сказано.
550. М. Бровману (Одесса), 16 ноября. В письме от 13 ноября двенадцатилетний ученик реального училища М. Бровман спрашивал, «в чем цель жизни».
H. Н. ответ[ить].
551. С. Сусину (Киев), 16 ноября. В письме от 25 октября Сусин прислал рукопись своего рассказа.
551а. Ф. П. Василенко (Москва), 17 ноября. Ответ на письмо от 11 ноября с просьбой выслать наложенным платежом полное собрание сочинений. Книги посланы. См. в этом списке №№ 523 и 586.
552. А. Надеждину (Суда Новгородской губ. ), 17 ноября. В письме от 11 ноября (почт. шт. ) А. Надеждин писал об упадке нравственности в современном обществе и спрашивал: «Где на горизонте светлые точки, куда бы народ мог направить свой путь?»
H. Н. послать книги и написать.
Послана книга. Пометы об ответе нет.
553. П. А. Сергеенко, 17 ноября. В письме от 13 ноября П. А. Сергеенко просил просмотреть корректуры статей B.C. Морозова, М. П. Новикова и Н. П. Петерсона, печатавшихся в «Международном толстовском альманахе».
H. Н. ответ[ить].
См. письма №№ 142 и 166.
554. Е. Н. Соловьевой (Москва), 17 ноября. В письме от 14 ноября (почт. шт.) Е. Н. Соловьева писала о том, что ее мучит «серенькая, беспросветная жизнь, без радостей и треволнений». Она во всем изверилась и спрашивала: «Зачем жить?» Далее стенограмма:
«Все жизни серенькие перед богом, а перед людьми неваж[но].
То, что считается не сереньким, очень часто бывает самое скверное, а перед богом все серенькие и вместо с тем все нужные, если они хорошие.
Впервые опубликовано (неточный текст) без указания фамилии адресата в Г, 1, стр. 216.
555. Т. И. Цветкову (с. Грязи Тамбовской губ.), 17 ноября. В письме от 14 ноября Т. И. Цветков спрашивал, как согласовать «долг перед родительницей», желавшей видеть его «в красивом предприятии с хорошим вознаграждением», с его желанием прекратить «пользование прихотями, губительными для человечества».
Если верить закону бога, то будешь следовать ему, хотя бы то б[ыло] и огорчени[ем] для родительницы. По закону бога живя, и родительнице будет лучше.
Впервые опубликовано без указания фамилии адресата в Г, 1, стр. 217.
556. Ф. А. Барышникову, 18 ноября. В письме от 22 августа (дослано 22 сентября) донской казак, старообрядец-беспоповец Ф. А. Барышников, поздравляя Толстого с днем его 80-летия, писал, что «философское учение [Толстого] для него, старика-самоучки, не совсем понятно». Обширное письмо его, на двенадцати страницах, написанное малограмотно славянскими буквами, составлено из многочисленных цитат из «священного писания».
В пророчества не верю, и потому вопросы меня не интересуют. Прошу, чтобы он меня извинил <и не думал, чтобы статья его> Стенограмма. Статьей Толстой называл самое письмо. См. письмо № 319.
557. В. Н. Багрову, 18 ноября. В письме от 15 ноября рабочий В. Н. Багров сообщал о своем решении не пить вина, несмотря на то, что знакомые каждую получку соблазняли его. Ходить в библиотеки и музеи «лучше всяких угощений», — писал он.
Очень рад был узнать про вас и очень советовал бы воздерживаться твердо от вина. Стенограмма.
558. Е. Д. Гришенко, 18 ноября. В письме от 10 ноября Е. Д. Гришенко обратила внимание на удивившее ее утверждение Толстого, что следует проникаться не чувством любви к людям, а сознанием необходимости добра всем. Об этом она прочитала в гл. XI воспоминаний С. Т. Семенова о Толстом, напечатанных в сентябрьской книжке «Вестника Европы» (стр. 33).
<Советую не верить тому, что обо мне> Не советую то, что касается меня, узнавать, что обо мне пишут. Мое мнение: единственный закон не одного Христа, а всего мира есть закон любви. Стенограмма.
О Е. Д. Гришенко см. т. 75.
559. М. В. Нагорской (Гомель), 18 ноября. Посылая Толстому, «самому дорогому человеку», свой первый посвященный ему рассказ «Федор Федорович», М. В. Нагорская в письме от 14 ноября (почт. шт. ) спрашивала, есть ли у нее «хоть капелька дара».
Нельзя сказать, чтобы это было дурно, но и нельзя сказать, чтобы это стоило того, чтобы этим заниматься и печатать.
560. В. В. Тимошенко (Майоренгоф Лифляндской губ. ), 18 ноября. При письме от 6 ноября В, В. Тимошенко прислал на отзыв рукопись своих «Откровений». Рукопись возвращена.
561. К. Беркенблиту (Бахмут), 20 ноября. В письме от 15 ноября К. Бсркенблит спрашивал, можно ли жениться, будучи бедным.
H. Н. ответьте, пож[алуйста].
562. В. Болычеву (Воронеж), 20 ноября. При письме от 16 ноября В. Болычев прислал для отзыва свои стихотворения.
Стихи ваши недурны, но надо вам сказать, что я никогда не был охотником до стихов, считая, что мысль всегда удобнее выразить без стеснения рифмой и размером, выражение же мыслей есть одно из самых важных дел жизни, и потому я не ценитель стихов вообще, а также и ваших. На вопрос ваш, отдавать ли свои силы на совершенствование в стихотворстве, отвечаю скорее отрицательно, так как много и много есть деятельностей более серьезных и нужных и самому и другим людям, чем не только стихотворство, но всякая литературная деятельность. Стенограмма.
Впервые опубликовано в «Сборнике Государственного Толстовского музея», стр. 245-246.
563. Гусарову (Петербург), 20 ноября. В письме от 15 ноября ученик 3-го класса учительской школы Гусаров писал: «Вы отрицаете самоубийство. Но как мне избавиться от тяжкой жизни?! Я —— урод!.. Я часто слышу такие комплименты: «Вот так рожа!» Укажите выход».
H. Н. ответить.
564. Г. В. Крейману (Москва), 20 ноября. В письме от 17 ноября (почт. шт. ) Г. В. Крейман излагал ход своих религиозных исканий, закончившихся отрицанием православия и приближением к взглядам Толстого. Просил разрешения приехать в Ясную Поляну.
<Письмо ваше очень понравилось.> Содержание вашего письма мне понятно и сочувственно, и рад бы видеть вас, но боюсь, чтобы поездка ваша не была напрасна. Если бы у вас были вопросы <и желание>, то пишите, и я постараюсь, как могу, ответить вам. Стенограмма. Вторично Г. В. Крейман, очевидно, не писал Толстому.
565. Н. Марухини (N. Maruhini, Яссы, Румыния), 20 ноября. Ответ на письмо скопца Н. Марухини от 15 ноября н. ст. с осуждением отрицательного отношения Толстого к скопчеству.
Для чего прибегать к средству вещественному, когда есть средство духовное, достигающее цели с большей полнотой.
Впервые опубликовано без указания фамилии адресата в Г, 1, стр. 217.
566. Готфриду Мильбергу (Мариенбург Лифляндской губ. ), 20 ноября. В письме от 12 ноября учитель Мильберг, привлекаемый к суду за перевод на латышский язык книги «Церковь и государство», справлялся, где она впервые была издана.
H. Н. ответь[те], ч[то] знаете.
Под этим названием напечатаны черновики произведений Толстого 1880-х гг. Опубликованы издательством Cassirer & Danziger, Berlin, [1891], помещены в т. X Полного собрания сочинений, изд. «Свободное слово», 1904.
567. В. А. Молочникову, 20 ноября. Уведомление Н. Н. Гусева, что Толстой исправно получает письма Молочникова. Письмо Гусева сохранилось. См. письмо № 301.
568. В. А. Степанову, 20 ноября. В письме от 13 ноября (почт. шт. ) студент Дерптского университета В. А. Степанов писал о том, что, признавая основой жизни любовь, нельзя грубо разрушать предрассудки, тем самым нарушая любовь. Толстой делает это, а Христос не разрушал силой своего анализа людские заблуждения. Опубликовано в Г, 1, стр. 218—219.
Л. Н. признает, ч[то] вы правы в том, ч[то] в некот[орых] его писаниях не выдержана любовь. И жалеет об этом. Но не разрушать ложь, обман нельзя, и Хр[истос] делал это.
Впервые опубликовано без указания фамилии адресата в Г, 1, стр. 219.
569. Студенту Петербургского университета, 20 ноября. Ответ на письмо студента (подпись «Человек») от 12 ноября.
Одно средство: любовь к богу, т. е. к началу добра, не совмещающаяся с эгоистич[еским] чувством радости временного общения телесного или духовного, называемого любовью.
Впервые опубликовано в Г, 1, стр. 218.
570. И. Бондаренко (Архангельская губ. ), 22 ноября. Ответ на письмо административно высланного в Архангельскую губ. крестьянина И. Бондаренко от 14 ноября с вопросом, существует ли бог. Несправедливость жизни, попрание властью евангельских заветов убеждают его, что бога нет. Об этом письме есть запись в ЯЗ 19 ноября.
То, что вы пишете в конце, Льву Николаевичу не понравилось, потому что те вопросы, о которых вы пишете, важны внутренне для каждого человека, а не по внешнему воздействию для людей. Конечно, воздействие совершается само собой, когда человек удовлетворяет своим внутренним требованиям.
О том, что не надо верить в букву ни библии, ни даже евангелия; что [надо] подставлять другую щеку не для того, чтобы получить за это награду, а потому, что это есть единственное средство для меня, по крайней мере, и для других, потому что выбор остается: удержаться или вступить в драку или подставить щеку, то всегда выгодней первое, чем второе, даже в практическом смысле, не говоря уже о том, что это доставляет удовлетворение требованию души. Стенограмма.
571. Н. В. Давыдову, 22 ноября. В ответ на письмо Н. В. Давыдова от 19 ноября H. Н. Гусев послал рукопись для прочтения на заседание Общества любителей российской словесности. См. письмо № 290.
572. П. А. Буланже, 24 ноября. В письме от 1 декабря н. ст. П. А. Буланже привел ряд положений Зороастра (пророка древнего Ирана) об отношении к труду, к людям и жизни вообще. Написать о Зороастре. Далее стенограмма: Очень плох и слаб, прошу извинить, что не сам пишу, что всегда очень рад был его письмам, совершенно согласен с его мыслью, которую он выражает, очень интересуюсь узнать, где я могу почерпнуть более подробные сведения.
573. В. В. Веретенникову (Кубанская обл. ), 24 ноября. В письме от 18 ноября В. В. Веретенников писал о своей тяжелой жизни, неудачах и угнетенном душевном состоянии. Просил разрешения приехать в Ясную Поляну.
Что могу сказать, сказано в книгах.
574. В. А. Романике (Баромля Харьковской губ. ), 24 ноября. Ответ на письмо от 22 ноября с вопросом, как читать евангелие.
Послать еванг[елие] и ответить.
См. в этом списке № 434.
575. И. Хмелевекому (Костромская Кубанской обл. ), 24 ноября. «Бедный пролетарий» И. Хмелевский, тяготясь своей службой в винной лавке, решил переехать в Америку и поступить там на завод. В письме от 26 октября спрашивал совета.
Л. Н. не советует переменять положение, а работать над собой.
576. H. Н. Шульговскому (Петербург), 24 ноября. В письме от 20 ноября H. H. Шульговский просил разрешения приехать, чтобы прочитать свою религиозно-философскую драму из жизни Александрии в V в. н. э.
Отв[етить]: не могу принять.
577. Франсуа Седивек (Francois äedivec, Прага), 25 ноября. В письме от 10 ноября н. ст. Ф. Седивек, студент политехнического института, спрашивал, может ли он поступить в одну из «толстовских» колоний на Кавказе.
578. М. В. Васильченко (Туруханский край), 27 ноября. В письме от 1 ноября М. В. Васильченко, административно сосланный крестьянин