Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

религиозного учения и постараться освободить основную религиозную истину учения от того, что скрывает ее. И это совершается во всех религиях, совершается и в магометанстве. Так, существует очень высокая по своему религиозному учению секта бабистов, продолжатель которой Бага-Улла сослан был турецким правительством в Акку, сын которого живет там. Люди эти не признают никаких внешних религиозных форм и основу религии, которую они считают единой во всех, полагают в доброй жизни, т. е. в любви к ближнему и неучастии в делах зла, совершаемых правительствами. Другую секту магометанскую я знаю в Казани. Секта эта называет себя божьим полком, или, по имени своего основателя, ваисовцами. И та и другая секта представляют собою движение вперед магометанства к освобождению от мертвых внешних форм, которых, надо сказать, в магометанстве, как позднейшей религии, гораздо меньше, чем во всех других больших религиях. И потому полагаю, что всякому человеку, желающему служить человечеству, прогрессу его, надо не отрицать огулом ту религию, в которой он родился и воспитался, как вы в магометанстве, а, напротив, поняв те глубокие основы, которые есть в каждой религии, а также и в магометанстве, стараться очищать их от тех наростов, которые их скрывают.

И в Коране можно найти много верного и глубокого, и кроме того есть небольшая книжечка, изданная в Индии по-английски, в которой собраны изречения Магомета (выдержки из этой книги будут в скором времени напечатаны в издании Посредника),1 замечательные по своей глубине и духовности.

Лев Толстой.

16 марта 09.

Печатается по машинописной копии. В ГМТ сохранился черновик этого письма с датой, проставленной H. Н. Гусевым: «14—15 марта 1909 г.». Впервые опубликовано в Соч., 1911, т. XX, стр. 470—471.

Ответ на письмо татарского писателя Мирсаяфа Крымбаева от 8 марта из Самары, в котором Крымбаев спрашивал Толстого: «Можно ли, придерживаясь религии Магомета, дойти до счастливой, совершенной жизни? Мне кажется, — писал он, — что религия Магомета держится так крепко только благодаря фатализму и невежеству… Ислам идет против естествознания, и тем он разрушает сам себя».

1 Имеется в виду книга: «The Sayings of Muhammad», edited by Abdullah al-Manum al-Suhrawardy, London, 1905. В русском переводе в сокращенном виде издана «Посредником» под заглавием «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран», М. 1910.

* 134. П. В. Веригину.

1909 г. Марта 18. Я. П.

Ясная Поляна. 18 марта 1909.

Рад был получить известие от вас, милый Петр Васильевич, и известие хорошее. Вашему решению освободиться от всяких внешних форм богопочитания, заменив их делами жизни, я в высшей степени сочувствую. Но думаю, что решение это, для того, чтобы оно было твердо, должно вытекать из сознания каждого отдельного человека. Я не утверждаю, чтобы оно было неоспоримо справедливо, но таково мое мнение, основанное на моем личном опыте. Твердо у меня было только то, что я добывал своим внутренним трудом.

Не оставляйте меня, пожалуйста, сведениями о вас и вашей общине, о последствиях вашего намерения переселения1 и прочее.

Любящий вас.

P. S. Извините, что долго не отвечал, последнее время всё хвораю.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 551.

Петр Васильевич Веригин (1862—1924) — руководитель кавказских духоборов, в 1898—1899 гг. переселившихся в Америку. С 1902 г., по возвращении из ссылки, жил в Канаде.

Ответ на письмо Веригина от 2 февраля из Канады, в котором Веригин писал, что духоборы решили отменить «все бывшие обрядности, хотя и небольшие» и руководствоваться в делах веры «только разумом».

1 Веригин упоминал о покупке духоборами в Колумбии для посадки фруктовых садов.

* 135. A. M. Коломейцеву.

1909 г. Марта 18. Я. П.

Ясная Поляна 18 марта 1909.

Александра Михайлович.

Посылаю вам книги «О жизни»1 и «Христианское учение». Думаю, что книги эти ответят на те вопросы, которые тревожат вашу душу.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 549.

Ответ на письмо от 14 марта Александра Михайловича Коломейцева (р. 1882), в то время поручика, служившего в Петербурге, который сообщал Толстому, что он решил «оставить военную службу», и просил «указать путь, идя по которому, он мог бы найти смысл жизни».

1 Л. Н. Толстой, «О жизни» (1886—1887). См. т 26.

* 136. П. Смирнову.

1909 г. Марта 18. Я. П.

Ясная Поляна. 18 марта 1909.

Приятно было получить ваше письмо. Помогай вам бог укрепляться в христианской истине, в любви ко всем людям. Если положите в этом укреплении, т. е. увеличении любви, главное благо своей жизни, то сами решите вопрос о военной службе. Будет у вас силы отказаться, т. е. будет вам тяжелее нести солдатскую службу, противную вашей совести, чем нести все тяжелые последствия (арестантские роты или дисциплинарный батальон) за отказ от нее, то откажетесь; а не будет, то будете служить. Не всякий и не во всякое время имеет на это силы. Об одном только предупреждаю вас и одно только советую вам: что если бы вы не осилили исполнить то, что вы считаете справедливым перед своей совестью и богом, то знайте, что вы поступили не так, как должно, и считайте себя слабым, не исполнившим требований своей совести человеком, и главное, не старайтесь оправдывать свою слабость, придумывать рассуждения, по которым лучше сделать то, что противно совести и богу, чем исполнить то, чего они требуют. Почти все бедствия мира: и войны, и казни, и нищета одних и роскошь других — всё это возникло не от пороков людей — пороки не могли бы произвести такие страшные последствия, — а от оправданий пороков и слабостей людских. Вся церковная вера, всё государственное устройство, от которых столько зла, всё это — только оправдания дурных поступков, совершаемых людьми.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо П. Смирнова (сведений о нем не имеется) из г. Астары, Бакинской губ., который писал Толстому о своем отрицательном отношении к церковной вере и, сообщая о предстоящем призыве его к отбыванию воинской повинности, спрашивал, отказаться ли ему от военной службы, или «повиноваться беспрекословно» (письмо сохранилось в машинописной копии, без даты).

Этот же текст письма Толстого был послан 22 марта Ивану Гарину (сведений о нем не имеется) в ответ на его письмо из Москвы от 11 марта, по содержанию аналогичное с письмом П. Смирнова.

На конверте письма Гарина Толстой написал: О воинск[ой] повин[ности]. Послать так[ое] же, как к NN. Далее H. Н. Гусев пометил: «Отв. Л. Н. 22 марта (то же, что Смирнову)».

* 137. В. А. Макосееву.

1909 г. Марта 18. Я. П.

Ясная Поляна. 18 марта 1909.

На первый вопрос ваш — о земле — я отвечал уже много раз, считая, что земля не может быть ничьею собственностью. Для большей ясности посылаю вам коротенькую заметку,1 которую я написал на днях об этом.

Этот вопрос отвечает и на второй ваш вопрос. Когда установлена будет система Генри Джорджа, земля в действительности будет принадлежать всем тем, которые работают на ней, и темг которые живут в городах и работают на фабриках, так как они будут пользоваться всеми выгодами, которые дает та доля земли, которая в сущности принадлежит им, как части всех.

На третий вопрос отвечаю, что жизнь дана всем людям для блага, и если люди не испытывают этого блага, то виноваты только они сами.

На четвертый вопрос отвечаю тем, что в деле образования более, чем во всем другом, должна бы быть полная свобода, т. е. чтобы всякий ребенок и молодой человек мог учиться тому, чему хочет и когда он того хочет; только бы для этого были предоставлены ему легкие, доступные средства. Вообще же при теперешнем положении истинно нравственную жизнь я по крайней мере гораздо чаще встречаю между безграмотными, чем между самыми учеными людьми.

Благодарю вас за ваше письмо и желаю вам всего лучшего.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 546.

Ответ на письмо духобора Василия Алексеевича Макосеева от 1 ноября 1908 г. нов. ст. из Виннипега (Америка), в котором Макосеев спрашивал: «1-е, правильно ли продавать землю? 2-е, как сделать, чтобы земля не принадлежала капиталистам, а всем тем, кто на ней живет? 3-е, для чего народ создается и для чего он живет, тогда как и этому люду мало возможности достать для себя дневного пропитания? 4-е, должно ли быть элементарное образование, как школа?» (письмо сохранилось в машинописной копии).

1 См. письмо № 152.

* 138. П. Ф. Мирошкину.

1909 г. Марта 18. Я. П.

18 марта 1909. Ясная Поляна.

Петр Федорович,

Всегда, когда молодые люди спрашивают моего совета, как им быть, когда родные их держатся иных мнений, чем те, которые они признают, я говорю и пишу им, что в истинно христианской религии один высший закон — тот, чтобы быть в любви со всеми людьми и первее всего с близкими, с родителями, и скорее самому терпеть от них, чем огорчать их, оставляя их.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 545. Сверено с черновиком-автографом, написанным на четвертой странице письма П. Ф. Мирошкина.

Ответ на письмо Петра Федоровича Мирошкина, крестьянина из деревни Горы, Рязанской губ., от 14 марта (почт. шт.), в котором Мирошкин писал о своем сыне, подпавшем, по его словам, под влияние идей Толстого и, несмотря на это, решившем бросить деревню и уехать в город, оставив стариков одних.

* 139. А. П. Иващенко.

1909 г. Марта 20. Я. П.

Ясная Поляна. 20 марта 1909.

Александр Петрович,

Если ошибаюсь, простите меня; но недоумение ваше и то, которое выражено в статье, которую вы мне прислали, для меня объясняется только одним: желанием оправдать недобрые чувства людей, насильственные поступки и даже мщение. Для меня сомнение в приложимости к жизни непротивления насилием так же удивительно, как удивительно было бы сомнение в приложимости к жизни запрещения прелюбодеяния, воровства и т. п. Только благодаря установившемуся и утвержденному всеми внешними средствами оправданию насилия вообще и всегда вытекающего из него убийства люди могли дойти до того удивительного затмения, при котором они не заботятся даже познакомиться со всем тем, что было писано по вопросу о непротивлении насилием. Укажу вам хоть только на то, что вам, вероятно, легко будет достать: на выдержку из одного из сочинений Балу (посвященных большей частью только этому вопросу), помещенную в составленной мной книге «Круг Чтения» (т. I, стр. 196)1 и весь день 17 марта, а также в «Календаре для всех» на 1909 год, стр. 31—36.2 Кроме того, посылаю вам еще — может быть, оно будет вам полезно — написанное мною уже много лет назад письмо к человеку,3 страдавшему тем же затмением и обращавшемуся ко мне.

Лев Толстой.4

Печатается по подлиннику.

Ответ на письмо А. П. Иващенко от 17

Скачать:TXTPDF

религиозного учения и постараться освободить основную религиозную истину учения от того, что скрывает ее. И это совершается во всех религиях, совершается и в магометанстве. Так, существует очень высокая по своему