Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 79. Письма, 1909 (январь-июнь)

вегетарианцев. На конверте Толстой написал:

Хорошо бы написать, Н. Н., о софизм[е] [1 неразобр.] идеал[а].

325. М. Поповой (Воронеж), 25 июня. Ответ на письмо (повторное; первое не сохранилось) от 21 июня (почт. шт.) с просьбой найти защитника для ее сына, А. Ф. Попова, привлекавшегося по делу социалистов-революционеров. На конверте Толстой написал:

Н. Н. Ответить и писать Мурав[ьеву] или еще кому.

326. Е. Э. Линевой (Москва), 25 июня. Ответ на письмо с просьбой указать день, когда бы она могла приехать в Ясную Поляну. На конверте Толстой пометил:

Н. Н. ответить.

Линева приезжала в Ясную Поляну 14 сентября.

327. Г. В. Городецкому (Духовщина, Смоленской губ.), 26 июня. Ответ на письмо от 21 июня с вопросом, «что такое ум…. и что надо, чтобы получить его». На конверте Толстой пометил:

Возвратить марки и ответить, ч[то] не имею времени отвечать на вопросы, для меня неинтересные].

328. Н. Н. Хрусталеву (Кривой Рог, Херсонской губ.), 26 июня. Ответ на письмо от 23 июня с просьбой написать, в чем смысл жизни. На конверте Толстой пометил:

25 лет только пишу об этом.

И далее Н. Н. Гусев записал стенографически под диктовку Толстого конспект ответа:

Если вы хотите узнать мой взгляд на это, то вы найдете во многих и многих моих книгах, и указать ему.

329. М. И. Хомонен, 26 июня. Ответ на письмо от 23 июня (почт. шт.) с просьбой дать отзыв о его стихах. На конверте Толстой написал:

Советую не писать стихов. Стихи нехор[оши].

И далее Н. Н. Гусев записал стенографически под диктовку Толстого конспект ответа:

Очень сожалею, что должен вам сказать, что стихи ваши нехороши.

330. М. И. Райтману (Москва), 28 июня. Ответ на письмо от 26 июня, в котором Райтман спрашивал, следует ли ему жениться на девушке, у которой «под правым ухом узенькое отверстие, выходящее в ушную раковину», если этим недовольны его семейные. На конверте Толстой пометил:

С марк[ой]. Ответить, что он сам решит.

Ответил Д. П. Маковицкий.

331. A. H. Ивановской (Волочиск, Юго-Западной ж. д.), 28 июня. Ответ на письмо от 23 июня с просьбой разрешить приехать в Ясную Поляну. На конверте Толстой пометил:

Душану ответить, ч[то] я не дома.

332. Р. Ландесбергеру (Таунус, Германия), 28 июня. Ответ на письмо от 6 июля нов. ст. с просьбой разрешить напечатать письмо Толстого к нему от 8 сентября 1903 г. На конверте Толстой написал:

Душ[ану]. Ответить, чтоб прис[лал] письмо и ч[то] чита[ю] по-нем[ецки].

Ответил Д. П. Маковицкий.

333. Томасу Огильви (Th. Ogilvie, Скотланд, Шотландия), 22 июля. Ответ на письмо от 28 июня нов. ст. с просьбой дать «определение гениальности» (подлинник по-английски). На конверте Толстой написал:

My father is to busy to have the possibility to answer the questions which do not interest him.

[Мой отец слишком занят, чтобы отвечать на вопросы, которые его не интересуют.]

Ответила T. Л. Сухотина.

334. М. Линтваревой (Москва), 30 июня. Ответ на письмо от 23 июня с просьбой дать отзыв о ее пьесе. На конверте Толстой пометил:

Ответить, ч[то] не имею времени.

СПИСОК ПИСЕМ

С ПОМЕТАМИ Л. Н. ТОЛСТОГО НА КОНВЕРТАХ

(ПИСЬМА ОСТАЛИСЬ БЕЗ ОТВЕТА)

В список вошли только письма с пометами, содержащими элемент оценки. Письма с такими пометами, как «б[ез] о[твета]», «пр[осительное]» и т. п., а также письма, помещенные в комментариях к письмам Толстого в список не вошли. Указанные даты — даты писем корреспондентов. В тех случаях, когда письма не датированы, даты установлены по почтовым штемпелям.

1. В. Н. Багров (Москва), 10 января.

Багров писал о жизни рабочих-бедняков в Москве: «Городскому рабочему живется очень плохо, он всегда висит между небом и землей, а у него нет ни кола ни двора…. В деревне нищета, а в городе еще больше нищеты, и никуда от нее не уедешь. Г. Успенский описал Растеряеву улицу в Туле хорошо, но если бы нашелся какой-нибудь писатель и описал бы Марьину Рощу, то это было бы хлеще Растеряевой улицы. Да и не одна Марьина Роща; взять Даниловку, Новую деревню, да и вся Москва-то — большая Растеряиха». «Хорошее письмо. Н. Н., ответьте, а письмо мне дайте».

2. А. Гербовский (Мелитополь, Таврической губ.), 16 января.

Гербовский писал по поводу статьи И. Тенеромо «Упоение смертью» («Огонек» 1907, № 20 от 24 сентября), в которой приписывались Толстому слова, искажающие, по мнению адресата, смысл ветхозаветной легенды о смерти Аарона. «Или б[ез] о[твета], или написать, ч[то] Тенеромо пишет свое, про ч[то] я даже не знаю».

3. И. О. Герман (Петербург), 30 января.

Герман порицал Толстого за то, что он утвердил антихристианское учение «братства, равенства и свободы». «Руг[ательное], оч[ень] гл[упое]».

4. Г. Князев (Петербург), 31 января.

Князев писал о половой распущенности молодежи. «Хор[ошее] письмо. Ответить. Князев. Ответить».

5. Чернышев (Москва), 9 февраля.

Студент Чернышев излагал свой взгляд на вопрос о «свободе воли». «Поразительный пример интеллигентной ужасной глупости».

6. Неизвестная (Петербург), 9 февраля.

Неизвестная убеждала Толстого вернуться к православной церкви. «Обратительное, хорошее».

7. Е. Архимандритова (Сызрань), 11 февраля.

Архимандритова писала в защиту войны и смертной казни. «Ужасное письмо».

8. Неизвестный (Москва), 17 февраля.

Неизвестный описывал свою поездку в Троице-Сергиевскую лавру; убеждал Толстого вернуться в «лоно церкви». «Обратительное, забавное».

9. А. И. Алешкин (Енакиево, Екатеринославской губ.), 19 февраля.

Алешкин писал о своей жизни; сообщал о получении им письма от В. Г. Черткова с предложением распространять сочинения Толстого и брошюру Черткова «Наша революция». Писал о своем сочинении. «Спросить Чер[ткова]. Хорошее письмо».

10. Н. Трещов (Halle, Германия), 20 февраля.

Трещов, анализируя книгу Just’a «Kehrt zur Natür zurück» пришел к выводам о том, что природа и есть тот рай, о котором говорится в библии. «Бе[з] о[твета]. Оч[ень] гл[упое]».

11. Г. Фомин (Петербург), 24 февраля.

Фомин полемизировал с толстовским пониманием бога. «Б[ез] о[твета]. Гл[упое]».

12. Н. Акеамайтис (Ковно), 28 февраля.

Аксамайтис писал: «Обращаюсь к Вам с просьбою, как к человеку, понимающему высшее чувство у людей, осчастливить меня написанием мне Вами какого-нибудь скромненького стихотворения…. на память, которое буду сохранять, как драгоценную вещь и память о великом гении человека». «Удивительно гл[упое]. Б[ез] о[твета]».

13. Т. Земляницкий (Хир-Касово, Косьмодемьянского уезда), 1 марта.

Священник Земляницкий писал о православии и взглядах Толстого. «Б[ез] о[твета]. От свящ[енника], не гл[упое]».

14. H. Н. Лукьянов (Ковров, Владимирской губ.), 1 марта.

Лукьянов, крестьянин, сообщая, что посылает Толстому «брошюрку» собранных им «анекдотов из народного быта», писал: «Примите ее неосужденно и неосмеянно от простого сердца простеца». «Оч[ень] гл[упое]».

15. М. Антонович (Курск), 2 марта.

Антонович описывал свои отношения с одной девушкой, за которой в то же время ухаживал его начальник, и спрашивал: «Скажите, пожалуйста, как мне поступить, как идти по правильному пути?» «Оч[ень] гл[упое]. Б[ез] о[твета]».

16. П. Ганенфельд (Звенигород, Московской губ.), 7 марта.

Ганенфельд прислал Толстому свои стихи. «Стихи бесполезные».

17. И. Просвиров (Челябинск), 7 марта.

Просвиров излагал свои мысли по поводу статьи Толстого «Христианство и смертная казнь». Писал, что человек, как бы он ни поступал, всегда руководится религией. На этом основании оправдывал действия Столыпина. «Б[ез] о[твета], глупое».

18. Педро Антонио да Коста (Pedro Antonio da Costa, Araripe, Испания), 10? марта.

Школьный учитель писал, что учение Толстого «открыло ему глаза» и «сделало его счастливым». «Оч[ень] доброе».

19. Н. Калашников (Петербург), 10 марта.

Калашников писал: «Мне минуло семнадцать лет; я получил разрешение читать Ваши произведения. Из всех Ваших произведений я заключил, что Вы талантливейший и умнейший из людей двадцатого века, и мы должны гордиться таким человеком, как Вы, который до сих пор живет еще, когда другие писатели уже умерли и при том в ранних летах». «Гл[упое]. Б[ез] о[твета]».

20. С. О. Грузенберг, 14 марта.

Грузенберг в ответ на письмо Толстого от 3 марта (см. № 106) писал: «Если жизнь и впрямь величайшее благо, за которое нельзя быть достаточно благодарным, то как примирить это чувство благодарности с ничем незаглушаемым чувством протеста против смерти?» И говорил, что смерть вызывает в нем «непримиримую вражду к богу». «Гл[упое]. Б[ез] о[твета]».

21. И. Солянин (Курск), 16 марта.

Солянин просил быть «покровителем его идеи просвещения». «Б[ез] о[твета] или спросить, ч[то] ему нужно».

22. А. С. Леонов (Тула), 19 марта.

Леонов, крестьянин д. Санино, Тульской губ., осужденный за грабежи на восемь лет каторжных работ и содержавшийся в заключении в Тульской губернской тюрьме, просил походатайствовать о пересмотре дела. Писал о тяжелом состоянии его семьи. «Кажется ничего нельзя. Осужден за грабеж».

23. Е. Копыл (см. письмо № 120), 19 марта.

Копыл писал о своих разногласиях с Толстым; упрекал Толстого за несправедливое к нему отношение. «Б[ез] о[твета], жалкое».

24. Неизвестный (Краснослободск, Пензенской губ.), 25 марта.

Неизвестный писал: «Личность есть враг величия. Личность — миг. Смирениевечность». «Б[ез] о[твета], хоро[шее]».

25. М. Азарова (Баку), 30 марта.

Азарова спрашивала: «Почему именно вы одеваетесь по-крестьянски? Это я видела на открытке. Неужели, одеваясь по-европейски, нельзя проповедовать слова истины и правды?» «Б[ез] о[твета], глуп[ое]».

26. Неизвестный (Полтава), 2 апреля.

Неизвестный — «ученик одного из полтавских средне-учебных заведений» — писал: «Я прочел в газете Ваши слова о гоголевских днях и о значении искусства, и это меня страшно поразило. Вы высказали именно то, что давно давило мне грудь…. Какую же нам пользу принесли художества за много столетий своего существования? Каждый хоть немного рассудительный человек ответит — никакой». «Хор[ошее] письмо о Гого[ле]».

Упоминаемая в письме адресата статья о гоголевских днях: С. П. Спиро, «Толстой о Гоголе» («Русское слово» 1909, № 68 от 24 марта).

27. П. С. Крачкевич (Москва), 5 апреля.

Крачкевич писал о своих религиозных исканиях; сообщал о том, как священник отказал ему в благословлении после того, как он просил у него разрешения на гражданский брак. Обращался к Толстому за разрешением этих вопросов. «Оч[ень] гл[упое]. Б[ез] о[твета]».

28. С. Товбина (Одесса), 6 апреля.

Товбина обращалась к Толстому, как «знатоку человеческой души» с вопросом о причине ее плохого настроения, несмотря на все «благополучные условия» ее жизни. «Б[ез] о[твета], гл[упое]».

29. Логинов (Петербург), 8 апреля.

Логинов писал: «Я страдаю и буду страдать. Буду страдать от собственного бессилия. Что мне делать? Пустить пулю в лоб?» «Б[ез] о[твета], оч[ень] гл[упое]».

30. О. Бородаевская (Тим, Курской губ.), 9 апреля.

Бородаевская благодарила Толстого за то, что он своими сочинениями помог ей «разобраться в вопросах жизни и религии». «Приятное. Б[ез] о[твета]».

31. А. И. Кудрин и П. В. Калачев (Киев), 11 апреля.

Заключенные в Киевской тюрьме за отказ от военной службы Кудрин и Калачев, сообщая о своей жизни и своих отношениях с арестантами, писали: «Находясь среди элементов, на которые многие указывают, как на факт невозможности нравственного прогресса, и познакомясь с ними ближе, мы видим, что это такие же люди, но только находящиеся на низкой ступени развития и способные воспринять нравственность при лучших условиях жизни, как и указывающие на них с презрением. «Кудрин и Кал[ачев]. Хор[ошее]».

32. М. Штейн (Чернигов), 14 апреля.

Штейн сообщал свои мысли

Скачать:TXTPDF

вегетарианцев. На конверте Толстой написал: Хорошо бы написать, Н. Н., о софизм[е] [1 неразобр.] идеал[а]. 325. М. Поповой (Воронеж), 25 июня. Ответ на письмо (повторное; первое не сохранилось) от 21