Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

самой важной деятельности жизни не деятельностью разума, а той «опасной функцией мозга», которая всегда всеми разумными и мудрыми людьми мира называлась духовным началом жизни и проявлялась и проявляется любовью. Хоть выбор поступка и зависит отчасти от предшествующих выводов разума, выводы-то разума, те или иные, произошли опять-таки не от разума, а от духовного начала, которое заставило разум избрать тот, а не иной предмет для обдумывания.

И потому я еще понимаю буйное сумасшествие, проявляющееся в моментальном отчаянии и озлоблении, приводящее человека к самоубийству, но спокойное, самоуверенное и обставленное мнимо научными, философскими рассуждениями сумасшествие, не только разрешающее, но как бы проповедующее самоубийство и убийство других, как это явствует из выписки Геккеля, для меня не только возмутительно и удивительно, но в высшей степени отвратительно.

Пожалуйста, простите меня, если это мое письмо будет вам неприятно, и верьте, что руководим я был в писании этого письма самыми добрыми чувствами к вам. Я желал бы, чтобы и вы имели ко мне таковые.

Печатается по черновику. Написано на машинке с поправками и дополнениями рукой Толстого. Датируется на основании пометы H.H. Гусева в черновике.

Ефим Кальварский (р. 1880) — либеральный публицист, сотрудник газет «Наша жизнь», «Товарищ» и др.

В письме от 12 июня нов. ст. из Германии писал Толстому о своей болезни (чахотке) и невозможности, ввиду отсутствия средств, лечиться и спрашивал Толстого, может ли он «самоизбавиться от зла», то есть покончить жизнь самоубийством, чтобы освободить своих семейных от забот о нем и расходов на него.

На конверте письма Кальварского Толстой пометил: Ответить. Геккель, вопро[с]. Отметки об ответе нет.

1 Эрнст Геккель (1834—1919), немецкий естествоиспытатель, дарвинист; в общественно-политической области был реакционером. Кальварский в письме цитировал мысли Геккеля: «Чувство, хоть и весьма достойное любви, но в то же время и крайне опасная функция мозга; в столь важных этических вопросах оно никогда не должно играть решающей роли и перевешивать доводы чистого разума». «Какую огромную сумму страданий, бездну скорби и забот представляют неизлечимые больные для их семей и родных и как много потерь и мук устранилось бы, если бы решились, наконец, люди избавиться посредством морфия».

* 269. Ф. С. Стахееву.

1909 г. Июня 11. Кочеты.

Благодатное, Тульской г., 11 июня 1909.

Федор Стахеевич,

О том, будет или нет то, что называется страшным судом, ничего не знаю да и не нуждаюсь знать. Знаю одно: что мне нужно жить по божьему закону и только об этом заботиться.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.

Ответ на письмо Федора Стахеевича Стахеева (сведений о нем не имеется; судя по его письму, он в августе 1903 г. был в Ясной Поляне) из Петербурга от 7 июня, который спрашивал: «Ради братской любви ответьте нам, возможен ли страшный суд».

* 270. Н. Терлецкой. Черновое.

1909 г. Июня 11. Кочеты.

Стихотв[орение] ваше слабо, но мысль его хороша.1

Печатается по черновику-автографу, написанному на конверте письма адресата. Датируется на основании пометы Н. Н. Гусева: «Ответил Л. Н. 11/VI».

Ответ па письмо семнадцатилетней девушки Нины Терлецкой от 5 июня из Тамбова, которая просила Толстого просмотреть написанное ею стихотворение, посвященное Толстому.

1 На конверте письма Терлецкой Н. Н. Гусев под диктовку Толстого записал стенографический ответ в другой редакции: «Стихи ваши по мысли мне очень нравятся».

* 271. Неизвестному. Черновое.

1909 г. Июня 12. Кочеты.

Благодатное, Тульской [губ.], 12 июня 1909 г.

Совершенно согласен с вами, что тот разум, теорию которого вы излагаете в плюсах и минусах и в том, чтобы познаваемое как-то становилось частью познающего, и т. п., очень нежелателен, и чем скорее кто откажется от такого разума, тем будет лучше. Вы же, советуя мне через Христа отказаться от разума сами не отказываетесь от этого самого разума и им-то и хотите убедить меня в том, что я должен отказаться от разума.

Вы говорите, что Христос говорит мне, чтобы я отказался от разума. Но, сколько я знаю, Христос никогда не говорил этого, это говорите вы. Если же бы и было доказано, что Христос говорил это, то, высоко ценя высказанные им великие истины, я все-таки очень пожалел бы о том, что он говорил такие глупости.

Вы сожалеете обо мне, как и многие мои обратители. Могу ответить на ваше соболезнование тем же. Когда я вижу безграмотную старушку, идущую к батюшке Сергию и рассказывающую об его, батюшки, чудесах и о своих грехах, которые она идет отмаливать через него, я искренно умиляюсь; но когда я читаю хитроумную софистику человека, который защищает une cause perdue,1 как он сам это очень хорошо знает, и дел[ает] это для какой-то ему одному известной цели, не для своей души, как делает это баба, мне истинно жалко такого человека.

Печатается по черновику (машинопись с поправками Толстого). В ГМТ сохранился первый автограф этого письма с датой, проставленной H. Н. Гусевым: «12 июня 1909».

Кому адресовано это письмо, не установлено.

1 [проигранное дело,]

272. И. К. Гурихину.

1909 г. Июня 13. Кочеты.

13 июня 1909.

Иван Кузьмич,

О жизни вашей совет мой тот, что самая лучшая жизнь — земледельческая работа в деревне. Советовал бы вам употребить все силы на то, чтобы устроить себе такую жизнь в деревне.

То, что вы написали, пошлите в журнал «Вегетарианское обозрение»,1 Книги, какие у меня есть, посылаю вам.

Печатается по дубликату подлинника. Отрывок впервые опубликован в журнале «Жизнь для всех» 1911, 2, стр. 262; полностью — там же, 1912, 4, стр. 699.

Ответ на письмо политического ссыльного Ивана Кузьмича Гурихина из Тотьмы, Вологодской губ, от 8 июня (почт, шт.), который писал, что у него кончается срок ссылки, а ехать ему некуда и средств у него нет, и просил «научить, что ему делать»; кроме того, спрашивал Толстого, в какой журнал послать написанную им статью «в защиту животных».

1 «Вегетарианское обозрение» — ежемесячный журнал, издававшийся в 1909—1915 гг. (в 1909 г. — в Кишиневе, с 1910 г.— в Киеве) под ред. Е. Л. Скловского в изд. Л. М. Фиша и И. О. Перпера.

* 273. Д. Т. Шепилову.

1909 г. Июня 13. Кочеты.

Не советую вам писать стихов. Боюсь, что те, которые говорят вам о вашем таланте, ошибаются. Может быть, и я ошибаюсь: советую же вам не писать стихов потому, что считаю занятие это не только бесполезным, но и вредным для того, кто этим занимается. Пожалуйста, не сердитесь на меня.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Дата копии.

Дмитрий Тихонович Шепилов (р. 1883) — из крестьян Землянского уезда Воронежской губ.; в 1909 г. работал булочником в Новочеркасске.

В письме от 10 июня (почт, шт.) прислал Толстому свои стихи и просил дать отзыв, замечая при этом, что он показывал эти стихи «ученым людям» и те «дивились его таланту».

* 274. В. А. Соколову.

1909 г. Июня 15, Кочеты.

Михаил Алексеевич,1

Получил ваше письмо, писанное в феврале, только вчера, 14 июня. Постараюсь исполнить ваше желание: скажу вам то, что, по моему мнению, не только дает смысл человеческой жизни, в каких бы она ни проходила условиях, но и дает единственное истинное и доступное человеку благо. Смысл этот — в увеличении в себе любви, как сказано в евангелии, к богу и ближнему. К богу в смысле увеличения в себе любви к высшему совершенству, к ближнему — в том, чтобы любить всякого человека, непременно всякого, несмотря на наше мнение о нем и его отношение к нам, как вместителя того же бога, какого мы сознаем и любим в себе.

Я вполне понимаю, что Шопенгауер мог дать вам многое, главное — указать на необходимость разумности в деле определения смысла человеческой жизни и полного отрицания всего выдуманного, безоснованного, которое приписывается всем религиям и особенно неосновательно такой разумной, простой и понятной религии, как христианство в его истинном значении. Всё оно в том, что открывает человеку всегда доступное ему благо, состоящее в том, как я сказал в начале письма, чтобы приближаться к совершенству бога увеличением в себе его главного понятного нам свойства — любви.

Очень бы просил тех лиц, через руки которых пройдет это письмо, не задерживать его и передать его вам, так как надеюсь, что в нем не найдется ничего такого, что бы могло казаться нежелательным в отношениях заключенного с внешним миром.

Очень бы желал получить еще известие о вас. Нечего вам говорить, как судьба ваша трогает меня и как я всей душой желаю вам того блага, которое доступно всем и которое, как ни странно это сказать (вы и сами это отчасти говорите), скорее доступно в тюрьме, чем в тех условиях свободы, которые считаются необходимыми для нашего блага.

Прощайте, братски целую вас.

Л. Николаев.2

Хочется прибавить к этому еще то, что эта внутренняя работа каждого человека над собой — увеличение в себе любви — есть вместе и самое могущественное и единственное средство служения людям, содействия общему благу. Как, какими путями, когда и в какой форме достигается это благо, не дано знать человеку, но то, что такая деятельность не есть только дело личное, а дело общее, это знает человек, начавший такую деятельность, как он знает то, что живет.

Пожалуйста, любезный брат, испытайте это.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Дата копии.

Ответ на письмо политического каторжанина Василия Алексеевича Соколова от 13 февраля, в котором он делился впечатлениями от чтения сочинений Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

1 Толстой ошибся в имени.

2 Соколов просил Толстого «не подписываться своим полным именем» в виду перлюстрации писем.

275. Атрпету.

1909 г. Июля 15. Кочеты.

15 июня 1909.

Очень благодарю вас за присылку вашей книги. Я нашел в ней много для себя нового и в высшей степени интересного. Меня также интересуют по своим заглавиям и другие ваши книги, указанные в объявлении: «Шиитское духовенство», «Секта бабизм», «Податная система в Персии», «Младотурецкое движение».1

Лев Толстой.2

Печатается по дубликату подлинника. Впервые опубликовано в газете «Тифлисский листок» 1909, № 142 от 25 июня.

Атрпет — автор ряда книг по религиозно-общественному движению среди магометан в Персии и Турции.

13 июня Толстой получил от Атрпета его книгу: Мамед-али-Шах, «Народное движение в стране Льва и Солнца», Александрополь, 1909. Экземпляр, присланный автором Толстому, хранится в яснополянской библиотеке. В книге есть отметки Толстого.

1 Этих книг в яснополянской библиотеке не имеется.

2 Подпись восстанавливается по публикации.

276. Н. И. Стефановичу.

1909 г. Июня 15. Кочеты.

15 июня 1909.

Тяжелое чувство, которое вы испытываете, я испытываю за себя и за других, но стараюсь, как могу, противодействовать этому чувству верою в то, что истина не может быть заглушена и что вся та грубая деятельность светской и духовной администрации, как вы совершенно верно говорите, ни во что, кроме грубой

Скачать:TXTPDF

самой важной деятельности жизни не деятельностью разума, а той «опасной функцией мозга», которая всегда всеми разумными и мудрыми людьми мира называлась духовным началом жизни и проявлялась и проявляется любовью. Хоть