Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 78. Письма, 1908. Лев Николаевич Толстой
РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
В настоящий том включены 345 писем за 1908 г. По автографам печатаются 70 писем, по подлинникам — 32 письма, фотокопиям — 3, по копировальным книгам и копировальным листам, представляющим собой точный отпечаток автографа, сделанный на тонкой бумаге при помощи копировальных чернил и пресса — 202, по копиям — 13 и по печатным материалам — 13. Впервые печатаются 206 писем. Тексты пяти писем к С. А. Толстой опубликованы в т. 84 и шестнадцати писем к В. Г. и А. К. Чертковым — в т. 89.
При воспроизведении текста писем Л. Н. Толстого соблюдаются следующие правила.
Сохраняются все особенности правописания автора, например различное написание одних и тех же слов («тетенька» и «тетинька») ударения, поставленные им, и т. д.
Слова, написанные автором неполностью, печатаются полностью причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках: к-ый — к[отор]ый, т. к. — т[ак] к[ак], б. — б[ыл]. Не дополняются общепринятые сокращения: и т. п., и пр., и др.
Описки (пропуски, перестановка букв, замена одной буквы, другой и т. п.) исправляются без оговорок.
На месте слов, не поддающихся прочтению, в скобках ставится: [1 неразобр.], [2 неразобр.] где цифры: обозначают число неразобранных слов.
На месте слов, неудобных для печати, ставятся двойные прямые скобки [[1, 2 и т. д.]], в которых цифры обозначают число пропущенных слов.
Из зачеркнутого в сноске воспроизводятся наиболее важные варианты, помогающие более точному уяснению мысли автора, причем знак сноски ставится при слове, после которого стоит зачеркнутое.
Скобки автора обозначаются круглыми скобками.
Подчеркнутое автором воспроизводится курсивом.
Сохраняется пунктуация автора, если она не противоречит общепринятым нормам.
Новые абзацы вводятся только в тех местах, где начинается резко отличный по теме и характеру от предыдущего текст, причем каждый раз оговаривается в сноске: Абзац редактора. Знак сноски ставится перед первым словом введенного редактором абзаца.
Письма, публикуемые впервые, а также те, которые печатались ранее неполностью или в переводах на иностранные языки, обозначаются звездочкой.
В примечаниях оговаривается только публикация писем по копиям, печатным текстам и т. п.
Все даты по 31 октября 1917 г. приводятся по старому стилю, а с января 1918 г. по новому стилю.
В примечаниях приняты условные сокращения:
Б, 4 — П. И. Бирюков, «Лев Николаевич Толстой. Биография», М. 1923.
Г, 1 — Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», изд. «Посредник».
Г, 2 — Н. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1928.
ГМТ — Государственный музей Л. Н. Толстого.
«Летописи», 2 — «Государственный литературный музей. Летописи. Книга вторая. Л. Н. Толстой», том II, М. 1938.
ПТС, I, II — «Письма Л. Н. Толстого, собранные и редактированные П. А. Сергеенко», изд. «Книга», I — 1910; II — 1911.
ПТСО — «Новый сборник писем Л. Н. Толстого, собрал П. А. Сергеенко, под редакцией А. Е. Грузинского», изд. «Окто», М. 1912.
TT, 1, 2, 3 — «Толстой и о Толстом. Новые материалы», сборники, 1, М. 1924; 2, М. 1926; 3, М. 1927.
ТП, 1, 2 — «Толстой. Памятники творчества и жизни», 1, Пгр. 1917; 2, М. 1920.
ЯЗ — Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки» (рукопись).
ПИСЬМА1908
1. Л. Д. Семенову.
1908 г. Января 2. Я. П.
Получил ваше очень мне приятное и интересное письмо, милый Леонид, и хочется получше ответить. Ваше отношение к требованию отбывания воинской повинности очень одобряю. Как и во всем, так и в этом деле, главное — не делать. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в глубокой мудрости учения о неделании. «Пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в нем». Вот этот-то бог любви, пребывающий в человеке, не может не проявляться делами любви, если только разные «делания». т. е. наши грехи, не мешали его проявлению. Пускай они, правительство, как хотят, как это им нужно, относятся к вам через паспорт или еще как, ваше дело1 только в том, чтобы не делать того противного любви, к[отор]ого они от вас требуют, и к ним относиться с любовью, не думая о том, что из этого выйдет. Выйдет же из такого отношения наверное самое лучшее и для вас и для других.
На вопрос ваш, как вам устроить свою жизнь? — отвечаю отрицанием самого вопроса: устраивать нашу жизнь не в нашей власти, и попытки такого устроения только нарушают то ее устройство, которое предстоит нам, о к[отор]ом мы не знаем и к[отор]ое самое лучшее и для нас и для всех соприкасающихся с нами. Задача нашей жизни, смысл ее, в чем вы, наверное, согласны со мной, в том, чтобы проявить во всей доступной нам силе того бога любви, к[отор]ый живет в нас; а чтобы проявить его, нам много надо работать над собой, над уничтожением тех грехов, к[отор]ыми мы полны и кот[орые] мешают проявлению любви: и телоугодничество, и праздность, и сладострастие, и недоброжелательство, и слава людская, и гордость личная и сословная, и народная, и неправдивость, и всякого рода суеверия, и церковные, и государственные, и научные, и искусства — всё это так въелось в нас и так затемняет, заглушает в нас дух божий, что нельзя достаточно упорно и напряженно бороться со всем этим для того, чтобы всё больше и больше освобождать дух божий — любовь и пользоваться тем благом, к[отор]ое дает это всё большее и большее освобождение. Только положите все силы на это усилие, то усилие, к[отор]ым берется царство божие внутри нас, всякую минуту настоящего насколько можно больше употребляйте на эту внутреннюю работу совершенствования — освобождения, и жизнь сложится так, как она должна сложиться, и по всем вероятиям не так, как вы бы того хотели, но сложится наилучшим образом. Знаю, как несогласна своим внешним формам та жизнь, к[отор]ой вы живете теперь, и как она тяжела вам, но будьте уверены, что вы нигде ни в своей, ни в чужой деревне, ни в общине (в общине меньше всего) не найдете того положения, в к[отор]ом бы вам внешние отношения но были тяжелы. Тяжесть этих отношений везде всегда есть необходимое условие нашей жизни. И эти условия становятся мучительно тяжелы, когда мы думаем, что это такие условия, к[отор]ые могут быть изменены, заменены более легкими. Это заблуждение. Условия эти не только облегчаются, но перестают быть мучительны, только когда мы смотрим на них не как на что-то, что может быть изменено, а как на матерьял, над к[отор]ым мы призваны работать, т. е. на ту форму жизни, в к[отор]ой, как и во всякой другой, у нас есть одно дело — проявлять живущий в нас дух божий и соединяться им посредством любви со всем окружающим нас.
В общем совет мой в том, чтобы не заботиться о внешнем, а все силы употреблять на внутреннее. Ищите ц[арства] б[ожия] и правды его, и остальное приложится, т. е. жизнь сложится, какою она должна быть соответственно внутреннему усилию.
Пишу вам те мысли, к[отор]ые вызвало во мне ваше письмо, и то, чем живу и с чем умираю, пишу вам это, думая, что понимаю вас, понимая любовью к вам, пишу то, чего не написал бы другому, зная, как легко ложно перетолковать эти мысли. Очень, очень радостно мне было ваше письмо. Пожалуйста, пишите мне, чтобы я знал, — не то, что вы сделаете (я бы не желал, чтобы вы сделали что-нибудь), а что бог сделает с вами.
2 янв. 1908.
Впервые опубликовано почти полностью, без указания фамилии адресата, в «Русском слове» 1910, № 265 от 17 ноября.
О Леониде Дмитриевиче Семенове (1880—1917) см. т. 77, стр. 153—154. В 1908 г. Семенов был в Ясной Поляне 14—18 апреля и 16—20 августа.
Ответ на обширное письмо Л. Д. Семенова от конца декабря 1907 г. с описанием его настроения, изложением мыслей об устройстве жизни и своем отношении к предстоящему ему отказу от военной службы.
1 Первоначально было написано: роль Предыдущее слово осталось согласованным с зачеркнутым: ваша
* 2. А. Ф. Кони.
1908 г. Января 6. Я. П.
Милый Анатолий Федорович!
Сын мой Андрей просит меня дать ему письмо к вам с тем, чтобы просить вас посодействовать ему в получении на службе места в Трудовой помощи императрицы Марии или каком-либо другом ведомстве. Если вам возможно помочь ему в этом, то буду вам очень благодарен. Он человек добрый и исполнительный в делах, за которые берется.
Жалею о том, что пришлось восстановить прямое общение с вами с эгоистической целью. Часто вспоминаю о вас и очень сожалею, что, по всем вероятиям, придется до смерти ограничиться одними воспоминаниями, хотя они и самые приятные.
Любящий вас Лев Толстой.
6 января 1908.
Об Анатолии Федоровиче Кони (1844—1927) см. т. 67, стр. 3.
Не выяснено, ответил ли А. Ф. Кони Толстому. См. письмо № 71.
* 3. Д. Д. Кобеко.
1908 г. Января 8. Я. П.
Милостивый государь Дмитрий Дмитриевич,
Подательница этого письма Настасья Зайцева, Богородицкого уезда, Болахнинской волости, просит об освобождении из тюрьмы своего мужа, как мне кажется, подвергнутого заключению без достаточного основания. Обращая внимание Вашего превосходительства на это, как кажется, незаконное действие низших властей, прошу Вас извинить меня, если ошибочно и понапрасну утруждаю Вас, и принять уверение в моем совершенном уважении
Лев Толстой.
1908. 8 янв.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 55.
О Дмитрии Дмитриевиче Кобеко (1867—1916) см. т. 75, стр. 175.
О деле мужа Настасьи Зайцевой редакция сведений не имеет.
* 4. А. Календро.
1908 г. Января 9. Я. П.
Хотя и тяжело мне, старику, свободному от того искушения, которое предстоит всякому молодому человеку при призыве на военную службу, давать такой совет, при котором приходится нести тяжелое испытание не мне, а другим, я не могу ответить иначе, как так, как велит мне моя совесть. Все разъяснения, по к[ото]рым выходит возможность христианину быть солдатом, — явная и нехорошая ложь. То, что человек не должен и не может убивать себе подобных, вытекает не из слов какого-либо, так называемого, священного писания, а из того вложенного непосредственно самим богом в неиспорченную душу каждого человека сознания того, что он должен любить ближнего, а никак не вредить ему и тем паче не убивать его. Цель же военной службы есть убийство, и потому, как вы верно говорите, желающий жить по воле бога ни в какой должности не может участвовать в военной службе, не может и обещать другому человеку исполнять его волю (не может присягать). Я уже давно и много раз писал об этом вопросе. Посылаю вам некоторые книги, касающиеся его.
Любящий вас брат ваш Лев Толстой.
1908. 9 янв.
Печатается по копировальной книге № 8, лл.