Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

марта из Киева, в котором Иващенко сообщал о получении письма Толстого от 9 марта (см. № 117) и писал о своих сомнениях, возникших у него при чтении последних сочинений Толстого; спрашивал: «Как согласовать истину учения Толстого с жизнью?» При письме прилагал вырезку из газеты «Киевские вести» (1909, № 8 от 8 января) со статьей В. Лашнюкова «Наша жизнь. Л. Н. Толстой», в которой автор писал о неприложимости к жизни учения Толстого о непротивлении злу злом.

1 В «Недельном чтении» «Круга чтения» после 17 марта помещена статья «Непротивление злу насилием», представляющая собой извлечение из книги А. Баллу, изданной в 1908 г. «Посредником» в переводе под заглавием: «Учение о христианском непротивлении злу насилием» (см. «Круг чтения», изд. «Посредник», т. I, М. 1906).

2 «Календарь для всех», а с 1908 г. — «Календарь для каждого» — выходил в 1907—1917 гг. под ред. И. И. Горбунова-Посадова (составитель А. С. Зонов). Страницы 31—36 «Календаря для каждого» за 1909 г. включают в себя отдел: «О борьбе со злом».

3 Толстой имеет в виду свое письмо к М. М. Чернавскому от января? 1888 г. (см. т. 64, стр. 140—144).

4 Далее следует приписка H. Н. Гусева: «В газете «Киевские вести» №№ 47, 49 и 52 печатались отрывки статьи Л. Н. «Закон насилия и закон любви», также посвященные вопросу о непротивлении. Н. Г.».

* 140. Б. Обратиловой (В. Obrátilové).

1909 г. Марта 21. Я. П.

Моравия.

Милостивая Государыня!

Особого разрешения на перевод моих книжек для чтения, как и всех моих других сочинений, не требуется. Я могу только поблагодарить вас за принятый вами на себя труд.

Печатается по копии, сделанной Д. П. Маковицким в его дневнике (рукопись).

Ответ на письмо Б. Обратиловой (В. Obrátilové) из Моравии от 25 марта нов. ст., в котором она просила разрешения переводить произведения Толстого на чешский язык. На конверте ее письма Толстой написал: Душану. Написать разрешение перевода; и далее H. Н. Гусев пометил: «Отв. Л. Н. 21/III 09».

* 141. И. Н. Валуйскому.

1909 г. Марта 22. Я. П.

Ясная Поляна, 09 г. 22 марта.

Иван Николаевич,

Письмо ваше мне было очень приятно. Я вполне понимаю ваше состояние и прежнее, и теперешнее; вы так искренно и верно его передали. На вопрос же ваш о том, как понимать слова Христа, спросившего учеников, есть ли у них ножи, отвечаю тем, что так как я считаю Христа человеком и нахожу это место в евангелии, может быть, и действительно записанное с подлинных слов, то не имею права откидывать их, да не имею и нужды, так как эта маленькая тень на Христе, показывающая в нем человека, подлежащего общим человеческим слабостям, только еще более проявляет его свет.

То же, что вас смущает в сказке об «Иване дураке»,1 я хорошенько не понимаю; вообще мысли мои яснее и точнее выражены не в сказках, а в более серьезных писаниях, как в книге «О жизни» и др.2

Желаю вам всего истинно хорошего, того, что зависит от самого человека.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 554.

Ответ на письмо Ивана Николаевича Валуйского (сведений о нем не имеется) из Москвы от 20 марта, в котором Валуйский сообщал свое впечатление от чтения религиозно-философских сочинений Толстого и просил разъяснить некоторые места из «Краткого изложения евангелия»; кроме того, он писал, что не понимает вполне смысла «Сказки об Иване-дураке». «Вы говорите, — писал он, — только тому давать есть, кто работает, а кто не работает, тому не надо давать, а если он насильно будет брать, то что же — пусть берет, или воспротивиться?»

На конверте письма Валуйского Толстой пометил: Отвечать.

1 Л. Н. Толстой, «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах» (1886). См. т. 25.

2 Этот абзац исправлен рукой H. Н. Гусева из: То же, что вы говорите о моих неверных рассуждениях в «Иване дураке», то я могу только сказать, что я уверен, что в моих писаниях не эти только одни есть глупости и ошибки, но очень и очень много и других. В каждом писателе дорого то, что в нем истинного, а не то, что очевидно противоречит даже тем истинам, которые он же сам высказывал.

142. С. П. Дружкину.

1909 г. Марта 20—23. Я. П.

Вы спрашиваете, почему я считаю свою веру истинною и истинным то направление жизни, которое я считаю должным.

О вере скажу, что я всегда признавал и признаю веру, как доверие, самым шатким и недостаточным основанием для утверждения истины, как для всех людей, так и для самого себя в особенности, и потому веры у меня никакой нет. Знаю же я истинность того направления, которое я считаю должным, потому, что это то единственное направление деятельности, при котором всякий человек чувствует себя свободным. Человек находится всегда как бы между двумя непроницаемыми стенами, и для его деятельности открыт ему путь только один. И потому, стремясь к благу, человек неизбежно идет по этому единственному открытому ему пути. Путь же этот, по моему убеждению, совпадающему с учениями всех религиозно-философских мыслителей мира, состоит в увеличении своей духовной силы, освобождении от всего того, что мешает этому увеличению. Увеличение же это есть увеличение в себе любви, способности чувствовать удовлетворение от блага не своего личного, но всех других существ и преимущественно ближайших к себе — людей, и потому деятельность, естественно направляемая на благо других людей, достигаемое работой над собою. Что этот путь истинный, доказывается тем, что он один всегда открыт человеку и в нем одном человек свободен. Всякое же другое стремление к предполагаемому благу, выражающееся в желании посредством насилия изменить жизнь других людей, есть попытка пробить одну из двух непроницаемых стен, окружающих путь человека, и неизбежно производит последствия, прямо противоположные благу. От этого-то я и говорю, что истинность этого пути познается опытом. Тот, кто испытает движение по этому пути (попытки же движения помимо этого пути, т. е. биться об ту или другую стену, показывают то же), естественно узнает, что только на этом пути он не встречает препятствий и — мало того — получает удовлетворение того желания блага, которое одно составляет цель движения жизни человеческой.

На вопрос ваш о том, почему я неодобрительно отношусь к Ницше,1 я не могу ответить иначе, как так же, как я ответил бы человеку, восхваляющему мне стихотворения Тредьяковского:2 ответил бы, зная стихотворения Гюго, Пушкина, что стихотворения Тредьяковского скверны и не стоят названия поэзии. Точно так же не могу ответить на то, почему рассуждения Ницше очень плохи, иначе как тем, что, зная мысли о жизни (философию) от Сократа и Марка Аврелия до Руссо, Канта, Шеллинга, Эмерсона и других, не могу не признавать легкомысленность, неосновательность и часто глупость мыслей Ницше.

Лев Толстой.

Ясная Поляна.

23 марта 1909.

Печатается по подлиннику. Впервые опубликовано в газете «Русское слово» 1912, № 53 от 4 марта.

Ответ на письмо русского эмигранта Самуила Львовича Дружкина из Женевы от 12 марта, в котором Дружкин писал о своем несогласии со взглядами Толстого, подкрепляя свои доводы цитатами из произведений ф. Ницше; ставил Толстому ряд вопросов религиозного характера и между прочим спрашивал, почему Толстой называет Ницше «болтуном, говорящим пустые фразы».

На конверте письма Дружкина Толстой пометил: Б[ез] о[твета].

1 Фридрих Ницше (1844—1900), крайне реакционный немецкий философ-идеалист и прямой предшественник идеологии фашизма. Свое резко отрицательное отношение к философии Ницше Толстой высказывал в своих статьях, в письмах и в Дневниках.

2 Василий Кириллович Тредьяковский (1703—1769), русский ученый, филолог, переводчик и автор тяжеловесных стихов.

143. С. А. Стахович.

1909 г. Марта 23. Я. П.

23 марта 1909 г.

Не дорог подарок, дорога любовь. Благодарю за нее, милая Софья Алекс[андровна]. Сердечный привет вам и вашему батюшке. Желаю ему так же скоро поправиться, как и я.1

Л. Толстой.

Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 2, стр. 96.

Ответ на письмо С. А. Стахович от 18 марта, в котором она писала, что посылает Толстому винные ягоды, и сообщала о болезни своего отца.

1 В первых числах марта Толстой заболел воспалением вены на ноге. Болезнь длилась около трех недель.

144. З. Н. Шевцову.

1909 г. Марта 23. Я. П.

Советую тебе, милый мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, мамой, братьями, дворником, со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться, так же, как учиться читать, писать, играть на скрипке или на фортепьяно. Только тем всем наукам выучишься — и конец, а этой науке конца нет. И, главное, ни от какой науки нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому всё веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту помни, что тебе надо быть добрым.

23 марта 1909.

Печатается по дубликату подлинника, вклеенному в копировальную книгу № 8, л. 555. Впервые опубликовано в журнале «Маяк» 1909, № 10, стр. 1.

Ответ на письмо семилетнего мальчика Захара Николаевича Шевцова от 20 марта (почт. шт.) из Москвы, который писал, что он очень любит Толстого и каждый день читает сообщения в газетах о его здоровье и рад узнать, что Толстой поправляется.

* 145. Ф. Гренье (P. Grenier).

1909 г. Марта 24. Я. П.

Monsieur,

Je vous remercie pour votre bonne lettre. L’idée que vous exprimez — celle qu’il n’existe pas de religions differentes, mais qu’il n’y a qu’une seule religion, est une idée qui se propage de plus en plus, et surtout parmi les mahométants. Il y a les continuateurs de la doctrine de Bab — Bahaullah qui est exilé à St. Jean d’Acre, et des mahométans de Kazan en Russie qui se nomment le régiment de Dieu, dont le Dogme principal est l’universalité des religions.

La même tendance d’unification se produit dans toutes les grandes religions. Contribuer à cette destruction des religions particulières et à la fondation de la religion univercelle est une des plus belles vocations de l’homme de notre temps.

Vous travaillez à cette oeuvre. Je suis de coeur avec vous.

Léon Tolstoy.

Iassenky, Toula. 6 Avril 1909.

Милостивый государь,

Благодарю вас за ваше хорошее письмо. Мысль, которую вы в нем выражаете — что не существует многих различных религий, но существует лишь одна, это мысль, которая всё больше и больше распространяется, особенно среди магометан. Существуют продолжатели учения Баба — Баха-Уллах, сосланный в Акру, и казанские магометане в

Скачать:TXTPDF

марта из Киева, в котором Иващенко сообщал о получении письма Толстого от 9 марта (см. № 117) и писал о своих сомнениях, возникших у него при чтении последних сочинений Толстого;