Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

Толстой.2

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, лл. 532—533. Впервые опубликовано в книге «Переписка крестьянина К[опыла] с. гр. Л. Н. Толстым», Киев, 1910, стр. 27—28.

Евмений Копылкрестьянин с. Новая Басань, Черниговской губ. Приезжал к Толстому в Ясную Поляну 3 июня 1908 г. В 1907—1909 гг писал Толстому ругательные и полемические письма, отстаивая церковно-православную веру.

В письме от 6 марта писал по поводу учения Толстого о непротивлении злу злом.

На письме Копыла Толстой пометил: Отослать письмо

1 Толстой ошибся в имени Копыла.

2 Подпись восстанавливается по публикации.

* 121. С. Д. Николаеву.

1909 г. Марта 11. Я. П.

Очень благодарен вам, милый Сергей Дмитриевич, за ваши поправки, которые, как всегда, необыкновенно верны. Я ожидал, что вы упрекнете меня за то, что я по отношению вас не последовал указаниям Генри Джорджа1 о соблюдении заповеди не укради и украл вашу мысль.

11 марта 1909.

Печатается по дубликату подлинника.

Сергей Дмитриевич Николаев (1861—1920) — сторонник учения Г. Джорджа и переводчик его сочинений на русский язык; близкий знакомый Толстого.

В письме от 9 марта указывал Толстому на ряд неточностей в обращении Толстого к английской Джорджевской лиге, которое в то время переводилось В. Г. Чертковым на английский язык. См. письмо № 152.

На конверте письма Николаева Толстой написал: Внести поправки и написать. В окончательный текст письма поправки С. Д. Николаева были внесены.

1 Генри Джордж (Henry George, 1839—1897), американский буржуазный экономист, автор теории «единого земельного налога».

122. В. Г. Черткову от 11 марта.

123. М. Ф. Лубинскому.

1909 г. Марта 12. Я. П.

По желанию господина Лубинского заявляю, что я ошибся, говоря в статье «Христианство и смертная казнь»,1 что заметка г-на Ст-на о смертной казни в «Новом Времени»2 прошла незамеченной в русской печати. Несправедливость и кощунственность толкования г-ном Ст-ным евангельского текста были указаны в не прочтенных мною газетах «Правда жизни» от 22-го3 декабря и в «Новой Руси» № 126.4

12 марта 1909.

Печатается но дубликату подлинника.

М. Ф. Лубинский — псевдоним бывшего священника Михаила Федоровича Паозерского, в то время сотрудника петербургской газеты «Новая Русь».

В письме от 28 февраля из Петербурга Лубинский указывал Толстому на неточность, допущенную Толстым в статье «Смертная казнь и христианство», которая была написана по поводу заметки А. Ст-на о смертной казни (см. прим. 2) и в которой Толстой писал, что, по его мнению, «либеральные газеты…. должны бы были указать на лживость» статьи А. Ст-на, но что он «пересмотрел около десятка газет и нигде не нашел ни слова об этом кощунстве». «Позволяю себе послать Вам вырезку из газеты «Новая Русь», — заканчивал свое письмо Лубинский, — содержащую мою заметку по этому поводу…. Надеюсь, что после этого Вы не замедлите путем печати снять обвинение, незаслуженно брошенное Вами либеральной прессе».

1 Статья Толстого «Смертная казнь и христианство» впервые была напечатана в газете «Новая Русь» 1909, номер от 28 февраля (см. т. 38).

2 Речь идет о «Заметках» реакционного журналиста, сотрудника «Нового времени» А. А. Столыпина в № 11772 от 18 декабря 1908 г. названной газеты, посвященных оправданию смертной казни текстами евангелия («Заметки» печатались за подписью «А. Ст-н»).

3 «Правда жизни» — либеральная петербургская газета, выходила по понедельникам с 1 декабря 1908 г. по 27 апреля 1909 г. (всего вышло 22 номера) под ред. Ф. А. Кириллова, в изд. товарищества «Наша жизнь». В № 4 от 22 декабря 1908 г. статье А. А. Столыпина посвящалась передовая (обозрение за день): «С.-Петербург, 22 декабря».

4 «Новая Русь» — ежедневная либеральная петербургская газета, выходила в 1909—1910 гг. под редакцией И. К. Заинчковского, в изд. Г. М. Михина. В № 126 от 19 декабря 1908 г. газеты «Новая Русь» была помещена статья М. Ф. Лубинского «Новоявленный богослов», посвященная статье А. А. Столыпина.

124. Н. В. Давыдову.

1909 г. Марта 3 и 13. Я. П.

Ясная Поляна. 3 марта 1909.

Любезный друг Николай Васильевич,

Редактор издававшейся в Москве газеты «Жизнь» Лопатин был присужден к уплате штрафа в 3000 рублей или к трехмесячному тюремному заключению за напечатание в своей газете моей заметки о смертной казни.1 Как человек небогатый и издававший газету, не имевшую еще большого распространения, он должен был выбрать последнее. Он сам со свойственной ему деликатностью ничего не писал мне о себе, но его родные пишут мне,2 что положение его в тюрьме очень тяжелое, так как он заключен в общей камере, а между тем здоровье его слабое. Пожалуйста, пожалуйста, простите меня, что так бессовестно утруждаю вас, зная, что у каждого есть свои близкие дела, но все-таки решаюсь просить вас (пожалуйста, только, если вам не тяжело и не неприятно) сделать, что вы можете для облегчения его положения.

Сердечно любящий вас

Лев Толстой.

P. S. Насчет Петровой3 я решил, что никак не могу писать Джунковскому;4 впрочем, об этом предмете я уже лично вступил в сношения с ее мужем.

Простите, милый Ник[олай] Васил[ьевич], что перепутал письма,5 и за то, что утруждаю вас. Очень радуюсь мысли увидаться с вами. Дружески жму руку.

Л. Т.

13 марта 1909.

Печатается по подлиннику (написано на машинке, подпись и последний абзац приписки рукой Толстого). Впервые опубликовано в ТП, 2, стр. 47—48.

1 См. прим. к письму № 101.

2 О Н. П. Лопатине Толстому писали племянник и племянница Лопатина, Л. и З. Лопатины, в письме от 27 февраля. См. «Список писем, написанных по поручению Л. Н. Толстого», № 144.

3 К. А Романик-Петрова. См. прим. 1 к письму № 79.

4 Мысль о письме к московскому губернатору В. Ф. Джунковскому подал Толстому Н. В. Давыдов в письме от 6 февраля 1909 г. Однако письма к Джунковскому Толстой не написал. Судя по воспоминаниям Н. В. Давыдова, ходатайство к Джунковскому было обращено от его лица и дало кой-какие результаты (см. Н. В. Давыдов, «Письма Л. Н. Толстого к Н. В. Давыдову», ТП, 2, М. 1920, стр. 48).

5 По словам H. Н. Гусева, перепутал письма не Толстой, а он, Гусев Письмо к Н. В. Давыдову от 3 марта было послано к М. Н. Толстой, а письмо к ней от 3 марта было послано к Н. В. Давыдову. Об этом H. H. Гусев уведомил адресатов и просил вернуть письма Толстого. По получении писем они были посланы по назначению, причем к письму к Н. В. Давыдову Толстой сделал приписку от 13 марта.

125. Г. В. Еремину.

1909 г. Марта 13. Я. П.

Я думаю, любезный брат Григорий, что во всякой вере, также и в нашей христианской, делается то, что тому человеку, который открыл людям истину, как Моисей, Будда, Христос, Магомет и другие, такому человеку приписывают дела, которых он не делал, и слова, которых он не говорил, и даже те слова, которые он говорил, извращаются и дурно толкуются. Так что в каждой вере есть много и лишнего, и пустого, и вредного, и глупого. Случается же то, что люди неразумные держатся больше всего за лишнее, пустое и глупое, а не понимают того, что в каждой вере самое важное и что одно и то же во всех верах: любовь к богу и ближнему. Разумные же люди держатся за то, что главное, и стараются освобождать веру от того лишнего, что скрывает от людей истину.

Такое освобождение истинной веры от ложных наростов идет везде, и дело это — самое необходимое для каждого человека и для всех людей, потому что как только освободят истину от лжи, так ясно будет, что она у всех одна и соединит всех людей.

Любящий тебя брат Лев Толстой.

13 марта 1909.

Печатается по машинописной копии, вклеенной в копировальную книгу № 8, л. 556. Впервые опубликовано в журнале «Голос Толстого и Единение» 1920, 2(14), стр. 5.

Ответ на письмо крестьянина сектанта Григория Васильевича Еремина от 14 февраля (почт. шт.), в котором Еремин писал о своем несогласии с некоторыми догматами православной церкви.

На конверте письма Еремина Толстой пометил: хор[ошее] письмо. Отвечать.

* 126. В. Г. Булатовичу.

1909 г. Марта 14. Я. П.

14 марта 09 г. Ясная Поляна.

Написать о боге ничего не могу нового. Если вы из моих писаний, которые вы говорите, что читали, не поняли того, что я разумею под словом бог, то я в письме уже никак не сумею объяснить вам то, что для вас непонятно.

Думаю, что ваше непонимание того, что есть бог, происходит от того, что вы спрашиваете о таком боге, которого представляет себе православие и другие грубые религии, т. е. спрашиваете о существовании бога личного, подобного человеку. Как верно сказал Лихтенберг, не бог сделал человека по своему подобию, а человек сделал бога по своему.1 Бог же, которого признавали все великие умы мира и без которого нельзя разумному человеку жить, есть то вневременное, внепространственное, неличное начало всего, до которого человек невольно доходит, о чем бы он ни начинал серьезно думать.

Посылаю вам мысли разных авторов о боге.2 Из этой книжечки вы, может быть, увидите то, что вопрос о боге не решается тем, чтобы или признать того бога, который живет на небе и сотворил мир в шесть дней, или, не признав этого бога, решить вопрос отрицанием всякого духовного начала жизни.

Лев Толстой.3

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 541

Ответ на письмо Владимира Григорьевича Булатовича (см. письма 1908 г., т. 78) от 11 марта (почт. шт.) из Петербурга, в котором Булатович спрашивал Толстого, на чем он «основывается, веря в существование бога».

На конверте письма Булатовича Толстой первоначально пометил: Б[ез] о[твета], затем набросал конспект ответа.

1 Толстой имеет в виду мысль Георга Лихтенберга: «Бог создал человека по образу своему; это значит, вероятно, что человек по своему образу создал бога», включенную в сборник: «Замечательные мыслители древнего и нового мира. 1. Мысли Иммануила Канта, выбранные Л. Н. Толстым. 2. Избранные мысли Лихтенберга». Перевод с немецкого Л. П. Никифорова и А. Б. Гольденвейзера, изд. «Посредник», М. 1906, стр. 82.

2 «Бог. Мысли разных писателей. Собрал Лев Толстой», изд. «Посредник», М. 1908

3 Подпись восстанавливается по машинописной копии из AЧ.

* 127. А. Д. Далматову.

1909 г. Марта 14. Я. П.

Ясная Поляна. 09 г. 14 марта.

Александр Дмитриевич,

Я просматривал вашу книгу, но не мог понять из нее ваши взгляды на жизнь, религию и бога. Литературное же достоинство повести — считаю своим долгом быть откровенным — на мой взгляд, который может быть и ошибочным, очень невысокое.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.

Ответ на письмо Александра Дмитриевича Далматова, в то время штаб-ротмистра, от 6 марта из Петербурга, в котором Далматов, посылая свою

Скачать:TXTPDF

Толстой.2 Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, лл. 532—533. Впервые опубликовано в книге «Переписка крестьянина К[опыла] с. гр. Л. Н. Толстым», Киев, 1910, стр. 27—28. Евмений