Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

хочет жить по-христиански — внутренняя работа над собой, внешние [условия] сами собой изменятся. Внутренняя работа состоит в том, чтобы быть в любви со всеми ближайшими людьми.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Черновик письма — по стенограмме H. Н. Гусева на конверте письма адресата. Дата копии.

Ответ на письмо В. Смирнова (сведений о нем не имеется) из Москвы, от 3 апреля (почт. шт.), который спрашивал Толстого, как поступить ему с его братом, который своим образом жизни и поступками является «причиной всех семейных раздоров».

* 187. N. N.

1909 г. Апреля 19. Я. П.

Ясная Поляна 19 апреля, 09 года.

В вашем тяжелом положении могу советовать одно: простить жену, в том смысле, чтобы не упрекать ее, но прекратить с ней супружеские отношения. Всей душой соболезную вашему тяжелому положению и не думаю, чтобы можно было найти другой, лучший из него выход, чем тот, который я позволяю себе вам советовать.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо учителя народного дома Паниной в Петербурге от 6 марта (почт. шт.), который просил дать совет о том, как ему относиться к изменившей ему жене.

На конверте письма адресата Толстой набросал конспект ответа.

* 188. И. Богданову.

1909 г. Апреля 19. Я. П.

Ясная Поляна. 09 г. 19 апр.

Во всех верах рассказывается про разные чудеса, которые будто бы совершались их основателями. И Магомет, и в индийской вере Кришна, и другие делали будто бы такие же точно чудеса, как те, про которые рассказывается в евангелиях. Поэтому самое лучшее не верить ни в какие чудеса, а вникать в сущность учения. Чудеса основателей религий все различные, а сущность учения — любовь к богу и ближнему везде одна и та же. Посылаю вам книжку Сэндерленда «Библия», из которой вы узнаете, как писались так называемые священные книги.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено со стенограммой H. Н. Гусева, записанной под диктовку Толстого на конверте письма адресата.

Ответ на письмо Ивана Богданова (сведений о нем не имеется) от 12 апреля из Пятигорска, который спрашивал Толстого, следует ли верить в чудеса.

На конверте письма Богданова Толстой написал: С маркой, отвечать. Во всех верах чудеса. И. Сандерленда.

* 189. Б. С. Коробко-Коробкину.

1909 г. Апреля 21. Я. П.

Ясная Поляна, 21 апреля 09 г.

Я думаю, что при том новом понимании жизни, которое вы усвоили, нужна и деятельность, вытекающая из такого положения. Деятельность эта есть только одна: совершенствование себя в делах, речах и, главное, мыслях — стараться, если уже не с любовью, то без недоброго чувства обращаться с людьми, говорить только добро о людях и, главное, стараться не мыслить дурно, осудительно о людях. И отдаваться этой деятельности так же определенно, как исполняли прежде правила церковные. Попробуйте это, и я уверен, что вы найдете спокойствие. Я нахожу в этом, и только в этом, спокойствие и благо.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо Бориса Степановича Коробко-Коробкина (р. 1883), в то время служащего губернского акцизного управления в Екатеринодаре, от 14 апреля, который писал, что он, под влиянием чтения сочинений Толстого, «отошел от православия», но в новой вере недостаточно «созрел для того, чтобы быть сильным духом…. и терпеливо переносить человеческие страдания», что временами он «впадает в меланхолию» и ему «невольно приходит мысль о самоубийстве».

На конверте письма Коробко-Коробкина Толстой набросал конспект ответа.

* 190. Г. И. Мемешкину.

1909 г. Апреля 21. Я. П.

Георгий Иванович,

Посылаю вам выбранные мною мысли разных авторов о боге. Выразить словами вполне то, что есть бог, нельзя. Для себя я выражаю понятие о боге так:

1) Бог — это то всё, от чего я чувствую себя отделенным и

2) как говорится в послании Иоанна, бог есть любовь.

Молюсь я каждый день по утрам так, как вы можете узнать из посылаемой вам другой моей книжки. В середине же дня стараюсь как можно чаще вспоминать то, что я не Лев Толстой, не Георгий Мемешкин, а духовное проявление бога.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата. Дата копии.

Ответ на письмо Георгия Ивановича Мемешкина (р. 1876), в то время служащего чайной торговой фирмы «Караван» в Уральске, от 14 апреля, который спрашивал Толстого, как нужно понимать бога и как молиться ему.

* 191. П. Л. Успенскому.

1909 г. Апреля 21. Я. П.

Петр Леонидович,

Вполне на вашей стороне в вашем разногласии с А. М. Бодянским. Статья ваша очень хороша, и желал бы, чтобы она появилась в печати.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.

Петр Леонидович Успенский (р. 1869) — харьковский присяжный поверенный, либеральный публицист (псевдоним «Петров-Леонидов»). См. т. 76.

В письме от 16 апреля 1909 г. из Харькова писал Толстому о своем споре на тему о самоубийстве с А. М. Бодянским, который, по словам Успенского, в известных случаях оправдывает самоубийство.

При письме приложен машинописный экземпляр статьи «Настоящая причина», в основу которой положена мысль, что самоубийства являются следствием отсутствия религиозного сознания.

* 192. Е. А. Савиновой и Л. Струковой.

1909 г. Апреля 21. Я. П.

Ясная Поляна, 21 апреля 09 г.

Мы называем злом тот материал, над которым мы призваны работать для нашего блага. Если бы не было того, что мы называем злом, не было бы блага. Пример: человек обидел меня, я называю это злом, а это то, что дает мне возможность высшей радости (блага): отплатить добром за его обиду.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресатов.

Ответ на письмо Е. А. Савиновой и Л. Струковой (сведений о них не имеется) из Кунгура, Пермской губ., от 12 апреля, которые спрашивали Толстого, «откуда берется зло и почему так трудно бороться с ним».

* 193. Б. Милорадовичу.

1909 г. Апреля 23. Я. П.

В ответ на ваш первый вопрос посылаю вам статью Буки1 и давнишнее мое письмо по этому вопросу.2 В ответ на второй ваш вопрос посылаю вам письмо, недавно мной написанное человеку, обращавшемуся ко мне с подобным же вопросом.3 На третий же вопрос ответ даете вы сами в вашем письме.

Советую вам читать составленную мной книгу «Круг Чтения», состоящую из мыслей величайших писателей и мыслителей о важнейших вопросах жизни.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Дата копии.

Ответ на письмо Б. Милорадовича (сведений о нем не имеется) из Москвы от 21 марта, который спрашивал Толстого, допустимо ли в исключительных случаях употребление насилия, как относиться к воинской повинности и следует ли ему «уничтожить винокуренный завод», переходящий к нему по наследству, если он «сознает, что винокуренное дело нехорошее?»

На конверте письма Милорадовича Толстой набросал конспект ответа.

1 Букапсевдоним Александра Ивановича Архангельского (1857—1906), ветеринарного фельдшера, автора книги «Кому служить?». Отрывок из этой книги под заглавием «Закон насилия и закон любви» был помещен Толстым в недельное чтение (после 19 мая) «Круга чтения». Машинописный список «Закона насилия» и был послан Милорадовичу.

2 Имеется в виду письмо к М. М. Чернавскому от января? 1888 г. (см. т. 64, стр. 140—144).

3 См. письмо № 136.

* 194. Ф. И. Седову.

1909 г. Апреля 23. Я. П.

Очень сочувствую вашему положению и всей душой желаю помочь вам. Думаю, что для вас было бы лучше заявиться, чем скрываться без паспорта. На всякий случай даю вам адреса двух лиц, к которым зайдите, и если вам нужны деньги, то Горбунов передаст вам от меня 5 рублей. Повторяю, что очень сочувствую вашему положению и прошу вас сообщить мне, что вы изберете и чем окончатся ваши беды.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Дата копии.

Ответ на письмо крестьянина Ярославской губ. Федора Ильича Седова (р. 1881) из Москвы от 19 апреля, который сообщал, что 15 марта он был арестован за хранение и чтение крестьянам запрещенных сочинений Толстого и направлен в губернскую тюрьму; с дороги он бежал и пришел пешком в Москву; писал о затруднениях, связанных с отсутствием паспорта и денег.

На конверте письма Седова Толстой пометил: Написать и дать ден[ег] на.

* 195. В. Широкову.

1909 г. Апреля 23. Я. П.

Ясная Поляна, 09 года 23 апреля.

Передаваемое вами известие неверно. Я и не тосковал, да и, слава богу, знаю средство от тоски, если бы она пришла. И оно всегда успешно. Стоит мне только вспомнить, что я не Лев Толстой, а проявление бога, такое же, как во всех людях, и не может быть никакой тоски. Неверное же известие о моей тоске доставило мне удовольствие тем, что вызвало ваше доброе ко мне письмо, за которое благодарю вас.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком, автографом, написанным на конверте письма адресата.

Ответ на письмо Василия Широкова (сведений о нем не имеется) из Каховки, Таврической губ., от 17 апреля, в котором Широков писал, что прочитал в газетах сообщение из Ясной Поляны о том, «что Лев Николаевич сильно тоскует», и выражал ему сочувствие.

* 196. Циркулярный ответ на просительные письма.

1909 г. Апреля 24. Я. П.

Никак не могу исполнить вашего желания, во 1-х, потому, что те небольшие деньги, которые находятся в моем распоряжении, далеко недостаточны для помощи известным мне лицам и, во 2-х, потому, что если бы я имел миллионы, я все-таки раздавал бы их не по обращаемым ко мне от неизвестных лиц просьбам в денежной помощи, доходящим до 1000 рублей ежедневно, а только нуждающимся лицам, которых я знаю так много, что едва ли когда-нибудь остались свободны деньги для неизвестных мне просителей.

24 апр. 09.1

Печатается по шапирографной копии из AЧ.

Ответ, составленный Толстым, рассылался за его подписью адресатам, просившим под различными предлогами денежной помощи. В архиве ГМТ сохранились тысячи таких писем, составляющих отдел под названием: «Просительные письма».

1 Дата проставлена H. Н. Гусевым.

* 196а. А. К. Грессеру.

1909 г. Апреля 24? Я. П.

Милостивый Государь

Аполон Карлович,

В Ясной Поляне нынешней ночью умер в доме, одном из самых бедных домов, вдовы Жаровой поставленный к ней в доме десятским человек

Печатается по фотокопии. Конец письма не сохранился. Датируется на основании ответного письма Грессера.

Аполлон Карлович Грессер (р. 1865) — в 1909 г. становой пристав Крапивенского уезда, Тульской губ.

На письмо Толстого А. К. Грессер ответил письмом от 26 апреля, в котором писал, что «труп скоропостижно умершего будет немедленно убран из дома вдовы». См. письмо № 234.

* 197. П. В. Яблонскому-Соколовскому.

1909 г. Апреля 24. Я. П.

Был рад получить ваше письмо. Не скучайте одиночеством и не старайтесь переменить внешние условия своей жизни. Перемена внешних условий есть напрасная трата сил, долженствующих быть направленными на внутреннюю работу. А если внутри всё в порядке, то везде хорошо. Как в индийском изречении сказано: «Искать улучшения жизни во вне всё равно, как пастуху

Скачать:TXTPDF

хочет жить по-христиански — внутренняя работа над собой, внешние [условия] сами собой изменятся. Внутренняя работа состоит в том, чтобы быть в любви со всеми ближайшими людьми. Печатается по машинописной копии