Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

сектах, не в буддизме или конфуцианстве с их подразделениями, а в том одном, что едино во всех религиях и одинаково, как давно предчувствуемая истина, радостно принимается всеми людьми мира. И это самое выражено в христианстве в его истинном значении.

И потому страшно отделиться не от греко-российской или старообрядческой или другой веры, признающей одну себя истинной, а страшно отделиться от той всемирной церкви всего человечества, всё больше и больше приближающейся к единению, достигаемому только истинным познанием человека и бога.

Жизнь — серьезное дело, а в жизни самое серьезное — религия, т. е. то, как человек понимает себя и свое отношение ко всему, к богу. И потому опасно и губительно делать из религии средство для достижения каких-либо не говорю уже корыстных, самолюбивых или тщеславных, но и каких бы то ни было эгоистических целей, вроде душевного спокойствия. Цель религии может быть только одна: познание доступной человеку высшей истины и подчинение ей своей жизни.

Если найдете это письмо стоящим, просил бы напечатать его в вашем журнале, но без пропусков. Если же этого нельзя, то я постараюсь напечатать его там, где оно может быть напечатано полностью.

Уважающий вас

Л. Толстой.

Печатается по машинописной копии из AЧ. В ГМТ сохранились четыре версии черновиков этого письма, представляющих собой последовательную обработку его текста. Над письмом Толстой работал с 29 января (дата на первом черновике) по 4 февраля (дата машинописной копии из AЧ). Впервые опубликовано в Соч. 1911, т. XX, стр. 462—465.

Ответ на письмо (без даты) саратовского старообрядца, сотрудника «Братского листка» (черносотенного органа епископа Гермогена и «Православного братского союза русского народа»), Н. А. Рукавишникова, который упрекал Толстого в «разрушении» веры и в том, что он «отгоняет людей обряда от бога».

1 Толстой имеет в виду письмо В. Т. Верховцевой от 25 января, написанное из Першина, Тульской губ., оставленное им без ответа (хранится в ГМТ).

2 См. письмо к С. Козубовскому от 25 декабря 1908 г., т. 78.

56. М. М. Фоменко.

1909 г. Февраля 4. Я. П.

4 февраля 1909 г.

Ясная Поляна.

Михаил Матвеевич,

Ответ мой на ваш вопрос следующий.

Воздействовать на темных людей в смысле передачи им той истины, дающей нам благо, самое лучшее во всяком положении и в особенности в вашем состоит не в том, чтобы указывать прямо на незаконность и безнравственность положений, каково положение солдатов, а передавать насколько возможно ясно те основы христианства, которым противно это положение. И потому советовал бы вам, если вы хотите воздействовать на товарищей, то содействовать их пониманию христианства в его истинном смысле. Посылаю вам для этой цели «Краткое изложение евангелия» и «Христианское учение».

Человек, понимающий христ[ианское] учение в его истинном смысле, поймет и то отношение, которое вытекает из этого понимания к его положению солдата.

Письмо ваше очень тронуло меня, и я всей душой сочувствую вам. Помогай вам бог поступать наилучшим образом, т. е. сообразно его воле, в трудном вашем положении.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 480. В отрывках впервые опубликовано в книге: H.H. Гусев, «Лев Толстой против государства и церкви», Берлин, [1913], и в журнале «Россия» 1924, 3, стр. 180.

Ответ на письмо рядового 222-го пехотного полка Михаила Матвеевича Фоменко (р. 1887) из Козлова, Тамбовской губ. без даты, в котором Фоменко писал о своей солидарности с Толстым во взгляде на военную службу и спрашивал, что «должен он делать теперь», чтобы передать свои мысли его товарищам солдатам, которые «безотчетно отдаются одуряющей мысль военной дисциплине».

* 57. С. П. Спиро.

1909 г. Февраля 4. Я. П.

Очень бы советовал в том месте, где я говорю о Круге Чтения,1 выписать весь день 20 янв[аря], кот[орый] по необыкновенной случайности составляет прекрасное дополнение и разъяснение нашего разговора.2

Всё очень хорошо.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 8, л. 479. Датируется на основании карандашной пометы на копии письма рукой H. Н. Гусева.

Сергей Петрович Спиро (псевдоним «Сергеев») — журналист, драматург и артист, в то время корреспондент газеты «Русское слово»; автор воспоминаний: «Беседы с Л. Н. Толстым, 1909—1910», М. 1911.

1 Речь идет о корректуре статьи С. П. Спиро, написанной по поводу посещения Толстого тульским архиереем Парфением, приезжавшим в Ясную Поляну 20 февраля в сопровождении двух священников и полицейских чинов и имевшим беседу с Толстым на религиозные темы. Спиро, посланный редакцией газеты «Русское слово», 3 февраля был у Толстого и записал с его слов беседу с Парфением. Отредактированная Толстым статья Спиро под заглавием «Л. Н. Толстой и епископ Парфений» была напечатана в газете «Русское слово», № 28 от 5 февраля 1909 г. См. H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1912, стр. 242—243.

2 Цитата из «Круга чтения» за 20 января помещена в конце статьи Спиро.

* 58. М. А. Стаховичу.

1909 г. Февраля 5. Я. П.

5 февраля 1909 г.

Ясная Поляна.

Благодарю вас, милый Михаил Александрович, за рукавицы и книжку. Новое подтверждение верности вашего художественного вкуса — ваше суждение о рассказе Арцибашева1 «Кровь»; хороши и другие рассказы: «Гололобов», «Смех», «Бунт», если бы не общие недостатки всех новых писателей: небрежность языка и самоуверенность. Но во всяком случае это человек очень талантливый и самобытно мыслящий, хотя великая самоуверенность мешает правильной работе мыслей.

Совсем было забыл самое важное дело. В Харьковской тюрьме заключен некто Александр Михайлович Бодянский, приговоренный на шесть месяцев тюрьмы за распространение моих сочинений. Я его знаю и уважаю, хотя он и не вполне разделяет мои взгляды, а наполовину революционного настроения. Он старый, больной человек и находится в самых тяжелых условиях, которые ухудшились еще вследствие странного общего распоряжения министра внутренних дел о том, что содержащимся в общих камерах, но приговоренным к одиночному заключению, увеличивается срок на одну треть. Он же не переведен в общую камеру, а к нему в камеру посажен уголовный арестант, так как вследствие тесноты не хватает одиночных помещений. Если можете помочь этому делу, сделаете, кроме великого одолжения мне, и истинно доброе дело.2

Любящий вас сам не знаю за что, должно быть не за дурное,

Лев Толстой.

Печатается по подлиннику. Отрывок письма впервые опубликован в книге: «Толстовский музей в С-Петербурге. Составили Срезневский и Тукалевский», СПб. 1912. стр. 55.

Михаил Александрович Стахович (1861—І923) — с 1907 г. член Государственного совета; после Великой Октябрьской революции — белоэмигрант; знакомый семьи Толстых.

Письмо М. А. Стаховича, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 Михаил Петрович Арцыбашев (1878—1927), реакционный писатель, после Великой Октябрьской революции — белоэмигрант.

М. А. Стахович прислал Толстому первый том рассказов Арцыбашева в изд. «Жизнь» (1908), в котором напечатаны рассказы: «Паша Туманов», «Куприян», «Подпрапорщик Гололобов», «Кровь», «Смех», «Бунт», «Жена» и «Ужас».

2 В ответном письме от 17 февраля Стахович сообщил Толстому, что начальник главного тюремного управления С. С. Хрулев, к которому он обращался по делу Бодянского, обещал не удлинять Бодянскому срока заключения, «несмотря на уголовного, подсаженного в его камеру».

59. И. И. Перперу.

1909 г. Февраля 5. Я. П.

Хотя не непосредственно, но исполняю свое обещание и желание сотрудничать в вашем журнале.1

Я прочел превосходный рассказ Арцыбашева «Кровь»2, который своей художественностью сильнее всяких доводов может подействовать на людей в смысле привлечения их к вегетарианству или, скорее, освобождения себя от суеверия о необходимости пожирания живых существ. Не стану вам рассказывать содержание прекрасного этого рассказа, чтобы не испортить его, но очень советую приобрести от автора разрешение напечатать его и целиком или в выдержках поместить в вашем журнале.

С совершенным уважением

Лев Толстой.

Впервые опубликовано в журнале «Вегетарианское обозрение» 1909, 3, стр. 15.

1 «Вегетарианское обозрение».

2 Рассказ М. П. Арцыбашева «Кровь» был перепечатан в журнале «Вегетарианское обозрение» 1909, 4, стр. 30—39; 5, стр. 25—32.

* 60. Ф. А. Жукову.

1909 г. Февраля 7. Я. П.

Ясная Поляна.

7 февр. 1909.

Фадей Архипович,

Вы советуете мне прочесть стих 25 главы 9 Луки.

В этом стихе сказано, что нет пользы человеку приобрести весь мир, но повредить своей душе.

Этого-то я и боюсь. От этого и держусь учения Христа, а не учения церкви.

Посылаю вам мою книгу1 о том, как и в чем я понимаю учение Христа.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 8, л. 485 (копия с подлинника, написанного рукой H. Н. Гусева, с поправками и подписью Толстого).

Ответ на письмо Фаддея Архиповича Жукова (сведений о нем не имеется) от 30 января из Ашхабада, в котором Жуков просил Толстого объяснить приведенный в письме стих евангелия Луки.

На конверте письма Жукова Толстой набросал конспект письма.

1 Судя по помете на конверте, была послана книга Толстого «Краткое изложение евангелия» (1881).

* 61. В. А. Шейерману.

1909 г. Февраля 9. Я. П.

Получил ваше до глубины души тронувшее меня письмо.

Да, не важно то место, на к[отором] находится человек в данное время, а то направление, в к[отор]ом он движется, и быстрота, энергия движения. Вот эту-то, — если я позволю себе высказать свое мнение, — верность направления и энергию движения я видел в вас и при личном свидании1 и в письме вашем.

Помогай вам в этом бог. Желаю этого вам, п[отому] ч[то] по себе знаю, ч[то] в этом всё большем и большем исправлении направления и усилении быстроты движения лучшее, да едва ли не единственное настоящее благо жизни.

Спасибо вам большое за ваше письмо и за доброе ко мне чувство. Всей душой полюбивший вас Л. Толстой.

Привет вашему милому сыну.2 Пожалуйста, при досуге и желании извещайте меня о себе.

В последнее время всё больше и больше узнаешь людей, идущих по одному с нами пути, и это такая большая незаслуженная радость.

9 февр. 1909.

Печатается по копировальной книге № 8, лл. 483—484.

Владимир Александрович Шейерман (1864—1939) — помещик Екатеринославской губ., отдавший землю крестьянам; участник и организатор нескольких земледельческих колоний. См. т. 75.

Ответ на письмо В. А. Шейермана от 5 февраля, в котором Шейерман писал о неудовлетворенности жизнью в земледельческой колонии: «Мы как будто отделяем себя от других людей, нам не сочувствующих; или враждебных. В этом ошибка». На конверте письма Шейермана Толстой написал: Прекрасное письмо Шейермана.

1 В. А. Шейерман был в Ясной Поляне 16 января 1909 г. Его посещение Толстой отметил в Дневнике 17 января. См. т. 57, стр. 13.

2 Михаил Владимирович Шейерман (р. 1890).

* 62. Циркулярный ответ авторам,

присылающим свои рукописи.

1909 г. Февраля 9. Я. П.

Лев Николаевич очень сожалеет, что не может исполнить вашего желания, и просит вас на него за это не сетовать. С одной стороны, его время так занято, что он не успевает прочитывать все присылаемые ему для просмотра книги и рукописи, хотя он и уверен, что среди присылаемых ему сочинений есть много хороших, с другой стороны, художественная литература его совершенно

Скачать:TXTPDF

сектах, не в буддизме или конфуцианстве с их подразделениями, а в том одном, что едино во всех религиях и одинаково, как давно предчувствуемая истина, радостно принимается всеми людьми мира. И