Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 8. Педагогические статьи, 1860–1863 гг.

подъ диктантъ.

Приказано Гр[афомъ] разнообразить писаніе: день изъ Св[ященной] Ист[оріи], другой разныя сочиненія, выдумываемыя ими самими.

___________________________________

Младшій классъ. — Математика.[214]

___________________________________

Густавъ Ѳедоровичъ.

Данилка велъ матем[атику] хуже другихъ.

___________________________________

Черченіе и Рисованіе.

___________________________________

Черченіе.

Es wurde die Seitenansicht des Schultisches gezeichnet.[215]

Рисованіе.

Младшій классъ и приготовительный Классъ: Матвѣевъ, Солдатиковъ, Владимировъ взяли новыя тетради.

[Рисунок пером.]

___________________________________

[216] Русская Исторія.

___________________________________

Этотъ предметъ для меня столько же знакомъ, какъ и для моихъ слушателей. Поэтому я прежде самъ прочту, а если не придется прочесть, то я беру живьемъ — руководства Водовозова или Погодина и прямо объясняюсь съ своими слушателями по книжкѣ. Во время нынѣшняго урока былъ Графъ; и я ужасно конфузился читать даже что еслибъ пришлось мнѣ разсказывать читанное, то право, къ стыду моему, я бы сталъ въ тупикъ. Мальчики всѣ разск[азали].

___________________________________

28 Февраля. Среда.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. Математика.

___________________________________

[217] Задачи изъ правила смѣшенія. Я запутался. Алгебраически хуже. — Полезно задавать задачи показавъ впередъ рѣшеніе. —

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ]. Писаніе.

___________________________________

Самъ я пришелъ въ классъ по зову. Засталъ мальчиковъ занятыми своимъ дѣломъ по распоряженію Графа, который пришелъ еще до назначенныхъ часовъ въ росписаніи. — Румянцевъ писалъ изъ Русской Исторіи хорошо и много. Банникова, Фокановъ и Ждановъ — изъ Св[ященной] Исторіи — тоже писали порядочно съ немногими грамматич[ескими] ошибками. —

___________________________________

Приготов[ительный] К[лассъ]. Чтеніе.

___________________________________

Всѣ читали и разсказывали: Хрусловъ, Рѣзуновъ изъ Русской Исторіи, Осиповъ изъ Св[ященно]й Исторіи. Прочіе продолжали читать «Матвѣя». Плохіе чтецы — сказски. Безъ исключенія всѣ разсказали. Вчера еще пріѣхалъ новый школьникъ, сынъ Священника — Димитрій Сахаровъ, который знаетъ читать и не много писать.

___________________________________

Млад[шій] Классъ. Математика.

___________________________________

<Задача изъ правила смѣшенія. Я запутался, но потомъ разобрался. Ариѳметич[ески] много легче. Надо>[218]

___________________________________

1) Задача: Ein Kaufmann hat 600 A[rschin] Tuch.[219]

Кириллъ купилъ: 1/4 A. 2 P. 50 к. стоитъ.

Дунькѣ купила: 50 A. 5 P. 15 к.

Купѣцъ далъ Дуньки два Аршина, которые ничего не стоитъ.

Васкѣ купилъ что осталось.

Все сукно которое купѣцъ продавалъ, онъ за него взялъ 2400 Рублей.

Сколько Аршинъ Васька взялъ, сколько денегъ заплатилъ за каждый Аршинъ? и т. п.

<2 Задача.

Въ бочкѣ было 2550 кружекъ.

Дунька взяла 2/8 + 150 Кружекъ

Васька взялъ 1/5, Тараска взялъ 1/12 + 50 Кружекъ и т. д.>

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] и приготов[ительный]. Писаніе.

___________________________________

Изъ Старшаго класса трое писали изъ Св[ященной] Ист[оріи] Нов[аго] Завѣта; а трое изъ Русской Исторіи. Богдановъ дописалъ изъ Св[ященной] Исторіи. Вообще писали лѣниво.

Младшіе ученики писали сочиненія и переписали на бумагу. Всѣ почти написали о масляницѣ.

___________________________________

[220]

Старший классъ. Сочиненья. 2-й классъ, математ[ика]. Черновъ.

Писали сочиненья — всё о театрѣ. Васька — о томъ, что бы онъ сдѣлалъ, коли бы попался въ плѣнъ. — Радуются на тетради — надо поддерживать эту охоту. Пожалуйста Петръ Васильичъ! — Ром[ашка] о ученьи. Кир[юшка] ни на шагъ не уступалъ Успенскому, — въ Андр. безсчастномъ. — Черновъ плохо задаетъ задачи. Надо преостановиться въ дробяхъ и больше рѣшать. —

Часто въ мл[адшемъ] кл[ассѣ] М[орозовъ?] (особенно когда я в[хожу?]) возьметъ позоветъ меня, посмотритъ, улыбнется и больше ничего.

___________________________________

Св[ященная] Исторія.

___________________________________

Повторяли «съ Моѵсея до Давида». Разсказывали сами по порядку. Я ничего не подправлялъ. Сами разсказывали со всѣми подробностями и сами себя подправляли. Въ послѣдовательности разсказа не сбивались. Разсказъ производился безъ огня. Подъ конецъ урока ослабѣли, даже совсѣмъ залѣнились, тѣмъ болѣе когда услыхали музыку въ другой комнатѣ. Ужасно негодовали на себя за то, что они не въ старшемъ классѣ.

___________________________________

[221] Эксперименты.

Сѣрноводородный газъ — фосфорно водород[ный] газъ. Висмутъ бросали. Лакмусовая бумага.

___________________________________

Рисование.

Стар[шій] к[лассъ.] Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen mit Hinweisung auf die Perspective.[222]

___________________________________

Мартъ 1. — Четвергъ.

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія]. Математика.

[223] Сначала всегда плохо — пока не расходятся — а я хуже всѣхъ — сержусь. — Повторилъ задачи смѣшенія и нѣсколько уравненій.

___________________________________

Стар[шій] кл[ассъ] 2-го отд[ѣленія]. Писаніе.

___________________________________

Писали нѣкоторые изъ Русской Исторіи, нѣкоторые изъ Св[ященной] Исторіи, написали изрядно. Румянцевъ лѣниво писалъ. Банниковой совсѣмъ не было. Прочіе обыкновенно. Впрочемъ Кирюшка сверхъ чаянія успѣлъ написать двѣ доски.

___________________________________

Млад[шій] К[лассъ] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

___________________________________

Продолжаютъ читать «Матвѣя». Немногимъ осталось дочитывать. Нынѣ многіе дочитали. Обѣщаются разсказать всего сначала. Къ сказскамъ почти у всѣхъ охладѣла любовь. Развѣ мальчика три еще мучаютъ [?] ихъ, и то вяло. — Даю читать Хрестоматію. Понимаютъ, да не слишкомъ.

___________________________________

Законъ Божій.

___________________________________

Всѣмъ было мною объяснено о Великомъ постѣ, — иначе почему сей постъ называется Св[ятая] четыредесятница, какъ надобно проводить сей постъ. Было слышно возраженіе отъ ученика Кирилла Иванова, что не всѣ люди постъ и сей соблюдаютъ; нѣкоторые скоромное ѣдятъ, основываясь на словахъ Св[ященнаго] писанія, что входящее въ уста не сквернитъ, но сквернитъ исходящее изъ устъ. То и другое не спасительно! Примѣръ І[исуса] Христа выше всѣхъ словъ и достоинъ подражанія для всѣхъ Христіанъ, особенно православныхъ.

Священникъ К. Пашковскій.

___________________________________

[224] Рисованіе. Младшій классъ и приготовительный классъ.

___________________________________

Zwei neue Schüler, Арбусовъ und Сахаровъ zeichneten sogleich nebenstehende Figur mit den Übungen[?][225]

[Рисунок]

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія]. Писаніе.

___________________________________

Писали изъ Русской Исторіи почти всѣ, исключая Чернова, который пишетъ Св[ященную] Исторію Н[оваго] З[авѣта]. Позабывъ послѣдовательность въ своемъ разсказѣ, онъ просилъ меня напомнить ему, но я отказалъ ему въ этомъ. Тогда-то у Чернова полились потоки горячихъ слезъ. Сочувствуя его непотдѣльному горю, я подсказалъ ему. И дѣло у него пошло чередомъ.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] чтеніе, во всѣхъ прочихъ математика.

___________________________________

Два старшихъ ученика: Богдановъ и Морозовъ занимались математикой съ меньшими. Прочіе читали изъ Русской исторіи то, что слѣдовало имъ писать.

___________________________________

Русская Исторія.

___________________________________

Читалъ «о нашествіи Батыя на Русь». Ученики старшаго и нѣкоторые изъ младшаго класса поняли хорошо. Большая часть не поняли. Дѣвки всѣ, исключая Банниковой, баловались. —

___________________________________

Мартъ 2-е — Пятница.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1 от[дѣленіе]. Математика.

___________________________________

[226] Началъ дѣлать по книжкѣ — задачу помноженья на два, и классъ пропалъ даромъ. Хотѣлъ найти формулу прогресіи и не нашелъ.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-го отд[ѣленія]. Писаніе.

___________________________________

Одна Банникова продолжала писать изъ Св[ященной] Исторіи. — Прочіе переписывали свои сочиненія. — Румянцевъ о дѣдушкѣ, Фокановъ о свадьбѣ, Ждановъ о прогулкѣ съ товарищемъ.

___________________________________

Млад[шій] к[лассъ] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

___________________________________

Читали изъ Русской Исторіи, нѣкоторые изъ «бесѣдъ для солдатъ». Всѣ разсказали по немногу.

___________________________________

Стар[шій] К[лассъ] 2-го отд[ѣленія]. Математика.

___________________________________

[227] Млад[шій] кл[ассъ]. Математика.

___________________________________

Aufgaben in der Art und Weise wie die folgende, welche wir zuerst aufgelöst haben:

In einer Kasse sind 6000 Rubel.

A nimmt 3 mal so viel als В und noch 100 Rubel, С aber nimmt 4 mal so viel als В weniger 250. Wie viel nahm Jeder?[228]

Experimente.[229]

1) Niederschlag von Metallen durch SH aus ihren Auflösungen.[230]

2) Selbstentzündung von Phosphor auf Kohlenpulver. Auflösung von P. in Äther.[231]

3) Die Lösung auf Zucker gegossen und desselben in kochendes Wasser geworfen. Selbstenzündung der aufsteichenden Gase.[232]

4) Leuchten der mit der Äther-Lösung befeuchtetem und geriebenen Hände.[233]

___________________________________

Старшій Кл[ассъ]. Рисованіе.

___________________________________

Fortsetzung der Zeichnung eines Quadrates in verschiedenen Lagen. — Хрусловъ muss in die zweite Classe veraltet werden.[234]

___________________________________

Математика въ млад[шихъ] к[лассахъ] об[оихъ] отд[ѣленій].[235]

___________________________________

Занимались ученики старшаго класса, Макаровъ и Козловъ Д[анилка] — задавали 1-му отд[ѣленію] на всѣ четыре дѣйствія; а 2-му отдѣленію на сложеніе и вычитаніе задачи. —

___________________________________

Священная Исторія.

___________________________________

Продолжали повтореніе съ Саула и до конца В[етхо]-Зав[ѣтной] Исторіи. — Разсказывали безъ меня. Пѣніе, бывшее въ это время, много ихъ соблазняло, и они разсѣявались. Приходилъ къ нимъ безпрестанно. Много было шуму и не охотно велся разсказъ.

___________________________________

Мартъ 3. Суббота.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ]. 1-е отдѣленіе Математика.[236]

___________________________________

1) Искали формулы и кое-что нашли сами.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-е отд[ѣленіе]. Писаніе.

___________________________________

Продолжаютъ писать кто изъ Русской, а кто изъ Св[ященной] Исторiи. Фокановъ пришелъ позднѣе другихъ и написалъ скорѣе всѣхъ, только со многими ошибками, потому что спѣшилъ догнать своихъ товарищей.

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

___________________________________

Читали изъ Русской Исторіи и изъ Солдатскаго чтенія. — Многіе не разсказали какъ слѣдуетъ. Другихъ книгъ для чтенія не достало — отданы въ переплетъ.

___________________________________

Рисованіе.[237]

___________________________________

Alle Classen zusammen. Es wurde sehr gut gezeichnet. [Pисунок.] Румянцовъ am besten.[238]

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-го отд[ѣленія.] Математика.

___________________________________

Gleichungen mit scheinbar zwei unbekannten Grössen, z.B.: Ein Mann hat х Kinder und у Äpfel; wenn er jedem Kinde 6 Äpfel giebt, so hat er 2 zu wenig, giebt er aber nur 5 Äpfel, so behält er drei übrig. Wie viel Kinder und wie viel Äpfel? etc.[239]

___________________________________

Март 5. — Понедѣльникъ.

___________________________________

[240] Старш[ій] кл[ассъ]. Математика.

Протвердили прогрессіи. Все берутъ на память. Потомъ задачи изъ разложенія на части, — разностьмежду двумя числами и ихъ частное. — Черн[овъ] — 4

Ѳокан[овъ] — 4

Мороз[овъ] — 4

Макар[овъ] — 4

Козл[овъ] — 4

Богдановъ — 4

Начинаю сначала.

___________________________________

Стар[шій к[лассъ] 2-го отд[ѣленія]. Писаніе.

Продолжаютъ писать. Румянцевъ — 5.

Банник[ова] — 3.

Фокановъ Т. — 4.

Ждановъ — 3 +.

Ивановъ — 4. +

Козловъ А. — 4.

Банникова въ каллиграфіи очень плоха; а Ждановъ въ орѳографіи.

Страница из „Дневника Яснополянской школы“ с записями Л. Н. Толстого, П. В. Морозова, Г. Ф. Келлера и учеников.

Размер подлинника.

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] обоихъ отд[ѣленій]. Чтеніе.

Осипов М. — 5. Xрусловъ — 5.

К. Осиповъ — 4 + Соколовъ — 5.

Арбузовъ — 3. Поляковъ — 5.

Сахаровъ — 3 — Михѣевъ — 4.

Цвѣтковъ — 3. Владим[іровъ] — 5.

Поликѣевъ — 3. Матвѣевъ — 5.

Ермилова — 4. Осиповъ А. — 5.

Кондаурова — 3. Солдатиковъ — 5.

Матвѣева — 3. Кондауровъ — 4.

Фролковъ — 3.

Рѣзуновъ — 5.

Копылова — 2.

Гавриловъ — 5.

Читали изъ книгъ Солдатская книжка.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія] Писаніе.

Черновъ — 4.

Ѳокановъ — 5.

Макаровъ — 5 +

Морозовъ — 5.

Козловъ Д. — 4.+

Богдановъ — 4 +.

Продолжаютъ писать изъ Русской Исторіи. —

Во время класса Ермилова и Матвѣевъ оттаскали за волоса Ромашку безъ всякой причины. —

Присудили оставить безъ обѣда.

___________________________________

Стар[шій] к[лассъ] 2-е отд[ѣленіе]. Чтеніе.

Козловъ А. — 3.

Румянцевъ — 3.

Ивановъ — 3.

Банникова — 3.

Ждановъ — 3.

Ѳокановъ — 3.

Давалъ читать «Бесѣды Золотова», никто не разсказалъ.

___________________________________

Млад[шіе] к[лассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Писаніе.

___________________________________

Первое отд[ѣленіе] писали заданныя сочиненія. Младшіе — подъ диктантъ.

___________________________________

Священная Исторія — послѣ Рисованія.

___________________________________

Со всѣми мальчиками разсказывалъ изъ Св[ященной] Исторіи сперва Bетхаго, a потомъ Новаго Завѣта. Старшіе только могутъ хорошо разсказывать, a прочіе недостаточно. Стали скучать. Многіе уснули. —

___________________________________

Законъ Божій.

___________________________________

Самымъ младшимъ ученикамъ было преподано буквальное изученіе молитвъ первоначальныхъ, среднимъ объяснялся смыслъ духовный молитвъ, употребляемыхъ при Богослуженіи Церковномъ, именно во время часовъ и утрени. Старшіе довольно смышлено усвоили таковый смыслъ, по знакомству съ Свящ[енною] Исторіею, средніе недостаточно, посему и предположено, въ слѣдующій разъ, тоже повторить.

Свящ. Пашковскій.

___________________________________

[241] Рисованіе.

___________________________________

Die Stunde fiel auf den Nachmittag. Wir zeichneten wegen hereinbrechender Dämmerung nur die beistehende einfache Figur.

Die Schüler waren sehr unruhig.[242]

[Pисунок]

___________________________________

Мартъ 6-е. Вторникъ.

___________________________________

[243] Математика. Старшій и 2-й классъ.

___________________________________

Началъ съ нумераціи съ старшими и старшими[244] 2-го класса. Значеніе значковъ десятичныхъ, простыхъ дробей и уравненій. — Сашка въ толпѣ ничего не можетъ дѣлатъ. — Я велъ дѣло плохо. Какъ будто ничего не вышло.

Ч[ерновъ] — 5.

М[орозовъ] — 5.

М[а]к[аровъ] — 5.

Ѳок[ановъ] — 5[245].

Д[анилка] — 5[246].

Р[омашка] Б[огдановъ] — 5.

[245] [246]

___________________________________

Млад[шій К[лассъ]. — 2-го отд[ѣленія]. — Чтеніе.

Ученики: Рѣзуновъ — 4. + Д. Сахаровъ — 3.

К. Осиповъ — 4. Г. Копылова — 2.

М. Осиповъ — 4. О. Матвѣева — 4.

Д. Фролковъ — 2. А. Кондаурова — 2.

Н. Цвѣтковъ — 2. Арбузовъ — 3.

Н. Гавриловъ — 5. И. Бузняковъ — 3.

Ив. Поликѣевъ — 2. В. Кузнецовъ — 3.

Читали разныя сказски и «Матвѣя». Ольгушка учила мальчиковъ нов[ыхъ].

___________________________________

Старшій кл[ассъ.] Геометрія.[247]

___________________________________

Ganz von Vornen angefangen.

Eine Linie in der Ebene. Richtung; Bestimmung derselben: Länge Zwei Linien. 1) Parallel oder 2) sich schneidend.

Nebenwinkel und Scheitelwinkel.

Drei Linien. 1) Alle 3 parallel.

2) 2 parallel von der dritten durchschnitten.

3) Keine der andern parallel. Dreieck.

Für 2 Aufzählung der entstehenden verschiedenen Winkelpaare.[248]

___________________________________

[249] Математика. Сочиненья. Старш[іе] и втор[ые.]

Задавали задачи изъ сложенья, вычитанья, умноженья. Задалъ

Скачать:TXTPDF

подъ диктантъ. Приказано Гр[афомъ] разнообразить писаніе: день изъ Св[ященной] Ист[оріи], другой разныя сочиненія, выдумываемыя ими самими. ___________________________________ Младшій классъ. — Математика.[214] ___________________________________ Густавъ Ѳедоровичъ. Данилка велъ матем[атику] хуже другихъ. ___________________________________