Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 77. Письма, 1907

в ней то, для чего он послан в мир.

Посылаю вам некоторые мои книги, которые уяснят вам мое отношение к тому вопросу, который занимает вас.

Пишу вам от всего сердца, как к брату, которому от души желаю лучшего, а лучшее же есть только одно: знание истины и смысла своей жизни. Братски приветствую вас.

Печатается по рукописной копии (в копии подпись не восстановлена); в ГМТ имеется черновик, написанный на машинке и собственноручно исправленный. По тексту черновика исправлены ошибки, допущенные в копии.

Арсений (р. 1857) — из крестьян Рязанской губ., иеромонах московского Донского монастыря.

Ответ на письмо иеромонаха Арсения от 12 мая 1907 г. с рассуждениями по поводу предисловия Толстого к «Краткому изложению Евангелия».

* 115. И. Р. Андрюшину.

1907 г. Мая 17. Я. П.

И. Андрюшину.

Письмо ваше получил. То, что вы воспитываете детей дома и сами, считаю разумным и правильным. Думаю, что бояться гонений за истину не надо, п[отому] ч[то] гонений этих всё меньше и меньше, а если бы они и были, то христианин не должен тяготиться ими.

Учить детей ремеслу считаю не только хорошим делом, но не учить детей ремеслу — преступлением, как сказал кто-то.1

Думаю тоже, что не надо переменять внешнее положение до тех пор, пока нет физической или нравственной невозможности оставаться в нем.

От души желаю вам душевного спокойствия и успеха в главном деле всех людей: нравственном совершенствовании.

Лев Толстой.

17 мая 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 338 и 339.

Игнатий Родионович Андрюшин — крестьянин с. Шаблыкино Орловской губ. Окончил сельскую школу. В 1907 г. был надзирателем в лечебнице для душевнобольных в г. Виннице Подольской губ. В письме от 27 апреля 1907 г. И. Р. Андрюшин просил совета в вопросах воспитания детей.

1 Толстой, вероятно, имел в виду мысль из талмуда: «Не обучать сына какому-нибудь ремеслу — все равно, что приготовлять его к грабежу» («Мысли мудрых людей на каждый день», 16 марта).

* 116. С. В. Данилевичу.

1907 г. Мая 17. Я. П.

Данилевичу.

Рад был получить ваше письмо. Поддержи вас бог в тех намерениях чистоты жизни, о к[оторых] вы пишете. В вашем возрасте это один из сильнейших соблазнов. Для успешной борьбы с ним надо верить в возможность успеха и, кроме того, помнить, что всегда есть выход — женитьба.

Не нужно ли вам каких-либо моих книг? Могу прислать.

От всей души желаю вам постоянства и вследствие постоянства преуспеяния на избранном вами едином истинном пути усиления духовной жизни.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 337. Основание датировки: в копировальной книге письмо отпечатано среди писем от 17 мая.

В письме от 13 мая 1907 г. из Екатеринослава портной Самуил Вульфович Данилевич (р. 1881) сообщил, что в разрешении вопроса о смысле жизни и полового вопроса ему помогли религиозно-нравственные взгляды Толстого.

117. T. E. Жукову.

1907 г. Мая 17. Я. П.

Любезный брат Тимофей Ефимович,

Такие письма, как ваше, составляют одну из лучших радостей моей жизни.

Я понимаю, что вы желали бы изменить свое положение и заняться земледелием. Это желанье свойственно всем людям, желающим жить христ[ианской] жизнью. Но я думаю, что не надо считать земледельческую жизнь необходимым условием христианской жизни. Жить духовною жизнью, возвышая к себе дух божий — сына божия — можно во всяких условиях. Когда же условия эти, как, н[а]п[ример], быть солдатом, городовым, кабатчиком, станут несовместимы с духовными требованиями, тогда христианин сам собою выходит из такого положения. Пока же нет явного противоречия, лучше терпеть и не изменять своего положения. Кроме того, земледельческая жизнь также во многом заставляет поступать не по-христиански: защищать свои посевы, покупать, продавать. Много из моих друзей пытались жить и живут на земле, но жизнь их на земле хороша или дурна не от их внешнего положения, а от той жизни, к[оторая] идет у них в душе. А совершенствовать себя — приближаться к богу — можно везде.

Посылаю вам книги. Круг Чт[ения] я читаю каждый день и нахожу в этом пользу для души. Советую и вам. Передайте мой привет вашей жене и сочувствие за то, что она сближается с вами. Советую и ей [и] вам дорожить взаимным общением.

Любящий вас брат

Лев Толстой.

17 мая 1907.

Впервые опубликовано в «Вегетарианском обозрении» 1912, 2, стр. 66 (подпись воспроизведена факсимильно).

Тимофей Ефимович Жуков (р. 1877) — сын купца третьей гильдии. С 1894 г. до 1907 г. работал на спичечной фабрике в Новозыбкове сначала рабочим, затем вследствие увечья (машиной оторвало четыре пальца на левой руке) был назначен наблюдающим и был «настоящей собакою с рабочими». В письме от 14 мая 1907 г. Т. Е. Жуков подробно описывал свою тяжелую жизнь, начиная с детства. Проникнувшись религиозно-нравственными взглядами Толстого, он стремился изменить свою жизнь, в чем не встречал препятствий со стороны жены. Его тяготила работа надсмотрщика за рабочими, «дело очень бессовестное». Спрашивал Толстого, как ему поступить.

* 118. П. П. Картушину.

1907 г. Мая 17. Я. П.

Спасибо, милый Картушин, за ваше хорошее письмо. То, что я долго не отвечал на него и теперь отвечаю только несколькими строками, не значит то, чтобы я не оценил его. Такие письма, как ваше, вводя меня в духовное общение с людьми, составляют лучшую радость моей жизни. Прекрасно вы говорите в конце письма, что благо есть только показатель истинности пути. И нет такого положения, в к[отором] бы человек не мог иметь этого блага. Я, живя своей отвратительной по внешней форме жизнью, часто с особенной силой и теперь при близости смерти испытываю это. Сутк[овой] в Самаре, поехал избавиться от тех 10 000, к[оторые] прислали мне духоборы для нуждающихся.1 Напишите когда-нибудь о своей внешней жизни.

Любящий вас

Л. Толстой.

17 мая 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 340 и 341.

Ответ на письмо П. П. Картушина от 2 мая 1907 г. Картушин благодарил Толстого за письмо (см. № 58).

1 См. письмо № 109.

* 119. А. И. Кудрину.

1907 г. Мая 17. Я. П.

Милый и дорогой брат Кудрин. Очень рад был получить твое письмо. Главное, рад твоему душевному состоянию. Помогай тебе бог не переставая любить всех и не осуждать делающих зло.

На этих днях я имел радость видеться с братом Добролюбовым.1 Он проехал в Самару.

В Самаре же и в ваших краях живет теперь мой брат и друг Сутковой. Он по поручению духоборов поехал туда, чтобы раздать нуждающимся пожертвованные духоборами из Канады 10 000 рублей. Он сошелся там с братьями Добролюбова и очень радуется этому. Прощай, милый брат и друг, если возможно, почаще извещай меня о себе. Очень бы был рад, если бы тебе понадобилось что или пожелалось чего и я мог бы услужить тебе.

Любящий тебя брат

Лев Толстой.

17 мая

1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 344 и 345.

Ответ на письмо А. И. Кудрина, в архиве не сохранившееся (оно было послано К. П. Сиксне). См. письмо № 126.

1 См. прим. 1 к письму № 125.

* 120. О. А. Литошенко.

1907 г. Мая 17. Я. П.

Очень сожалею, любезная Ольга Андреевна, что письмо друга моего Маковицкого вызвало [в] вас неприятное чувство. Он ни в чем не виноват, а виноват один я, и я прошу вас простить меня. Поместить ваших детей я, со всем желанием сделать это, никак не могу. И я просил, будучи нездоров, Маковицкого написать вам об этом, не объяснив ему про бывшую по этому предмету между нами переписку.

Пожалуйста, извините меня и за его письмо и за мое необдуманное обещание поместить ваших детей, хотя я вперед мог знать, что мне этого никак не удастся сделать.

Передайте мой привет вашему мужу и искреннее желание, чтобы вы нашли то единственно верное успокоение, к[отор]ое мы находим не во внешних условиях жизни, а во внутреннем сознании покорности воле божьей.

Лев Толстой.

17 мая

1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 334 и 335.

Ответ на письмо О. А. Литошенко к Д. П. Маковицкому от 12 мая 1907 г. См. «Список писем, написанных по поручению», № 52.

О. А. Литошенко, видимо, не ответила Толстому: в архиве дальнейших ее писем нет.

* 121. В. А. Макасееву.

1907 г. Мая 17. Я. П.

Получил ваше письмо, любезный брат Макасеев, и очень благодарен вам за него.

Дай вам бог кротко и с покорностью его воле, без осуждения людей перенести посланное вам испытание. Мне очень понравилось в вашем письме первое то, что вы говорите о том, что людям бы надо радоваться на то, что есть люди, мирно живущие без начальства, а этих людей гонят. А другое понравилось мне то, что вы говорите о скотине, что если иметь ее, то и придется отдавать ее под нож.

Хорошо бы, кабы осилили вы такую жизнь.

Хорошо вам, духоборам, помнить, что на вас, на вашу жизнь глядят многие христиане, но, главное, надо помнить, что не только вашу жизнь, но и ваши сердца видит другой свидетель, дух божий, живущий в вас.

Братский привет вам, вашим семьям.

Любящий вас

Лев Толстой.

17 мая 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 342 и 343.

Ответ на письмо канадского духобора Василия А. Макасеева от 4 мая н. ст. 1907 г. (почт, шт.) с подробным описанием жизни духоборов в Канаде.

Уже через год после эмиграции духоборов из России канадское правительство стало требовать уничтожения общины, то есть установления индивидуального, частного владения землей и принятия английского подданства (см. тт. 73—75). За отказ от исполнения этих требований правительство в начале 1907 г. отобрало землю у духоборов-общинников, оставив им около селений по пятнадцати акров на душу.

* 122. Г. И. Миронову.

1907 г. Мая 17. Я. П.

Любезный брат Григорий Миронов,

Я не понимаю вашего вопроса о том, можно ли работать? а также и о том, можно ли бога видеть в опьянении? Опьянение всякое нехорошо просто само по себе. Человеку надо стараться всегда быть в полном разуме. Видеть же бога никому никогда ни в каком случае нельзя. И тот, кто говорит о видении бога, не знает бога,1 потому что бог есть дух, есть любовь.

Что же касается до работы, то я думаю, что большой грех не работать, что всякий человек должен работать для того, чтобы отплатить людям за то, чем он пользуется от людей.

Очень бы желал знать подробное разъяснение как о том, что такое опьянение, и почему нельзя работать.

Любящий вас брат

Лев Толстой.

17 мая

1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 344 и 345.

О крестьянине Самарской губ. Григории Ивановиче Миронове см. т. 76, стр. 168.

В письме от 30 апреля 1907 г. Г. И. Миронов писал о разногласиях между ним и последователями А. М. Добролюбова. Они считают, что бога можно видеть только во

Скачать:PDFTXT

в ней то, для чего он послан в мир. Посылаю вам некоторые мои книги, которые уяснят вам мое отношение к тому вопросу, который занимает вас. Пишу вам от всего сердца,