Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

рассказы ее отца (воспоминания и очерки сибирской жизни, написанные в бытность его следователем в Сибири) и сообщала, что некоторые из них уже были напечатаны в начале 1890-х гг. в газете «Екатеринбургская неделя» (под псевдонимом «Уральский»).

* 251. E. A. Телешовой.

1909 г. Мая 28. Я. П.

Ясная Поляна,

28 мая 1909.

Очень благодарю вас за присылку интересной книги вашего покойного дяди.1 Всегда с удовольствием вспоминаю про его сношения со мной и любуюсь на его прекрасное лицо на портрете.2

Печатается по дубликату подлинника.

Елена Андреевна Телешова, рожд. Корзинкина (1869—1943) — художница, с 1898 г. жена писателя И. Д. Телешова.

В письме от 24 мая (почт. шт.) сообщала о посылке Толстому первого тома второго издания «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым».

1 Павел Николаевич Рыбников (1832—1885), этнограф и собиратель народных песен. Е. А. Телешова прислала Толстому: «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», т. I, изд. 2-е под ред. А. Е. Грузинского, изд. «Сотрудник школ», М. 1909.

2 Возможно, что Толстой, упоминая о знакомстве с П. Н. Рыбниковым, ошибся. По свидетельству близких к Толстому лиц, Толстой с ним знаком не был. Портрета П. Н. Рыбникова в Ясной Поляне нет.

252. Е. Добротиной.

1909 г. Мая 29. Я. П.

Ясная Поляна,

29 мая 09 г.

Вы спрашиваете, согласен ли я на то, чтобы вы отдали в печать мое прежнее письмо в ответ на ваши вопросы о женщинах. Думаю, что в том письме есть лишнее, не интересное для печати, и потому предпочитаю послать вам для печати это письмо, в котором повторяю то же, что говорил и в первом, более подробно.

Для религиозного человека вообще и для христианина в особенности не может быть и вопроса о неравенстве мужчины и женщины, так как в каждом человеке, без различия его пола, по учению Христа, живёт одно и то же во всех проявление божества, сын божий, которое поэтому и не может быть больше или меньше в том или другом человеке. Проявление же этого божественного начала одинаково возможно, как в женщине, так и в мужчине. Если и могут быть различия между мужчиной и женщиной в некоторых низших человеческих свойствах, и в одних, как в физической силе, в пользу мужчины, а в других, как в способности исключительной материнской любви и самоотвержения, в пользу женщины, то в главных, высших духовных свойствах нет и не может быть различия между женщиной и мужчиной.

Таково мое мнение, которое я, сколько мне помнится, выражал в моих писаниях. Рад случаю повторить его в письме к вам.

Лев Толстой.

Печатается по дубликату подлинника. Впервые опубликовано в газете «Голос» (Ярославль) 1909, № 91 от 14 июня.

Ответ на письмо Е. Добротиной из Ярославля от 26 мая, в котором она просила разрешения Толстого опубликовать его первое письмо к ней от 3—6 мая 1909 г. (см. № 218).

На обороте письма Добротиной Толстой пометил: Показать письмо и ответить — соглас[ен].

* 253. А. С. Черкасову.

1909 г. Мая 30. Я. П.

Ясная Поляна.

Я получил уже несколько писем, подобных вашему, в которых пишущие все одинаково недоумевают, отчего я как-то не так, как это им кажется я должен бы был сделать, распорядился своим состоянием. Однообразие этих писем показывает, что они вызываются какими-нибудь враждебными мне газетными или журнальными статьями. Я сначала решил не отвечать на такого рода письма, но письма эти повторяются, и я подумал, что мое молчание может быть соблазном для пишущих, и потому решил отвечать на все такие письма следующим письмом, которое я вам посылаю.

Объяснять неизвестным мне людям, как я распорядился с моим состоянием и почему распорядился так, как я распорядился, считаю не только излишним, но и невозможным. Лица же, действительно желающие знать это, всегда могут это узнать помимо меня. Если же люди, не зная ничего ни о том, как я распорядился и почему распорядился так, как я распорядился, предпочитают верить другим, считающим меня лицемером, то самое лучшее, что они могут сделать, это то, чтобы, жалея меня, стараться не иметь с таким лжецом, корыстолюбцем и обманщиком никакого дела. Главное же то, что, если я действительно нехороший человек, то то, что я говорю о жизни, о том, как надо жить людям, если оно справедливо, не становится от этого ложным и не требующим исполнения. Тем более, что то, что я говорю, я говорю не от себя, а только стараюсь разъяснить значение того, что говорил Христос, признаваемый богом, и все мудрейшие люди мира.

30 мая 1909.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ па письмо Андрея Сергеевича Черкасова из слободы Чмеровки, Харьковской губ., который просил разъяснить его недоумение, вызванное отказом Толстого от собственности в пользу своей семьи.

254. В. Г. Черткову от 30 мая.

* 255. Циркулярный ответ авторам,

присылающим свои рукописи.1

1909 г. Июня 1. Я. П.

Сожалею, что не могу исполнить вашего желания. Первая причина та, что я получаю так много рукописей и книг, которые меня просят просмотреть и о которых просят высказать мнение, что я должен бы был употреблять ежедневно большую часть своего времени на чтение этих рукописей и книг. Я же стар и слаб и кроме того имею свои неотложные работы. В этом одна причина. Другая причина в том, что литературные произведения уже давно совершенно не интересуют меня, а не интересуясь ими, я не могу быть и судьею в них. И потому я — последний человек, к которому можно обращаться с такими желаниями, как ваше.

Пожалуйста, не сетуйте на меня за мой отказ, вытекающий только из полной невозможности сделать вам приятное.

Ясная Поляна.

1 июня 09.

Печатается по дубликату подлинника.

1 См. прим. к письму № 62.

3 июня текст этого письма был послан Борису Николаевичу Созину, в ответ на его письмо (без даты) из Оренбурга, с просьбой дать отзыв о его рассказе; 4 июня — Г. Вольфу, в ответ на его письмо от 31 мая, который просил разрешения прислать для просмотра свою драму «Гимназисты». На конверте письма Вольфа Толстой пометил: Сочинение. Послать от[вет].

* 256. И. И. Картушину.

1909 г. Июня 1. Я. П.

Ясная Поляна,

1 июня 1909.

Милый Картушин,

Прочел внимательно и письмо Колесниченки1 и выдержку из книги Лауха.2 Как о первом, так в особенности о втором должен сказать следующее.

Одно из самых грубых и вредных суеверий религиозных есть убеждение о том, что древние выражения религиозной ИСТИНЫ должны быть неприкосновенны и имеют в себе что-то особенно священное. Суеверие это вполне очевидно в исповеданиях церковных, т. е. утверждаемых собранием людей, считающих себя призванными формулировать и проповедывать учение. Так это во всех церковных вероисповеданиях — от браминов, буддистов до христиан и магометан. Ложность этого суеверия в этих грубых формах вполне очевидна. Но то же суеверие проявляется очень часто и в новых попытках выражений религиозной истины. Хочу я сказать следующее. Суеверие неподвижности религии потому суеверие, что духовная жизнь человечества подлежит тому же закону движения и прогресса, как и жизнь материальная. Прогресс же в духовной области, в особенности религиозной, может состоять только в одном: в уяснении, упрощении, делании ее наиболее доступной всякому человеку религиозной истины и вытекающего из нее руководства поведения. А между тем у людей, отрицающих теперь установленные церковные формы, страдающие недостатком признания подвижности религии, проявляются те же самые недостатки, состоящие в том, чтобы вместо того, чтобы упрощать религиозную истину, напротив, делать ее более туманной и неясной. Этот самый недостаток, встречающийся у теософов, спиритов и мистиков, я нашел в малой степени в письме Колесниченки и в самой большой, совершенно отталкивающей и вызывающей только сожаление в выписке из Лауха. Понимаю, что сказать великие слова: любите всех так, как любите самих себя, и делайте другим то, чего себе хотите, — есть великий шаг в религиозном движении, но говорить о том, что «преславная и превеликая Истинатайна недосягаемая, которую никто не постигнет. В этом смысле Он выше славословий и имен, недосягаем для понимания людей: путь к нему прегражден и стремление отвергнуто» — это значит не уяснять, а только еще больше запутывать то, что нужно знать всем людям — старым и молодым, грамотным и безграмотным, и знание чего дороже всего на свете.

Ваше же письмо, милый Картушин, мне было очень приятно, в особенности тем недовольством собой, которым оно дышит. Помогай вам бог не переставая живо видеть перед собой во всем его доступном нам величии то совершенство, которое вернее всего (т. е. созерцание его) ведет нас и к смирению и к приближению к этому совершенству.

Давайте о себе знать хоть изредка.

Любящий вас Лев Толстой.

Печатается по дубликату подлинника.

Петр Прокофьевич Картушин (1879—1916) — из богатых казаков; одно время сочувствовал взглядам Толстого. См. т. 77.

В письме от 22 мая из Сочи писал о своей жизни и сообщал о посылке Толстому письма А. Я. Колесниченко (см. прим. 1) и выдержку из «священной» книги бабидов «Акдес Китабе».

1 А. Я. Колесниченко. См. прим. 1 к письму № 8. Картушин приложил к своему письму письмо Колесниченко к нему, без даты из Петербурга, в котором Колесниченко писал о своем отношении к «вере и знанию».

2 Картушин прислал Толстому полученную им от Колесниченко выдержку из «Акдес Китабе» — лауху (по-персидски — послание) Беха-Уллы «Простейшее по существу». Толстой, говоря, что он получил «выдержку из книги Лауха» был введен в заблуждение оборотом речи к письме Картушина: «выписка из Лауха».

257. Г. Джорджу. Телеграмма.

1909 г. Июня 2. Я. П.

Очень рад видеть, ожидаю.

Печатается по записи H. Н. Гусева на конверте телеграммы. Впервые опубликована в газете «Русское слово» 1909, № 125 от 3 июня.

Генри Джордж — сын американского экономиста, сторонника системы «единого земельного налога на землю» Генри Джорджа.

Ответ на телеграмму Генри Джорджа-сына от 1 июня с просьбой разрешить посетить Толстого.

Г. Джордж приехал в Ясную Поляну 5 июня и в тот же день уехал. О своем свидании с Толстым напечатал статью: «Му Farewell to Count Tolstoy («Прощальный привет графу Толстому») — «New Iork World» 1909, Nov. 14. См. H. H. Гусев, «Два года с Л. Н. Толстым», М. 1912, стр. 289.

258. Н. А. Ершову.

1909 г. Июня 3. Я. П.

Уважаемый Николай Андреевич,

Я совершенно согласен с высказанной вами в введении к вашей книге1 мыслью о значении стенографии. Согласен потому, что считаю благотворным всё то, что содействует единению людей. Единению же людей более всего содействует выражение мыслей людских. Выражение же мыслей облегчается и сообщение их ускоряется стенографией. И потому полагаю, что распространение стенографического письма может быть только благотворно.

Рад случаю общения с сыном моего давних времен товарища. Жму вашу руку и желаю вам всего лучшего.

Лев Толстой.

3 июня

Скачать:TXTPDF

рассказы ее отца (воспоминания и очерки сибирской жизни, написанные в бытность его следователем в Сибири) и сообщала, что некоторые из них уже были напечатаны в начале 1890-х гг. в газете