Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 78. Письма, 1908

важными для человечества. Все эти вопросы не решаются путем разрешения экономической проблемы. Разрешение этих и всех могущих встать перед человеком проблем не может быть достигнуто с помощью экономических законов, а принадлежит к духовной области. Их решение — то, которое дает апостол Иоанн в своих посланиях. Решение заключается в откровении любви. Я говорю «откровение», потому что считаю, что любовь не есть предписание, но внутренний закон человеческой жизни, и что любовь есть единственный способ для человека достигнуть счастья, к которому он естественно стремится. Этот закон был открыт не только христианством, но всеми мудрецами мира: египтянами, китайцами, индусами, греками и т. д. Но он был понят и воспринят лишь ничтожным меньшинством. История человечества есть не что иное, как постепенное осуществление этого закона, принятие этого закона, замена эгоизма любовью, не во имя загробной награды, но во имя истинного счастья в этой жизни.

Вот, дорогой друг и брат, мой символ веры, с которым я прожил наиболее счастливую, последнюю часть моей жизни и с которым я ежеминутно жду смерти, не стремясь к ней и не страшась ее.

Надеюсь, что, несмотря на мой дурной французский язык, вы поймете, что я хотел вам сказать и что, несмотря на маленькое расхождение в наших мыслях, это письмо не будет вам неприятно.

Ваш друг и брат

Лев Толстой.

8 февр. 1908.

Печатается по копировальной книге № 8, лл. 96—99. Подлинник написан рукой С. А. Толстой, подпись и дата собственноручные. Дата Толстого нового стиля. Основания датировки: в копировальной книге письмо отпечатано среди писем от конца января: дата подтверждается записью Дневника от 31 января 1908 г. (см. т. 56, стр. 95). В ГМТ хранится черновик-автограф, текст которого совпадает с подлинником.

Ответ на письмо Зимако, французского журналиста, поляка по происхождению, от 1 февраля н. ст. 1908 г.

Поводом для его письма послужило письмо Толстого к Генрику Сенкевичу от 27 декабря 1907 г. (см. т. 77, письмо № 332). Зимако писал по вопросу о том, возможна ли борьба с правительством и победа в такой борьбе. Он считал, что необходимо для этого в первую очередь разрешить проблему экономическую, уничтожить социальную обособленность, чтобы все люди стали «христианами, то есть коммунистами».

1 «A l’Empereur de Russie. Fragment de Drapeau incompris (le Drapeau de Jésus Christ)», par Zimaco, 1906, 8 стр. В этой брошюре Зимако писал, что русский император должен «покаяться» в евангельском смысле этого слова. Вместо того чтобы избивать своих подданных, которые в свою очередь убивают его чиновников, он должен стараться сделать русских крестьян истинными христианами, и тогда при помощи всех средств науки и техники, накопленных богатств, осуществится христианский коммунизм. В благодарность дети его будут царствовать на престоле вовеки. Вне такого «покаяния» нет спасения.

2 Этого слова в подлиннике нет. Восстановлено нами по черновику-автографу.

3 Имеется в виду письмо к П. А. Столыпину 1907 г. (см. т. 77, письмо № 192).

4 См. письмо № 29.

5 А. И. Иконников.

6 См. письмо № 27.

26. И. М. Трегубову.

1908 г. Января 27. Я. П.

Получил ваше письмо, милый Ив[ан] Мих[айлович], и проект Общины и спешу вам ответить. Вообще скажу, что радуюсь вашей хорошей деятельности и рад содействовать вам, чем могу. Проект Общины я прочел внимательно с пером в руках и начал было делать изменения, но потом увидал, что наложение основ христианского понимания, соединяющего людей, есть дело такой для меня огромной важности, что я должен или сам изложить его, что я и делаю, или в чужом изложении делать только незначительные замечания. Это самое я и сделал и с такими замечаниями возвращаю вам проект.1 Я изменил несколько слов и отметил некот[орые] § вопросительным знаком не п[отому], чтобы я был несогласен с ними, а п[отому], ч[то] считаю их излишними для той дели, для к[отор]ой пишется и подается проект. В общем же основы проекта мне кажутся верными, и я желаю успеха вашему делу. В то время, как я получил ваш проект, у меня были Булыгин2 и Абрикосов, и оба выразили свое большое сочувствие вашему делу. П. И. Бирюков (вы, верно, увидитесь в П[етербур]ге) тоже и еще больше других считает такое дело очень желательным. Очень сочувствую вашей деятельности, посвященной духоборам.3 Я на днях получил из Канады письмо от некоего Сахатова,4 к[отор]ый встретил на пути общину свободников в 80 человек, к[отор]ые идут на юг с тем, чтобы там питаться фруктами и не мучить животных. Вообще среди духоборов идет, как всегда среди людей, живущих духовной жизнью, неперестающее движение.

Помогай вам бог во всех ваших хороших делах.

Любящий вас Лев Толстой.

Впервые опубликовано с датой: «1 января 1908» в собрании сочинений Л. Н. Толстого, т. 20, изд. Саблина, М. 1911, стр. 172—173. Основание датировки: помета на конверте письма И. М. Трегубова.

Об Иване Михайловиче Трегубове (1858—1931) см. т. 66, стр. 124.

При письме от 24 января 1908 г. Трегубов прислал проект заявления в Петербургское губернское правление о регистрации, согласно высочайшим указам 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г., Общины свободных христиан. Трегубов задался целью путем такого оформления объединить сектантов, находившихся вне существовавших религиозных группировок. Заявление должно было быть подписано пятьюдесятью учредителями. Такого количества лиц не нашлось, и община не была зарегистрирована.

1 Проект заявления с поправками Толстого хранится в ГМТ при подлиннике комментируемого письма.

2 О Михаиле Васильевиче Булыгине (1863—1943) см. т. 79, стр. 53.

3 При том же письме И. М. Трегубов прислал программу своей лекции о духоборах.

4 См. письмо № 28.

* 27. В. Георгиеву и Д. Юрукову.

1908 г. Января 28/февраля 10. Я. П.

Любезные братья,

Благодарю за известие о твердом христианском поступке Миньо Попова. Помогай ему бог, тот, который живет в нем. Такие известия возбуждают во мне одновременно и радость и горе. Радость о том, что такие отказы — это верные признаки приближения царства божия, горе о тех страданиях, которые в слабые минуты (а такие есть у всякого человека, а особенно у молодого) испытывают такие люди. Дело всё в том, насколько перенес такой человек сознание своей жизни из области вещественной в область духовную. Для телесного человека заключение, унижения и всё тому подобное есть страдание, для духовного человека всё это есть только случай всё сильнейшего сознания своей духовности, случай возможного проявления своей любви к заблудшим мучителям врагам. От этого-то и говорю и повторяю: помогай ему бог, и он поможет ему, если он будет вызывать его в себе любовью ко всему. Передайте это ему вместе с любовью всех его русских братьев, знающих про него.

Брат ваш Лев Толстой.

28 янв. 10 фев. 1908.

Печатается по копировальной книге № 8, лл. 94—95.

В письме от 20 января 1908 г. Велко Георгиев и Д. Юруков (г. Пловдив, Болгария) сообщили об отказе от военной службы единомышленника Толстого, болгарина М. Попова (р. 1885) и о суде над ним, состоявшемся 15 января н. ст. 1908 г. В письме была приведена речь Попова, произнесенная на суде. Свою речь Попов не закончил, так как был остановлен за «оскорбление суда».

* 28. Б. Сахатову.

1908 г. Января 28. Я. П.

Любезный брат Б. Сахатов,

Получил ваше интересное письмо о путешествующих духоборах и о вашей интересной деятельности. Благодарю вас за эти известия, очень рад буду узнать больше как о том впечатлении, которое производят ваши отношения и речи с жителями, так и о настроении самих путешествующих. Чем подробнее вы опишете всё это, тем это будет приятнее и полезнее не только для меня, но для многих и многих близких нам людей. Помогай вам бог.

Любящий вас брат

Лев Толстой.

28 я. 3 февр. 1908.

Печатается по копировальной книге № 8, л. 100.

Очевидно, Толстой предполагал датировать письмо старым и новым стилем, как он сделал это в тот же день с письмом к Георгиеву (см. № 27), но в дате нового стиля ошибся.

Ответ на письмо Б. Сахатова от 24 декабря н. ст. 1907 г. Сахатов, полгода живший среди духоборов «свободников», описывал их жизнь. Движение «свободников», начавшееся в 1902 г., являлось формой протеста против канадского правительства, отвергнувшего отказ духоборов от частной формы владения землей. «Свободники» прогнали скот на свободу, в лес, перестали носить кожаную обувь, а впоследствии отказались и от шерстяной одежды. Землю обрабатывали без лошадей, на себе. Когда движение достигло крайней степени экзальтации (оно захватило тысячу семьсот человек), «свободники» покинули дома и стали ходить по селам и городам, проповедуя свою веру. Одно время они пытались ходить без всякой одежды («голый поход»). В начале 1903 г., после приезда в Канаду П. В. Веригина, это движение стало затихать. Под влиянием Веригина духоборы выполнили формальные требования правительства, и восстановилась нормальная трудовая жизнь. Только небольшая группа духоборов не подчинилась общему настроению, продолжала вести страннический образ жизни и мечтала переехать в теплую страну, где могли бы питаться «одною фруктою». «Свободники» считали, что Веригин изменил духоборческим идеалам, и боролись против его влияния. Веригин в свою очередь боролся со «свободниками».

По поводу письма Сахатова Толстой сказал о духоборах «свободниках» 19 января 1908 г.: «Очень интересные люди. Тут есть некоторое педантство, внешнее: не пользоваться трудом животных» (ЯЗ).

Писал ли вторично Сахатов Толстому, редакции неизвестно.

29. П. А. Столыпину.

1908 г. Января 28. Я. П.

Петр Аркадьевич,

В первый раз хотя я и писал о деле важном, нужном, общем, но я писал и для себя: я знал, что есть один шанс из тысячи, чтобы дело сделалось, но мне хотелось сделать, что можно для этого. Теперь же я пишу о том же, но уже совсем не для себя и даже не для общего дела, а только для вас, для того, что желаю вам добра, истинного добра, потому что люблю вас.

За что, зачем вы губите себя, продолжая начатую вами ошибочную деятельность, не могущую привести ни к чему, кроме к[ак] к ухудшению положения общего и вашего? Смелому, честному, благородному человеку, каким я вас считаю, свойственно не упорствовать в сделанной ошибке, а сознать ее и направить все силы на исправление ее последствий. Вы сделали две ошибки: первая, — начали насилием бороться с насилием и продолжаете это делать, всё ухудшая и ухудшая положение; вторая, — думали в России успокоить взволновавшееся население, и ждущее и желающее только одного: уничтожения права земельной собственности (столь же возмутительного в наше время, как полстолетия тому назад было право крепостное), успокоить население тем, чтобы, уничтожив общину, образовать мелкую земельную собственность. Ошибка была огромная. Вместо того, чтобы, воспользовавшись еще жившим в народе сознанием незаконности права личной земельной собственности, сознанием, сходящимся с учением

Скачать:PDFTXT

важными для человечества. Все эти вопросы не решаются путем разрешения экономической проблемы. Разрешение этих и всех могущих встать перед человеком проблем не может быть достигнуто с помощью экономических законов, а