поселяя недовѣріе. Образованіе полезно, поселяя довѣріе.[74] Чѣмъ больше школъ грамотности, тѣмъ мень[ше] образованіе. Одна же школа образования образуетъ учителей не на жалованьи, а людей, на дѣлѣ показавшихъ выгоду образованія, вызывающихъ потребность и средств[а] общества и способныхъ словомъ и дѣломъ обучать другихъ. —
На 2-й и сильнѣйшій доводъ: гдѣ взять людей и средства, отвѣчу слѣдующее.
Образованіе народа есть преимущественно дѣло общественное, которому какъ бы не помогало мудрое правительство, оно не можетъ много сдѣлать безъ содѣйствія самаго общества. Общество, начиная отъ самаго крест[ьянина], мѣщанина, до купца и помѣщика, тѣсно связаннаго съ народомъ, имѣющаго постоян[но] дѣло съ нимъ и страдающаго непосредственно отъ его необразованія, общество сильно чувствуетъ эту потребность и готово удовлетворить ей и готово трудиться для удовлетворенія ея.
П[роэктъ] У[става] разрѣшаетъ основаніе[75] у[чилищъ] частнымъ отдѣльнымъ лицамъ, [но] и связываетъ ихъ уставомъ, весьма понятно не рискуя повѣрить столь важное дело народнаго образованія безконтрольно отдѣльнымъ лицамъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ этотъ контроль убиваетъ увлеченіе, самодѣятельность лицъ, и сверхъ того дѣятельность отдѣлыіыхъ лицъ не можетъ получить того значенія и entrain,[76] ко[торыя] бы онѣ имѣли, ежели бы были связаны въ общество общей сознанной идеей. —
Для устраненія этихъ неудобствъ полагаю полезнымъ правительству допустить образованіе обществъ эл[ементарныхъ] школъ, к[оторыя] бы, находясь подъ контролемъ правительства, имѣя свой органъ (журналъ), по которому правительство всегда слѣдило бы за его дѣйствіями <собирало средства>, отъискивало, вызывало потребность народа образоваться и потребность людей, имѣющихъ педагогическое призваніе, посвящать себя этой дѣятельности, которое бы въ своемъ журналѣ вводило бы въ сознаніе народа необходимость этаго дѣла и, наконецъ, находило бы въ обществѣ средства къ удовлетворенію этихъ потребностей, т. е. основывало бы школы въ селахъ и городахъ, смотря по потребностямъ края.
Уставъ об[щества] перв[оначальныхъ] школъ. —
§ 1) Общество имѣетъ цѣлъю основанія перв[оначальныхъ] школъ въ городахъ и селахъ.
§ 2) Общество имѣетъ право основывать школы въ всѣхъ городахъ и мѣстечкахѣ Р[оссійской] И[мперіи] съ платой или безплатно.
3) Учителями въ школахъ могутъ быть только люди, выдержавшіе педагогическій экзаменъ при университетахъ.
4) Законъ Божій преподается во всѣхъ школахъ приход[скими] Свящ[енниками].
5) Общество состоить изъ <Предс[ѣдателя]>, Членовъ, избираемыхъ по балотировкѣ.
6) Члены вносятъ по… р[ублей] при избраніи.
7) Общество принимаеть пожертвованія.
8) Общество издаетъ журналъ, выручка съ котораго поступаеть для цѣлей общества.
Програма Журнала перв[оначальныхъ] школъ. —
Журналъ
_______
СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬ.
Назначеніе журнала не состоить въ томъ, чтобы вызывать новую дѣятельность, но въ томъ, чтобы отвѣчать на потребность дѣятельности, существующую въ обществѣ, въ томъ, чтобы группировать силы, направленныя къ одной цѣли, и тѣмъ увеличить вліяніе извѣстной дѣятельности. Цѣль Сельскаго Учителя — есть первоначальное народное образованіе. Ошиблись ли мы въ мнѣніи, что потребность образовываться въ народѣ и потребность образовывать народъ въ болѣе образованномъ сословіи чувствуется въ настоящее время въ нашемъ обществѣ, покажетъ успѣхъ нашего журнала. — Намъ кажется, что потребность эта чувствуется въ сильнѣйшей степени народомъ, образованнымъ сословіемъ и Правительствомъ. Правительство, особенно въ послѣднее время, видимо признало народное образованіе необходимымъ условіемъ благосостоянія, видимо признало необходимость дѣлать реформы въ методѣ образованія, начиная съ низшихъ школъ. Прежде всего у насъ основалась академія, потомъ Университеты, потомъ гимназіи. Весьма естественно на низкой степени общественнаго развитія думать, что возможны ученыя академіи и университеты безъ ученыхъ гимназій и народныхъ училищъ. — Россія прошла черезъ это заблужденье, какъ и другіе народы. Теперь замѣтенъ переходъ къ болѣе серьезному взгляду[77] на низшія учебныя заведенія. Теперь занимаются гимназіями болѣе, чѣмъ университетами. Со временемъ будутъ заниматься Уѣзднымъ училищемъ и сельской школой болѣе, чѣмъ гимназіей, Университетомъ и Академіей. Въ Германіи и въ Англіи, гдѣ долѣе всѣхъ другихъ государствъ наука Педагогіи, переходъ этотъ уже совершился. Ежели Правительство чувствуетъ потребность народ[наго] образованія, то на сколько сильнѣе правительства должна чувствоваться эта потребность въ образованныхъ сословіяхъ дворянства, купечества, находящихся въ прямой, непосредственной зависимости отъ нравовъ, образа мыслей народа. Что народъ самъ чувствуетъ потребность образованія, мнѣ кажется не подлежитъ доказательствамъ. Это есть, по нашему мнѣнію, такая же потребность всякаго народа, какъ потребность питанія всего живаго. Народъ нашъ не имѣетъ органа, которымъ бы онъ могъ выражать свои потребности, потому мы не имѣемъ права сказать, чего онъ желаетъ или не желаетъ. Но образованіе для народа есть потребность а не желаніе. И ежели народъ говоритъ, что не нужно бы образовываться, то онъ говоритъ то, что сказала бы лошадь, которая для себя везетъ возъ сѣна, что не нужно бы было ее мучать. Итакъ
Мы не боимся преждевременности нашего журнала. Но это одно только изъ условій неуспѣха, есть еще условія. Журналъ можетъ быть излишнимъ, можетъ идти по пути, занятому уже другимъ, говорить о томъ, что уже сказано. Этаго намъ, кажется, можно тоже не бояться. Мы не знаемъ нетолько изданія, но книги, которая бы удовлетворяла тѣмъ потребностямъ, на которыя мы хотимъ и надѣемся отвѣтить въ нашемъ журналѣ — на потребности руководствъ для учащихся[78] въ сельскихъ школахъ и руководствъ для обучающихъ въ сельскихъ школахъ. — Скажемъ смѣло наше мнѣніе, нашъ журналъ долженъ быть первымъ шагомъ къ народному образованію, которое еще не начиналось въ Россіи. У насъ есть въ народѣ грамотность, но образованіе еще не начиналось. Споръ о томъ, нужна или нѣтъ грамотность, надъ которой такъ ядовито смѣются,[79] но[80] самое слово и понятіе грамотность, не такъ смѣшны, какъ кажется. По нашему мнѣнію, это есть физіологическій фактъ въ нашемъ обществѣ. Понятіе грамотности есть удивительно русское понятіе. Это есть тоже, что ежели бы знаніе однѣхъ буквъ безъ складовъ считалось бы за извѣстную ступень развитія и стали бы спорить, полезно оно или вредно. — Грамотность не есть ступень развитія, а случайная Fertigkeit.[81] Вредно или полезно умѣть плести снурочки въ смыслѣ образованія? Никто не можетъ отвѣтить. Но ежели одни будутъ несправедливо разумѣть подъ грамотностью ступень развитія, a другія вредное вліяніе учителей и процеса ученія на нравственность и умственныя способности учащихся, то споръ можетъ продлиться. Но ежели бы споръ о грамотности яснѣе былъ бы формулированъ, то мы только по опыту были бы на сторонѣ тѣхъ, которые отрицаютъ ея пользу. —
Третье условіе неуспѣха изданія есть его несоотвѣтственность съ потребностью, происходящая отъ невѣрнаго взгляда редакціи. Въ этомъ отношеніи мы не можемъ быть покойны и считаемъ своей обязанностью кратко изложить основанія, которыя будутъ руководствовать насъ въ выборѣ статей для нашего журнала. —
Образованіе есть потребность всякаго человѣка. Поэтому образованіе можетъ быть только въ формѣ удовлетворенія потребности. Вѣрнѣйшій признакъ дѣйствительности и вѣрности путя[82] образованія есть удовольствіе, съ которымъ оно воспринимается. Образованіе на дѣлѣ и въ книгѣ не можетъ быть насильственно и должно доставлять наслажденье учащимся. —
Идеалъ руководства
_______
[ЗАМЕТКИ ОБ АНГЛИЙСКИХ УЧЕБНЫХ КНИГАХ ДЛЯ ШКОЛ.]
* Abbot’s first reader. — [83]
Протестантски нравственная книга съ катехизическими вопросами, дѣлающими необходимымъ заучиванье.
* Abbot’s second reader.[84] —
Никуда не годится. Дидактизмъ во всей силѣ. Абстрактное правило ставится прежде конкретовъ жизни. —
Ноте and common Things.[85]
Сжатыя изрѣченія о добродѣтели и о естественныхъ предметахъ, безъ portée.[86] Описаніе мануфактурныхъ производствъ недурно но сухо отъ краткости.
Poetry and prose.[87] Безсмысленный сборникъ съ цѣлью ученія декламаціи. —
4. Daily lesson books.[88] Раздѣлен[ы] по днямъ, съ текстами библіи и отрывочными свѣдѣніями о всемъ, и еще съ вопросами и анализомъ. Три цѣли, ни одна не достигается кромѣ скуки для ребенка. Всѣ эти книги ненужны. Каждый умный учитель сдѣлаетъ тоже свое и живое.
3.[89] First, sequel and second book of reading lessons by the Christian brothers.[90] — Метода ученья азбуки и складамъ съ протестантскимъ направленіемъ и съ началами граматики и свѣдѣніями. Притомъ картинки.
Moral lessons.[91] Тупоумная религіозность.
Principles of elocution,[92] образецъ безсмыслія: какъ произносить, охать, вздыхать и молчать.
Christian kno[w]ledge.[93]
* Reading books for adults.[94] Превосходная книга. Никто на меня не работаетъ. Остальныя книги Christian kno[w]ledge плохія краткія исторіи безъ интереса и связи.
Collection of instruction extracts.[95] Собраніе изъ конверсаціонслексикон[овъ] есть хорошія, но нѣтъ связи, не наука, ни забава.
Leiton instructive and juvenile reader.[96] Плоше первыхъ Abbots въ томъ же родѣ. —
Amques’s reading lessons.[97] Энсиклопедія, короткая и непопулярная.
Select extracts from Blackstons.[98] Хорошая книга для образов дѣтей о законодательствѣ отечества.
Басни Эзопа.
Nelsons Series.[99] Тоже что Abbot’s с особенностями пріемовъ для языка.
Cullock’s reading books.[100] Дрянь дамская.
Reading lesson books.[101] Всѣ все тоже. Соединяющія всѣ свѣдѣнія, коротко, неясно и безъ системы.
* Circle of kno[w]ledge[102] — порядочно.
* Hints of arithmetic lady[103] Verney[104] — умно.
* Grant Arithmetic.[105]
* Cassell’s Arithm[etic] for the Youn[g]s.[106]
Abams.[107]
Chambers Arithmetic[108] — дрянь.
Lang’s. Heigher Arithm[etic][109] — хорошая.
* System of mental arithmetics.[110]
* Instruction of training arithmetic.[111]
* The child’s Arithmetics[112] — прекрасная книжонка.
Morgan’s Element of arithmetic.[113] Педантическая книга.
? Book-keeping.[114] He смотрѣ[лъ,] потому что мнѣ не кажется наукой.
Nesbit’s mensuration.[115] Отличная практическая книга.
* Algebra Tates.[116] Въ Алгебрѣ Тата замѣтно стремленіе популяризированія.
Practical mathematics,[117] не знаю, но кажется Давидсона хорошая математическая книжка. —
Писанье.
Method of writing.[118] Надо взять.
Пѣнье и Музыка.
Географія.
System[119] on general geograph[y][120] Balbi und Malte Brun.[121] Скверная сухая компиляція.
Curiosities[122] of phisical Geograph[y][123]
* [124] History of mankind[125] — подходящія книги.
* Popular Geology[126] Lardner[127]
* Elements of Zoology[128] and Totems[129] Shaedler and Chedlock[130]
* Dexter’s Mineral, animal and vegetable substances.[131] — Отличная книга, отвѣчающая на всякіе вопросы дѣтей.
* The observing eye.[132] О микроскопѣ, почти популярно.
* Swainsons habits and instincts of animais.[133]
* Natural history for beginners Orwen’s.[134]
* Hooker’s child book of nature[135] — отличная книга.
* Familiar history of birds, Stamby[136] маленькая книжка для мал[ьчиковъ].
Popular economic botany,[137] все чужія растенія, но нужны[я] всѣмъ.
* Chemistry of common life Jonston.[138]
* Cathechism of agricultural chemistry and geology.[139] —
* Griffith[140] забавы химическія.
Trimmer for farmer[s] and landowners.[141]
[На обороте листа, сложенного пополам:]
Educational Guardian.[142]
Pupil teacher.[143]
School and teacher.[144]
Englich journal of education.[145]
National societies.[146], [147]
The educational record.[148]
_______
[ПИСЬМО К НЕИЗВЕСТНОМУ О НЕМЕЦКИХ ШКОЛАХ.]
Любезный другъ!
Я теперь почти кончаю мое путешествіе по школамъ Европы — часть Германіи, Франція, Англія, Италія, Бельгія — уже осмотрѣны мною — и мнѣ страшно дать не только тебѣ и педагогическому міру — но страшно самому себѣ дать отчетъ въ томъ убѣжденіи, къ которому я приведенъ всѣмъ видѣннымъ.[149] —
Heraus damit. Вотъ оно. Только мы русскіе варвары не знаемъ, колеблемся и ищемъ разрѣшенія вопросовъ о будущности человѣка и лучшихъ путяхъ образованія, въ Европѣ же это вопросы рѣшенные; и что замѣчательнѣе всего, разрѣшенные на 1000 различныхъ ладовъ. Въ Европѣ знаютъ не только законы будущаго развитія человѣчества, знаютъ пути, по которымъ оно пойдетъ, знаютъ, въ чемъ можетъ осуществиться счастье отдѣльной личности и цѣлыхъ народовъ, знаютъ, въ чемъ должно состоять высшее гармоническое развитіе человѣка и какъ оно достигается. Знаютъ, какая наука и какое искуство болѣе или менѣе полезны для извѣстнаго субъекта. Мало того, какъ сложное вещество разложили душу человѣка на — память, умъ, чувства и т. д., и знаютъ, сколько какого упражненія