и тамъ проживаетъ доходы русской земли. Время, проведенное въ дорогѣ: пѣшкомъ, по почтѣ или въ вагонѣ, есть время, вычеркнутое изъ жизни, неплодотворное ни для себя, ни для общества. Старики наши долго собирались и молились Богу, чтобъ ѣхать въ дорогу за 1000 верстъ и, съѣздивши одинъ разъ въ жизни, уже оставались дома до самой смерти. Я повѣрялъ это на близко знакомыхъ мнѣ людяхъ, и каждый можетъ повѣрить это, что ежели счесть дни, проведенные въ дорогѣ нашими отцами, то выйдетъ, что у насъ, благодаря удобству желѣзныхъ дорогъ, вдвое, если не втрое, такихъ потерянныхъ дорожныхъ дней. Прежде я ѣздилъ изъ Твери въ Москву въ 24 часа и устроивалъ такъ дѣла, что ѣздилъ только разъ въ годъ, такъ что въ годъ у меня было потерянныхъ только двое сутокъ. Теперь, по желѣзной дорогѣ, невольно поддаваясь ея искушеніямъ, я ѣзжу, самое малое, 10 разъ, — положимъ еще меньше, 5 разъ, и у меня потерянныхъ 5 разъ по 6, туда и назадъ по 12, итого 60 часовъ вмѣсто 48. Нужно счесть при этомъ еще, что прежде у меня было только разъ въ годъ потерянное время зборовъ, отъѣзда и пріѣзда, теперь у меня этихъ зборовъ бываетъ 5 разъ. Это наблюденіе можно провѣрить какъ надъ дворяниномъ, купцомъ и чиновникомъ, такъ <и надъ> мѣщаниномъ и крестьяниномъ. Это наблюденіе можно провѣрить и надъ всею массою[208] населенія. В 1830-хъ годахъ въ данную минуту находилось по всей Россіи въ процессѣ передвиженія, т. е. людей, потерянныхъ для работы въ данную минуту, безъ сомнѣнія, менѣе, чѣмъ въ 1862 г., при настоящемъ развитіи желѣзныхъ дорогъ и пароходства. Это положеніе, безъ сомнѣнія, не доказано; но наблюденія мои подтверждаютъ его, и я надѣюсь, что люди, имѣющіе способность наблюдать непосредственно явленія жизни, подтвердятъ его. Паровые пути сообщенія, выгадывая время, должны бы были уменьшать движеніе товаровъ и народа; мы же постоянно и вездѣ видимъ противоположныя явленія: чѣмъ больше развиты пути сообщенія, тѣмъ больше въ каждую данную минуту народа и товара находится въ процессѣ передвиженія, т. е. потеряно для производительности. Соглашаясь съ этимъ, мнѣ скажутъ, можетъ быть, что хотя и болѣе празднаго народа въ дорогахъ, за то народъ этотъ, постоянно передвигаясь, производительнѣе работаетъ и дешевле пріобрѣтаетъ предметы своихъ потребностей. О ненужности для народа мануфактурныхъ предметовъ я говорилъ уже, а для того, чтобы производительнѣе работать, я не вижу никакой надобности работникамъ и купцамъ летѣть по 60 верстъ въ часъ изъ Москвы въ Петерб[ургъ], изъ Петерб[урга] въ Полтаву и обратно. Ежели вы изобрѣли средства для усиленія производительности рабочихъ силъ, наприм., паровую съ каменнымъ углемъ пильню, мельницу, пахальную или косильную машину, почему же намъ не привезти эту машину именно туда, гдѣ работа тратится даромъ, въ среду работниковъ, и для чего тутъ нужны паровозы, желѣзныя дороги, съ самымъ серіознымъ лицомъ и съ значительнымъ видомъ мчащіе вагоны косынокъ, кринолиновъ, фортопьянъ, мебели и работниковъ, для произведенія всѣхъ этихъ предметовъ. Надобно быть съумасшедшимъ или политическимъ экономомъ для того, чтобы понять, почему народъ будетъ счастливѣе, ежели съ быстротою молніи будутъ лѣтать изъ города въ городъ вагоны съ праздными чиновниками и дворянами, купцами, наровящими сорвать процентикъ съ каждаго зерна, прошедшаго чрезъ ихъ руки отъ земледѣльца къ горожанину, и чиновниками, отыскивающими мѣсто въ администраціи, съ плотниками и каменьщиками, ѣдущими строить дома тѣмъ же чиновникамъ, съ баньщиками, половыми, извощиками, разнощиками и солдатами, и съ товарами всякаго разбора, опять таки для тѣхъ же дворянъ, купцовъ, чиновниковъ и людей, отрываемыхъ отъ народа. Какъ бы быстро не лѣтали эти вагоны, для народа отъ нихъ ничего не прибавляется. Только съ каждымъ годомъ и съ каждымъ часомъ отрываются все болѣе и болѣе люди изъ народа, втягиваются въ движеніе прогресса и дѣлаются участниками его, въ смыслѣ вытягиванія сока изъ народа, изъ занятыхъ классовъ.
Я бы могъ привести еще много и много аргументовъ, какъ противъ желѣзныхъ дорогъ, такъ и противъ машинъ, въ особенности въ смыслѣ упадка вслѣдствіе ихъ физической и нравственной силы человѣчества; но я ограничусь этими и возвращусь опять къ 1-му аргументу противъ прогресса цивилизации, именно тому, что народъ не хочетъ его.
Стр. 345, строка 20 св.
Вместо слов: что эти люди….. поколения этих диких, в ркп. Б: что Кирилы, Вавилы и Юхваны, и цѣлыя поколѣнія этихъ Юхвановъ,
Стр. 345, строка 18 сн.
Вместо слова: работников в ркп. Б: Юхвановъ
Стр. 346, строка 19 св.
После слов: художественные произведения в ркп. Б следует: (Венера Милосская, Библія, Иліада, русскія пѣсни <и легенды>)
Стр. 346, строка 9 сн.
После слов: доказать прежде и то, и другое. в ркп. В следует: а потомъ анализировать законы цивилизаціи.
Стр. 346, строка 5 сн.
После слов: возстающий против в ркп. В зачеркнуто: всякихъ дедуктивныхъ и
Стр. 346, строка 3 сн.
После слов: заключается в прогрессе цивилизации в ркп. В следует зачеркнутая автором фраза: Онъ говорить о распредѣленiи богатства, но ничего не говорить о распредѣленіи образованія.
Стр. 347, строка 9 св.
После слов: цивилизации решенным. в ркп. В следует: Мы находимъ во всѣхъ это вѣрованіе, только какъ вѣрованіе. И поэтому не удовлетворяемся какъ воспитаніемъ дьячка, бьющаго ученика за то, что онъ не учитъ наизусть безсмыслицу, такъ и воспитаніемъ Гимназіи съ изученіемъ Географіи и Исторіи, не удовлетворяемся и воспитаніемъ Университета, не удовлетворяемся и самымъ высшимъ Европейскимъ воспитаніемъ. Дьячокъ готовитъ ученика въ чтецы псалтыря и оправдываетъ свое ученіе по мѣрѣ своихъ умственныхъ силъ. Гимназія и Университетъ готовятъ чиновниковъ и тоже оправдываются по мѣрѣ умственныхъ силъ. Высшее европейское воспитаніе готовитъ будущаго члена прогресса и тоже оправдывается по мѣрѣ своихъ силъ… И я признаю за каждымъ изъ этихъ родовъ воспитанія свое право историческое, но столь же мало убѣжденный въ истинѣ дьячковска[го] воспитанія, сколько и въ необходимости прогресса, я ищу основанія общечеловѣческаго воспитанія.
Стр. 347, строка 15 сн.
После слов: оснований на такое право и в ркп. В зачеркнуто: признаемъ только философскія или религіозныя основанія достаточными.
Стр. 347, строка 12 сн.
Вместо слова: Далай-ламу, в ркп. В: Брама.
Стр. 348, строка 1 св.
После слов: ежели открытие в ркп. В: <новыхъ> законовъ
Стр. 348, строка 16 св.
После слов: в своей ошибке, в ркп. В зачеркнуто: приводить историческія доказательства для фил[ософской] мысли.
Стр. 348, строка 5 сн.
После слов: пред другими школами: в ркп. В следует: не матерьяльныя средства, какъ то доказываютъ другія школы.
Стр. 349, строка 5 св.
Вместо слов: высказать недосказанное в ркп. В: досказать непонят[ое]. И въ этомъ-то лежитъ сущность разногласія.
Стр. 349, строка 15 сн.
Вместо слов: ненужные газы, в ркп. В: ненужный азотъ.
Стр. 349, строка 8 сн.
После слов: может быть, неправильно, в ркп. В: глупо
Стр. 350, строка 3 св.
Вместо слов: непонятливость? в ркп. В: непонятная аберрація.
Стр. 350, строка 7 св.
Вместо слов: необходимо определение образования, в ркп. В написано и зачеркнуто: представляются слѣдующіе факты и вопросы.
_______
1862-й годъ
Ясно-Полянской школы.
За 1862-й годъ —
Начался съ 26 февраля[209]
Февраль 26. Понедѣльникъ
___________________________________
Стар[шій] к[лассъ]. — Математика.
___________________________________
Морозовъ былъ усланъ (надо останавливать игранье). Игн[атка], Ром[ашка], Дан[илка], Ѳок[ановъ]. Задача уравненія — бассейнъ. Очень хорошо. Уничтоженіе знаменателя такъ и не поняли, оть торопливости. Вл[адиміра] Ал[ександровича]. Сокращали и приводили къ одному знаменателю отлично. Задалъ сложную задачу тройнаго правила.
___________________________________
Въ млад[шемъ] к[лассѣ]. Писаніе.
___________________________________
Начался урокъ съ 8 часовъ и продолжался до 11 часовъ — отступленіе отъ росписанія, по случаю поздняго прихода на классъ учителя математики. Много написали: Румянцевъ и Кирюшка изъ Русской Исторіи, a прочіе изъ Св[ященной] Исторіи В[етхаго] 3[авѣта]. — Румянцевъ отлично написалъ, какъ въ изложеніи, такъ и орфографически, Кирюшка — дурно. Прочіе очень обыкновенно. Каллиграфія въ упадкѣ; замѣчено Граф[омъ] обратить на это вниманіе. Да, я боюсь за себя, потому самъ не далекъ.
___________________________________
Въ Приготов[ительномъ]. Механ[ическое] Чтеніе.
___________________________________
Всегда велось обыкновеніе этотъ урокъ вести сообразно его назначенiю. Я же далъ имъ читать съ разсказомъ. Хрусловъ, Матвѣева и Владиміровъ читали изъ хрестоматіи «О Владимірѣ, сынѣ Святослава» — разcказали порядочно. Солдатиковъ, Матвѣевъ, Фролковъ, Гавриловъ и Ермилова «О Матвѣѣ» изъ книжекъ Ясной Пол[яны]. Всѣ разсказывали прекрасно. — Остальные — сказски Худякова и Аѳан[асьева], которыя, разсказываютъ теперь ужь безъ затрудненія.
___________________________________
Млад[шій] к[лассъ] и Пригот[овительный]. Св[ященная] Исторія.
___________________________________
[210] Разсказывали изъ Новаго Завѣта «О женѣ Самарянкѣ, Чудесный ловъ рыбы и Нагорной проповѣди Іисуса Хр[иста]. — Всѣ, исключая самыхъ меньшихъ, разсказывали. Спутываются иногда въ послѣдовательности.
___________________________________
Млад[шій] к[лассъ]. Математика.
___________________________________
[211] Попробовавъ всѣхъ вмѣстѣ, но меньшіе — не только меньшіе, но и 2-е отдѣленіе страшно слабы — механизмъ и только. Одна изъ главныхъ трудностей — находить случаи дѣленья и узнавать части неозначенныя. — Робки и скучливы до невозможности. Механически дѣлаютъ дѣйствія съ дробями. Келлеръ занимался славно съ частью 1-го отдѣленія.
___________________________________
Математика, самые младшіе.
___________________________________
Началъ съ дѣленья — не знаютъ и боятся меня — умноженье, вычитанье, сложенье, нумерація — тоже. Механизмъ въ формахъ сознанія. Я былъ обманутъ. Поручилъ Ромашкѣ. Онъ велъ классъ необычайно-спокойно, толково и не скучно. Самъ выдумывалъ задачи изъ жизни и недурно. —
П[етръ] В[асилъевичъ] прошу — заставляйте изъ старшаго класса по перемѣнкамъ учить математикѣ младшихъ. Ежели я не приду,[212] присылайте ихъ — очередныхъ учителей — ко мнѣ за наставленіемъ. — Переплетчикъ.
___________________________________
Приготов[ительный] к[лассъ]. Писаніе.
___________________________________
Въ этомъ классѣ прежде писали лучшіе ученики изъ Св[ященной] Исторіи В[етхаго] 3[авѣта], a худшіе подъ диктантъ. Нынѣ измѣнили старой привычкѣ; всѣ писали соч[ин]енія; темы для этихъ сочиненій выбирали сами произвольно. Владиміровъ, Михѣевъ и Гавриловъ удовлетворительно написали съ немалыми орфографическими ошибками. Остальные — что-то написали, кажется сносное по ихъ смыслу.
___________________________________
Въ стар[шемъ], млад[шемъ] и пригот[овительномъ] 1-го отд[ѣленія]. Чтеніе.
___________________________________
Для чтенія давалъ, кому что нравится. Мальчики стар[шаго] к[ласса] читали изъ русской исторіи съ большею охотою; только Исторію Погодина скучновато. 2-го отд[ѣленія] ученики книжку Св[ященной] Исторіи, a прочіе разныя книжки. Всѣ вообще читали и разсказывали съ охотою. — Предложено Граф[омъ] разнообразить чтеніе.
___________________________________
Февраль 27. Вторникъ.
___________________________________
Стар[шій] к[лассъ]. Математика.
___________________________________
[213] Задачи изъ планиметріи — очень плохо. — Забыли много и могутъ забыть.
___________________________________
Младшій классъ. Писаніе.
___________________________________
Писали двое изъ Русской Исторіи, написали достаточно, прочіе изъ Св[ященной] Исторіи тоже со смысломъ. Думаю, помогло имъ вчерашнее чтеніе по книгѣ изъ Священной Исторіи. Потому что и нынѣ многіе съ дракой хватались за эту книжку.
___________________________________
Пригот[овительный] обоихъ отд[ѣленій]. — Чтеніе.
___________________________________
Кучками продолжали чтеніе Матвѣя. Нѣкоторые, и самые худшіе, «Сказски» Худякова. Всѣхъ заставлялъ разсказывать, и всѣ разсказывали порядочно.
___________________________________
Стар[шій] к[лассъ]. Постеп[енное] чтеніе.
___________________________________
Сами попросили себѣ читать изъ Русской Исторіи. Когда я посмотрѣлъ, о чемъ они будутъ читать, то увидалъ, что они не стали продолжать того, на чемъ я остановился съ ними въ разсказѣ оной, а нашли то, о чемъ имъ слѣдуетъ писать.
___________________________________
Пригот[овительный] к[лассъ]. — Писаніе.
___________________________________
Ученики перваго отд[ѣленія] приготовительнаго класса, нѣкоторые изъ 2-го отдѣленія, писали изъ Св[ященной] Исторіи. Хорошо запомнили послѣдовательность, но грамматика страдаетъ. Худшіе ученики писали