Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 8. Педагогические статьи, 1860–1863 гг.

несомненно другого времени.

60

После слов: Прежде жили тогда-то — следует ряд частью недописанных, не всегда поддающихся прочтению предложений, судя по цвету чернил, писанных в разное время. Можно разобрать: всѣ были дра [?] похожи немнож[ко] и послѣ котор[ыхъ]? [1 неразобр.] запрягали, а послѣ все больше. — Все это зачеркнуто и сверху надписано и тоже зачеркнуто: Которые царей убивали въ [1 неразобр.].

61

Отсюда и до конца, судя по почерку и цвету чернил, писано в другое время, чем основанный текст «Заметок».

62

Зачеркнуто: богатство

63

В подлиннике: Руководства

64

Надписано над зачеркнутым: примеры

65

Два последних слова надписаны над зачеркнутым: истину

66

Надписано над зачеркнутым: родныхъ

67

Надписано над зачеркнутым: показала

68

В подлиннике описка: образованью

69

Начиная от слова: память кончая: способность соображения, в подлиннике три строки текста отчеркнуты круглыми скобками.

70

[механизировать образование]

71

От слов: Гл. I. Влiяние… весь текст написан на перевернутой 4-й странице.

72

После двух последних слов вписана недоконченная фраза: Учителю могутъ б[ыть?] помощ[ники?] для низшихъ

73

В подлиннике: узаконеть.

74

В подлиннике очевидная описка: довѣряя

75

Первые пять букв, — очевидно, по ошибке, — зачеркнуты.

76

[увлекательности,]

77

В подлиннике описка: взгляды

78

Сначала было: для первоначальнаго обученiя, затем последние слова были зачеркнуты и сверху надписано: учащихся

79

Зачеркнуто: либ[еральные] журналы или такъ упорно

80

В подлиннике: не

81

[навык.]

82

Так в подлиннике.

83

[Аббот. Первая книга для чтения.]

84

[Аббот. Вторая книга для чтения.]

85

[Домашние и обыденные предметы.]

86

[интереса.]

87

[Поэзия и проза.]

88

[4 учебные книги для ежедневного чтения.]

89

После цыфры: 3 в подлиннике следуют две неясно написанные буквы.

90

[3. Первая, следующая и вторая книги для учебного чтения, составленные христианскими братьями.]

91

[Уроки нравственности.]

92

[Основы красноречия.]

93

[Христианская наука.]

94

[Книга для чтения для взрослых.]

95

[Собрание выдержек из сведений.]

96

[Лейтон. Поучительное чтение для юношества.]

97

[Амквес. Уроки чтения.]

98

[Избранные извлечения из Блэкстона.]

99

[Серия Нельсона.]

100

[Куллок. Книги для чтения.]

101

[Учебные книги для чтения.]

102

[Круг знаний.]

103

В подлиннике: ladi

104

[Лэди Верней. Основные понятия арифметики.]

105

[Грант. Арифметика.]

106

[Кассель. Арифметика для юношества.]

107

[Абэмс.]

108

[Чэмбер. Арифметика.]

109

[Ланг. Высшая арифметика.]

110

[Система умственного счета.]

111

[Наставление к обучению арифметики.]

112

[Арифметика для детей.]

113

[Морган. Основы арифметики.]

114

[Бухгалтерия.]

115

[Незбит. Руководство для измерения.]

116

[Алгебра Тэта.]

117

[Практическая математика.]

118

[Метода обучения грамоте.]

119

В подлиннике: Sistem

120

В подлиннике: geographie

121

[Бальби и Мальтбрен. Основы общей географии.]

122

В подлиннике: Curiositys

123

[Любопытные факты из физической географии.]

124

Имя автора написано неразборчиво и зачеркнуто.

125

[История рода человеческого.]

126

В подлиннике: geologie

127

[Ларднер. Популярная геология.)

128

В подлиннике: Zoologie

129

В подлиннике: totams

130

[Шедлер и Чедлок. Основы зоологии и тотемизма.]

131

[Декстер. Минеральные, животные и растительные вещества.]

132

[Наблюдательный глаз].

133

[Свейнсон. Привычки и инстинкты животных.]

134

[Орвен. Естественная история для начинающих.]

135

[Хукер. Книга для детей о природе.]

136

[Стэнби. Семейная жизнь птиц.]

137

[Популярная экономическая ботаника.]

138

[Джонстон. Химия обыденной жизни.]

139

[Катехизис агрономической химии и геологии.]

140

[Гриффитс.]

141

[Руководство для фермеров и землевладельцев.]

142

[Воспитатель-опекун.]

143

[Ученик-учитель.]

144

[Школа и учитель.]

145

[Английский журнал для воспитания.]

146

[Национальные общества.]

147

В подлиннике societys

148

[Педагогические записки.]

149

Зачеркнуто: Я не могу высказать прямо это убѣжденіе, ты бы засмѣялся и пересталъ читать дальше. Я долженъ приготовить тебя. — Началъ я свое путешествіе съ деревенскихъ школъ въ Германіи. Въ Насаускомъ, въ Дармштатскомъ, въ Саксенъ-Мейнингенскомъ, гдѣ особенно славятся школы, я нашелъ вездѣ одно и тоже съ малыми измѣненіями. Вотъ

150

Против слов: И это совсѣмъ не шутка на полях написано: наукѣ дѣла нѣтъ до традиціи, что и доказываетъ что это не ея дѣло. Вся эта фраза обведена чертою.

151

[звуковой метод.]

152

[критика легка, но искусство трудно.]

153

Переделано и зачеркнуто: вы ничего не увидите

154

После: что ему начато слово: начат но осталось не законченным и по недосмотру не зачеркнуто.

155

Зачеркнуто: видѣть

156

В подлиннике: ожидающаго

157

Фраза не закончена.

158

Зачеркнуто: педагогiи.

159

Зачеркнуто: этаго сочиненiя

160

В подлиннике: воспитанiю.

161

Зачеркнуто: а не философскихъ, однимъ словомъ

162

Зачеркнуто: Книгопечатаніе и народное образованіе есть единственная законная дѣятельность <человѣчества> для <своего> достиженія наибольшаго счастія всего человѣчества.

163

Конец рукописи оторван и от него сохранились только отдельные слова, лишенные общей связи: законы, соотвѣтственность ихъ…. <госу....> наро[д]у…. нѣнія — образованіе

164

В подлиннике: Песталець,

165

В ркп. (копии) две последних фразы — автограф Толстого, вписанный между строк с продолжением на полях.

166

В ркп. (Келлера) последние шесть слов — автограф Толстого, вписанный между строк: устроенной свыше и противъ воли народа,

167

Эта автографическая вставка в ркп. (Келлера), начиная со слов: Лучше их, сделана взамен зачеркнутого первоначального текста: Ежели нѣтъ — то лучше бы ему не родиться и не родиться этимъ дѣтямъ, онъ портитъ лучшее, что есть на свѣтѣ, — неиспорченную душу ребенка.

168

[истории культуры]

169

Последние слова написаны очень крупными буквами.

170

В подлиннике: выработанными

171

В подлиннике: выработанными

172

Зачеркнуто: Образованiе высшее несовмѣстимо съ

173

Зачеркнуто: и свобода

174

Так в подлиннике.

175

Зачеркнуто: мнѣ

176

Зачеркнуто: я попытаюсь изложить эти всѣмъ извѣстныя пошлыя правила.

177

Подчеркнуто дважды.

178

Зачеркнуто: какъ слово капитальный — словомъ осадистый и т. д.

179

Зачеркнуто: вглядясь глубже — не вѣрно, не правильно.

180

Зач.: ужасно

181

Зач.: Такъ, во многихъ народныхъ книжкахъ искусныя перифразы

182

Буква і поправлена на о рукой Толстого.

183

В подлиннике описка: школу.

184

В подлиннике: магазина

185

Зачеркнуто: праведности.

186

Вместо слов: всего человѣчест[ва.] первоначально было: вс[ей] массы народа. Причина этаго заклю[чается]

187

В подлиннике: благосостоянія

188

Между словами: условія образованія. и Соціальныя науки поставлена сноска (крестик).

189

Зачеркнуто: Какая есть цѣль образованія? Равенство. Каковы они?

190

Между словами: Но опять какого образованія? кончая: богатство въ обществѣ. в тексте рукописи рукою Толстого вставлены арифметические выкладки (деление): 24000 х 160

191

Перед словами: Прогрессъ образованія сноска (крестик), относящаяся, повидимому, к предыдущей фразе, но не связанной с нею грамматически.

192

В подлиннике: благо

193

В подлиннике: аббераціи

194

Зачеркнуто: Музеума

195

Абзац редактора.

196

В подлиннике: какже

197

В подлиннике: вытикающее

198

От слов: Откуда же намъ ихъ взять, кончая словами: что онъ имѣе[тъ] отчеркнуто на полях чертою.

199

Вместо: она в рукописи ошибочно: онъ

200

Вместо: образовываться в корр.: образованія Исправляем по ркп. Б.

201

Слова: слово в корр. нет; восстановляем его по ркп. Б.

202

В ркп. Б и в корр. ошибочно: 1655

203

От слов: Въ жизни, т. е. въ книгахъ кончая: сторонъ человѣческой жизни. нет в корректуре. Весь этот зачеркнутый автором абзац мы восстанавливаем по ркп. Б.

204

Слова: корыстолюбіе прогрессистовъ взяты из ркп. Б (л. 28 об.).

205

После слов: на счет всего богатства в ркп. Б (л. 29) зачеркнуто: приволжскаго крестьянства, которому стало хуже (потерявъ лѣса) и которое само сознаетъ это. Вместо этой неотделанной и зачеркнутой фразы Толстой над строкой написал карандашом новый окончательный текст: первобытнаго богатства….. на счетъ народа.

206

Против слов: 3-е. Прогрессисты в ркп. Б (л. 30 об.) на полях карандашом поставлен знак вопроса.

207

После слова: дома в корр. зачеркнуто: леса и сверху надписано: сады

208

Вместо: массою в корр.: малого. Исправляем по ркп. Б (л. 33).

209

Общее заглавие «Дневника» и заголовок первой записи от 26 февраля писаны рукою учителя П. В. Морозова; текст записи о математике — автограф Толстого; две следующие записи (о Писании и чтении) сделаны Морозовым.

210

Запись из нов. завета, судя по почерку, сделана свящ. К. Пашковским.

211

Две записи о математике под ряд, кончая запиской на имя Петра Васильевича Морозова — автограф Толстого, дальшерука Морозова.

212

В подлиннике это слово по ошибке повторено дважды.

213

Запись о математике — автограф Толстого, дальшерука Морозова.

214

Запись о математике с обращением к Густаву Федоровичу Келлеру — автограф Толстого, следующая немецкая запись о черчении и рисовании, с рисунком, сделана Келлером, дальшерука Морозова.

215

[Рисовали внешний вид школьного стола.]

216

Вся эта запись сделана рукою Морозова.

217

Запись о математике — автограф Толстого; дальшерука Moрозова.

218

Вся запись — автограф Толстого — зачеркнута и отнесена чертою к предыдущей записи; дальше, до конца записи о математике, русско-немецкий текст писан рукою Келлера. Следующая запись о писании — рукою Морозова.

219

[У купца 600 аршин сукна.]

220

Запись о сочинениях и о математике и заметка об ученике М. [Морозов?] — автограф Толстого. Фраза о Кирюшке написана карандашом. Следующая запись о священной истории — учителя Морозова.

221

Запись об экспериментах — автограф Толстого, следующая запись о рисовании — Келлера.

222

[Рисование квадрата в различных положениях с указанием на перспективу.]

223

Запись о математике — автограф Толстого, дальше — Морозова.

224

Запись о рисовании и рисунок сделаны Келлером, дальшерука Морозова.

225

[Два новых ученика, Арбузов и Сахаров сейчас же зарисовали прилагаемую фигуру с упражнениями[?]]

226

Запись о математике — автограф Толстого, дальшерука Морозова.

227

Три записи под ряд — о математике, опытах и рисовании — сделаны Келлером.

228

[Задачи в роде следующей, которую мы решили сначала: в кассе 6000 рублей; А берет в три раза больше, чем Б, плюс еще 100 рублей, а В берет в четыре раза больше, чем Б, минус 250. Сколько взял каждый?]

229

[Опыты].

230

Осаждение металлов из их растворов посредством SH.

231

Самовозгорание фосфора на угольной пыли. Разложение Р в эфире.

232

Растворение фосфора, налитого на сахар и брошенного в кипящую воду. Самовозгорание подымающихся газов.

233

Свечение рук, увлажненных и натертых раствором эфира.

234

[Продолжение рисования квадрата в различных положениях. Хруслов должен быть переведен во второй, старший класс.]

235

Запись о математике и св. истории — Морозова.

236

Запись о математике — автограф Толстого, дальше две записи — Морозова.

237

Две записи о рисовании и математике — Келлера.

238

[Все классы вместе. Рисовали очень хорошо. Румянцев лучше всех.]

239

[Уравнения с мнимыми двумя неизвестными величинами, напр.: У одного человека х детей и у яблок; если дать каждому ребенку по 6 яблок, то у него не хватит 2, если же дать только по 5 яблок, то окажется три лишних. Сколько детей и сколько яблок? и т. д.]

240

Запись о математике — автограф Толстого, дальше рука Морозова.

241

Запись о рисовании сделана Келлером.

242

[Урок пришелся на послеобеденное время. Вследствие наступающих сумерек мы рисовали только приложенную простую фигуру. Ученики были очень неспокойны.]

243

Запись о математике — автограф Толстого. Следующая запись — Морозова.

244

Последнее слово переделано из: младшими.

245

К первоначально написанному: 4½ вписано: 5 а ½ зачеркнуто.

246

Первоначально было написано: 4

247

Вся немецкая запись о геометрии сделана Келлером.

248

[Начали совсем сначала.

Линия на плоскости. Направление; определение его; длина. Две линии. 1) Параллельные или 2) пересекающиеся. Смежные и вертикальные углы.

Три линии. 1) Все три параллельны.

2) Две параллельных пересечены третьей.

3) Ни одна не параллельна другой. Треугольник. Для 2 перечисление различных возникающих пар углов.

249

Запись о математике, так же как и запись о сочинениях — автограф Толстого; запись о русской истории — Морозова; записъ баллов сделано самими учениками.

250

Запись о математике — автограф Толстого; следующие записи сделаны Морозовым и Келлером.

251

[Соотношение углов при пересечении параллельных линий.]

252

[Ящик для счетов в различных положениях. Банникова, Фоканов и Жданов рисовали квадрат в трех положениях.]

253

Эта и следующая запись — о чтении и писании — сделаны Морозовым.

254

Две записи: о русской истории и о математике — автограф Толстого.

255

Переделано из: 5

256

Запись Морозова.

257

Запись о геометрии сделана Келлером, начало следующей — Морозовым.

258

[Повторение углов при параллельных линиях. Составление уравнений для трех непараллельных линий в отношении к параллельным. Пересечение трех линий; треугольник. Сумма его внешних и внутренних углов.

Четыре линии.

1) 4 параллельных. 2) 3 параллельных. 3) по две пары параллельных и 2 неравных. 4) все 4 неравные, направленные в разные стороны.]

259

Две записи сделаны учениками, неустановившимся детским почерком.

260

Запись о законе божьем, судя по почерку, сделана свящ. К. Пашковским.

261

В подлиннике: Гаврила

262

Запись о писании и чтении сделана Морозовым.

263

Запись о рисовании сделана Келлером, следующая — Морозовым.

264

[Вследствие поступления нескольких новых и отсталых учеников мы должны были снова рисовать простые прямые фигуры.]

265

Запись о математике — автограф Толстого; первые два слова писаны чернилами, все остальное, включая фамилии учеников — карандашом.

266

Здесь у Толстого ошибка: вместо: 1 — а нужно: а-1

267

Запись о чтении и писании — Морозова.

268

Запись о геометрии — Келлером.

269

[Повторение и более подробное изложение пройденного вчера. Определение равенства противолежащих углов

Скачать:TXTPDF

несомненно другого времени. 60 После слов: Прежде жили тогда-то — следует ряд частью недописанных, не всегда поддающихся прочтению предложений, судя по цвету чернил, писанных в разное время. Можно разобрать: всѣ