письмом, редакцией не установлено.
На другой день, 28 сентября, Толстой записал в Дневнике: «Обдумываю письмо государю о земле, самой, кажется, первой важности» (т. 57, стр. 146). Письмо написано не было.
* 154. Э. Потушанской.
1909 г. Сентября 27. Я. П.
27 сентября 09 г. Ясная Поляна.
Жизнь ваша нужна Тому, кто вас послал в жизнь. Вы его орган и должны служить ему. Служение в любви к богу и ближнему (Еванг[елие] Матфея ст. 36—40, гл. XXII). Любовь к богу, любовь к совершенству, любовь к ближнему — равному, любовь ко всем.
Печатается по дубликату подлинника.
Ответ на письмо Э. Потушанской, ученицы восьмого класса женской гимназии в г. Александровске Екатеринославской губ., от 25 сентября 1909 г., в котором она жаловалась на однообразие и бессмысленность жизни.
* 155. М. С. Тутолмину.
1909 г. Сентября 27. Я. П.
27 сентября 09 г. Ясная Поляна.
Михаил Сергеевич,
Никакого общества не знаю, да и знать человеку, желающему жить христианской жизнью, не нужно. Общество есть одно — всё человечество.
Печатается по дубликату подлинника.
В письме из Орла от 23 сентября 1909 г. Михаил Сергеевич Тутолмин просил сообщить адреса «христианских обществ» и мнение Толстого о них.
* 156. И. М. Шикунову.
1909 г. Сентября 27. Я. П.
27-го сентября 09 г. Ясная Поляна.
Стыдно и нехорошо писать глупости и ложь.1 Книг2 вам не посылаю и очень жалею о том, что прежние послал вам, а не кому другому, разумному и правдивому человеку.
Если сознаетесь, что всё, что писали, выдумали и что вам совестно за это, тогда пишите еще, я отвечу вам, а если не хотите сознаться, то лучше не пишите совсем.
Лев Толстой.
Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.
В письме от 21 июня 1909 г. крестьянин Иона Михайлович Шикунов (Хворостянка Самарской губ.) спрашивал, как относиться к евангельским чудесам. Просил книг. Ответил ему H. Н. Гусев 15 июля. В письме от 21 сентября Шикунов благодарил за присланные книги и, спрашивая о значении «духа» и о чудесах, рассказал, что его умершая жена якобы навещала его ежедневно в течение шести месяцев. Он спрашивал Толстого, «как могло все это быть».
1 В черновике зачеркнуто: Пожалуйста, больше не пишите мне.
2 Исправлено по черновику. В подлиннике: книгу
* 157. С. С. Явиц.
1909 г. Сентября 27. Я. П.
27 сентября 09 г. Ясная Поляна.
С. Я.,1
Вы спрашиваете, что делать? Дело есть у всех нас одно и такое, какое мы везде, всегда можем делать и в котором всегда можем успевать, и которое всегда дает нам всё большую и большую радость, чем усерднее мы отдаем ему свои силы. Дело это есть совершенствование своей души, увеличение в себе любви. Писание же повести есть дело пустое и, скорее, дурное, так как вызывает и развивает тщеславие.
Печатается по дубликату подлинника.
Ответ на письмо Софьи Самойловны Явиц (1893—1927), дочери купца, проживавшей в г. Лубны Полтавской губ., от 22 сентября 1909 г. Корреспондентка жаловалась на свою судьбу (она лишилась слуха) и просила нравственной поддержки. Кроме того, она сообщала о своих литературных опытах, напечатать которые ей не удавалось.
1 Этими инициалами (имени и фамилии) подписалась Явиц. Полные имя и отчество в письме указаны не были.
В письме от 6 октября (почт. шт.) С. С. Явиц благодарила за ответ и писала о благотворном влиянии на нее письма Толстого: она поняла, что и без писательства есть смысл жизни. На конверте пометка Толстого: Б[ез] о[твета], хор[ошее].
158. C. M. Рубинштейн.
1909 г. Сентября 28. Я. П.
28 сентября 09 г. Ясная Поляна.
Бог не на небе, а в каждом человеке. Бог это то, что дает жизнь людям и всему живому. Бога мы узнаем любовью. Через любовь бог во мне соединяется с богом в других существах. От этого весь закон бога в том, чтобы любить бога и ближнего, и от этого самое большое счастье на свете в том, чтобы любить всех. Посылаю вам молитву. Советую ее читать и советую также стараться воздерживаться от всего того, что метает любви, а стараться любить равно1 всех людей.
Лев Толстой.
Печатается по подлиннику, находящемуся у адресата. Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком-автографом. По словам Рубинштейн, впервые опубликовано в 1909 г. в газете «Голос Умани» (проверить не удалось; известны публикации в газете «Киевские вести» 1909, № 295 от 5 ноября, и др.).
Ответ на письмо семилетней девочки, дочери кустаря из Умани Киевской губ., Софьи Михайловны Рубинштейн (р. 1901) от 24 сентября 1909 г. (почт. шт.). Корреспондентка спрашивала: есть ли бог? «Хотя мой папа заставляет меня быть набожной, но мне кажется, что люди себе уговорили это» (написано очень безграмотно; содержание этого письма печаталось при первой и последующих публикациях письма Толстого). На конверте Толстой написал конспект ответа, потом зачеркнутый: Б[ог] есть в каждом человеке. Он один во всех. В людях он разрознен. А соединяет… (фраза не закончена).
1 Исправлено по черновику. В подлиннике: ровно
* 159. В. И. Рулеву.
1909 г. Сентября 28. Я. П.
28 сентября 09 г. Ясная Поляна.
Очень рад был твоему письму. Посылаю тебе несколько книг и желаю, чтобы они тебе были и приятны и полезны.
Печатается по дубликату подлинника.
Ответ на письмо крестьянина Василия Ивановича Рулева из Екатеринодара от 25 сентября 1909 г., написанное под влиянием прочитанной статьи Толстого «Богу или маммоне». «Великим утешением и наградой мне будет, если ты напишешь мне несколько теплых ободряющих слов», — писал он.
* 160. Л. Н. Шустовой.
1909 г. Сентября 28. Я. П.
28 сентября 09 г. Ясная Поляна.
1Письмо ваше показало мне в вас искреннего, стремящегося к богу, высшему совершенству, человека, ж я всей душой желаю помочь вам. Высшее совершенство, к которому вы стремитесь, это то, что означает ваше имя.2 Бог есть любовь, пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в нем (Иоанна I посл[ание]). Вы совершенно правы, сознавая то, что ни благотворительность, ни посещение собраний и рассуждения об евангельских текстах не отвечают требованию души — жить по воле пославшего и живущего в нас бога, когда раз сознал его в себе. Удовлетворить такого человека может только одно: сейчасное, ежеминутное проявление любви ко всем, всем людям, от самого гадкого, развращенного, оскорбляющего вас человека до самого высоконравственного и любящего вас отца, матери, проявление любви деятельной всечасной в делах, словах, мыслях. Только поставь себе эту одну главную цель жизни, ради которой без малейшего колебания должны быть отброшены все другие цели, задачи, и всё уясняется и жизнь становится, чем она должна быть, неперестающим радостным усилием.
Вы сами пишете, что вы хотите жить по-божьи сейчас, сию минуту, и это ваше желание показывает мне вашу серьезность и искренность. И вы правы. Жизнь наша только в настоящем. Но если вы точно верите в это, то вы не будете считать важным то, что вы живете в тяжелом для вашей совести избытке, и не будете думать о том, как вы можете не в настоящем, а в будущем устроиться, отделившись от родителей, ни о том, как вы будете в будущем полезны людям врачебной помощью. Вы будете думать только о том, как вам сейчас не нарушать любви, а, следуя ее требованиям, обойтись с дворником, с нищим, с отцом, с матерью, с профессором, с товарками, с которыми вас сведут условия вашей жизни.
Вы тяготитесь условиями богатства и не только правы, но не можете не тяготиться и не стыдиться их и, наверное, во имя любви будете как можно меньше для себя и как можно лучше для других пользоваться ими, но уйти в нашей жизни от таких условий, которые бы не тяготили и не стыдили вас, вы никогда не будете в состоянии. Живите на 15 рубл[ей] в месяц и готовьтесь во врачи, и вы точно так же будете в исключительном положении в сравнении с миллионами людей, которые не могут пользоваться тем, чем вы пользуетесь. Люди уходили в монастыри для внешнего устройства доброй жизни, и вы знаете, что и там они далеко не достигали, чего хотели. Мой совет всем людям, желающим жить доброй христианской жизнью, также и вам, в том, чтобы все силы своей души полагать на внутреннее просветление своей души, на самое строгое исследование себя, своих недостатков и на исправление их, главное же, на увеличение в себе любви, а не на изменение внешних условий. Изменение себя, своих внутренних требований неизбежно повлечет за собой и изменение внешних условий жизни. Одного только надо бояться при направлении всех своих сил на изменение не внешних условий жизни, а внутреннего совершенствования, это то, чтобы не оправдывать, не придумывать оправданий своей несогласной с душевными требованиями внешней жизни, а не переставая чувствовать всю незаконность этой жизни, всю свою виновность участия в ней и, разумеется, пользоваться всяким случаем не положительно, а отрицательно освобождаться от нее.
Так в вашем положении сделать то, что вы желали: отделиться от родителей была бы ошибка, во-первых, в том, что вы энергию, нужную на внутреннюю работу, употребили бы на внешнее устройство, во-вторых, в том, что, исполняя это намерение, вы бы нарушили главный закон жизни — любви, и нарушили бы по отношению родителей, людей, которые особенно больно почувствовали бы это нарушение. В-третьих, ошибка была бы в том, что, живя отдельно, готовясь во врачи, вы бы точно так же, если бы не обманывали себя, чувствовали бы незаконность своего положения и стыдились бы его, стало быть, многое потеряв, ничего бы не выиграли. Если же вы, оставаясь дома, занялись бы благотворительностью или уверовали бы в искупление людей смертью Христа, вы бы посредством придуманных оправданий скрыли бы от себя незаконность, неправильность своего положения и этим бы подавили стремление к совершенствованию, в котором одном состоит и назначение и благо человеческой жизни.
Так что и то и другое не удовлетворит требованиям вашей души. Одно, что может удовлетворить ей, это то, чтобы, ничего не предпринимая, ничем себя не оправдывая, вы сейчас, каждую минуту своей жизни полагали бы все силы своей души на соединение с богом, т. е. на то, чтобы быть в любви со всем и со всеми.
Читали ли вы мои книги о религиозных вопросах? Если но читали, то прочтите «В чем моя вера», «Христианское учение» и другие. Посылаю же вам Евангелие для детей и две книжки «На Каждый День». Советую вам читать их ежедневно по числам, а также и «Круг Чтения», если он есть у вас.
Очень, очень желаю вам успеха на том пути, который вы избрали.
Полюбивший вас Л. Толстой.
Посылаю еще и молитву,