Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

правдивой женщины, а также и в уголок души того народа, который я, чем дольше живу, тем больше, даже незаконно исключительно люблю. Люблю ваших ребят, и Сережу и девочку — забыл, как зовут.2 Этот народ нельзя не любить. Помогай вам бог продолжать ваше — хотел сказать — прекрасное, но ваше дело больше: оно истинно хорошее. Последствия этого дела неисчислимы. Не сравниваю его с деятельностью Думы, чтобы не оскорбить вашу деятельность. И как просто, хорошо вы его делаете, без преувеличения; без задора и без усталости. Ohne Hast, ohne Rast.3

Одно мне не понравилось в вашем дневнике: это ваши упреки судьбе, себе, сожаление о прошедшем. Всё то самое тяжелое, что случается с нами, — вы испытали очень, очень тяжелое, — всё это, как ни странно сказать, благо, «иго мое благо», если только мы поставим главным делом жизни приближение к Нему, к высшему совершенству.

Прощайте, не забывайте меня.

Любящий вас Лев Толстой.

Печатается по подлиннику. В ГМТ сохранился черновик этого письма с датой: «7 мая 1909».

Зинаида Михайловна Гагина (р. 1864) — жена помещика Рязанской губ.; в 1903 г. открыла в имении мужа школу для крестьянских детей, просуществовавшую до 1918 г.

В письме от 3 мая сообщала Толстому о посылке ему своего «дневника-исповеди».

1 О чтении дневника З. М. Гагиной Толстой отметил в Дневнике 7 мая (см. т. 57, стр. 59). Дневник Гагиной, посвященный главным образом ее школьным занятиям, был опубликован, с пропусками, в книге: Н. Б. Петрова, «Из дневника народной учительницы», изд. «Библиотеки свободного воспитания», М. 1915.

2 Ученики школы Гагиной.

3 [Без поспешности и без промедления.]

* 222. К. Колесникову.

1909 г. Мая 8. Я. П.

Ясная Поляна, 8 мая 1909.

Получил ваше письмо и постараюсь ответить на ваши вопросы.

Учение Христа, т. е. истинное учение о жизни, как я понимаю его, не предписывает никаких внешних правил, ни того, чтобы оставить семью, ни того, чтобы не оставлять ее, а только указывает человеку путь к истинному благу Путь этот состоит во всё большем и большем увеличении в себе любви к богу, т. е. к совершенству, и к людям — братьям (можно прибавить — и ко всему живому). О том же, как проявится это увеличение любви в каждом отдельном, особенном от всех и по душевным свойствам и по положению, человеке, учение Христа ничего не говорит и не может говорить, так как в каждом отдельном человеке, поставившем целью своей жизни это увеличение любви, оно проявится различно, сообразно с его положением.

И потому мне кажется, что вы ошибаетесь, ставя вопрос так, как будто у вас и у всякого человека, познавшего истинность учения Христа, есть только два выхода из того, всегда противного христианскому учению, положения, в котором находится всякий, в особенности семейный человек: или бросить семью, т. е. поступить с нею совершенно противно любви, или бросить христианское учение, как неисполнимое, и продолжать жить прежней жизнью, не изменяя ее соответственно этому учению.

Все люди нашего времени — да и всегда — жили и живут жизнью совершенно противной учению Христа. В нашем мире жизнь наша особенно несогласна с христианским учением, так как учение это извращено и скрыто, и под именем христианства распространяется и внушается с детских лет учение жизни, совершенно противное христианству. И потому в нашем мире понимание христианства в его истинном значении застает всякого человека в сложных, запутанных условиях, из которых он, во имя любви, никак не может выйти внешним изменением своей жизни. Одно может и должен делать всякий человек, желающий жить по закону Христа, это то, чтобы, не изменяя внешних условий своей жизни, изменять свое внутреннее состояние, стараться увеличивать в себе любовь, а для этой цели освобождать себя от всех тех соблазнов, слабостей пороков, в которых застает себя человек, живший мирской жизнью и желающий жить христианской. И каждый человек, если только будет искренен, найдет для такой работы над собою много и очень много матерьяла. А как только он займется этой работой, то, по мере успеха в ней, будет чувствовать всё большее и большее удовлетворение, спокойствие и радость. И мало того: эта же самая внутренняя работа неизбежно приведет человека и к внешнему изменению своей жизни, т. е. к условиям, более согласным с религиозно-нравственными требованиями.

Вот всё, что имею сказать вам на ваш вопрос.

Вы ошибаетесь, говоря, что я ставлю себя образцом того, как надо жить по-христиански. Это неверно, я никогда не ставил себя образцом. Если бы я вздумал ставить свою жизнь образцом, то я поставил бы, как образец того, как не надо жить христианину.

Высшего совершенства жизни мы никогда не достигнем, но это не показывает того, что надо отвернуться от этого совершенства, а напротив, то, что надо всегда держать его перед собой и в каком бы мы ни были положении, стараться, сколько можем, приближаться к нему. А приближение это, если полагать его в увеличении любви, всегда возможно.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо Константина Колесникова (сведений о нем не имеется) из Саратова от 23 апреля, который писал о невозможности в современных условиях жить по учению Христа, в особенности для тех, кто имеет семью. «Вы образцом ставите себя, — указывал он, — но Вы сумели обеспечить свою семью. Что Ваша семья творит зло — это вне всякого сомнения, потому что она охраняется теми же законами, которых не надо христианам».

223. А. М. Кузминскому.

1909 г. Мая 9. Я. П.

Любезный друг Александр Михайлович,

Рад случаю напомнить тебе о нашей давнишней дружбе, пишу же о деле. Мой хороший знакомый и почтенный человек Александр Модестович Хирьяков приговорен на год крепости за редактирование газеты, к[оторую] он не редактировал,1 что и удостоверено не только показанием свидетелей, но и офиц[иальным] документом канцелярии градон[ачальника]. Дело перенесено в Сенат. Я прошу тебя только о том, чтобы ты обратил на это дело внимание. Вот моя просьба.

Неужели нам уже не придется более свидеться. Оч[ень] жалею об этом. Поцелуй за меня Таню, милую Таню.

Любящий тебя Л. Толстой.

9 мая 1909.

Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 12, стр. 84.

1 См. прим. 7 к письму № 212. С № 9 (от 7 мая 1906 г.) газета «Голос» была продана другому издательству и редактором был назначен М. А. Меркулов. Продажа была оформлена у градоначальника; однако к моменту выхода № 10 свидетельство из канцелярии градоначальника о продлении газеты не было получено, и издательство поставило имя Хирьякова, как ответственного редактора. Вышедшие №№ 10—12 были арестованы, и Хирьяков был привлечен к ответственности.

224. А. М. Кузминскому.

1909 г. Мая 9. Я. П.

Любезный друг Александр Михайлович.

Дело Хирьякова,1 о к[отор]ом я писал тебе, будет слушаться на днях.2 Повторяю свою просьбу и надеюсь не столько, на твою дружбу, сколько на твою справедливость.

Любящий тебя Л. Толстой.

Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 12, стр. 84. Датируется по письму к А. М. Хирьякову (см. № 225).

1 Дело А. М. Хирьякова рассматривалось в уголовно-кассационном департаменте Сената 17 сентября под председательством А. М. Кузминского. Приговор судебной палаты был утвержден.

2 Слово «на днях» было вписано позднее. Первоначально Толстой просил проставить точную дату А. М. Хирьякова (см. следующее письмо).

225. А. М. Хирьякову.

1909 г. Мая 9. Я. П.

9 мая 1909.

Александр Модестович,

Написал Кузминскому и прилагаю другую к нему записку.1 — Кузминский человек честный и правдивый, и я уверен, что если от него будет зависеть решение, то оно будет справедливое. Будем надеяться. Благодарю за статью-письмо.2

Она написана не хорошо, но для меня б[ыло] совершенно ново соображение о выгодах и невыгодах для службы приговариванья или оправдания. А чувствуется, что это правда. Всей душой желаю вам избавиться от угрожающего бедствия и просто по человечеству и любя вас. Передайте мой сердечный привет Ефросинье Дм[итриевне].

Лев Толстой.

Вместо того чтобы вставить число другими руками, я написал: на днях.

Впервые опубликовано в сборнике «Летописи», 12, стр. 84.

Ответ на письмо А. М. Хирьякова из Петербурга от 5 мая, в котором Хирьяков сообщал, что его дело «перенесено в Сенат» и просил написать А. М. Кузминскому, чтобы он «обратил на это дело свое внимание».

1 Зачеркнуто: в к[оторой] вы проставите число.

2 Хирьяков писал, что посылает Толстому «корректуру статьи, написанную одним адвокатом, которая не могла быть напечатана по цензурным соображениям». Корректура статьи не сохранилась.

226. И. М. Трегубову.

1909 г. Мая 10—11. Я. П.

11-го мая 1909 г. Ясная Поляна.

Милый Иван Михайлович,

Вы пишете, чтобы я высказался по поводу вопроса, который 12 мая будет обсуждаться в Думе, — о том, что называется свободой совести.

Замечу прежде всего, что «свобода совести» есть плеоназм. Совесть не может быть не свободна. Совестьпотому совесть, что она всегда свободна. Свободная совесть всё равно что не темный свет.

О том же, что может сделать Дума для того, чтобы сделать свет не темным, то, что вы называете свободой совести, скажу следующее. Хотя я и смотрю на людей, которые ждут чего-либо от Думы, как на того человека, который, по шутке какого-то древнего мудреца, подставляет решето под доимого другим человеком козла, я в этом случае все-таки думаю, что Дума может оказать действительную пользу. Надеюсь даже, что она и окажет ее.

Окажет она пользу тем, что придумает новые средства под предлогом сохранения истинной веры делать неприятности людям, верующим не так, как этого хочется правительству. Польза эта будет состоять в том, что все люди слабые, не искренно, притворно верующие, испытав эти неприятности, отделятся от истинно верующих, истинно же верующие укрепятся в своей вере и, освободившись от неискренних, притворяющихся, будут в сотни, тысячи раз сильнее и влиятельнее, чем прежде. Благотворное дело это с давних пор делается русским правительством и было в высшей степени полезно для укрепления истинной веры в России. Дело это, по всем вероятиям, будет продолжаться и в Думе, и в этом-то и состоит та польза, которую я в этом деле ожидаю от этого учреждения. И потому, если бы я взял на себя советовать Думе, то я мог бы советовать одно: как можно строже отстаивать те учреждения, которые защищают неприкосновенность того, что называется православной верой.

Лев Толстой.

В ГМТ сохранились три черновика этого письма с датами, проставленными H. Н. Гусевым на обложках: 10 и 11 мая 1909 г. Впервые опубликовано в газете «Новая Русь» 1909, № 130 от 14 мая.

Иван Михайлович Трегубов (1858—1931) — близкий знакомый Толстого, автор ряда статей о русском сектантстве. См. т. 66, стр. 124. В 1909 г. жил в Петербурге; сотрудничал в газете «Новая Русь».

В письме без даты просил Толстого прислать «что-нибудь для печати по

Скачать:TXTPDF

правдивой женщины, а также и в уголок души того народа, который я, чем дольше живу, тем больше, даже незаконно исключительно люблю. Люблю ваших ребят, и Сережу и девочку — забыл,