Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 77. Письма, 1907

тем теперь мне дело жизни представляется столь очевидным, простым, что удивляешься (теперь), как мог так долго ходить около, не видя его. Жить — значит: желая блага, двигаться вперед куда-то (невольное представление времени). Сначала естественно блага этого (дети) желать себе, своему телу и вытекающим из него похотям, потом, когда видишь тщету, неудовлетворенность и неизбежность конца — смерть, ищешь спасения в расширении предмета, к[отор]ому желаешь блага (любовь подсказывает), и является служение людям. Потом ясно, что если земное счастье одного Л[ьва] Н[иколаевича] гроша не стоит, то так же мало стоит счастье миллиардов Львов Ник[олаевич]ей, и тогда пробуешь, нельзя ли любить того, кто источник, начало всех этих существ. Но любить того, кого не знаешь и к кому не чувствуешь влечения, нельзя. И выходит, что жить незачем, а надо доживать, пока живется. А между прочим, как просто. На первой же ступени, когда понял, что любить свое тело и улучшать его и удовлетворять его желания — тщетно и глупо, надо было не бросать себя, а только понять себя, — кто настоящее я. И, поняв это, перенести всю ту любовь, какую испытывал к телесному я, на это — духовное, и весь труд, все усилия, к[оторые] клал на улучшение этого я и на удовлетворение его желаний, положить на улучшение духовного я — освобождения его от всего скрывающего его, на удовлетворение его желаний, и вместо разочарования получается всё большее и большее очарование, и не очарование, а спокойствие, твердость и радость. И та смерть, к[оторая] была ужасом, становится желаемым пределом. Для телесного человека старость, угашение похоти, страстей, даже чувств, считаемых хорошими, есть уничтожение самых основ счастия, смерть же есть ужасный конец всего. Для духовного человека старость есть помощь в его работе, есть освобождение от всего, затемнявшего его сознания, и смерть есть то самое, к чему он стремится — соединение с тем началом, к[отор]ое он сознает в себе.

Мало того, и то, чем обыкновенно стараются исправить телесную жизнь: служение людям и вера и любовь к богу сами собой присоединяются к такой жизни. Чем больше челов[ек] просвещается божеств[енным] светом, становится лучше, тем он вернее и плодотворнее служит людям, и тем не только естественнее, но необходимее становится для него любовь к богу, тому богу, к[отор]ого он всё больше и больше сознает в себе.

Простите, что так длинно пишу вам то, что вы сами знаете лучше меня, но письмо ваше вызвало во мне эти мысли, и захотелось сообщить их вам.

Любящий вас Л. Толстой.

11 янв. 1907.

Впервые опубликовано в ПТС, I, № 250.

Об Евгении Ивановиче Попове (1864—1938) см. т. 64, стр. 109.

Ответ на обширное (на двадцати шести страницах) письмо Е. И. Попова от 16 января н. ст. 1907 г. о его «душевных затруднениях теоретического характера».

* 12. В. Тенькову.

1907 г. Января 11. Я. П.

11 янв. 1907.

Тенькову.

Получил ваше письмо и с большим удовольствием и интересом прочел его. Вы очень хорошо изобразили в нем ход вашего душевного развития и ваше теперешнее душевное состояние, в к[отор]ом очень желаю вам не только пребывать, но и постоянно до самой смерти радостно развиваться. И это не только возможно, но в этом состоит сущность жизни человеческой. А жизнь есть всегда благо, если только мы проживаем ее так, как хочет того воля пославшего.

Только одно замечание хочется сделать на ваше письмо — то, что вы говорите: посвящу жизнь на служение людям, или что-то в этом смысле. Не советую вам, любезный брат, ставить такую внешнюю цель своей жизни. Для человека есть только одна высшая и ближайшая цель, удовлетворяющая всем другим, — всё большее и большее обожествление души, увеличение в себе главного божественного свойства — любви.

Напишите, получили ли книги и какие бы желали иметь. Очень рад буду всегда известиям о вас.

Братски приветствую вас.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 230 и 231.

Василий Теньков (р. 1881) — в 1907 г. служил матросом в Черноморском флоте.

Ответ на письмо В. Тенькова из Севастополя от 25 декабря 1906 г. В ответ на первое письмо Толстого (см. т. 76) Теньков подробно живым литературным языком описывал свое духовное развитие, начиная с детских лет. Он выражал сочувствие религиозно-нравственным взглядам Толстого. О письме Тенькова см. т. 56, стр. 179.

* 13. С. И. Епифанову.

1907 г. Января 17. Я. П.

Я отрицаю не вооруженное восстание, но всякое насилие человека над человеком не на основании буквы евангельского текста, которому не придаю значения больше всякой печатной бумаги, а на основании здравого смысла, голоса совести и предания мудрости всего человечества, выраженного и в евангелии. Слова же о двух мечах могут так же мало служить руководством поступков, как слова о взыгравшемся младенце, о бесах, загнанных в свиней, и т. п.

Если, как я полагаю, вы молодой человек и вас интересует мой взгляд на революцию, то посылаю вам мои последние писания,1 которые выражают его.

Лев Толстой.

17 янв. 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 230 и 231.

Ответ на письмо Семена Ивановича Епифанова (Пенза) от 9 января 1907 г., в котором Епифанов спрашивал, как согласовать порицание Толстым вооруженного восстания со словами Христа: «Купи меч».

1 Вероятно, были посланы недавно изданные статьи Толстого: «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу», Спб. 1906, и «О значении русской революции», изд. «Посредник» [М. 1906].

14. В. Г. Черткову от 21 января.

15. М. О. Меньшикову.

1907 г. Января 23. Я. П.

Спасибо вам, Михаил Осипович, за ваше вступление к фельетону Две России. Я заплакал, читая его. И теперь, вспоминая,1 не могу удержать выступающие слезы умиления и печали. Но умру все-таки с верой, что Россия эта жива и не умрет. Много бы хотелось сказать, но ограничусь тем, что благодарю и братски целую вас.

Лев Толстой.

23 янв. 1907.

Впервые опубликовано адресатом в его фельетоне «Письма к ближним» — «Новое время» 1908, № 11491 от 9 марта.

О Михаиле Осиповиче Меньшикове (1859—1919) см. т. 56, стр. 509—511.

Письмо написано но поводу фельетона Меньшикова «Письма к ближним. 1. Две России. 2. Упадок церкви. 3. Сухое сердце» — «Новое время» 1907, № 11085 от 21 января. Фельетон посвящен картине художника М. В. Нестерова «Святая Русь», экспонировавшейся на выставке его картин в январе 1907 г. в Петербурге, в Екатерининском концертном зале.

1 В подлиннике: вспоминал.

16. Редакции газеты «Свободный труд».

1907 г. Января 26. Я. П.

Редакция газеты «Свободный Труд».

Никакая Дума не может дать блага народу. О том, какая деятельность мне кажется наилучшей, равно об уничтожении земельной собственности, высказался в прилагаемых задержанных статьях.1

Толстой.

26 янв. 1907 г.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 236. В копировальную книгу вписана копия рукой Ю. И. Игумновой. Телеграмма. Впервые опубликована в газете «Свободный труд» 1907, № 1 от 28 января.

Ответ на телеграмму (с оплаченным ответом) редакции петербургской артельной газеты «Свободный труд» с вопросом, даст ли открывающаяся 20 февраля вторая Государственная дума «хоть каплю счастья народу» и сумеет ли она мирным путем передать землю крестьянам.

1 Вероятно, были посланы статьи Толстого о земельном вопросе, изданные в 1905 и 1906 гг.

Телеграмма Толстого напечатана в первом номере газеты «Свободный труд» (см. первый абзац комментария) с заметкой от редакции, что мнение Толстого о Государственной думе ошибочно. «Это единственное серьезное оружие».

* 17. С. Г. Крашенинникову.

1907 г. Января 27. Я. П.

Если вы не нашли ответа на ваш вопрос о том, как жить истинной, разумною жизнью, в моих книгах (Христианское учение и др.), то ответить на него в письме я никак не сумею. Поэтому и не отвечал на ваше письмо.

Смысл жизни выражен коротко в словах Еванг[елия]: будьте совершенны, как отец ваш, т. е. приближайтесь насколько можете к тому совер[шенству], представление о к[отором] живет в каждой человеческой душе, приближайтесь к нему в том мире заблуждений и зла, в к[отором] живете. Какой же будет тот род жизни, при к[отором] мы более всего приблизимся к этому совершенству, может решать каждый для себя, п[отому] ч[то] только он знает и все окружающие условия и свои силы. От души желаю вам найти этот путь.

Лев Толстой.

27 ян. 1907.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 235 и 236.

Ответ на два письма С. Г. Крашенинникова (р. 1890) от 5 и 25 января 1907 г. Не удовлетворившись ответом Толстого на свое первое письмо от 24 декабря 1906 г. (см. т. 76), Крашенинников просил конкретнее ответить на вопрос о смысле жизни и о том, «как устроить жизнь без противоречий».

* 18. М. Л. Оболенскому.

1907 г. Января 27. Я. П.

Очень благодарю тебя, милый Миша, за исполнение моей просьбы.1 Надеюсь, что ты не посетуешь на меня за то, что еще прошу тебя посетить Слободянского2 и насколько возможно облегчить его положение. Если ему нужно и можно и у тебя есть, передай ему рублей 10 и книги, кот[орые] посылаю.3 Скажи ему, что я писал ему, но мне возвратили его письмо.4

Деньги на всякий случай посылаю. Если не передашь ему почему-нибудь, то возвратишь.

До свиданья, целую тебя и благодарю очень.

Л. Толстой.

Печатается до копировальной книге № 7, л. 235. Начало письма не отпечаталось; вписано рукой Ю. И. Игумновой. Основание датировки: в копировальной книге письмо отпечатано на одном листе с письмом к С. Г. Крашенинникову от 27 января.

Михаил Леонидович Оболенский (р. 1877) — сын Е. В. Оболенской, племянницы Толстого, в то время чиновник особых поручений при киевском губернаторе, впоследствии непременный член Тульской уездной землеустроительной комиссии.

1 М. Л. Оболенский по поручению Толстого посетил в Киевской тюрьме А. И. Кудрина, отбывавшего заключение за отказ от военной службы.

2 Правильно: Слободяник.

3 Часто одновременно с письмом Толстой посылал книги. Обычно это были религиозно-нравственные произведения Толстого изд. «Посредник» или «Обновление». На конвертах писем адресатов почти всегда указывалось, какие именно книги были им отправлены. В комментариях здесь и далее перечисление этих книг не приводится.

4 См. письма 1906 г., т. 76.

* 19. А. М. Бодянскому.

1907 г. Января 30. Я. П.

Милый Александр Михайлович,

Я того же мнения, как и вы, о том, что Скороходову не след ехать к духоборам. Надо ему, милому человеку, не унывать и продолжать тянуть ту лямку, к[отор]ую он уже так давно тянет. Чистой жизни, совершенно соответствующей его нравственным требованиям, он нигде не найдет. Дай бог только всё больше и больше приближаться к осуществлению этих требований во внешних условиях и, главное, в своей душе. Передайте ему мою память и любовь. Очень рад случаю общения с вами.

Любящий вас

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, лл. 248 и 249. Основание датировки: в

Скачать:PDFTXT

тем теперь мне дело жизни представляется столь очевидным, простым, что удивляешься (теперь), как мог так долго ходить около, не видя его. Жить — значит: желая блага, двигаться вперед куда-то (невольное