Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

верующие различно, это то, чтобы с любовью, которая входит в сущность всякой веры, обращаться друг с другом.

Печатается по дубликату подлинника. Сверено с стенографической записью H. H. Гусева, сделанной на письме адресата под диктовку Толстого.

Савин Максимович Бех, капитан в отставке, писал Толстому из с. Бехи, Овручского уезда Волынской губ., 11 мая по поводу «Краткого изложения евангелия» Толстого, упрекая Толстого в неправильной передаче и искажении смысла евангельского учения.

На конверте этого письма Толстой пометил: Б[ез] о[твета], обр[атительное].

В следующем письме, от 16 июня, Бех писал: «Жалко, что не отвечаете на мое интересное для интересующихся верой письмо. Неужели Ваше учение допускает невежливость до того, что не отвечаете даже на письмо с маркой? » На обороте (письмо открытое) Толстой надписал: Какое письмо?

* 292. П. Гришину.

1909 г. Июня 21. Кочеты.

Я думаю то, что думаю, а как меня называют — анархистом или еще как, — не знаю и не интересуюсь. Про бога же я упоминаю потому, что только люди очень глупые или очень легкомысленные говорят, что не знают, что такое бог. Бог это то всё, от чего я сознаю себя отделенным.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата. Датируется на основании пометы H. Н. Гусева на конверте письма адресата.

Ответ на письмо П. Гришина (сведений о нем не имеется) из Киева от 17 июня, который спрашивал: «Я не понимаю, как быть анархистом и употреблять слово «бог», которое противоречит вашим взглядам».

293—294. С. А. Толстой от 21 и 23 июня.

295. В. Г. Черткову от 23 июня.

* 296. И. Г. Агафонову.

1909 г. Июня 24. Кочеты.

24 июня 1909.

Иван Герасимович,

Совет могу вам дать один — тот, какой даю себе на каждый день и каждый час, такой же даю и тем, кто у меня спрашивает. Совет мой в том, чтобы на деле держаться Христова закона, как и он сам сказал, что весь закон в том, чтобы любить бога и ближнего. Это не пустые слова, а дело. Дело в том, что любить бога значит помнить, что в самом тебе дух божий, и потому не осквернять себя ни той самой водкой, от какой вы пострадали, ни распутством, ни злобой ни к людям, ни к животным. Толковать же, что значит любить ближнего, не нужно, это всякий знает. Это значит делать другому то, чего себе хочешь.

Вот вам мой совет. Попытайтесь помнить об этом и на всякий час делать это, где бы вы ни были — в тюрьме или на воле. Попытайте это и сразу увидите, как такая жизнь бывает и легка и радостна. Для того чтобы вам почаще напоминать себе об этом, посылаю вам книгу «Мысли мудрых людей на каждый день» и некоторые другие, а также и евангелие. Братски приветствую вас и желаю вам истинного добра.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо бывшего каторжанина с Сахалина Ивана Герасимовича Агафонова от 6 июня из Саратовской губернской тюрьмы, который сообщал Толстому, что он, получив право на въезд в Россию, вновь попал в тюрьму, связавшись с воровской шайкой на почве пьянства, и просил прислать «письменное назидание», которое служило бы ему «уроком на будущую жизнь».

* 297. К. П. Ухову.

1909 г. Июня 24. Кочеты

Прочел внимательно ваше письмо. Очень сожалею о вашем положении. Думаю, что главная причина того, что вы не можете освободиться от вашего порока, а не болезни, та, что вы ищете средств матерьяльных, а средство есть только одно, духовное: улучшение всей своей жизни. Посылаю вам несколько книг, которые могут служить для этой цели.

Печатается по машинописной копии из AЧ, сверенной с черновиком письма, написанным Д. П. Маковицким на конверте письма адресата под диктовку Толстого. Датируется на основании пометы И. Н. Гусева об ответе.

Ответ па письмо Константина Павловича Ухова, ученика седьмого класса Пермского технического училища, от 17 июня со ст. Чусовской, Пермской ж. д., с вопросами о половой жизни.

На конверте письма Толстой пометил:

Об [[1]], жалкое, ответить?

298. С. А. Толстой от 24 июня.

299. А. К. Чертковой от 24 июня.

300. В. Г. Черткову от 24 июня.

* 301. В. П. Глебову.

1909 г. Июня 25. Кочеты.

Уважаемый Василий Петрович,

Я никогда не любил стихов, теперь же, в мои годы, уже совершенно потерял возможность интересоваться стихами. А потому, будучи самым неподходящим ценителем достоинств стихотворений, прошу вас извинить меня за то, что не исполняю вашего желания.

С совершенным уважением

Лев Толстой.

Печатается по машинописной копии из AЧ. Сверено с черновиком-автографом, написанным на письме адресата. Датируется на основании пометы H. H. Гусева об ответе.

Ответ на письмо В. П. Глебова (сведений о нем не имеется) из Петербурга, без даты, который просил просмотреть его стихотворения, приложенные к письму (они не сохранились).

В дневнике Д. П. Маковицкого 26 июня записано: «После обеда Лев Николаевич взял в руки полученные почтой стихи Глебова, большой формат. Про картинку женщины на обертке сказал: отвратительна. Стал читать с середины стихотворение: «Я курю». Потом сказал: «Говорят, Ефрем (кочетовский мужик, у которого вчера вечером был Лев Николаевич) — сумасшедший. Вот кто сумасшедший», — сказал Лев Николаевич, намекая на автора этих стихотворений» (рукопись).

* 302. Д. Т. Шепилову.

1909 г. Июня 26. Кочеты.

26 июня 1909.

Дмитрий Тихонович.

Из вашего письма я увидел, что вы тяготитесь своим положением. А я думаю, что никакое положение не может сделать человека несчастным и тем более рабом, как вы пишете. Если человек несчастен и чей бы то ни было раб, то только потому, что он не исполняет того, что свойственно ему, как человеку, носящему в себе божественное начало, дух божий.

Хорошо сказано: выбирай одно из двух — будь рабом бога или людей. Если человек хочет быть рабом бога, то он будет с любовью обращаться со всеми людьми, и такого человека никто никогда поработить не в состоянии. А если человек ищет для себя внешнего, вещественного блага, то всегда будет рабом, живи он в России, в Сибири, в Америке, будь миллионером или царем. И поэтому советую вам больше думать о своей духовной жизни и как всегда и всем никак не советую переменять место жительства, ехать в Сибирь, а постараться устроить свою внутреннюю жизнь на месте, где живете. Посылаю вам некоторые мои книги.

Любящий вас брат

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо Дмитрия Тихоновича Шепилова от 20 июня, который, получив письмо Толстого от 13 июня (см. № 273), сообщал, что он решил не писать больше стихов, и спрашивал: «Чем же заняться в жизни полезным, за что ухватиться, чтобы избавиться от вечного рабства? »; писал о своем намерении переселиться в Сибирь.

* 303. А. Шишкину.

1909 г. Июня 26. Кочеты.

26 июня 1909.

Несогласие ваше — несогласие не со мной, а со всеми величайшими мудрецами мира, в том, что закон жизни человеческой есть любовь, происходит от очень обычного, к сожалению, в наше время недоразумения или, смело скажу, суеверия о том, что закон борьбы за существование есть закон жизни человеческой, тогда как это есть только наблюдаемое явление во всех отдельных живых существах, в том числе и в человеке, насколько он принадлежит к разряду животных. Закон же человеческий есть только закон разума и закон любви.

Это одно ваше недоразумение. Другое же, из которого вытекает ваше несогласие с законом любви, есть обычный софизм, заключающийся в том, чтобы идеал любви выставлять правилом. Идеал любви требует полного самоотречения, полной жертвы собою для удовлетворения требований этого идеала; закон же любви состоит в постоянном стремлении к наибольшему приближению к этому идеалу. Когда человек поймет, в чем состоит этот закон, то не только не приходит в отчаяние от невозможности достигнуть всего идеала, но испытывает постоянную радость, сознавая всё большее и большее по мере своих усилий приближение к нему.

Очень рад бы был, если бы мои доводы показались вам убедительными и вы попытались бы приложить их к жизни. Поверьте моему опыту, что всякая попытка ваша в этом направлении будет вознаграждена сознанием одной из лучших радостей, которую человек может испытать в жизни.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо А. Плишкина (сведений о нем не имеется) из Бийска, Томской губ., от 16 июня, который писал, что он «пришел к такому убеждению: любить ближних не в природе человека. Он такой же зверь, каким был в незапамятные времена. Вечный закон борьбы за существование вынуждает человека причинять зло другим существам».

* 304. В. В. Лубенскому. Черновое.

1909 г. Июня 26. Кочеты.

На ваш вопрос я отве[чал] во многих и многих моих писа[ниях].

Посылаю…

Печатается по черновику-автографу, написанному на конверте письма адресата. Датируется на основании пометы Н. Н. Гусева: «Отв. Л. H. 26/VI».

Ответ на письмо Василия Васильевича Лубенского из Ямполя, Черниговской губ., который спрашивал, кого Толстой считает «за сына божия».

305—306. В. Г. Черткову от 26 и 28 июня.

307—308. С. А. Толстой от 28 июня (два письма).

СПИСОК ПИСЕМ Л. Н. ТОЛСТОГО, ТЕКСТ

КОТОРЫХ НЕИЗВЕСТЕН

1. Е. И. Попову. 9 марта. Помета H. Н. Гусева на конверте письма Попова без даты: «Ответил Л. Н. 9 марта (не копировалось)».

2. С. Зембровской. 14 мая. Помета H. Н. Гусева на конверте письма Зембровской от 10 мая: «Отв. Л. Н. 14 мая» и упоминание в ответном письме Зембровской от 18 мая. На конверте первого письма адресата Толстой написал:

Прежнее, если есть, письмо, и получил письмо и благодар[ит] за добр[ые] чувс[тва].

3. И. Д. Сытину. 13? июня. Помета Н. Н. Гусева на конверте письма И. И. Колоколова от 11 июня с просьбой содействия в подыскании работы: «Л. Н. послал записку Сытину».

СПИСОК ПИСЕМ, НАПИСАННЫХ ПО ПОРУЧЕНИЮ

Л. Н. ТОЛСТОГО

На большинство писем, вошедших в этот список, ответил H. H. Гусев. В комментариях, во избежание излишних повторений, его фамилия, как лица отвечавшего, не упоминается. Ответы других лиц оговариваются в каждом отдельном случае. Даты установлены по пометам об ответе на конвертах писем, а в случаях отсутствия помет — по почтовым штемпелям.

1. Г. А. Стрекачеву (Петербург), 2 января. Ответ на письмо от 4 декабря 1908 г., в котором Стрекачев спрашивал, как Толстой относится к смерти. На конверте помета Толстого:

Послать <на> это.

2. С. Шабад (Уфа), 2 января. Ответ на письмо от 27 декабря 1908 г.

3. Кравцову (Элиста, Астраханской губ.), 2 января. Ответ на письмо от 22 декабря 1908 г. (почт, шт.) с вопросом о половой жизни. На конверта помета Толстого:

С маркой. Послать книги о полов[ом] вопр[осе] и Мыс[ли] м[удрых] л[юдей] и написать, что главное верить, что можешь воздержаться. А жизнь не переменять.

4. М. Б. Полиновскому (Одесса), 3 января. Ответ на письмо от 31 декабря 1908

Скачать:TXTPDF

верующие различно, это то, чтобы с любовью, которая входит в сущность всякой веры, обращаться друг с другом. Печатается по дубликату подлинника. Сверено с стенографической записью H. H. Гусева, сделанной на