Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

Толстого.

1 О. Я. Гурвич, «Живая мораль, или сокровищница талмудической этики», Вильно, 1901. В яснополянской библиотеке сохранился экземпляр этой книги с дарственной надписью автора.

2 См. письмо № 155.

3 См. письмо № 157.

* 155. Н. О. Эйнгорну.

1909 г. Апреля 2. Я. П.

Ясная Поляна, 2 апреля 09 г.

Наум Осипович,

Очень рад был получить ваше письмо. Не говоря о том, что оно открывает мне в вас человека, близкого по духу, а общение с такими людьми всегда радостно, — тот предмет, который занимает вас, давно уже занимает и меня и особенно самое последнее время.

У меня нет книги о Рама-Кришна1 Abhedânanda,2 но есть книга о нем же Бабабарати,3 в которой прекрасно изложена легенда о Кришне и приводятся избранные его изречения. Книга эта теперь переводится на русский язык, именно две части ее: легенда и изречения, и будет напечатана в издании «Посредника» в дешевых копеечных книжках.4

Совершенно согласен с вами, что легенда о Кришне служит прекрасным дополнением к евангелию, т. е., с одной стороны, подтверждением тех же вечных истин, с другой же указанием на произвольность и случайность легендарных данных того и другого учения. Вслед за этим изданием мы готовим издание избранных мыслей Вивекананды,5 которого я очень ценю. Книги же Abhedânanda, к сожалению, не знаю, но постараюсь достать.

Повторяю, что очень рад сойтись с вами в общем нам обоим интересе и уважении к индийской религиозной мудрости. Последнее время появилось много индийских писателей, которые знакомят Европу с глубокой мудростью индусов. Получаю два индийских журнала6 и вчера только получил письмо молодого индуса,7 присылающего мне еще новое свое издание имеющее целью борьбу с материализмом и проповедь ведантической истины. С совершенным уважением.

Печатается по дубликату подлинника.

Наум Осипович Эйнгорн (р. 1873) — отставной армейский капитан, посетивший Толстого 15 мая 1909 г., знаток восточной философии.

Ответ на письмо Эйнгорна от 30 марта со ст. Чертолино, Московско-Виндавской ж. д., в котором Эйнгорн писал о своих занятиях индийской философией и указывал Толстому на ряд книг, которые он прочитал по этому вопросу.

1 Шри-Парамагамза Рамакришна (1835—1886), индусский религиозный мыслитель.

2 Имеется в виду книга: Swami Abhedananda, «The Gospel of Ramakrishna» (1907) [«Провозвестие Рамакришны»].

3 Толстой ошибся: книга индусского религиозного писателя Баба Бхарати (Baba Bharaty) «Shree Krishna. The Lord of Lowe» («Кришна. Господь любви»], New Iork, 1904, которую Толстой читал в 1907—1908 гг. и перечитывал в марте 1909 г., посвящена не Парамагамзе Рамакришне, а Кришне.

4 Изложение легенды о Кришне по книге Баба Бхарати и перевод изречений, приписываемых Кришне, были сделаны С. Д. Николаевым. Толстой отредактировал перевод и изложение и написал предисловие к составленной книжке. Книжка была набрана в изд. «Посредник», но в свет не вышла. Предисловие Толстого см. в т. 39.

5 Суоми Вивекананда (Swami Vivecanânda, 1861—1902), индусский религиозный мыслитель, ученик Рамакришны. Издание избранных мыслей Вивекананды «Посредником» осуществлено не было.

6 В яснополянской библиотеке индийских журналов за 1909 г. не сохранилось.

7 Оно неизвестно.

* 156. В. Ф. Краснову.

1909 г. Апреля 2. Я. П.

Ясная Поляна, 09 года, 2 апреля.

Письмо ваше, милый Василий Филиппович, доставило мне одну из лучших радостей, которые я испытывал когда-либо во всей моей жизни. Письмо ваше дышит такой искренностью и так проникнуто все теми религиозными основаниями, во имя которых я живу уже много лет, что, читая его, мне казалось, что я только глубже сознаю свое душевное состояние. Оно до глубины души тронуло меня и, признаюсь, плакал, читая его. С радостью исполняю ваше желание, посылаю вам мой портрет.

Любящий вас Лев Толстой.

Печатается по подлиннику.

Василий Филиппович Краснов (р. 1878) — крестьянин Волоколамского уезда Московской губ.; в 1896—1897 гг. работал фотографом в Москве, когда и познакомился с Толстым; бывал у Толстого и в Москве и в Ясной Поляне. В 1905 г. был одним из основателей Всероссийского крестьянского союза. В 1906 г. был приговорен к каторжным работам и сослан в Сибирь, откуда бежал в 1907 г. В 1909 г. жил нелегально в Харькове. См. тт. 69 и 81.

Ответ на большое письмо Краснова от 1—29 марта (письмо писалось в несколько приемов), в котором Краснов, описывая свою прошедшую жизнь, благодарил Толстого за то влияние, которое Толстой оказал на него в молодости, и писал о своем согласии с Толстым в основных вопросах жизни.

157. П. И. Бирюкову.

1909 г. Апреля 2. Я. П.

Не ожидал я, милый друг Пав[ел] Ив[анович], чтоб дело ваше приняло такой оборот.

С точки зрения мирской это оскорбительно, с христианской, как вы сами пишете, только радостно. Но тяжело для семьи, и это-то мне больно. Радостно же мне особенно сознание того, что у меня есть такие друзья, как вы. Очень может быть, что побудительная причина дела в Костроме, но мне кажется, что исходная точка и по отношению вас, и Ч[ерткова], и других более центральная. Разрушается всё так долго стоявшее здание, и надо как-нибудь и подпирать и ограждать его. Думаю так иногда, но в хорошие минуты, отгоняя такие мысли об общем, внешнем, стараюсь только помнить о том, чтобы самому как можно меньше делать дурного. Вы это знаете и чувствуете и делаете лучше меня. Помогай вам бог.

Пожалуйста, извещайте, если будет что новое. Есть ли надежда увидать вас скоро?

Сердечный привет вашей милой жене1 и свояченице.2

Л. Толстой.

2 апреля 1909.

Впервые опубликовано в Б, IV, стр. 182—183.

Павел Иванович Бирюков (1860—1931) — близкий друг Толстого и его биограф. В 1909 г. жил в Костроме и работал в земской управе по народному образованию.

Ответ на письмо Бирюкова от 30 марта, в котором Бирюков сообщал о бывшем у него обыске и о привлечении его к судебной ответственности за хранение статей Толстого, изданных издательством «Обновление».

1 Павла Николаевна, рожд. Шарапова (1867—1945).

2 Анна Николаевна Шарапова. См. прим. к письму № 185.

158. М. А. Ефремову. Непосланное.

1909 г. Апреля 2. Я. П.

Ясная Поляна, 09 г. 2 апреля.

Очень советую вам не писать, потому что таких писаний, как ваше, тысячи, и все не стоят печатания. Пишу вам это для того, чтобы вы не занимались ненужным делом и не испытывали бы страданий разочарования.

Лев Толстой.

Печатается по подлиннику. Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 12, стр. 87.

Михаил А. Ефремов (р. 1888) — крестьянин Козловского уезда Тамбовской губ., в 1909 г. работал в Козловской уездной земской больнице. В письме от 26 марта просил Толстого просмотреть его стихотворения, которые прилагал к письму, и дать совет, следует ли ему продолжать заниматься писанием стихов.

* 159. В. Р. Гречаному.

1909 г. Апреля 3. Я. П.

Василий Романович,

Посылаю вам книжку, в которой я выразил отношение христианина к воинской повинности.1 Что христианство несовместимо с военной службой, мне кажется должно быть понятно всякому. Вопрос же в том, как поступить тому человеку, которому, как вам, предстоит на деле решить этот вопрос. На это могу вам ответить только следующее, то, что я писал недавно человеку, находящемуся в вашем же положении:2

«Помогай вам бог укрепляться в христианской истине, в любви ко всем людям. Если положите в этом укреплении, т. е. увеличении любви, главное благо своей жизни, то сами решите вопрос о военной службе. Будет у вас силы отказаться, т. е. будет вам тяжелее нести солдатскую службу, противную вашей совести, чем нести все тяжелые последствия (арестантские роты или дисциплинарный батальон) за отказ от нее, то откажетесь; а не будет, то будете служить. Не всякий и не во всякое время имеет на это силы. Об одном только предупреждаю вас и одно только советую вам: что если бы вы не осилили исполнить то, что вы считаете справедливым перед своей совестью и богом, то знайте, что вы поступили не так, как должно, и считайте себя слабым, не исполнившим требований своей совести человеком, и главное, не старайтесь оправдывать свою слабость, придумывать рассуждения, по которым бы выходило, что лучше сделать то, что противно совести и богу, чем исполнить то, чего они требуют. Почти все бедствия мира: и войны, и казни, и нищета одних, и роскошь других — всё это возникло не от пороков людей — пороки не могли бы произвести такие страшные последствия, — а от оправданий пороков и слабостей людских. Вся церковная вера, всё государственное устройство, от которых столько зла — всё это только оправдания дурных поступков, совершаемых людьми».

Рад был получить ваше письмо и рад буду общению с вами.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Дата копии.

Ответ на письмо Василия Романовича Гречаного (сведений о нем не имеется), из Климова, Черниговской губ., от 31 марта (почт. шт.), который писал Толстому: «Мне предстоит в настоящем году быть солдатом. Умоляю Вас, дайте мне слова наставления, дабы я мог с терпением перенести солдатскую жизнь».

На конверте письма адресата Толстой пометил: ответить и по письму по тому же поводу.

1 Л. Н. Толстой, «О христианстве и о воинской повинности», изд. «Обновление», СПб. 1900 г.

2 См. письмо № 136

* 160. Е. Я. Розенталь.

1909 г. Апреля 3. Я. П.

Евгения Яковлевна,

Получил ваше письмо 3 апреля, и на этот день в книге «Круг Чтения», составленной мной, которую я имею привычку читать каждый день, весь день занят мыслями разных мыслителей о том самом, о чем вы спрашиваете, — о смерти. Но все-таки постараюсь исполнить ваше желание и в кратких словах высказать вам то, что может облегчить, а может быть, и уничтожить совершенно тот страх смерти, от которого вы так мучаетесь. Жизнь наша имеет два начала: телесное и духовное. Телесное это то, что произошло от моей матери, отца и всех моих предков и начало которого теряется для меня в бесконечности, т. е. неизвестности. Духовное же это то, что я сознаю собою и начало которого люди всегда признавали в таком же духовном, но бесконечно совершенном существе, которое мы называем богом. И потому бояться смерти мы можем только тогда, когда забываем о том духовном начале в нас, которое произошло от бога, а полагаем свою жизнь в том телесном существе, которое неизбежно умирает и приближается к смерти всякую минуту нашей жизни. Когда же мы делаем то, что свойственно разумному существу: полагаем свою жизнь в том духовном начале, которое произошло от бога, то страха смерти не может быть. Я знаю, что я исшел от бога и, умирая, иду к нему. Бог же есть любовь, мы иначе не можем себе представить его, и потому, возвращаясь к богу, кроме блага от этого возвращения ничего ожидать не можем.

Вот всё, что как умел мог сказать вам на ваш вопрос. Думаю, что слова все-таки не могут успокоить человека

Скачать:TXTPDF

Толстого. 1 О. Я. Гурвич, «Живая мораль, или сокровищница талмудической этики», Вильно, 1901. В яснополянской библиотеке сохранился экземпляр этой книги с дарственной надписью автора. 2 См. письмо № 155. 3