несомненно другого времени.
60
После слов: Прежде жили тогда-то — следует ряд частью недописанных, не всегда поддающихся прочтению предложений, судя по цвету чернил, писанных в разное время. Можно разобрать: всѣ были дра [?] похожи немнож[ко] и послѣ котор[ыхъ]? [1 неразобр.] запрягали, а послѣ все больше. — Все это зачеркнуто и сверху надписано и тоже зачеркнуто: Которые царей убивали въ [1 неразобр.].
61
Отсюда и до конца, судя по почерку и цвету чернил, писано в другое время, чем основанный текст «Заметок».
62
Зачеркнуто: богатство
63
В подлиннике: Руководства
64
Надписано над зачеркнутым: примеры
65
Два последних слова надписаны над зачеркнутым: истину
66
Надписано над зачеркнутым: родныхъ
67
Надписано над зачеркнутым: показала
68
В подлиннике описка: образованью
69
Начиная от слова: память кончая: способность соображения, в подлиннике три строки текста отчеркнуты круглыми скобками.
70
71
От слов: Гл. I. Влiяние… весь текст написан на перевернутой 4-й странице.
72
После двух последних слов вписана недоконченная фраза: Учителю могутъ б[ыть?] помощ[ники?] для низшихъ
73
В подлиннике: узаконеть.
74
В подлиннике очевидная описка: довѣряя
75
Первые пять букв, — очевидно, по ошибке, — зачеркнуты.
76
[увлекательности,]
77
В подлиннике описка: взгляды
78
Сначала было: для первоначальнаго обученiя, затем последние слова были зачеркнуты и сверху надписано: учащихся
79
Зачеркнуто: либ[еральные] журналы или такъ упорно
80
В подлиннике: не
81
[навык.]
82
Так в подлиннике.
83
[Аббот. Первая книга для чтения.]
84
[Аббот. Вторая книга для чтения.]
85
[Домашние и обыденные предметы.]
86
[интереса.]
87
88
[4 учебные книги для ежедневного чтения.]
89
После цыфры: 3 в подлиннике следуют две неясно написанные буквы.
90
[3. Первая, следующая и вторая книги для учебного чтения, составленные христианскими братьями.]
91
[Уроки нравственности.]
92
[Основы красноречия.]
93
[Христианская наука.]
94
[Книга для чтения для взрослых.]
95
[Собрание выдержек из сведений.]
96
[Лейтон. Поучительное чтение для юношества.]
97
[Амквес. Уроки чтения.]
98
[Избранные извлечения из Блэкстона.]
99
[Серия Нельсона.]
100
[Куллок. Книги для чтения.]
101
[Учебные книги для чтения.]
102
[Круг знаний.]
103
В подлиннике: ladi
104
[Лэди Верней. Основные понятия арифметики.]
105
[Грант. Арифметика.]
106
[Кассель. Арифметика для юношества.]
107
[Абэмс.]
108
[Чэмбер. Арифметика.]
109
[Ланг. Высшая арифметика.]
110
[Система умственного счета.]
111
[Наставление к обучению арифметики.]
112
[Арифметика для детей.]
113
[Морган. Основы арифметики.]
114
[Бухгалтерия.]
115
[Незбит. Руководство для измерения.]
116
[Алгебра Тэта.]
117
[Практическая математика.]
118
[Метода обучения грамоте.]
119
В подлиннике: Sistem
120
В подлиннике: geographie
121
[Бальби и Мальтбрен. Основы общей географии.]
122
В подлиннике: Curiositys
123
[Любопытные факты из физической географии.]
124
Имя автора написано неразборчиво и зачеркнуто.
125
[История рода человеческого.]
126
В подлиннике: geologie
127
[Ларднер. Популярная геология.)
128
В подлиннике: Zoologie
129
В подлиннике: totams
130
[Шедлер и Чедлок. Основы зоологии и тотемизма.]
131
[Декстер. Минеральные, животные и растительные вещества.]
132
133
[Свейнсон. Привычки и инстинкты животных.]
134
[Орвен. Естественная история для начинающих.]
135
[Хукер. Книга для детей о природе.]
136
[Стэнби. Семейная жизнь птиц.]
137
[Популярная экономическая ботаника.]
138
[Джонстон. Химия обыденной жизни.]
139
[Катехизис агрономической химии и геологии.]
140
[Гриффитс.]
141
[Руководство для фермеров и землевладельцев.]
142
143
144
145
[Английский журнал для воспитания.]
146
[Национальные общества.]
147
В подлиннике societys
148
[Педагогические записки.]
149
Зачеркнуто: Я не могу высказать прямо это убѣжденіе, ты бы засмѣялся и пересталъ читать дальше. Я долженъ приготовить тебя. — Началъ я свое путешествіе съ деревенскихъ школъ въ Германіи. Въ Насаускомъ, въ Дармштатскомъ, въ Саксенъ-Мейнингенскомъ, гдѣ особенно славятся школы, я нашелъ вездѣ одно и тоже съ малыми измѣненіями. Вотъ
150
Против слов: И это совсѣмъ не шутка на полях написано: наукѣ дѣла нѣтъ до традиціи, что и доказываетъ что это не ея дѣло. Вся эта фраза обведена чертою.
151
[звуковой метод.]
152
[критика легка, но искусство трудно.]
153
Переделано и зачеркнуто: вы ничего не увидите
154
После: что ему начато слово: начат но осталось не законченным и по недосмотру не зачеркнуто.
155
Зачеркнуто: видѣть
156
В подлиннике: ожидающаго
157
Фраза не закончена.
158
Зачеркнуто: педагогiи.
159
Зачеркнуто: этаго сочиненiя
160
В подлиннике: воспитанiю.
161
Зачеркнуто: а не философскихъ, однимъ словомъ
162
Зачеркнуто: Книгопечатаніе и народное образованіе есть единственная законная дѣятельность <человѣчества> для <своего> достиженія наибольшаго счастія всего человѣчества.
163
Конец рукописи оторван и от него сохранились только отдельные слова, лишенные общей связи: законы, соотвѣтственность ихъ…. <госу....> наро[д]у…. нѣнія — образованіе
164
В подлиннике: Песталець,
165
В ркп. (копии) две последних фразы — автограф Толстого, вписанный между строк с продолжением на полях.
166
В ркп. (Келлера) последние шесть слов — автограф Толстого, вписанный между строк: устроенной свыше и противъ воли народа,
167
Эта автографическая вставка в ркп. (Келлера), начиная со слов: Лучше их, сделана взамен зачеркнутого первоначального текста: Ежели нѣтъ — то лучше бы ему не родиться и не родиться этимъ дѣтямъ, онъ портитъ лучшее, что есть на свѣтѣ, — неиспорченную душу ребенка.
168
[истории культуры]
169
Последние слова написаны очень крупными буквами.
170
В подлиннике: выработанными
171
В подлиннике: выработанными
172
Зачеркнуто: Образованiе высшее несовмѣстимо съ
173
Зачеркнуто: и свобода
174
Так в подлиннике.
175
Зачеркнуто: мнѣ
176
Зачеркнуто: я попытаюсь изложить эти всѣмъ извѣстныя пошлыя правила.
177
Подчеркнуто дважды.
178
Зачеркнуто: какъ слово капитальный — словомъ осадистый и т. д.
179
Зачеркнуто: вглядясь глубже — не вѣрно, не правильно.
180
Зач.: ужасно
181
Зач.: Такъ, во многихъ народныхъ книжкахъ искусныя перифразы
182
Буква і поправлена на о рукой Толстого.
183
В подлиннике описка: школу.
184
В подлиннике: магазина
185
Зачеркнуто: праведности.
186
Вместо слов: всего человѣчест[ва.] первоначально было: вс[ей] массы народа. Причина этаго заклю[чается]
187
В подлиннике: благосостоянія
188
Между словами: условія образованія. и Соціальныя науки поставлена сноска (крестик).
189
Зачеркнуто: Какая есть цѣль образованія? Равенство. Каковы они?
190
Между словами: Но опять какого образованія? кончая: богатство въ обществѣ. в тексте рукописи рукою Толстого вставлены арифметические выкладки (деление): 24000 х 160
191
Перед словами: Прогрессъ образованія сноска (крестик), относящаяся, повидимому, к предыдущей фразе, но не связанной с нею грамматически.
192
В подлиннике: благо
193
В подлиннике: аббераціи
194
Зачеркнуто: Музеума
195
Абзац редактора.
196
В подлиннике: какже
197
В подлиннике: вытикающее
198
От слов: Откуда же намъ ихъ взять, кончая словами: что онъ имѣе[тъ] отчеркнуто на полях чертою.
199
Вместо: она в рукописи ошибочно: онъ
200
Вместо: образовываться в корр.: образованія Исправляем по ркп. Б.
201
Слова: слово в корр. нет; восстановляем его по ркп. Б.
202
В ркп. Б и в корр. ошибочно: 1655
203
От слов: Въ жизни, т. е. въ книгахъ кончая: сторонъ человѣческой жизни. нет в корректуре. Весь этот зачеркнутый автором абзац мы восстанавливаем по ркп. Б.
204
Слова: корыстолюбіе прогрессистовъ взяты из ркп. Б (л. 28 об.).
205
После слов: на счет всего богатства в ркп. Б (л. 29) зачеркнуто: приволжскаго крестьянства, которому стало хуже (потерявъ лѣса) и которое само сознаетъ это. Вместо этой неотделанной и зачеркнутой фразы Толстой над строкой написал карандашом новый окончательный текст: первобытнаго богатства….. на счетъ народа.
206
Против слов: 3-е. Прогрессисты в ркп. Б (л. 30 об.) на полях карандашом поставлен знак вопроса.
207
После слова: дома в корр. зачеркнуто: леса и сверху надписано: сады
208
Вместо: массою в корр.: малого. Исправляем по ркп. Б (л. 33).
209
Общее заглавие «Дневника» и заголовок первой записи от 26 февраля писаны рукою учителя П. В. Морозова; текст записи о математике — автограф Толстого; две следующие записи (о Писании и чтении) сделаны Морозовым.
210
Запись из нов. завета, судя по почерку, сделана свящ. К. Пашковским.
211
Две записи о математике под ряд, кончая запиской на имя Петра Васильевича Морозова — автограф Толстого, дальше — рука Морозова.
212
В подлиннике это слово по ошибке повторено дважды.
213
Запись о математике — автограф Толстого, дальше — рука Морозова.
214
Запись о математике с обращением к Густаву Федоровичу Келлеру — автограф Толстого, следующая немецкая запись о черчении и рисовании, с рисунком, сделана Келлером, дальше — рука Морозова.
215
[Рисовали внешний вид школьного стола.]
216
Вся эта запись сделана рукою Морозова.
217
Запись о математике — автограф Толстого; дальше — рука Moрозова.
218
Вся запись — автограф Толстого — зачеркнута и отнесена чертою к предыдущей записи; дальше, до конца записи о математике, русско-немецкий текст писан рукою Келлера. Следующая запись о писании — рукою Морозова.
219
[У купца 600 аршин сукна.]
220
Запись о сочинениях и о математике и заметка об ученике М. [Морозов?] — автограф Толстого. Фраза о Кирюшке написана карандашом. Следующая запись о священной истории — учителя Морозова.
221
Запись об экспериментах — автограф Толстого, следующая запись о рисовании — Келлера.
222
[Рисование квадрата в различных положениях с указанием на перспективу.]
223
Запись о математике — автограф Толстого, дальше — Морозова.
224
Запись о рисовании и рисунок сделаны Келлером, дальше — рука Морозова.
225
[Два новых ученика, Арбузов и Сахаров сейчас же зарисовали прилагаемую фигуру с упражнениями[?]]
226
Запись о математике — автограф Толстого, дальше — рука Морозова.
227
Три записи под ряд — о математике, опытах и рисовании — сделаны Келлером.
228
[Задачи в роде следующей, которую мы решили сначала: в кассе 6000 рублей; А берет в три раза больше, чем Б, плюс еще 100 рублей, а В берет в четыре раза больше, чем Б, минус 250. Сколько взял каждый?]
229
[Опыты].
230
Осаждение металлов из их растворов посредством SH.
231
Самовозгорание фосфора на угольной пыли. Разложение Р в эфире.
232
Растворение фосфора, налитого на сахар и брошенного в кипящую воду. Самовозгорание подымающихся газов.
233
Свечение рук, увлажненных и натертых раствором эфира.
234
[Продолжение рисования квадрата в различных положениях. Хруслов должен быть переведен во второй, старший класс.]
235
Запись о математике и св. истории — Морозова.
236
Запись о математике — автограф Толстого, дальше две записи — Морозова.
237
Две записи о рисовании и математике — Келлера.
238
[Все классы вместе. Рисовали очень хорошо. Румянцев лучше всех.]
239
[Уравнения с мнимыми двумя неизвестными величинами, напр.: У одного человека х детей и у яблок; если дать каждому ребенку по 6 яблок, то у него не хватит 2, если же дать только по 5 яблок, то окажется три лишних. Сколько детей и сколько яблок? и т. д.]
240
Запись о математике — автограф Толстого, дальше рука Морозова.
241
Запись о рисовании сделана Келлером.
242
[Урок пришелся на послеобеденное время. Вследствие наступающих сумерек мы рисовали только приложенную простую фигуру. Ученики были очень неспокойны.]
243
Запись о математике — автограф Толстого. Следующая запись — Морозова.
244
Последнее слово переделано из: младшими.
245
К первоначально написанному: 4½ вписано: 5 а ½ зачеркнуто.
246
Первоначально было написано: 4
247
Вся немецкая запись о геометрии сделана Келлером.
248
Линия на плоскости. Направление; определение его; длина. Две линии. 1) Параллельные или 2) пересекающиеся. Смежные и вертикальные углы.
Три линии. 1) Все три параллельны.
2) Две параллельных пересечены третьей.
3) Ни одна не параллельна другой. Треугольник. Для 2 перечисление различных возникающих пар углов.
249
Запись о математике, так же как и запись о сочинениях — автограф Толстого; запись о русской истории — Морозова; записъ баллов сделано самими учениками.
250
Запись о математике — автограф Толстого; следующие записи сделаны Морозовым и Келлером.
251
[Соотношение углов при пересечении параллельных линий.]
252
[Ящик для счетов в различных положениях. Банникова, Фоканов и Жданов рисовали квадрат в трех положениях.]
253
Эта и следующая запись — о чтении и писании — сделаны Морозовым.
254
Две записи: о русской истории и о математике — автограф Толстого.
255
Переделано из: 5
256
Запись Морозова.
257
Запись о геометрии сделана Келлером, начало следующей — Морозовым.
258
[Повторение углов при параллельных линиях. Составление уравнений для трех непараллельных линий в отношении к параллельным. Пересечение трех линий; треугольник. Сумма его внешних и внутренних углов.
Четыре линии.
1) 4 параллельных. 2) 3 параллельных. 3) по две пары параллельных и 2 неравных. 4) все 4 неравные, направленные в разные стороны.]
259
Две записи сделаны учениками, неустановившимся детским почерком.
260
Запись о законе божьем, судя по почерку, сделана свящ. К. Пашковским.
261
В подлиннике: Гаврила
262
Запись о писании и чтении сделана Морозовым.
263
Запись о рисовании сделана Келлером, следующая — Морозовым.
264
[Вследствие поступления нескольких новых и отсталых учеников мы должны были снова рисовать простые прямые фигуры.]
265
Запись о математике — автограф Толстого; первые два слова писаны чернилами, все остальное, включая фамилии учеников — карандашом.
266
Здесь у Толстого ошибка: вместо: 1 — а нужно: а-1
267
Запись о чтении и писании — Морозова.
268
Запись о геометрии — Келлером.
269
[Повторение и более подробное изложение пройденного вчера. Определение равенства противолежащих углов