Н. Н. Гусева к Л. Н. Андрееву от 3 сентября.
Ответ на телеграфное извещение о намерении Красноярской городской думы назвать одну из школ именем Толстого. Телеграмма эта в архиве не найдена.
* 247. Суворову.
1908 г. Сентября 2—3? Я. П.
Благодарю избрание, рад быть полезным вашему учреждению.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 307, куда вписана копия рукой Н. Н. Гусева. Телеграмма. Основания датировки см. в прим. к письму № 246.
Ответ на телеграфное извещение из г. Пирятина Полтавской губ. об избрании Толстого в члены Общества помощи учащимся детям служащих Московско-Киево-Воронежской ж. д. Телеграмма в архиве не найдена. Вероятно, она была послана с оплаченным ответом. Фамилия адресата установлена по копии Гусева в копировальной книге.
248. О. А. Марковой.
1908 г. Сентября 3. Я. П.
3 сент. 1908 года. Ясная Поляна.
Ольга Александровна,
Очень жалею о том, что, уже наверное без желания это сделать, вызвал в вас те тяжелые, вероятно, для вас самих чувства, которые выражены в вашем письме. Очень порадуете меня, если объясните причину вашего недоброго чувства и постараетесь потушить его в себе.
Боюсь, что вы примете это за пустое слово, но совершенно искренно говорю:
Соболезнующий вам и любящий вас
Лев Толстой.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 309, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке (в дубликате подпись не восстановлена: воспроизводится нами по опубликованному тексту). Впервые опубликовано вместе с письмом адресата в Г, 2, стр. 192.
1 сентября 1908 г. был получен в Ясной Поляне присланный по почте небольшой ящик. В ящике была веревка и письмо следующего содержания: «Граф! Ответ на ваше письмо. Не утруждая правительство, можете сделать сами, нетрудно. Этим доставите благо нашей родине и нашей молодежи. Русская мать». На отрезном купоне перевода дан полный адрес: «Ольга Александровна Маркова. Москва, 4-я Мещанская, д. Киргоф».
Маркова имела в виду «Не могу молчать», где Толстой говорит: «…было бы лучше всего (так хорошо, что я и не смею мечтать о таком счастье) надели на меня так же, как на тех двадцать или двенадцать крестьян, саван, колпак и так же столкнули с скамейки, чтобы я своей тяжестью затянул бы на своем старом горле намыленную петлю».
Только 3 сентября Н. Н. Гусев, получивший посылку, решился сказать о ней Толстому. «К удивлению моему, — пишет он, — сообщение мое не только не расстроило Льва Николаевича, но, кажется, и не было ему особенно неприятно. Он сейчас же продиктовал мне ответ (Г, 2, стр. 192). Пo поводу «Не могу молчать» Толстой получил еще несколько ругательных писем. См. т. 56, стр. 141, 505—507. В декабре 1908 г. Н. Н. Гусев ходил по указанному адресу. Оказалось, что Маркова в этом доме не жила. Найти ее не удалось.
* 249. Табачной фабрике «Оттоман».
1908 г. Сентября 3. Я. П.
Ясная Поляна. 3 сент. 1908 г.
Получил ваше милое письмо и подарок. Очень сожалею, что не могу принять его, так с тех пор, как уже более 20 лет оставил куренье, как дело вредное, всегда предостерегал всех от этой дурной привычки и печатно и изустно. Пожалуйста, поверьте мне, что мой отказ принять подарок нисколько не уменьшает мою благодарность вам за ваши добрые чувства ко мне. Прекрасный, присланный вами ящик,1 в который были положены коробки с папиросами, я оставлю у себя, как память о вас, для размещения моих бумаг; самые же папиросы возвращаю назад. Одну коробку с папиросами жена моя взяла для помещения в музей,2 в который она собирает все относящиеся до меня предметы. Повторяю мою просьбу не принять это возвращение в дурную сторону.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 312, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке.
Табачная фабрика товарищества «Оттоман» (Петербург) к 80-летнему юбилею Толстого выпустила папиросы с именем и портретом Толстого.
В письме от 28 августа 1908 г. фабрика, поздравляя Толстого с днем его 80-летия, сообщила о посланном ему в подарок ящике папирос. «Эта лучшее, чем может похвалиться наша фабрика», — писали владельцы фабрики.
1 Коробки с папиросами были сложены в картонном ящике с надписью золотыми буквами. В ящике хранились с тех пор разные бумаги Толстого, текущая работа.
2 С. А. Толстая поместила в Московском Историческом музее рукописи Толстого, реликвии, письма корреспондентов и другие материалы. Впоследствии весь архив поступил в Государственный музей Л. Н. Толстого.
* 250. С. А. Фокину.
1908 г. Сентября 3. Я. П.
Ясная Поляна. 3 сент. 1908 года.
Получил ваше доброе письмо2 и оно тронуло мое сердце. Совестно мне говорить вам о себе, но все-таки считаю это нужным, чтобы вы не осуждали меня, много виноватого перед богом, но не виноватого в том, в чем вы меня осуждаете. Те похвалы, которые ко мне обращали в день моего рождения, перед богом говорю вам,3 мне были скорее тяжелы, чем радостны. Тяжелы потому, что отвлекали меня от одного того, чем теперь, стоя одной ногой в гробу, я только и занят, а именно тем, чтобы, насколько могу, стать достойнее того бога-отца, в которого верю, которого стараюсь любить и которому стараюсь служить. Думаю тоже, что вы неверно судите о моем отношении к Иисусу Христу, Я не считаю его богом, не могу считать, во-первых, потому, что могу признавать бога только единым, а никак не разделенным на отца и сына и св. духа. Это во-первых, а во-вторых, потому, что, веруя в Христа-бога, я этим отделялся бы от всех миллионов и миллионов и живших прежде и теперь живущих людей — браминов, буддистов, конфуцианцев, евреев, магометан и других, не верующих в Христа, а верующих в того же бога, в которого и я верю, и таких же моих братьев, как и все люди. Но то, что я не верю в божественность Христа, не уменьшает моего преклонения перед ним и его великим божественным учением, открывшим мне путь к богу3 и к истинной жизни, которая дает мне истинное благо в той мере, в которой я успеваю жить по этому великому учению.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 313, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке (в дубликате подпись не восстановлена). В ГМТ хранится черновик письма, написанный и датированный на машинке (переписан со стенограммы Гусева, записанной под диктовку). В черновиках внесены незначительные собственноручные исправления; исправленный текст совпадает с текстом письма. Черновик опубликован в Г, 2, стр. 191. В публикуемом нами письме подпись восстановлена по этому черновику.
Ответ на письмо крестьянина Степана Адриановича Фокина (Петербург) от 1 сентября 1908 г. По поводу юбилея Фокин писал о том, что «вся эта слава и все это величие», приписываемые Толстому, могут принадлежать только богу. Призывал уверовать в Христа-бога. В конце он писал: «Молю господа моего бога отца через Иисуса Христа, чтобы он коснулся твоего старенького сердца духом святым и покорил его себе для славы имени его. Аминь» (написано малограмотно).
1 В письме Фокина указаны только инициалы.
2 и 3 В опубликованном черновике реплики Гусева, писавшего под диктовку: «Плачет».
* 251. А. Афанасьеву.
1908 г. Сентября 12. Я. П.
12 сентября 1908 года. Ясная Поляна.
Получил ваше письмо и с большим интересом и сочувствием прочел его. На ваше желание того, чтобы я помог вам в разрешении ваших вопросов и вашего положения, я решаюсь прямо высказать вам свою мысль. Ваше письмо настолько серьезно и искренно, что я не боюсь, чтобы искренно выраженное мое мнение было бы неприятно или бы имело для того душевного переворота, который вы переживаете, вредное влияние. Мысль моя следующая. Христианское жизнепонимание выводит нас из условий мирской жизни; взамен всего того, чего оно лишает нас, должно давать нам полную свободу и независимость, такую свободу, при которой человеку не могут быть нужны другие люди, а нужно только свое более и более близкое отношение к богу посредством большего и большего исполнения его закона. Не думайте, что то, что я сказал сейчас, были бы только отвлеченные мысли, не имеющие приложения к жизни. В вашем положении приложение их к жизни, как мне думается, следующее. Так как для человека, живущего христианской жизнью, жизнь сосредоточивается в исполнении воли бога, исполнение же это совершается не в каком-нибудь известном положении и ни в какое-нибудь известное время, а всегда в момент настоящего и в том самом положении, в котором находится человек, — думаю, что вам в вашем положении надо стараться исполнять, насколько они для вас сильны и обязательны, требования христианства или, скажу общее, божеского закона, не рассчитывая на то, что выйдет из этого положения, и в таком смысле отвечать на требования начальников, товарищей и подчиненных. А что выйдет из такого отношения, предоставить богу, зная, что из этого ничего кроме хорошего для вашего истинного существа, для вашей души выйти не может, и то, что выйдет из этого, то положение, в которое вас поставит такая деятельность, будет наверное тем лучше, чем больше у вас будет силы исполнять более точно те требования божеского закона или вашей души, которые вы чувствуете для себя обязательными.
Пожалуйста, пишите мне о том, как сложится ваша жизнь. Очень рад буду общению с вами.
Печатается по копировальной книге № 8, лл. 318—319, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке.
Ответ на письмо Александра Афанасьева, штабс-капитана, командира 20-й роты Ковенской крепостной артиллерии, от 7 сентября 1908 г. (почт. шт.). Афанасьев писал о глубоком разладе между его убеждениями и службой, которую вынужден нести. Видя тяжелую жизнь солдат, он не только не имеет возможности помочь им, но должен сажать их под арест, учить тому, чего сам стыдится. Понял, что жить так нельзя, и просил совета. По поводу этого письма есть запись в ЯЗ 10 сентября. Писал ли еще Афанасьев Толстому, редакции неизвестно.
252. Епископу Гермогену. Неотправленное.
1908 г. Сентября 13. Я. П.
Прочел твои отзывы обо мне в печати и очень огорчился за тебя и за твоих единоверцев, признающих тебя своим руководителем. Допустим, что я в заблуждении и что, как ты говоришь, я своим заблуждением1 совратил многих людей с пути истины на путь погибели. Я заблудший, я вредный человек, но ведь я — человек и брат тебе. Если ты жалеешь тех, кого я погубил своим лживым учением, то как же не пожалеть того, кто, будучи виновником погибели других, сам наверное погибает. Ведь я тоже человек и брат тебе. Понятно, что ты, как христианин, обладающий истиной, можешь и должен обратиться ко мне с словом увещания, укоризны, любовного наставления,