Толстого.
1 О. Я. Гурвич, «Живая мораль, или сокровищница талмудической этики», Вильно, 1901. В яснополянской библиотеке сохранился экземпляр этой книги с дарственной надписью автора.
2 См. письмо № 155.
3 См. письмо № 157.
* 155. Н. О. Эйнгорну.
1909 г. Апреля 2. Я. П.
Ясная Поляна, 2 апреля 09 г.
Наум Осипович,
Очень рад был получить ваше письмо. Не говоря о том, что оно открывает мне в вас человека, близкого по духу, а общение с такими людьми всегда радостно, — тот предмет, который занимает вас, давно уже занимает и меня и особенно самое последнее время.
У меня нет книги о Рама-Кришна1 Abhedânanda,2 но есть книга о нем же Бабабарати,3 в которой прекрасно изложена легенда о Кришне и приводятся избранные его изречения. Книга эта теперь переводится на русский язык, именно две части ее: легенда и изречения, и будет напечатана в издании «Посредника» в дешевых копеечных книжках.4
Совершенно согласен с вами, что легенда о Кришне служит прекрасным дополнением к евангелию, т. е., с одной стороны, подтверждением тех же вечных истин, с другой же указанием на произвольность и случайность легендарных данных того и другого учения. Вслед за этим изданием мы готовим издание избранных мыслей Вивекананды,5 которого я очень ценю. Книги же Abhedânanda, к сожалению, не знаю, но постараюсь достать.
Повторяю, что очень рад сойтись с вами в общем нам обоим интересе и уважении к индийской религиозной мудрости. Последнее время появилось много индийских писателей, которые знакомят Европу с глубокой мудростью индусов. Получаю два индийских журнала6 и вчера только получил письмо молодого индуса,7 присылающего мне еще новое свое издание имеющее целью борьбу с материализмом и проповедь ведантической истины. С совершенным уважением.
Печатается по дубликату подлинника.
Наум Осипович Эйнгорн (р. 1873) — отставной армейский капитан, посетивший Толстого 15 мая 1909 г., знаток восточной философии.
Ответ на письмо Эйнгорна от 30 марта со ст. Чертолино, Московско-Виндавской ж. д., в котором Эйнгорн писал о своих занятиях индийской философией и указывал Толстому на ряд книг, которые он прочитал по этому вопросу.
1 Шри-Парамагамза Рамакришна (1835—1886), индусский религиозный мыслитель.
2 Имеется в виду книга: Swami Abhedananda, «The Gospel of Ramakrishna» (1907) [«Провозвестие Рамакришны»].
3 Толстой ошибся: книга индусского религиозного писателя Баба Бхарати (Baba Bharaty) «Shree Krishna. The Lord of Lowe» («Кришна. Господь любви»], New Iork, 1904, которую Толстой читал в 1907—1908 гг. и перечитывал в марте 1909 г., посвящена не Парамагамзе Рамакришне, а Кришне.
4 Изложение легенды о Кришне по книге Баба Бхарати и перевод изречений, приписываемых Кришне, были сделаны С. Д. Николаевым. Толстой отредактировал перевод и изложение и написал предисловие к составленной книжке. Книжка была набрана в изд. «Посредник», но в свет не вышла. Предисловие Толстого см. в т. 39.
5 Суоми Вивекананда (Swami Vivecanânda, 1861—1902), индусский религиозный мыслитель, ученик Рамакришны. Издание избранных мыслей Вивекананды «Посредником» осуществлено не было.
6 В яснополянской библиотеке индийских журналов за 1909 г. не сохранилось.
7 Оно неизвестно.
* 156. В. Ф. Краснову.
1909 г. Апреля 2. Я. П.
Ясная Поляна, 09 года, 2 апреля.
Письмо ваше, милый Василий Филиппович, доставило мне одну из лучших радостей, которые я испытывал когда-либо во всей моей жизни. Письмо ваше дышит такой искренностью и так проникнуто все теми религиозными основаниями, во имя которых я живу уже много лет, что, читая его, мне казалось, что я только глубже сознаю свое душевное состояние. Оно до глубины души тронуло меня и, признаюсь, плакал, читая его. С радостью исполняю ваше желание, посылаю вам мой портрет.
Любящий вас Лев Толстой.
Печатается по подлиннику.
Василий Филиппович Краснов (р. 1878) — крестьянин Волоколамского уезда Московской губ.; в 1896—1897 гг. работал фотографом в Москве, когда и познакомился с Толстым; бывал у Толстого и в Москве и в Ясной Поляне. В 1905 г. был одним из основателей Всероссийского крестьянского союза. В 1906 г. был приговорен к каторжным работам и сослан в Сибирь, откуда бежал в 1907 г. В 1909 г. жил нелегально в Харькове. См. тт. 69 и 81.
Ответ на большое письмо Краснова от 1—29 марта (письмо писалось в несколько приемов), в котором Краснов, описывая свою прошедшую жизнь, благодарил Толстого за то влияние, которое Толстой оказал на него в молодости, и писал о своем согласии с Толстым в основных вопросах жизни.
157. П. И. Бирюкову.
1909 г. Апреля 2. Я. П.
Не ожидал я, милый друг Пав[ел] Ив[анович], чтоб дело ваше приняло такой оборот.
С точки зрения мирской это оскорбительно, с христианской, как вы сами пишете, только радостно. Но тяжело для семьи, и это-то мне больно. Радостно же мне особенно сознание того, что у меня есть такие друзья, как вы. Очень может быть, что побудительная причина дела в Костроме, но мне кажется, что исходная точка и по отношению вас, и Ч[ерткова], и других более центральная. Разрушается всё так долго стоявшее здание, и надо как-нибудь и подпирать и ограждать его. Думаю так иногда, но в хорошие минуты, отгоняя такие мысли об общем, внешнем, стараюсь только помнить о том, чтобы самому как можно меньше делать дурного. Вы это знаете и чувствуете и делаете лучше меня. Помогай вам бог.
Пожалуйста, извещайте, если будет что новое. Есть ли надежда увидать вас скоро?
Сердечный привет вашей милой жене1 и свояченице.2
Л. Толстой.
2 апреля 1909.
Впервые опубликовано в Б, IV, стр. 182—183.
Павел Иванович Бирюков (1860—1931) — близкий друг Толстого и его биограф. В 1909 г. жил в Костроме и работал в земской управе по народному образованию.
Ответ на письмо Бирюкова от 30 марта, в котором Бирюков сообщал о бывшем у него обыске и о привлечении его к судебной ответственности за хранение статей Толстого, изданных издательством «Обновление».
1 Павла Николаевна, рожд. Шарапова (1867—1945).
2 Анна Николаевна Шарапова. См. прим. к письму № 185.
158. М. А. Ефремову. Непосланное.
1909 г. Апреля 2. Я. П.
Ясная Поляна, 09 г. 2 апреля.
Очень советую вам не писать, потому что таких писаний, как ваше, тысячи, и все не стоят печатания. Пишу вам это для того, чтобы вы не занимались ненужным делом и не испытывали бы страданий разочарования.
Лев Толстой.
Печатается по подлиннику. Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 12, стр. 87.
Михаил А. Ефремов (р. 1888) — крестьянин Козловского уезда Тамбовской губ., в 1909 г. работал в Козловской уездной земской больнице. В письме от 26 марта просил Толстого просмотреть его стихотворения, которые прилагал к письму, и дать совет, следует ли ему продолжать заниматься писанием стихов.
* 159. В. Р. Гречаному.
1909 г. Апреля 3. Я. П.
Василий Романович,
Посылаю вам книжку, в которой я выразил отношение христианина к воинской повинности.1 Что христианство несовместимо с военной службой, мне кажется должно быть понятно всякому. Вопрос же в том, как поступить тому человеку, которому, как вам, предстоит на деле решить этот вопрос. На это могу вам ответить только следующее, то, что я писал недавно человеку, находящемуся в вашем же положении:2
«Помогай вам бог укрепляться в христианской истине, в любви ко всем людям. Если положите в этом укреплении, т. е. увеличении любви, главное благо своей жизни, то сами решите вопрос о военной службе. Будет у вас силы отказаться, т. е. будет вам тяжелее нести солдатскую службу, противную вашей совести, чем нести все тяжелые последствия (арестантские роты или дисциплинарный батальон) за отказ от нее, то откажетесь; а не будет, то будете служить. Не всякий и не во всякое время имеет на это силы. Об одном только предупреждаю вас и одно только советую вам: что если бы вы не осилили исполнить то, что вы считаете справедливым перед своей совестью и богом, то знайте, что вы поступили не так, как должно, и считайте себя слабым, не исполнившим требований своей совести человеком, и главное, не старайтесь оправдывать свою слабость, придумывать рассуждения, по которым бы выходило, что лучше сделать то, что противно совести и богу, чем исполнить то, чего они требуют. Почти все бедствия мира: и войны, и казни, и нищета одних, и роскошь других — всё это возникло не от пороков людей — пороки не могли бы произвести такие страшные последствия, — а от оправданий пороков и слабостей людских. Вся церковная вера, всё государственное устройство, от которых столько зла — всё это только оправдания дурных поступков, совершаемых людьми».
Рад был получить ваше письмо и рад буду общению с вами.
Печатается по машинописной копии из AЧ. Дата копии.
Ответ на письмо Василия Романовича Гречаного (сведений о нем не имеется), из Климова, Черниговской губ., от 31 марта (почт. шт.), который писал Толстому: «Мне предстоит в настоящем году быть солдатом. Умоляю Вас, дайте мне слова наставления, дабы я мог с терпением перенести солдатскую жизнь».
На конверте письма адресата Толстой пометил:
1 Л. Н. Толстой, «О христианстве и о воинской повинности», изд. «Обновление», СПб. 1900 г.
2 См. письмо № 136
* 160. Е. Я. Розенталь.
1909 г. Апреля 3. Я. П.
Евгения Яковлевна,
Получил ваше письмо 3 апреля, и на этот день в книге «Круг Чтения», составленной мной, которую я имею привычку читать каждый день, весь день занят мыслями разных мыслителей о том самом, о чем вы спрашиваете, — о смерти. Но все-таки постараюсь исполнить ваше желание и в кратких словах высказать вам то, что может облегчить, а может быть, и уничтожить совершенно тот страх смерти, от которого вы так мучаетесь. Жизнь наша имеет два начала: телесное и духовное. Телесное это то, что произошло от моей матери, отца и всех моих предков и начало которого теряется для меня в бесконечности, т. е. неизвестности. Духовное же это то, что я сознаю собою и начало которого люди всегда признавали в таком же духовном, но бесконечно совершенном существе, которое мы называем богом. И потому бояться смерти мы можем только тогда, когда забываем о том духовном начале в нас, которое произошло от бога, а полагаем свою жизнь в том телесном существе, которое неизбежно умирает и приближается к смерти всякую минуту нашей жизни. Когда же мы делаем то, что свойственно разумному существу: полагаем свою жизнь в том духовном начале, которое произошло от бога, то страха смерти не может быть. Я знаю, что я исшел от бога и, умирая, иду к нему. Бог же есть любовь, мы иначе не можем себе представить его, и потому, возвращаясь к богу, кроме блага от этого возвращения ничего ожидать не можем.
Вот всё, что как умел мог сказать вам на ваш вопрос. Думаю, что слова все-таки не могут успокоить человека