Я. П.
Милостивый Государь Господин Редактор,
За последние два года я часто получаю от незнакомых мне лиц письма, касающиеся книгоиздательства «Ясная Поляна». В письмах этих по большей части выражаются жалобы на неисполнение чего-то этим издательством или же делаются какие-то заказы. А между тем я не только не имею никакого отношения к этой редакции, но не знаю, в чем состоит ее деятельность и кто ее составляет. И потому прошу всех имеющих дело до редакции «Ясной Поляны» обращаться к ней, а не ко мне, со своими требованиями или упреками. Вас же, господин Редактор, прошу напечатать в вашей газете это заявление. Прошу и другие газеты его перепечатать.
Лев Толстой.
Ясная Поляна.
8-го декабря 1908 г.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 368, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке (в дубликате подпись не восстановлена; нами воспроизводится по первой публикации). Впервые опубликовано в «Русском слове» 1908, № 288 от 12 декабря. Первая редакция написана по поручению Толстого H. Н. Гусевым (с.м. Г, 1, стр. 226). В ГМТ хранятся: 1) черновик от 29 ноября, написанный и датированный на машинке и собственноручно подписанный, 2) дубликат подлинника от 2 декабря, написанного и датированного на машинке (в дубликате подпись не восстановлена) и 3) черновик от 7 декабря, написанный на машинке и собственноручно исправленный. Все черновики имеют стилистические расхождения с текстом подлинника.
С начала 1906 г. в Петербурге стало функционировать издательство под названием «Ясная Поляна». Редактор-издатель В. А. Максимов, с сентября 1908 г. издатель А. А. Цветкова, ответственный редактор В. А. Максимов. В 1906 г. издательство издавало еженедельный журнал «Ясная Поляна», в котором печатались произведения Толстого, преимущественно перепечатки с английского издательства «Свободное слово» и женевского издательства Элпидина. С 1907 г. журнал выходил ежемесячно, и в нем перепечатывались произведения и других авторов. В августовском номере журнала за 1908 г. была объявлена подписка на следующий, четвертый, год издания (октябрь 1908 — сентябрь 1909). Издательство обещало дать в следующем году в качестве приложения восемь книг «Полного собрания сочинений гр. Л. Н. Толстого» («Всё, что будет написано в текущий период нашим великим писателем, будет включено в его полное собрание сочинений»), а также 64 (!) различные книги. Нигде не говоря прямо, издатель ство старалось создать впечатление участия Толстого в этом предприятии. Помещая, например, на второй странице обложки журнала краткое пояснение о письме Толстого к читателям журнала «Ясная Поляна» 1862 г. («К публике»), издательство самое письмо печатало в начале третьей страницы (в конце книги) без всяких оговорок и без кавычек (будто бы письмо относится к этому журналу). В рекламах дешевизна издания объяснялась «исключительно благодаря тому, что великий писатель земли русской гр. Л. Н. Толстой не берет гонорар» (именно в этом издательстве). Начав подписку на четвертый год издания в августе 1908 г., издательство приступило к выпуску журнала вместо октября только в январе 1909 г. Самый журнал составлялся обычно из тех произведений, которые были обещаны в качестве приложений (каждое произведение имело свою сквозную нумерацию). Многие из обещанных приложений подписчикам не рассылались. Журнал и отдельные книги издавались небрежно, неграмотно, на плохой бумаге. Все материалы от имени издательства носили пошло-бульварный характер и отличались безграмотностью. В 1910 и 1911 гг. качество журнала и изданий еще больше понизилось. «Ясная Поляна» стала печатать низкопробные произведения. В № 16 от 20 декабря 1910 г. напечатано «Продолжение «Крейцеровой сонаты», приписанное Толстому. Смерть Толстого в этом журнале ни словом не была отмечена. По поводу издательства «Ясная Поляна» Л. Н. Толстой еще раньше напечатал свое письмо в редакцию «Нового времени», аналогичное комментируемому письму. См. «Новое время» 1908, № 11749 от 25 ноября.
* 312. Ф. П. Калугиной.
1908 г. Декабря 10. Я. П.
Очень сожалею, Ф. П.1 что не могу дать определенного отзыва о вашем журнале. Не могу потому, что мне кажется, что журнал для маленьких детей есть предприятие невозможное. Невозможное по своей трудности да и просто невозможное. Для общения с маленькими детьми недостаточно одного слова; для общения с ними нужен и жест, и интонация, и взгляды. Может быть, я ошибаюсь, но таково было всегда мое мнение и таким оно остается. И потому очень сожалею, что не могу исполнить вашего желания.
Ясная Поляна.
10-го декабря 1908 г.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 372, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке.
Ф. П. Калугина — редактор-издатель журнала «Подснежник» для детей; в недатированном письме просила дать отзыв об ее журнале. Ее поражала необыкновенная простота и ясность изложения в детских рассказах Толстого, и она просила разрешения приехать в Ясную Поляну, чтобы получить от Толстого совет, как достигнуть этой простоты в детском журнале.
1 Имя и отчество в письме Калугиной не указаны.
* 313. И. И. Горбунову-Посадову.
1908 г. Декабря 13. Я. П.
Очень сочувствую вам, милый Ив[ан] Ив[анович], не столько в вашем нездоровьи, к[отор]ое, верно, скоро пройдет,1 сколько в трудности ваших матерьяльных дел. Ничто так не отводит от истинной жизни, столь свойственной вам жизни, главное и единственное дело к[отор]ой любовь ко всем, увеличение в себе любви, как та сложная суета, в к[отор]ой вы завязаны. Выпутывайтесь из нее, все силы полагая на это выпутыванье, и не думайте о пользе другим, думайте только о душе. Кажется противоречием христианину думать только о своей душе, но это не противоречие, п[отому] ч[то] та душа, ради к[отор]ой надо всем жертвовать, живет в боге, а не для себя и но по своей воле, а по его воле, и не мы сами, а он распоряжается той пользой, какую принесет ваша жизнь другим.
Л. Толстой.
Основание датировки: запись в ЯЗ 13 декабря 1908 г.: «Вечером Лев Николаевич написал письмо больному Ивану Ивановичу».
К концу 1908 г. работа издательства «Посредник» очень осложнилась. Выпуск народных изданий по крайне дешевым ценам приносил убыток, расширение деятельности требовало новых средств, а конфискация только что изданного в двух томах произведения Толстого «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий» нанесла «Посреднику» большой материальный ущерб. Кроме того, против И. И. Горбунова-Посадова за это издание было возбуждено судебное преследование. Дело закончилось только в 1912 г. Об этом судебном деле Толстой писал в 1909 г. См. т. 79.
1 В то время Горбунов-Посадов был болен воспалением легких.
314. И. И. Алексееву.
1908 г. Декабря 14. Я. П.
14 декабря 08 года. Ясная Поляна.
То, что вы мне советуете сделать, т. е. помогать людям открыть глаза на церковные обманы, я делаю уже много лет, как вы увидите из посылаемых вам книг.1 Вера же в мощи есть одно из самых грубых и не стоящих возражений суеверий. Вообще же должен сказать вам, что для меня в христианстве есть только один догмат, который выражен в посланиях Иоанна Богослова (гл. IV, ст. 7, 8, 12, 20), а именно то, что бог есть любовь и что вся жизнь наша есть только стремление к соединению с богом, которое достигается любовью.
Лев Толстой.
14 дек. 1908.
О мощах Анны Кашинской было в печати несколько лет тому назад исследование историка Костомарова, из которого видно, что всё это дело самого грубого обмана.2
Л. Т.
Подлинник написан и датирован на машинке, подпись, нижняя дата и приписка собственноручные. Впервые опубликовано в «Вестнике литературы» 1921, 12 (36), стр. 18.
Иван Иванович Алексеев (р. 1885) — в 1908 г. учился в Высшем техническом училище в Москве, которое не кончил, впоследствии работал на электро-металлургическом заводе. Автор ряда статей по краеведению, а также статьи о переводчике Толстого японце Масутаро Конисси: «Небеса разны — люди одни» (газета «Новь» 1914, № 154). Лично с Толстым знаком не был.
В письме от 10 декабря 1908 г. И. И. Алексеев просил Толстого высказать свои взгляд на существование мощей вообще и, в частности, на предстоявшее в будущем году открытие в городе Катине мощей княгини Анны Кашинской.
1 В том же письме И. И. Алексеев просил прислать ему несколько книг и одну с автографом.
2 Мощи Анны Кашинской связаны с именем жены тверского, а впоследствии великого князя Михаила Ярославича, умершего в Орде в 1318 г. Попытки ее канонизации относятся к XVII в. На 12 июня 1909 г. было назначено восстановление «почитания» Анны Кашинской. Стали появляться книги с прославлением «святой».
Возмущение Толстого предстоящим празднованием отражено в его Дневнике 14 июля 1909 г. (см. т. 57), а также в дневнике H. Н. Гусева 29 мая 1909 г. (см. H. Н. Гусев, «Лев Толстой против государства и церкви», изд. «Свободное слово», Берлин, [1912], стр. 90—91).
* 315. П. В. Ежевскому.
1908 г. Декабря 14. Я. П.
14 декабря 08 г. Ясная Поляна.
Получил ваше письмо и затрудняюсь отвечать вам, так как мне неясно, чего вы от меня желаете, какого рода покровительства. Вы сами хорошо понимаете, что христианин не может быть солдатом, обещаясь убивать, кого ему велят; знаете тоже, что для того, чтобы исполнить обязанности христианина перед своей душой и перед богом, нужно пострадать, если так угодно богу. Одно могу вам посоветовать: решать это дело, т. е. отказаться от присяги, только тогда, когда вы будете чувствовать, что перед богом не можете поступить иначе. А то нет того хуже, как взяться за такое дело, какое не в силах исполнить.
Помогай вам бог сделать лучшее не для тела, а для души. И думаю, что это всегда лучше и не так трудно, как кажется.
Печатается по копировальной книге № 8, л. 375, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке.
В письме от 1 декабря 1908 г. со ст. Зима Иркутской губ. солдат из крестьян Петр Викторович Ежевский (р. 1887) сообщал о своем намерении отказаться от присяги и просил Толстого взять его «под свое покровительство».
О дальнейшей судьбе П. В. Ежевского редакция сведений не имеет.
316. Г. А. Князеву.
1908 г. Декабря 14. Я. П.
14 декабря 08 г. Ясная Поляна.
Помочь вашему другу и вам в той борьбе с половой похотью, в которой он уже признает себя бессильным, а вы еще боретесь, помочь вам могу не я, а только религиозное сознание жизни, цель которой не личное благо, а исполнение назначения человека в этом мире. Говоря о том, что нет сил удержаться, и не взять ли так же, как и другие, нынче одну женщину, завтра другую, только для того, чтобы самому удовлетворить, как это кажется вашему другу, да и многие думают, потребность своего организма, вы уже допускаете возможность, недопустимую для человека, признающего высшие религиозные требования: что имеете право на пользование телом женщины, которую уже по этому самому