Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 77. Письма, 1907

жизни.

Не верьте этому и не думайте, что уничтожение земельной собственности и осуществление Единого налога произведет большие потрясения в общественной жизни. Перенесение податей и косвенных налогов на землю может быть совершено постепенно, в продолжение нескольких лет, так чтобы

Не получая долго ответа, Толстой 24 августа напомнил о своем письме через брата министра А. А. Столыпина (см. письмо № 209). В ЯЗ есть несколько записей (3 и 4 сентября), касающихся этого же письма. П. А. Столыпин ответил только 23 октября (почт. шт.). Он возражал Толстому и писал в защиту частной собственности. Его письмо опубликовано в юбилейном сборнике «Лев Николаевич Толстой», стр. 91 и 92. Об отношении Толстого к этому письму записано в ЯЗ 28 октября. По этому вопросу Толстой вновь писал П. А. Столыпину в 1908 г. См. т. 78.

* 193. И. К. Дитерихсу.

1907 г. Июля 30. Я. П.

Получил ваше письмо и вашу рукопись, милый Жозя, и начал читать ее, но не докончил, п[отому] ч[то] передал ее Гале.1 По началу она обещает быть очень интересна. Когда прочту, скажу вам о ней свое мнение и надеюсь de vive voix,2

т. е. что вы скоро приедете.3 Мы с Ч[ертков]ыми живем очень радостно, пользуясь, сколько можем, друг другом.

Целую вас.

Надеюсь, до свидания.

Л. Т.

30 июля 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 401 и 402.

Об Иосифе Константиновиче Дитерихсе (1868—1932) см. т. 71, стр. 286.

При письме из Тифлиса от 16 июля 1907 г. И. К. Дитерихс прислал подробное описание его встреч с духоборами и другими лицами, жившими на Кавказе.

1 Анна Константиновна Черткова, сестра И. К. Дитерихса.

2 [лично,]

3 И. К. Дитерихс приезжал в Ясную Поляну 30 августа.

* 194. С. Ф. Калугину.

1907 г. Июля 30. Я. П.

Савелий Федорович,

Посылаю вам те из моих книг, которые у меня есть и которые отвечают на ваши вопросы.

Очень хорошо делаете, что вдумываетесь в смысл человеческой жизни и стараетесь прожить ее наиболее согласно с волей того, кто дал нам жизнь и живет в нас.

Это не только самое главное, но единственное нужное дело в жизни. И исполнить волю эту можно во всех условиях жизни, если только они не прямо противоположны воле бога. Как и сказано в христ[ианском] учении, нужно только одно: любить не себя, а бога и людей. И это можно делать во всяком положении. Царство божие внутри нас. —

Буду рад получить известие о вас.

Лев Толстой.

30 июля

1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 399 и 400.

Савелий Федорович Калугин (р. 1872) — крестьянин; в 1907 г. служил в гостинице «Бристоль» в Петербурге. В письме от 17 июля 1907 г. С. В. Калугин сообщал о том, что его вера в православие нарушена, но в то же время он не может установить для себя правильное мировоззрение. Просил помочь ему разобраться в его «душевной психологии».

* 195. A. П. Перетолчиной.

1907 г. Июля 30. Я. П.

Анна Павловна,

Очень сожалею, что не могу дать вам никакого на ваш вопрос ответа.

По моему мнению, важна и нужна на свете только одна наука: как прожить хорошо, т. е. нравственно, по воле бога, свою жизнь. А этой науке не учат ни в 8-м классе, ни в университете. Учения в гимназиях и университетах скорее мешают, чем помогают людям научиться хорошо жить.

Лев Толстой.

30 июля 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 399 и 400.

Ответ на письмо Анны Павловны Перетолчиной (Одесса) от 16 июля 1907 г. Ее дочь окончила семь классов гимназии. Она спрашивала Толстого, что лучше, остаться ли ее дочери в восьмом классе гимназии, или поступить в университет.

* 196. О. К. Толстой.

1907 г. Августа 7. Ясенки.

Сейчас прочел, милая Оля, твое письмо Диме (б[ольшому]),1 и хочется написать несколько слов. Не знаю, сумою ли. Сказать хочется о том, что нельзя, не должно, нехорошо смотреть на себя и на свою жизнь как на что-то хорошее ли дурное, — но совершившееся, законченное. Во-первых, и в прошедшем не было ничего дурного — не в событиях, а в руководивших тебя мотивах — напротив, было всё хорошее, во-2-х, и главное, в настоящем и будущем тебе, как и всем нам, предстоит великое благо, которого мы не стоим, если не хотим и не умеем пользоваться им. Не говорю уже про твою внешнюю жизнь с такими друзьями, как Ч[ертковы], и с такими будущими, как твои дети,2 и с твоей свободой, тебе предстоит самое лучшее благо жить хорошо перед богом и радоваться и радовать близких своей радостью.

Я, кажется, неясно пишу, но сущность того, что хочется сказать, то, что ты обязана быть благодарна и радоваться и радовать своей радостью всех, с кем общаешься, и, главное, детей.

Прощай, милая. С отцовской нежностью целую тебя и детей. Мне очень хорошо и с каждым днем всё лучше и лучше. Как бы желал, чтобы с тобой то же было. И это только от тебя зависит.

Л. Толстой.

Пишу от Чертковых.3

7 августа 1907.

Ясенки.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 396а, куда вклеена рукописная копия А. П. Сергеенко.

Ответ на взволнованное письмо О. К. Толстой к В. Г. Черткову из Англии от 8 августа н. ст. 1907 г., написанное сразу после того, как она подписала и отослала бумаги, необходимые для ее развода с A. Л. Толстым.

1 Владимир Григорьевич Чертков. Толстой называл его: Дима большой в отличие от сына, В. В. Черткова.

2 Дети О. К. и А. Л. Толстых: Софья Андреевна (р. 1900) и Илья Андреевич (р. 1903).

3 По приезде из Англии Чертковы жили в Ясенках, близ Ясной Поляны.

* 197. П. Н. Мрыкиной.

1907 г. Августа 8. Я. П.

Очень сожалею о том, что не могу ответить на ваше письмо так, как вы бы того желали, т. е. осудив поступок вашего мужа. То, что́ жизнь своими трудами на земле лучше, чем занятия торговым делом, в этом для меня нет никакого сомнения. Думаю также, что все вероятия за то, что дети воспитаются лучше, помогая родителям в земледельческом труде, чем в городских учебных заведениях. Вопрос для меня только в том, что побудило вашего мужа к такой перемене жизни. Если причиной было желание жить более сообразно с своими вкусами, более для себя лично приятной жизнью, то не думаю, чтобы он нашел то, чего ищет, и удержался бы в этой жизни. Если же причина в том, что он такую жизнь считает более сообразной с его религиозными убеждениями — та, что вообще изменился его религиозный взгляд на жизнь, тогда можно только радоваться за него и быть уверенным, что он найдет в такой жизни то, чего ищет. Во всяком же случае очень советую вам не противодействовать вашему мужу, а постараться с любовью и доверием отнестись к нему и помогать ему в той трудной поре, к[отор]ую он переживает, а не препятствовать.

Нет на свете ничего важнее и радостнее для людей любви их друг к другу. Избави вас бог потерять любовь. Тогда наверное вы будете несчастливы. Помогай вам бог.

Лев Толстой.

8 августа 1907.

Печатается по копировальной книге № 8, лл. 406 и 407; текст плохо отпечатался и восстановлен рукой Ю. И. Игумновой. Отрывок впервые опубликован В. Г. Чертковым без указания адресата в его статье «Отношение Л. Н. Толстого к земледельческим колониям» — «Голос минувшего» 1913, 10, стр. 58.

Ответ на письмо П. Н. Мрыкиной из с. Локоть Томской губ. от 10 июля 1907 г. (почт. шт.). Корреспондентка жаловалась, что муж ее под влиянием сочинений Толстого решил бросить службу в городе, переехать в деревню и заниматься земледельческим трудом. Он отказывается отдавать детей в школу, считая, что достаточно их обучить грамоте. «Так ли он рассуждает, так ли он понял вас?» — спрашивала она.

198. Л. Д. Семенову.

1907 г. Августа 8. Я. П.

Очень рад был вашему письму, милый Леонид. Помогай вам бог подвигаться и, главное, утверждаться в той внутренней духовной работе, к[отор]ая, судя по вашему письму, с особенной силой происходит в вас. Кто прошел по этому пути хоть немного, уже не сворачивает с него. В письме вашем мне жалко было одно: ваше мистическое отношение к умершему другу.1 Это заставляет меня бояться за вас. Знаю всю трудность вашего положения, но думаю, что облегчить, уничтожить эту трудность может только сознание единства со всем, с богом, а при этом сознании должна исчезнуть значительность всего личного — как своей личности, так и всякой другойживой или умершей.

Спасибо, что написали. Пожалуйста, извещайте о себе. Я больше, чем желаю любить всякого человека, полюбил вас.

Лев Толстой.

1907. 8 авг.

Впервые опубликовано без указания фамилии адресата с датой «8 августа 1908 г.» в «Русском слове» 1910, № 265 от 17 ноября.

Ответ на письмо Л. Д. Семенова от 27 июля 1907 г. (почт. шт.). Семенов благодарил Толстого за его предыдущее письмо (см. № 176) и писал о своем приподнятом душевном состоянии.

1 Мария Михайловна Добролюбова, сестра А. М. Добролюбова, член партии социалистов-революционеров. В. Пяст вспоминает: «Леонид Семенов был в числе тех, кто был безнадежно влюблен в Машу Добролюбову» (В. Пяст, «Встречи», М. 1929, стр. 38).

* 199. А. Я. Силаеву.

1907 г. Августа 8. Я. П.

Афанасий Яковлевич,

Если вы спрашиваете моего совета о том, ехать ли вам, или не ехать в Канаду, то совет мой в том, чтобы никуда не ехать, а оставаться в том месте, где живете.

Последователю Христа для того, чтобы исполнить его закон и волю бога, не нужно избирать то или другое место. Жить по-христиански: любить ближнего, прощать обиды, с кротостью переносить всякие невзгоды и гонения можно во всяком месте.

Советую вам все свои силы направить не на перемену места и жизни, а на внутреннюю работу, стараться быть совершенным, как Отец. Тогда всё будет хорошо, и помогай вам бог.

Лев Толстой.

8 авг. 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 405; текст плохо отпечатался и восстановлен рукой Ю. И. Игумновой.

В письме от 30 июля 1907 г. из Малоархангельска Орловской губ. Афанасий Яковлевич Силаев, «уполномоченный от группы единомыслящих собратий», писал Толстому о своих трудностях из-за материальной необеспеченности, а также из-за притеснений со стороны духовенства и начальства. Он спрашивал Толстого, не переехать ли им в Канаду.

* 200. В. С. Филичеву.

1907 г. Августа 8. Я. П.

В книжке В чем моя вера сказано, как жить. Поэтому вновь посылаю вам эту книгу и еще Еванг[елие] и О вере, разуме и молитве.

Очень рад буду, если они вам пригодятся.

Лев Толстой.

8 авг. 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 408; текст плохо отпечатался и восстановлен рукой Ю.

Скачать:PDFTXT

жизни. Не верьте этому и не думайте, что уничтожение земельной собственности и осуществление Единого налога произведет большие потрясения в общественной жизни. Перенесение податей и косвенных налогов на землю может быть