botany» — 398.
«Practical mathematics» — 397.
«Principles of elocution» — 395.
«Pupil teacher» — 398.
Raumer. См. Раумер.
«Reading books for adults» — 396.
«Reading lesson books». См. Amque.
«Revue des deux Mondés» — франц. журнал — || 513.
«School and Teacher» — 398.
«Select extracts from Bleckstons» — 396.
Shadler and Chedlock. «Elements of Zoology and Totems» — 397.
St Simon. См. Сен-Симон — 385.
Standby. «Familiar History of Birds» — 397.
Swainson. «Habits and instincts of animals» — 397.
«System of mental arithmetic» — 396.
Tates Thomas. «Algebra made easy». 1859–397, || 610.
Thibout. См. Тибу.
Tupull E. С. — английский педагог — || 609.
«Trimmer for farmers and landowners» — 398.
Vernaу lady. «Hints on arithmetic, addressed to a young governess». 1861 — 396. || 610.
Whings R. R. — английский педагог — || 609.
Стр.
Предисловие к восьмому тому. VII
Редакционные пояснения. X
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТАТЬИ К ЖУРНАЛУ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА».
К публике. 3
О народном образовании. 4
О значении описания школ и народных книг. 26
Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы
Статья 1-я. 29
Статья 2-я. 76
Статья 3-я. 110
О методах обучения грамоте. 126
О свободном возникновении и развитии школ в народе. 147
Проект общего плана устройства народных училищ. 178
Воспитание и образование. 211
Об общественной деятельности на поприще народного образования. 247
Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? 301
Прогресс и определение образования. 325
Редакционные заметки и примечания к журналу «Ясная поляна» и к книжкам «Ясной поляны». 356
[Предисловие к истории Матвея]. 362
[Прошение Л. Н. Толстого министру народного просвещения о разрешении издания журнала «Ясная поляна»]. 367
Об издании нового журнала. 370
О прекращении издания педагогического журнала «Ясная поляна». 373
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ.
* Педагогические заметки и материалы. 377
* [О задачах педагогии]. 382
* [Проект устава учебных заведений]. 386
* Сельской учитель. 392
* [Заметки об английских учебных книгах для школ]. 395
**** [Письмо к неизвестному о немецких школах]. 399
* Вступление. 402
* О значении народного образования. 405
* [Варианты статьи «О народном образовании»]. 406
* [По поводу передовой статьи «Ясной поляны»]. 418
* [Варианты первой статьи: «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»]. 420
* [Варианты второй статьи: «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»]. 421
* [Варианты статьи: «О методах обучения грамоте»]. 423
* [Варианты статьи: «Об общественной деятельности на поприще народного образования»]. 425
* [Ответ критикам]. 426
* [О языке народных книжек]. 427
[Варианты статьи: «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят»]. 432
* [О прогрессе и образовании]. 436
[Варианты статьи: «Прогресс и определение образования»]. 440
* Приложение: Дневник Ясно-полянской школы. 455
КОММЕНТАРИИ.
H. М. Мендельсон и В. Ф. Саводник
Педагогическая деятельность Толстого и журнал «Ясная поляна». 489
H. М. Мендельсон
К публике. 521
О народном образовании. 522
О значении описаний школ и народных книг. 530
Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.
Статья первая. 533
Статья вторая. 537
Статья третья. 544
О методах обучения грамоте. 547
О свободном возникновении и развитии школ в народе. 549
Проект общего плана устройства народных училищ. 551
Воспитание и образование. 555
Об общественной деятельности на поприще народного образования. 564
В. Ф. Саводник
Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят? 572
Прогресс и определение образования. 575
Н. М. Мендельсон
Редакционные заметки и примечания к журналу «Ясная поляна» и в приложении к книжкам «Ясной поляны». 593
[Предисловие к истории Матвея]. 597
В. Ф. Саводник
Прошение министру народного просвещения и программа журнала «Ясная поляна». 599
Н. М. Мендельсон
Об издании нового журнала. 601
О прекращении журнала «Ясная поляна». 602
В. Ф. Саводник
Педагогические заметки и материалы. 603
О задачах педагогики. 604
Замечания на проект устава низших учебных заведений. 605
Сельской учитель. 608
Заметки об английских учебных книгах. 609
Письмо к неизвестному о немецких школах. 611
Вступление. 613
Н. М. Мендельсон
О значении народного образования. 614
В. Ф. Саводник
По поводу передовой статьи «Ясной поляны». 616
Ответ критикам. 617
О языке народных книжек. 618
О прогрессе и образовании. 619
Дневник Ясно-полянской школы. 622
Н. М. Мендельсон
Указатель содержания статей «Ясной поляны». 626
В. Ф. Саводник
Указатель содержания книжек «Ясной поляны». 630
Указатель собственных имен. 635
Иллюстрации.
Фототипия с фотографии: Толстой в 1860 г. I. Géruzet Bruxelles. — между IV и V стр. стр.
Фототипия с картины (масло) работы В. П. Батурина: Дом, в котором помещалась 1-я яснополянская школа Толстого — между XII и 1 стр. стр.
Автотипия с обложки журнала «Ясная поляна» — между 16 и 17 стр. стp.
Автотипия с рукописи статьи «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» — между 32 и 33 стр. стр.
Автотипия с рукописи «Дневник Яснополянской школы» — между 464 и 465 стр. стр.
Автотипия с рукописи Толстого — обложки на тетради для сочинений В. Морозова между 480 и 481 стр. стр.
Примечания
1
[свободен от школьного ученья]
2
[местном наречии,]
3
[«одурять»,]
4
[механизировать обучение,]
5
[обучение младших учеников старшими.]
6
[disparate — несоответственность]
7
[дома призрения для малых детей, детские школы, приюты,]
8
[ведение книг.]
9
[бухгалтерия,]
10
[приюты,]
11
[заколдованного круга,]
12
Козюками называются у нас мещане.
13
[наглядном обучении]
14
Мы просим читателя обратить внимание на эту уродливую картинку, замечательную по силе религиозно-поэтического чувства, относящуюся к современной русской живописи так, как относится живопись Fra Beato Angelico к живописи последователей Микель-Анджеловской школы.
15
[(изящные искусства)].
16
[Отвергнуто единодушно]
17
[с листа, без подготовки]
18
[Музыкальном словаре]
19
20
[Lautiermethode — звуковой метод]
21
[буквослагательный метод.]
22
[Fisch — рыба, Buch — книга]
23
[наглядное обучение.]
24
[тихо, слушаться!]
25
[перо, кулак, фартук, коробка]
26
[Очерк Денцеля,]
27
[Руки хорошенько сложить! Тихо, слушаться!].
28
[звуковой метод в соединении с наглядным обучением,]
29
[звуковой метод в соединении с методом наглядного обучения,]
30
[книга для чтения]
31
[благородство обязывает,]
32
[наглядного обучения]
33
[не только по закону, но и на деле,]
34
[По молчаливому соглашению]
35
36
В последних нумерах журналов: «Время», «Библиотека для чтения», «Воспитание» и «Современник» были статьи об «Ясной поляне». На-днях прочел я статью в «Русском вестнике», весьма сильно затрогивающую меня во многих отношениях, и на которую предполагаю отвечать особо.
Повторю еще раз сказанное мною в 1-м нумере: я боюсь полемики, втягивающей в личное и недоброжелательное пустословие, как статья «Современника», ищу и дорожу той полемикой, которая вызывает на объяснения недосказанного и на уступки в преувеличенности и односторонности. Я прошу от критики не голословных похвал, основанных на личном воззрении и доказывающих симпатию лица к лицу или склада мыслей к складу мыслей, глажения по головке за то, что дитя занимается делом и хорошо старается, не голословных порицаний с известным приемом выписок с вопросительными и восклицательными знаками, доказывающими только личную антипатию, я прошу только или презрительного молчания, или добросовестного опровержения всех моих основных положений и выводов. Я говорю это в особенности потому, что 3-х летняя деятельность моя довела меня до результатов, столь противоположных общепринятым, что не может быть ничего легче подтрунивания, с помощию вопросительных знаков и притворного недоумения, над сделанными мною выводами. Другая моя просьба к будущим моим критикам состоит в том. чтобы соглашаться или не соглашаться со мною. Большинство мнений выраженных до сих пор об «Ясной поляне», похоже на следующее: «свобода воспитания полезна, нельзя отрицать этого, но выводы, до которых доходит «Ясная поляна», крайни и односторонни».
Мне кажется, мало сказать: это крайность, — надо указать причину, доведшую до крайности. Выводы мои основываются не на одной теории, а на теории и на фактах. В обоих отношениях я прошу только одного: или полноты и серьезности презрения, или полноты и серьезности согласия или возражения. Из всех мыслей и недоумений, выраженных в первых статьях об «Ясной поляне», более всех требующими объяснений показались мне мысли в статье журнала для «Воспитания». В ней особенно поразили меня две мысли. Одна замечательная мысль относится к значению литературного языка, как явления ненормального и случайного. Об этом вопросе поговорим впоследствии. Теперь же займемся исключительно разъяснением тех вопросов о праве вмешательства школы в дело воспитания, которые рецензент ставит следующим образом:
«Ожидая дальнейших результатов от полной свободы учения, предоставленной ученикам яснополянской школы, мы не можем однако не обратить внимания на следующее: чем же должна быть школа, если она не должна вмешиваться в дело воспитания? И что значит это невмешательство школы в дело воспитания? Ужели можно отделять воспитание от ученья, особенно первоначального, когда воспитательный элемент вносится в молодые умы даже и в высших школах?»
37
[выучка, наставление, просвещение]
38
[Национальные, Народные и иностранные школьные общества.]
39
Описание это находится в приложении.
40
Перепечатано со слов рассказчика.
41
[детские сады Фрёбеля.]
42
[предметные уроки,]
43
На первых порах преподаватель не употребляет слова «качество», тем более свойство, потому что дети, по всей вероятности, не поймут ни того, ни другого слова и затруднятся ответом; впоследствии из частого употребления этого слова они узнают его значение, и тогда можно смело его употреблять.
44
Долг преподавателя — последовательными вопросами непременно упражнять различные чувства.
45
Преподаватель, чтобы дать ученикам легче заметить, что стекло гладко, заставляет сравнивать стекло с другим предметом, совершенно ему противоположным по качеству.
46
Что стекло прозрачно, дети, без сомнения, хорошо знают: но качество это так обыкновенно, что они могут его и не заметить, пока не выставишь его перед ними. Сознавая качество, но не умея его назвать, дети почувствуют надобность в определенном выражении — термине, чтобы выразить понятие, ими составленное и сознаваемое: тогда учитель дает название этому качеству, как знак для него, чтоб напечатлеть его в их уме и памяти. Чтоб увериться, действительно ли дети поняли и усвоили значение слова, можно потребовать от них применения этого качества к другим предметам.
Чтобы уяснить название этого качества, надо показать происхождение этого слова и сходство его с видеть по значению. Как вы называете тех, у кого глаза не видят? Слепыми. А как называете тех, у кого глаза видят? Зрячими, т. е. видящими. Значит, зрячий и видящий одно и тоже означают, значит, что зрит и видит одно и то же? Как говорят про слепого, который стал опять видеть? Прозрел, т. е. стал видеть. Итак, кроме видеть у нас есть еще слово, которое тоже значит: это — зреть; только оно реже употребляется первого; от него-то происходят слова: зрячий, зрак, взрачный (видный, пригожий), невзрачный. Что вы разумеете, когда услышите: у нас дом протекает? Что сквозь крышу течет. Какая часть слова указывает на сквозь? — про. Скажите мне несколько слов, у которых было бы приставлено про: пролезть, провертеть. И так про значит сквозь, зрачный — видный, следовательно прозрачный — сквозь-видный.
47
Мы для краткости не обозначаем ответа полным предложением; для ученика же это раз навсегда обязательно.
48
[Морис, или труд.]
49
Занятия по должности Мирового посредника поставили меня, против моего ожидания, в необходимость открыть издание «Ясной Поляны» не с 1-го октября 1861 г., как предполагалось, а с 1 января 1862 г., по общему обычаю. Гр. Л. Толстой.
50
Слово Преподавание надписано над строкой, что вызвало переделку: Исторiя на исторiи, но большая буква в рукописи осталась.
51
Зачеркнуто: единствен[ная]
52
Начиная от слов: живѣйшимъ представленіи ихъ кончая: не въ навязываніи обобщеній. рукопись дает текст, грамматически очень запутанный, но общий смысл его совершенно понятен.
53
В подлиннике ошибка: принятымъ
54
Зачеркнуто: рѣчахъ движ[енiяхъ]
55
Последними словами заканчивается л. 3 об. автографа. Ниже, почерком явно другого времени, идет зачеркнутая строка автографа, с трудом поддающаяся прочтению: Явл. [1 неразобр.] прав. эти обобщ. Напрасно боятся за умъ [?] человѣка.
56
Последними словами заканчивается л. 4 автографа. Вдоль левого края этого листа, почерком несомненно другого времени, написана еще строка автографа, не поддающаяся вставке в определенное место основного текста: почему такая ошибка. Наука рада упрощенiю и забываетъ, что упрощенiе есть сложность.
57
Последнее слово надписано над зачеркнутым: принимаетъ частицы извнѣ.
58
Зачеркнуто: пусть онъ дѣлаетъ свои
59
Последнее предложение вписано между строк, чернилами другого цвета и почерком