 г. был учеником в Полтавской почтово-телеграфной конторе.

Ответ на письмо Романовского от 22 октября 1906 г., в котором он жаловался на беспричинную тоску.

На конверте письма Романовского рукой Толстого написано: С[ам?] о[твечу?]. О в[ере], р[азуме] и мол[итве], Как ч[итать] е[вангелие], Мысли мудр[ых] лю[дей]. Послать книг о полов[ом] вопр[осе].

300. В. Г. Черткову от 26 октября.

* 301. О. К. Ярошевской.

1906 г. Октября 26. Я. П.

26 окт. 1906.

Г-же Ольге… Ярошевской.

Я думаю, что для того, чтобы жизнь была хорошею и человек чувствовал бы спокойствие и удовлетворение, нужно думать не о внешнем проявлении своей жизни, а о том, чтобы удовлетворять внутренним, духовным требованиям, состоящим в том, что[бы] всё меньше и меньше думать и заботиться о себе, а всё больше и больше заботиться о том, чтобы быть в мире и любви со всеми людьми, с кот[орыми] сталкивает жизнь, а никак не в недоброжелательности и раздоре. И если только человек в этом поставит свою жизнь, то она сложится и вовне самым лучшим образом. И потому не советую вам ничего предпринимать, а жить там, где живете, стараясь по мере сил исполнять волю бога — любви к людям.

Боюсь, что совет мой не понравится вам, но я ничего другого не знаю и потому не могу сказать.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 149—150.

Ольга Казимировна Ярошевская (1865?—1922?) — жена помещика Могилевской губ.

Ответ на письмо Ярошевской от 26 сентября 1906 г. Жалуясь на нужду и безотрадность деревенской жизни, Ярошевская просила совета, что ей делать: открыть ли какое-нибудь дело на кооперативных началах или народную школу?

* 302. П. А. Мазаеву.

1906 г. Октября 29. Я. П.

Петр Абрамович,

Вы спрашиваете, хороший ли будет поступок издание газеты?

Поступок сам по себе безразличный, но опасный в том смысле, что представляет много соблазнов. Хотя я знаю А. М. Бодянского за человека, руководимого христианским духом, очень трудно будет удержаться ему самому и его сотрудникам на высшей, как вы пишете, христианской точке зрения.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 154. Датируется на основании пометы на конверте письма адресата: «Отв. 29 окт.». На конверте же рукой Толстого написано: Отвечать, что поступок безразличный, но вызывает на грех.

Петр Абрамович Мазаев — сын богатого землевладельца и овцевода, в 1906 г. жил в имении своих родителей близ станции Кутейниково Екатерининской ж. д. Принадлежал к секте молокан, интересовался религиозными вопросами.

Ответ на письмо Мазаева от 24 октября 1906 г., в котором он писал о желании издавать религиозно-нравственную газету «Воля народа».

Проект А. М. Бодянского и П. А. Мазаева, повидимому, не был осуществлен.

* 303. О. К. Толстой.

1906 г. Октября 29. Я. П.

Прочел, милая и дорогая Оля, письмо Маши1 и во всем согласен с ней: испытываю то же смешанное чувство и страха, и надежды, и умиления перед возможностью разрешения греха и замены тяжелых, недобрых чувств прощением и любовью; но не согласен в одном: в совете тебе отдаться тому чувству, которое пробудится в тебе. Я думаю, напротив, что такое дело должно быть решено не чувством, личным чувством, чувством человека к человеку, а высшим сознанием — сознанием своего отношения к богу, своим делом по отношению к нему или к закону жизни. Только если твое прощение и возвращение к Анд[рюше] и принятие на себя опять положения жены2 будет основано на этом высшем сознании (для бога), только тогда всё, что бы ни вышло из этого, будет тебе легко и на благо и всем связанным с этим — и ему и детям. А можешь и должна ты сделать это для бога, — это можешь знать и решить одна ты. Так вот мой совет.

Нежно, очень нежно любя, целую тебя.

Л. Т.

То, что Анд[рюша] в последнее время становится лучше, и всё, что пишет о нем Маша, я подтверждаю вполне; но повторяю, что не это, не то, чего можно ожидать от него, должно быть основанием твоего решения, а то, что произойдет в твоей душе.

Приписка к письму М. Л. Оболенской от 29 октября 1906 г.

1 Письмо неизвестно.

2 A. Л. и О. К. Толстые разошлись в ноябре 1903 г., формальный развод состоялся осенью 1907 г.

304. И. Ф. Наживину.

1906 г. Октября 30. Я. П.

Спасибо вам, милый Ив[ан] Фед[орович], что помните обо мне и сообщаете такие радостные известия. Помогай им бог. Впрочем, те слова, к[оторые] сказаны Куртышом, суть выражения не мыслей и чувств Куртыша, а проявления бога.

Всё яснее и яснее сознаю последнее время, что жизнь не счастливая, а блаженная, как это верно подразделяет Фихте, достигается только заменой своей воли волей бога, предоставлением ему жить через тебя. Испытываю это временами и чаще, чем старше и ближе становлюсь к тому таинственному новому состоянию, к[оторое] мы называем смертью. Желаю вам этого единого блага.

Только держите себя открытым и пустым для прохождения через вас бога, и вы перестанете быть недовольным собой, за что я вас не осуждаю, а жалею.

Привет вашей милой жене.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 154—155.

Датируется на основании пометы на конверте письма адресата: «Отв. 30 окт.». Впервые опубликовано почти полностью адресатом в его статье «О Льве Николаевиче» — «О Толстом», изд. «Книга», М. 1909, стр. 167.

Ответ на письмо Наживина от 6 ноября н. с. 1906 г., в котором он сообщал об Иконникове, Сокоре и Куртыше, отказавшихся от военной службы.

305. Ку Хун-мину. Письмо к китайцу от октября 1906 г.

См. т. 36, стр. 290—299.

306. Полю Сабатье (Paul Sabatier).

1906 г. Ноября 7/20.

Cher Monsieur Sabatier,

Je viens de recevoir votre lettre, ainsi que le livre et les deux brochures. Il se trouve que l’individu, qui devait remettre la lettre et les livres à Mr. Birukoff les a gardé plus d’un mois chez lui, et je ne les ai reçu qu’apresent.1 Ceci est la cause du retard de ma réponse.

J’ai lu avec grand intérêt votre livre, ainsi que la brochure italienne.

La question qui y est traitée est de la plus grande importance et, comme je vous connais pour un homme sincère, je me permettrai de l’être complètement avec vous et vous dirai toute ma pensée.

Je crois qu’en toutes choses il n’y a rien de plus faux que les demi-mesures et qu’il est impossible d’enter la verité et le bien sur le mensonge et le mal. La religion est la verité et le bien, l’église le mensonge et le mal.

C’est pourquoi il m’est impossible de me mettre au point de vue de ceux, qui croient que l’église est une organisation indispensable pour la religion et qu’il ne faut que la réformer pour qu’elle devienne une institution bienfaisante pour l’humanité.

L’Eglise n’a jamais été qu’une institution mensongère et cruelle qui, en vue des avantages qu’elle pouvait acquérir du pouvoir temporel pour ceux qui faisaient partie de cette institution a perverti et dénaturé la vraie doctrine chrétienne.

Tous les Concordats n’ont jamais été pour elle autre chose que des accommodements entre l’Eglise et l’Etat, par lesquels l’Eglise promettait son aide à l’état en vue des avantages matériels que lui accordait ce dernier.

Le Christianisme n’a jamais été pour l’Eglise qu’un prétexte. On me dira qu’il y a eu, et qu’il y a jusqu’à présent, dans le monde catholique des individus, hommes et femmes, d’une sainte vie, mais la sainteté de ces individus n’est pas atteinte grâce aux enseignements de l’Eglise, mais plutôt malgré elle.

En somme j’ai été surtout étonné en lisant votre livre (qui est très bien écrit et a de belles pages) d’y trouver sur le thème de l’avenir du catholicisme et de la religion en général des raisonnements de différents Monseigneurs et auteurs laïques que vous y citez, qui feraient penser que ni Voltaire, ni Rousseau, ni Kant, ni Channing,2 ni Lammenais,3 ni beaucoup d’autres grands esprits qui ont traité ce sujet, n’ont jamais existé.

Tout ce qui peut se dire à présent sur la question du rapport de la vraie religion et du catholicisme a été dit depuis longtemps et dit de manière à épuiser complètement la question.

Il n’y a qu’à relire Voltaire, Kant (son livre «Sur la religion dans les limites de la raison pure»), Channing, Lammenais, Ruskin, Emerson4 et autres pour voir que tout ce qui se débite à présent sur cette matière avec si peu de clarté, de précision et de méthode5 a été dit depuis longtemps et de manière à ne laisser rien à dire à ceux qui voudraient à présent traiter la même question.

«On me dit qu’il fallait une révélation», dit Rousseau dans sa Proffession de foi du Vicaire

Скачать:TXTPDF

в Геленджик, чтобы найти там участок земли и заниматься огородничеством. * 298. М. И. Михельсону. 1906 г. Октября 26. Я. П. Милостивый государь Морис Ильич, Благодарю Вас за присылку прекрасного