Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 8. Педагогические статьи, 1860–1863 гг.

botany» — 398.

«Practical mathematics» — 397.

«Principles of elocution» — 395.

«Pupil teacher» — 398.

Raumer. См. Раумер.

«Reading books for adults» — 396.

«Reading lesson books». См. Amque.

«Revue des deux Mondés» — франц. журнал — || 513.

«School and Teacher» — 398.

«Select extracts from Bleckstons» — 396.

Shadler and Chedlock. «Elements of Zoology and Totems» — 397.

St Simon. См. Сен-Симон — 385.

Standby. «Familiar History of Birds» — 397.

Swainson. «Habits and instincts of animals» — 397.

«System of mental arithmetic» — 396.

Tates Thomas. «Algebra made easy». 1859–397, || 610.

Thibout. См. Тибу.

Tupull E. С. — английский педагог — || 609.

«Trimmer for farmers and landowners» — 398.

Vernaу lady. «Hints on arithmetic, addressed to a young governess». 1861 — 396. || 610.

Whings R. R. — английский педагог — || 609.

СОДЕРЖАНИЕ.

Стр.

Предисловие к восьмому тому. VII

Редакционные пояснения. X

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТАТЬИ К ЖУРНАЛУ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА».

К публике. 3

О народном образовании. 4

О значении описания школ и народных книг. 26

Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы

Статья 1-я. 29

Статья 2-я. 76

Статья 3-я. 110

О методах обучения грамоте. 126

О свободном возникновении и развитии школ в народе. 147

Проект общего плана устройства народных училищ. 178

Воспитание и образование. 211

Об общественной деятельности на поприще народного образования. 247

Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? 301

Прогресс и определение образования. 325

Редакционные заметки и примечания к журналу «Ясная поляна» и к книжкам «Ясной поляны». 356

[Предисловие к истории Матвея]. 362

[Прошение Л. Н. Толстого министру народного просвещения о разрешении издания журнала «Ясная поляна»]. 367

Об издании нового журнала. 370

О прекращении издания педагогического журнала «Ясная поляна». 373

НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ.

* Педагогические заметки и материалы. 377

* [О задачах педагогии]. 382

* [Проект устава учебных заведений]. 386

* Сельской учитель. 392

* [Заметки об английских учебных книгах для школ]. 395

**** [Письмо к неизвестному о немецких школах]. 399

* Вступление. 402

* О значении народного образования. 405

* [Варианты статьи «О народном образовании»]. 406

* [По поводу передовой статьи «Ясной поляны»]. 418

* [Варианты первой статьи: «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»]. 420

* [Варианты второй статьи: «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»]. 421

* [Варианты статьи: «О методах обучения грамоте»]. 423

* [Варианты статьи: «Об общественной деятельности на поприще народного образования»]. 425

* [Ответ критикам]. 426

* [О языке народных книжек]. 427

[Варианты статьи: «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят»]. 432

* [О прогрессе и образовании]. 436

[Варианты статьи: «Прогресс и определение образования»]. 440

* Приложение: Дневник Ясно-полянской школы. 455

КОММЕНТАРИИ.

H. М. Мендельсон и В. Ф. Саводник

Педагогическая деятельность Толстого и журнал «Ясная поляна». 489

H. М. Мендельсон

К публике. 521

О народном образовании. 522

О значении описаний школ и народных книг. 530

Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.

Статья первая. 533

Статья вторая. 537

Статья третья. 544

О методах обучения грамоте. 547

О свободном возникновении и развитии школ в народе. 549

Проект общего плана устройства народных училищ. 551

Воспитание и образование. 555

Об общественной деятельности на поприще народного образования. 564

В. Ф. Саводник

Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят? 572

Прогресс и определение образования. 575

Н. М. Мендельсон

Редакционные заметки и примечания к журналу «Ясная поляна» и в приложении к книжкам «Ясной поляны». 593

[Предисловие к истории Матвея]. 597

В. Ф. Саводник

Прошение министру народного просвещения и программа журнала «Ясная поляна». 599

Н. М. Мендельсон

Об издании нового журнала. 601

О прекращении журнала «Ясная поляна». 602

В. Ф. Саводник

Педагогические заметки и материалы. 603

О задачах педагогики. 604

Замечания на проект устава низших учебных заведений. 605

Сельской учитель. 608

Заметки об английских учебных книгах. 609

Письмо к неизвестному о немецких школах. 611

Вступление. 613

Н. М. Мендельсон

О значении народного образования. 614

В. Ф. Саводник

По поводу передовой статьи «Ясной поляны». 616

Ответ критикам. 617

О языке народных книжек. 618

О прогрессе и образовании. 619

Дневник Ясно-полянской школы. 622

Н. М. Мендельсон

Указатель содержания статей «Ясной поляны». 626

В. Ф. Саводник

Указатель содержания книжек «Ясной поляны». 630

Указатель собственных имен. 635

Иллюстрации.

Фототипия с фотографии: Толстой в 1860 г. I. Géruzet Bruxelles. — между IV и V стр. стр.

Фототипия с картины (масло) работы В. П. Батурина: Дом, в котором помещалась 1-я яснополянская школа Толстого — между XII и 1 стр. стр.

Автотипия с обложки журнала «Ясная поляна» — между 16 и 17 стр. стp.

Автотипия с рукописи статьи «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» — между 32 и 33 стр. стр.

Автотипия с рукописи «Дневник Яснополянской школы» — между 464 и 465 стр. стр.

Автотипия с рукописи Толстого — обложки на тетради для сочинений В. Морозова между 480 и 481 стр. стр.

Примечания

1

[свободен от школьного ученья]

2

[местном наречии,]

3

одурять»,]

4

[механизировать обучение,]

5

[обучение младших учеников старшими.]

6

[disparate — несоответственность]

7

[дома призрения для малых детей, детские школы, приюты,]

8

[ведение книг.]

9

[бухгалтерия,]

10

[приюты,]

11

[заколдованного круга,]

12

Козюками называются у нас мещане.

13

[наглядном обучении]

14

Мы просим читателя обратить внимание на эту уродливую картинку, замечательную по силе религиозно-поэтического чувства, относящуюся к современной русской живописи так, как относится живопись Fra Beato Angelico к живописи последователей Микель-Анджеловской школы.

15

[(изящные искусства)].

16

[Отвергнуто единодушно]

17

[с листа, без подготовки]

18

[Музыкальном словаре]

19

[Читать и писать.]

20

[Lautiermethode — звуковой метод]

21

[буквослагательный метод.]

22

[Fisch — рыба, Buch — книга]

23

[наглядное обучение.]

24

[тихо, слушаться!]

25

[перо, кулак, фартук, коробка]

26

[Очерк Денцеля,]

27

[Руки хорошенько сложить! Тихо, слушаться!].

28

[звуковой метод в соединении с наглядным обучением,]

29

[звуковой метод в соединении с методом наглядного обучения,]

30

[книга для чтения]

31

[благородство обязывает,]

32

[наглядного обучения]

33

[не только по закону, но и на деле,]

34

[По молчаливому соглашению]

35

[и так далее, и так далее.]

36

В последних нумерах журналов: «Время», «Библиотека для чтения», «Воспитание» и «Современник» были статьи об «Ясной поляне». На-днях прочел я статью в «Русском вестнике», весьма сильно затрогивающую меня во многих отношениях, и на которую предполагаю отвечать особо.

Повторю еще раз сказанное мною в 1-м нумере: я боюсь полемики, втягивающей в личное и недоброжелательное пустословие, как статья «Современника», ищу и дорожу той полемикой, которая вызывает на объяснения недосказанного и на уступки в преувеличенности и односторонности. Я прошу от критики не голословных похвал, основанных на личном воззрении и доказывающих симпатию лица к лицу или склада мыслей к складу мыслей, глажения по головке за то, что дитя занимается делом и хорошо старается, не голословных порицаний с известным приемом выписок с вопросительными и восклицательными знаками, доказывающими только личную антипатию, я прошу только или презрительного молчания, или добросовестного опровержения всех моих основных положений и выводов. Я говорю это в особенности потому, что 3-х летняя деятельность моя довела меня до результатов, столь противоположных общепринятым, что не может быть ничего легче подтрунивания, с помощию вопросительных знаков и притворного недоумения, над сделанными мною выводами. Другая моя просьба к будущим моим критикам состоит в том. чтобы соглашаться или не соглашаться со мною. Большинство мнений выраженных до сих пор об «Ясной поляне», похоже на следующее: «свобода воспитания полезна, нельзя отрицать этого, но выводы, до которых доходит «Ясная поляна», крайни и односторонни».

Мне кажется, мало сказать: это крайность, — надо указать причину, доведшую до крайности. Выводы мои основываются не на одной теории, а на теории и на фактах. В обоих отношениях я прошу только одного: или полноты и серьезности презрения, или полноты и серьезности согласия или возражения. Из всех мыслей и недоумений, выраженных в первых статьях об «Ясной поляне», более всех требующими объяснений показались мне мысли в статье журнала для «Воспитания». В ней особенно поразили меня две мысли. Одна замечательная мысль относится к значению литературного языка, как явления ненормального и случайного. Об этом вопросе поговорим впоследствии. Теперь же займемся исключительно разъяснением тех вопросов о праве вмешательства школы в дело воспитания, которые рецензент ставит следующим образом:

«Ожидая дальнейших результатов от полной свободы учения, предоставленной ученикам яснополянской школы, мы не можем однако не обратить внимания на следующее: чем же должна быть школа, если она не должна вмешиваться в дело воспитания? И что значит это невмешательство школы в дело воспитания? Ужели можно отделять воспитание от ученья, особенно первоначального, когда воспитательный элемент вносится в молодые умы даже и в высших школах?»

37

[выучка, наставление, просвещение]

38

[Национальные, Народные и иностранные школьные общества.]

39

Описание это находится в приложении.

40

Перепечатано со слов рассказчика.

41

[детские сады Фрёбеля.]

42

[предметные уроки,]

43

На первых порах преподаватель не употребляет слова «качество», тем более свойство, потому что дети, по всей вероятности, не поймут ни того, ни другого слова и затруднятся ответом; впоследствии из частого употребления этого слова они узнают его значение, и тогда можно смело его употреблять.

44

Долг преподавателя — последовательными вопросами непременно упражнять различные чувства.

45

Преподаватель, чтобы дать ученикам легче заметить, что стекло гладко, заставляет сравнивать стекло с другим предметом, совершенно ему противоположным по качеству.

46

Что стекло прозрачно, дети, без сомнения, хорошо знают: но качество это так обыкновенно, что они могут его и не заметить, пока не выставишь его перед ними. Сознавая качество, но не умея его назвать, дети почувствуют надобность в определенном выражении — термине, чтобы выразить понятие, ими составленное и сознаваемое: тогда учитель дает название этому качеству, как знак для него, чтоб напечатлеть его в их уме и памяти. Чтоб увериться, действительно ли дети поняли и усвоили значение слова, можно потребовать от них применения этого качества к другим предметам.

Чтобы уяснить название этого качества, надо показать происхождение этого слова и сходство его с видеть по значению. Как вы называете тех, у кого глаза не видят? Слепыми. А как называете тех, у кого глаза видят? Зрячими, т. е. видящими. Значит, зрячий и видящий одно и тоже означают, значит, что зрит и видит одно и то же? Как говорят про слепого, который стал опять видеть? Прозрел, т. е. стал видеть. Итак, кроме видеть у нас есть еще слово, которое тоже значит: это — зреть; только оно реже употребляется первого; от него-то происходят слова: зрячий, зрак, взрачный (видный, пригожий), невзрачный. Что вы разумеете, когда услышите: у нас дом протекает? Что сквозь крышу течет. Какая часть слова указывает на сквозь? — про. Скажите мне несколько слов, у которых было бы приставлено про: пролезть, провертеть. И так про значит сквозь, зрачный — видный, следовательно прозрачныйсквозь-видный.

47

Мы для краткости не обозначаем ответа полным предложением; для ученика же это раз навсегда обязательно.

48

[Морис, или труд.]

49

Занятия по должности Мирового посредника поставили меня, против моего ожидания, в необходимость открыть издание «Ясной Поляны» не с 1-го октября 1861 г., как предполагалось, а с 1 января 1862 г., по общему обычаю. Гр. Л. Толстой.

50

Слово Преподавание надписано над строкой, что вызвало переделку: Исторiя на исторiи, но большая буква в рукописи осталась.

51

Зачеркнуто: единствен[ная]

52

Начиная от слов: живѣйшимъ представленіи ихъ кончая: не въ навязываніи обобщеній. рукопись дает текст, грамматически очень запутанный, но общий смысл его совершенно понятен.

53

В подлиннике ошибка: принятымъ

54

Зачеркнуто: рѣчахъ движ[енiяхъ]

55

Последними словами заканчивается л. 3 об. автографа. Ниже, почерком явно другого времени, идет зачеркнутая строка автографа, с трудом поддающаяся прочтению: Явл. [1 неразобр.] прав. эти обобщ. Напрасно боятся за умъ [?] человѣка.

56

Последними словами заканчивается л. 4 автографа. Вдоль левого края этого листа, почерком несомненно другого времени, написана еще строка автографа, не поддающаяся вставке в определенное место основного текста: почему такая ошибка. Наука рада упрощенiю и забываетъ, что упрощенiе есть сложность.

57

Последнее слово надписано над зачеркнутым: принимаетъ частицы извнѣ.

58

Зачеркнуто: пусть онъ дѣлаетъ свои

59

Последнее предложение вписано между строк, чернилами другого цвета и почерком

Скачать:TXTPDF

botany» — 398. «Practical mathematics» — 397. «Principles of elocution» — 395. «Pupil teacher» — 398. Raumer. См. Раумер. «Reading books for adults» — 396. «Reading lesson books». См. Amque.