Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

областей знания является медицина. Зная отрицательное отношение Толстого и к медицине Брондстед спрашивал, какой профессии из этих двух нужно отдать предпочтение.

* 70. М. Твердомедовой.

1909 г. Февраля 11. Я. П.

11 февраля 1909 г.

Ясная Поляна.

Благодарю милую Марусю за прекрасную картинку, в благодарность за которую посылаю ей свой портрет.

«Круг чтения» для детей еще не вышел.1

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 495.

Ответ на письмо Маруси Твердомедовой от 6 февраля 1909 г. из Петербурга, которая просила прислать «Круг чтения для детей» и портрет Толстого. При письме адресата приложена фотографическая карточка, повидимому семьи Твердомедовых. М. Твердомедова на карточке отмечена крестом. Судя по снимку, ей было тогда лет 6—7.

1 Над «Детским кругом чтения» Толстой работал в декабре 1906 г. и в первой половине 1907 г. Однако в дальнейшем работа была прервана, и Толстой к ней не возвращался. См. т. 39.

* 71. В. Е. Марсдену (V. E. Marsden). Телеграмма.

1909 г. Февраля 12. Я. П.

Петербург, Кронверский проспект 13, Марсден.

Всякая война противна разуму, совести и религии. Избавить народы от бедствий и развращения войн могут не конференции, а только освобождение народа от религиозного обмана, в котором держат его безбожные правители. Только признай народы христианское учение в истинном значении, и сразу уничтожатся и братоубийственные войны и все злодеяния правительств.

[Черновая]

Всякая война противна исповедуемой религии, разуму и совести. Избавить от войн могут не конференции, союзы, трактаты безнравственных правителей и их раболепн[ых] пособников, а только признание людьми, народом обязательной для себя истины христианского закона, не допускающего братоубийства. Чем безумнее, безнравственнее действия правительства, подготовляющие войну, тем неизбежнее пробу[ждение] людей, признание истины.

Печатается по машинописной копии. Черновая печатается по автографу. Отрывок впервые опубликован в журнале «Россия» 1924, III, стр. 179. Дата копии совпадает с пометой H. Н. Гусева на телеграмме Марсдена об ответе.

Ответ на телеграмму с оплаченным в 50 слов ответом корреспондента лондонской газеты «Standart» Виктора Е. Марсдена (V. E. Marsden) из Петербурга: «Ввиду угрожающего положения Балканах, лондонская газета «Standart» просит сообщить ей несколько слов на тему: война эта не должна быть и почему».

* 72. Рабба (Rabbat).

1909 г. Февраля 12. Я. П.

Cher Monsieur,

Je m’empresse de vous envoyer ce que vous désirez1 et vous prie de recevoir l’assurance de ma parfaite considération.

Léon Tolstoy.

25 Febr. 1909.

On n’aime véritablement que ce qui est parfait. Il faut donc pour éprouver le véritable amour ou bien attribuer la perfection à l’objet de notre amour ou bien aimer le seul être parfait — Dieu.

Léon Tolstoy.

Милостивый государь,

Спешу послать вам то, что вы просите,1 и прошу принять уверение в совершенном уважении.

Лев Толстой.

25 февр. 1909.

Истинно любить можно лишь совершенство. Следовательно, чтобы испытывать настоящую любовь, надо или приписывать совершенство предмету своей любви, или любить единствено совершенное существо — бога.

Лев Толстой.

[Черновое]

25 Febr. 1909.

Cher Monsieur,

Je m’empresse de vous envoyer ce que vous désirez, et vous prie de recevoir l’assurance de ma parfaite considération.

Léon Tolstoy.

1) Il n’y a au monde rien de plus certain que la mort qui attend chaque homme, et cependant tous les hommes vivent comme s’ils étaient pleinement convaincus que la mort n’est qu’une fiction.

2) La mort comme la naissance fait partie intégrante de la vie. Si la vie est un bien, la mort doit l’être aussi.

25 февр. 1909.

Милостивый государь,

Спешу послать вам то, что вы просите, и прошу принять уверение в совершенном уважении.

Лев Толстой.

1) Нет ничего более верного в мире, чем смерть, которая ожидает каждого человека, а между тем все люди живут так, как будто они уверены, что смертьвыдумка.

2) Смерть, как и рождение, — непременное условие жизни. Если жизньблаго, то и смерть должна быть благом.

Печатается по копии, вписанной рукой И. Н. Гусева в копировальную книгу № 8, л. 521. Черновое — по машинописной копии из AЧ. Дата Толстого — нового стиля.

Личность адресата установить не удалось. Письмо, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1 В копии этого письма H.H. Гусевым сделано примечание: «Автограф для издания в пользу мессинцев» (то есть пострадавших от землетрясения в Мессине).

* 73. П. Т. Мазаеву.

1909 г. Февраля 13. Я. П.

13 февраля 09 года

Ясная Поляна.

Петр Тимофеевич,

Я полагаю, что учение Павла не согласно с христианством. Церковь признала его согласным с христианством ради своих или, вернее, государственных выгод, хотя оно прямо противоречит христианству как в вопросе о разводе, так и в самом главном вопросе: об отношении к властям.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 500.

Ответ на письмо Петра Тимофеевича Мазаева от 7 февраля из станицы Отрадной, Кубанской обл., в котором Мазаев просил Толстого разъяснить стих 12 главы 7 «Первого послания к коринфянам» апостола Павла.

74. А. К. Степанову.

1909 г. Февраля 11—14. Я. П.

14 февраля 09 года.

Ясная Поляна.

Александр Константинович,

В ответ на ваше письмо, хочется мне сказать вам следующее: Прежде, чем для меня существует материя, для меня существует мое «я», мое сознание. Материя есть для меня произведение нашего сознания; не будь сознания, воспринимающего данные наших чувств: осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса, не могло бы быть и никакого представления о материальном мире. Так что материальный мир, кажущийся нам столь несомненно существующим, между тем существует только потому, что существует наше сознание, воспринимающее данные чувств. И потому основное начало всего есть сознание, а никак не материя.

То, что мы перестаем видеть проявление этого сознания на умерших, не может доказывать его уничтожения, как прекращение проявления сознания человека во время сна никак не доказывает уничтожения сознания этого человека. Наблюдая явления смерти подобных нам существ, мы видим только то, что в умершем существе прекратилась устанавливающаяся через внешние чувства связь сознания с материальным миром, тогда как в нас, в живых, связь эта с вещественным миром продолжает существовать. Заключать же из того, что для умершего существа уничтожилось воздействие на сознание внешних чувств, то, что уничтожилось, и то, что составляет основу жизни: сознание — так же неосновательно, как было бы неосновательно заключать об уничтожении реки по тому, что мельничное колесо перестало работать.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 497. Впервые опубликовано в книге А. Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого», I, стр. 260—261. В ГМТ сохранились две черновых версии этого письма с датами: 11 и 13 февраля.

Об А. К. Степанове сведений не имеется. Письмо его, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

* 75. Э. А. Гольденвейзеру.

1909 г. Февраля 14. Я. П.

14 февраля 09 г.

Ясная Поляна.

Э. А.,

Сейчас вновь просмотрел прекрасную критическую статью вашего отца1 и, несмотря на то, что слишком большое значение, приписываемое им моему писанию, делает для меня неудобной похвалу статье, не могу не сказать, что этюд вашего отца с большой силой и яркостью освещает дорогие мне мысли о неразумности и безнравственности того странного учреждения, которое называется судом.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком-автографом, написанным на обложке упоминаемой брошюры А. С. Гольденвейзера.

Эммануил Александрович Гольденвейзер (р. 1884) — двоюродный брат пианиста А. Б. Гольденвейзера; с 1900 г. живет в Америке.

В письме от 28 сентября 1908 г. из Вашингтона писал Толстому: «Кузен мой А. Б. Гольденвейзер несколько лет тому назад говорил мне, что Вы прочли статью моего отца о Вашем «Воскресении» и что Вы высказали мнение, что в этом этюде совершенно верно истолкованы Ваши мысли. На этом основании я и решаюсь обратиться к Вам с просьбой. Я очень хотел бы ознакомить американскую публику с содержанием этого этюда. «Воскресение» в Америке имело большой успех. Но его здесь не поняли. Этому содействовало его появление на сцене в искаженном виде… Этюд моего отца поможет американцам понять всемирное значение Вашего «Воскресения». В заключение Э. А. Гольденвейзер просил написать «пару слов» об этюде его отца, которые он поместил бы в виде предисловия.

На конверте письма Э. А. Гольденвейзера Толстой пометил: Прочесть этюд. 10 декабря 1908 г. по поручению Толстого Э. А. Гольденвейзеру ответил H. Н. Гусев (см. т. 78).

Публикуемое письмо Толстого было написано после прочтения этюда А. С. Гольденвейзера.

1 Александр Соломонович Гольденвейзер (1855—1915) — юрист, присяжный поверенный; автор ряда статей по юридическим вопросам.

Э. А. Гольденвейзер прислал Толстому оттиск статьи А. С. Гольденвейзера: «Преступление—как наказание, а наказание — как преступление. Мотивы толстовского «Воскресения» («Вестник права» 1901, 7, стр. 163—211).

* 76. В. А. Теляковскому.

1909 г. Февраля 16. Я. П.

16 февр. 1909.

Владимир Аркадьевич!

Наш общий с вами друг Вл. Гр. Чертков1 просил меня высказать мое мнение о таланте П. А. Страхова.2 Если мое мнение может иметь для вас какое-либо значение, то я совершенно искренно могу сказать, что П. А. Страхов кажется мне необыкновенно одаренным, как прекрасным голосом, так и замечательным драматическим талантом. Рад случаю вступить с вами в сношение и прошу принять мое приветствие.

Лев Толстой.

Печатается по фотокопии с автографа.

Владимир Аркадьевич Теляковский (1861—1926) — в 1901—1917 гг. директор петербургских и московских императорских театров.

1 В. А. Теляковский в 1870-х гг. был сослуживцем В. Г. Черткова по конногвардейскому полку.

2 Павел Алексеевич Страхов (1867—1914), певец и актер; концертировал большей частью в провинции. К Толстому приезжал 16 февраля 1909 г. Под этим числом в дневнике Д. П. Маковицкого записано: «Вечером был Павел Алексеевич Страхов, лет сорока, брат Федора Алексеевича. Огромного роста, пел сильным баритоном, рассказывал шуточные рассказы и читал вслух Чехова, очень стеснялся перед Львом Николаевичем. Льву Николаевичу понравилось, хвалил большую силу и энергию передачи» (рукопись).

На письмо Толстого В. А. Теляковский ответил письмом от 24 февраля, в котором писал, что если Страхов «удовлетворит предъявленным ему требованиям», то он будет принят в труппу Мариинского театра. П. А. Страхов в труппе Мариинского театра не состоял.

* 77. Прокурору Тульского окружного суда.

1909. Февраля 17. Я. П.

Прокурору тульского окружного суда.1

Милостивый Государь,

Прошу извинить меня за то, что обращаюсь к вам без имени и отчества, кот[орые] не успел узнать.

Просьба моя к вам следующая. Два сына крестьянки Устиньи Фроловой Чухоновой, Федор Матвеев и Василий,2 присуждены к тюремному заключению. Один из них, Федор, уже отбывает заключение; другому же, Василию, еще предстоит отбывать его. Просьба матери, которую я позволяю себе поддерживать перед вами, состоит в том, чтобы отложить исполнение наказания над Василием до отбытия срока Федора, т[ак] к[ак] работа этих двух сыновей составляет единственное средство пропитания всей довольно многолюдной семьи.

В надежде на исполнение моей просьбы с совершенным уважением остаюсь готовый к услугам

Лев Толстой.

17 февр. 1909.

Печатается по копии рукой H.H. Гусева, вклеенной в копировальную книгу № 8, л. 502.

1 В 1909 г. прокурором Тульского окружного суда был Владимир

Скачать:TXTPDF

областей знания является медицина. Зная отрицательное отношение Толстого и к медицине Брондстед спрашивал, какой профессии из этих двух нужно отдать предпочтение. * 70. М. Твердомедовой. 1909 г. Февраля 11. Я.