Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

— грешите против бога духа святого и, в частности, против меня, виноваты за близких моих родных».

245. Джону Севитту (John Sevitt).

1909 г. Мая 15—25. Я. П.

Ясная Поляна, 25 мая

09 года

Получил ваше письмо и был рад найти в нем совершенно согласные с моими взглядами мысли о том, что в детском возрасте как посещение церкви, так и чтение библии не оказывает желательного воспитательного влияния, а что между тем, кроме самого действительного воздействия на детей личных примеров родителей и окружающих, необходимо детям прямое религиозное воспитание.

Мое религиозное понимание жизни, из которого вытекает и мое мнение о том, каким должно быть религиозное воспитание, такое.

Бога, духовное начало жизни, мы знаем только потому, что знаем его в себе и в других людях. И потому действительное богопочитание возможно только в почитании бога в себе и в других людях. Почитание бога в себе состоит в представлении себе и держании перед собой образа высшего совершенства добра и в стремлении к наибольшему в своей жизни приближению к этому совершенству. Почитание же бога в людях состоит в признании в каждом человеке того же бога, какого мы сознаем в себе, и потому в стремлении к соединению с каждым человеком; соединение же это может совершаться только любовью.

Полагая в таком богопочитании сущность всякой религии, я думаю, что такое богопочитание можно и должно внушать и детям. Я думаю, и по опыту знаю, что дети легко понимают и охотно принимают такое учение, особенно если в этом одном заключается всё учение о богопочитании.

Внушать детям это богопочитание, я думаю, что можно так: Все мы знаем, сказал бы я детям, что надо никого не обижать, не бранить, не осуждать, со всеми быть добрым, всем желать добра, всех любить, и что, если жить так, то хорошо будет и другим и самому себе, а мы все-таки часто и осуждаем, и браним, и обижаем, и только себе желаем добра, и любим только себя или тех, кто нас любит, и когда мы живем так, бывает нехорошо и другим людям, нехорошо бывает и нам.

Отчего это?

Бывает это оттого, что живет каждый из нас и душою и телом. Душа ничего не хочет для себя одной, а всем, всему на свете хочет добра, всех любит, а тело наше хочет всего хорошего только себе одному и себя одного только и любит. И потому, чем больше живешь для души и чем меньше для тела, тем лучше жить и другим людям и самому себе.

Как же сделать, чтобы жить больше для души и меньше для тела? Для того чтобы жить больше для души, а меньше для тела, надо, первое, понимать, что душа это дух божий в человеке, один и тот же во всех людях и, второе, приучаться к тому, чтобы делать то, чего хочет душа, а не то, чего хочет тело.

Для того чтобы ясно понимать то, что наша душа это дух божий в человеке, хорошо слушать, повторять или читать поучения мудрых и святых людей о том, что такое бог и как он живет в людях. Для того же чтобы приучаться делать то, чего хочет душа, а не то, чего хочет тело, хорошо в конце каждого дня вспоминать всё то, в чем поступил не так, как того требовала душа, а так, как того хотело тело; в начале же следующего дня готовиться к тому, чтобы не повторить тех же ошибок.

Так бы я сказал детям о богопочитании в себе. О богопочитании же в людях я сказал бы детям так:

Помните всегда, что в каждом человеке живет тот же бог, какой живет и в вас, и потому, когда сходитесь с человеком, кто бы он ни был, не забывайте, что выше и важнее того, что есть в этом человеке, ничего нет на свете. И потому, как бы ни были худы дела человека, самого человека, кто бы он ни был, надо почитать, как бога, и любить, как самого себя, и потому делать для него то, чего он сам себе желал бы, если бы был на его месте.

Вот в кратких словах мой ответ на ваш вопрос о том, каким может быть религиозное воспитание детей. Рад буду, если эти мои мысли пригодятся вам.

Л. Толстой.

25 мая 1909.

Печатается по подлиннику из AЧ. В ГМТ имеются восемь черновиков этого письма с датами на обложках, проставленных H. Н. Гусевым: 15, 20, 21, 23 и 24 мая 1909 г. Впервые опубликовано в журнале «Свободное воспитание» 1909, № 12, стр. 1—4; за границей — в русском журнале «Великий океан», Лос-Анжелос, 1909, № 2.

Ответ на письмо Джона Севитта (John Sevitt) из США от 7 мая нов. ст., который просил Толстого написать о религиозном воспитании детей.

На конверте письма Севитта Толстой пометил: Умное письмо о воспитании. Ответил бы, если бы не просил 500 дол[ларов]. Черткову.

Письмо это было отослано адресату в переводе В. Г. Черткова на английский язык.

246. В. Г. Черткову от 25 мая.

* 247. С. П. Спиро. Телеграмма.

1909 г. Мая 27. Я. П.

Предпочитал бы беседовать один-на-один.

Толстой.

Печатается по записи под диктовку Толстого H.H. Гусевым на телеграмме С. П. Спиро от 27 мая. Датируется на основании пометы Гусева об ответе.

Ответ на телеграмму С. П. Спиро из Москвы от 27 мая, который сообщал, что приехавший из Парижа в Москву И. И. Мечников собирается навестить Толстого в Ясной Поляне, и просил разрешения присутствовать при беседе Толстого с Мечниковым.

С. П. Спиро приехал в Ясную Поляну 30 мая вместе с И. И. Мечниковым и дал о свидании Толстого с Мечниковым несколько телеграмм в газету «Русское слово» (см. С. Спиро, «Мечников у Толстого. Телеграммы» — «Русское слово» 1909, № 123 от 31 мая). На следующий день Спиро интервьюировал Толстого о его разговорах с Мечниковым (см. С. Спиро, «Толстой о Мечникове» — «Русское слово» 1909, № 125 от 3 июня). См. также: H. Н. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1912, стр. 283—284; А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», I, М. 1922, стр. 265—270.

248. Т. Вейхеру (Theodor Weicher).

1909 г. Мая 27. Я. П.

Geehrter Herr,

Danke sehr für die Sendung Ihres Goethe-Kalenders auf 1909.1 Ich habe ihn mit grossem Interesse durchgesehen. Was mich besonders interessirt hat sind’s Goethes Gespräche mit vershiedenen Personen. [Ich] habe in diesen Gesprächen vieles für mich neues und wertvolles gefunden, so wie z. B. was er mit Falk über die Wissenschaften,2 die zu weitsichtig geworden sind, äusert, oder mit Riemer über die vegetabile Geister und die έλεόϑερου3 oder dass die Natur eine Orgel ist, auf des unser Herrgot spielt, und der Teufel tritt die Bälge dazu.4

Besonders bemerkenswert ist sein Gespräch mit Müller 1823. 3 Febr.5 Auch was er von den Schäden, die die Journale und Kriticken beibringen, schon im Jahre 1824 sagte,6 und was besonders in unserer Zeit so wahr ist.

Aber es wäre zu lang alles tiefsinnige u[nd] geistvolle, was ich in dem Buche gefunden habe, aufzuzählen.

Nehmen Sie es mir nicht übel dass ich Ihren Wunsch mich über Goethes Werken zu äusseren wegen meinen vielen Bechäftigungen nicht erfüllen kann.

Danke noch einmal für das Buch das mir so wertvoll war.

Leo Tolstoy.

27/V—9 Juni 1909.

Милостивый государь,

Благодарю вас очень за присылку вашего календаря Гёте на 1909 г.1

Я просмотрел его с большим интересом. Что меня особенно заинтересовало, это разговоры Гёте с разными лицами. В этих разговорах я нашел для себя много нового и ценного, как, например, то, что он в разговоре с Фальком высказывает о науках,2 которые сделались слишком дальнозоркими, или с Римером об умах растительных и έλεόϑερου3 или о том, что природаорган, на котором наш господь бог играет а дьявол раздувает мехи.4

Особенно замечателен его разговор с Мюллером (1823, 3 февр.),5 а также всё высказанное им еще в 1824 году о вреде журналов и критики,6 что особенно верно в наше время.

Но было бы слишком долго перечислять всё глубокомысленное и остроумное, что я нашел в этой книге.

Извините, что не могу исполнить вашей просьбы — высказаться о произведениях Гёте, будучи слишком занят.

Еще раз благодарю вас за книгу, которая была для меня так ценна.

Лев Толстой.

27/V—9 июня 1909.

Печатается по копии рукой Д. П. Маковицкого, вклеенной в копировальную книгу № 8, л. 573. Впервые опубликовано в журнале «Литературное наследство», № 4-6, М. 1932, стр. 958—959.

Ответ на письмо книгоиздателя в Лейпциге Теодора Вейхера (Theodor Weicher) от 25 мая 1909 г. нов. ст., который сообщал, что послал Толстому Гётевский календарь на 1909 г., прося Толстого высказать свои мысли о значении и ценности творчества и личности Гёте и сообщить свое отношение к нему.

1 «Goethe Kalender auf das Jahr 1909». Zu Weinachten 1908 herausgegeben von Otto Julius Bierbaum, mit Schmuck von E. R. Weiss und 12 Netzätzungen nach lebensgrossen Steinzeichnungen von Karl Bauer im Dieterich, schen Verlage (gegründet zu Göttingen 1760) bei Theodor Weicher in Leipzig. Книга эта сохранилась в яснополянской библиотеке. Пометы Толстого, сделанные на ней, описаны в статье H.H. Гусева в «Сборнике Государственного Толстовского музея», М. 1937, стр. 148—161.

2 См. «Goethe Kalender auf das Jahr 1909», стр. 74—75.

3 См. там же, стр. 88.

4 См. там же, стр. 92.

5 См. там же, стр. 98—99.

6 См. там же, стр. 103.

* 249. А. И. Иконникову.

1909 г. Мая 27. Я. П.

Антону Ивановичу Иконникову.

Всегда радуюсь, получая ваши письма, тому бодрому, спокойному и кроткому настроению, в котором они бывают написаны. Верно, бывают и тяжелые минуты, да у вас есть та вера в бога любви, при которой всё легко переносится и ничто не может повредить человеку.

Помогай вам бог.

Почитающий и любящий вас брат

Лев Толстой.1

Печатается но машинописной копии из АЧ (приписка к письму H.H. Гусева к А. И. Иконникову). Дата копии.

Антон Иванович Иконников (р. 1883) — уроженец г. Скопина, Рязанской губ.; в 1908—1910 гг. отбывал наказание в Варшавской крепости за вторичный отказ от военной службы.

1 Далее в копии помечено: «Печать. Просмотрено. За прокурора Варшавского окружного суда (подпись)».

* 250. О. Н. Рачинской.

1909 г. Мая 28. Я. П.

Ясная Поляна.

28 мая 1909.

Ольга Николаевна,

Со всем желанием исполнить ваше желание, не могу этого сделать. Не имею времени ознакомиться с вашими рассказами и не имею сношений с редакциями. Пожалуйста, извините меня.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.

Ответ на письмо Ольги Николаевны Рачинской от 23 мая (почт. шт.), которая просила Толстого помочь ей поместить в какой-нибудь журнал

Скачать:TXTPDF

— грешите против бога духа святого и, в частности, против меня, виноваты за близких моих родных». 245. Джону Севитту (John Sevitt). 1909 г. Мая 15—25. Я. П. Ясная Поляна, 25