сохранился лишь конверт). Наживин писал Толстому о своем душевном состоянии, вызванном смертью дочери. См. письмо № 132.
* 232. Л. Д. Семенову.
1909 г. Октября 26. Я. П.
Очень, очень рад был получить ваше письмо, милый Леонид. Я оч[ень] часто вспоминал о вас и ни от кого не мог узнать, где вы и что вы? Письмо ваше мне было радостно тем, что показало мне, что та истинная работа жизни, приближения к Недосягаемому, неуклонно совершается в вас. Помогай вам бог в этой единственно свободной и всегда радостной работе. Желаю вам тоже успеха в том, чего я не сумел сделать, — в освобождении себя от тех преступных условий, в к[отор]ых мы застали себя при пробуждении. Очень люблю вас и не за вас, а за то, что позволяю себе думать, что мы с вами живем одним духом, хочу сказать, что люблю вас особенной любовью сознания единения в боге, какою, к несчастью, могу любить только немногих.
1909. 26 окт.
Посылаю вам две книжки Н[а] К[аждый] Д[ень]. Выйдут скоро и остальные месяцы. Перечитывание этих книг мне бывает полезно для души. Мож[ет] б[ыть], и вам пригодится.
Л. Т.
Печатается по копировальной книге № 9, л. 15.
О Леониде Дмитриевиче Семенове (1880—1917) см. т. 78.
Письмо Л. Д. Семенова к Толстому не сохранилось. В дневнике Д. П. Маковицкого записано 25 октября: «Лев Николаевич получил письмо от Л. Семенова. Очень ему обрадовался, сразу стал читать его вслух. В письме прочел, что Семенов просит уничтожить его. Уничтожил». По записи этого дневника от 27 октября известно, что в то время Семенов отрицательно относился ко всякому писанию и просил не сохранять его писем.
27 октября Семенов пришел пешком в Ясную Поляну. Пробыл по 1 ноября. См. Дневник, записи 28, 29 октября и 1 ноября (т. 57).
* 233. П. З. Фадееву.
1909 г. Октября 27. Я. П.
27 окт. 09 г. Ясн. Поляна.
Рад был вашему письму, как всегда бываю рад узнать про то, что мои книги принесли хотя некоторую духовную пользу людям и сблизили их со мною.
Вопрос ваш о так называемом таинстве причащения, признаюсь, удивляет меня. Я избегаю говорить про это, боясь оскорбить верующих, так же, как буду осторожен не оскорбить человека, верующего в божественность идола, но, когда у меня спрашивают мое мнение такие люди, как вы, считаю своей обязанностью перед богом говорить всю правду.
То, что называется таинством евхаристии, при котором вещественные предметы: хлеб и вино считаются не только священными, но божественными, есть самое грубое идолопоклонство и не только не согласно с учением Христа, но прямо противоположно ему.
О значении же слов Христа, записанных в евангелии, мое мнение то, что приписывать словам книги священное значение есть тоже идолопоклонство. И не только бесполезно, но вредно придумывать хитроумные толкования их. (О значении буквы священного писания посылаю вам книгу1 Сэндерлэнда,2 хорошо определяющую значение буквы.) Важно и неоцененно в учении Христа3 не описание невозможных чудес, которые он будто бы совершал, того, как он воскрес и взлетел на небо и т. п. (таких чудес столько же во всех других верах: магометанской, браминской и др.), но важны те истины, которые едины во всех великих верах человечества и которые согласны не только с нашим разумом, но с нашим сознанием жизни, все те истины, которые раскрывают значение любви, утверждают ее в душах людей, указывая пути применения ее. И такие истины открывает нам евангелие, и тем-то оно и драгоценно нам.
Все же обряды и таинства с их идолопоклонством суть не что иное, как средство отвлечения людей от ясного понимания учительных мест евангелий.
Интересна на эту тему беседа миссионера Боголюбова с Трегубовым, напечатанная в «Новой Руси» от 21 и 22 октября с г.4
Посылаю вам книгу «На Каждый День», скоро выйдут все месяцы.
Печатается по дубликату подлинника. Первая часть письма сверена с черновиком-автографом.
Ответ на письмо служащего горных заводов в Верхнеуральском уезде Оренбургской губ. Петра Зиновьевича Фадеева (1852—1911) от 18 октября 1909 года. Фадеев писал о том, что прежние произведения Толстого, в которых он не находил религиозного содержания, озлобляли его (он считал Толстого антихристом). Знакомство с позднейшими сочинениями примирило его с Толстым, и он просил простить его за прежнее осуждение. Кроме того, корреспондент поставил ряд вопросов о «таинствах» церковной религии.
1 В подлиннике: книги
2 См. прим. 1 к письму № 86.
3 Далее черновика нет.
4 Беседа с И. М. Трегубовым петербургского епархиального миссионера Дмитрия Ивановича Боголюбова (автора «Православного противосектантского катехизиса», седьмое изд., СПб. 1909) напечатана в газете «Новая Русь» 1909, №№ 289 и 290.
* 234. В. И. Кочетову.
1909 г. Октября 28. Я. П.
28 окт. 09 г., Ясная Поляна.
Василий Иванович,
Письмо ваше прочел со вниманием. Оно нисколько не оскорбило меня.1 Полагаю, что вы неправильно судите обо мне.2 Посылаю вам книжку,3 из которой вы увидите, как и почему я пришел к моим убеждениям. Живу накануне смерти и с спокойствием и радостью думаю о возвращении к тому богу любви, в которого верую и от которого изшел.
Печатается по дубликату подлинника.
Ответ на письмо Василия Ивановича Кочетова (Кашира Тульской туб.) от 25 октября 1909 г. (почт. шт.). По поводу полученных им из Ясной Поляны книг Кочетов писал о взглядах Толстого, обличая то зло, которое, по его мнению, порождает учение Толстого, и убеждал соединиться с церковью. Просил верить, что его письмо не «пасквиль», а доказательство правды (написано малограмотно).
1 В черновике зачеркнуто: и не огорчило, но показ[ало]
2 В черновике зачеркнуто: и о побужд[ениях]
3 В черновике: книжечку,
* 235. Л. М. Гордину.
1909 г. Октября 30. Я. П.
30 окт. 09 г. Ясная Поляна.
Благодарю за присылку интересной книги. Мысли и изречения Талмуда желательно иметь религиозно-нравственные. Как образец того, в каком роде желательны изречения, посылаю вам книгу изречений Магомета.1
Печатается по дубликату подлинника.
В ответ на письмо Толстого от 21 октября (см. письмо № 217) Л. М. Гордин при письме от 27 октября вновь послал свою книгу «Что такое талмуд» и спрашивал, какие изречения больше всего интересуют Толстого.
1 «Изречения Магомета, не вошедшие в Коран». Избраны Л. Н. Толстым. Перевод с английского С. Д. Николаева. Изд. «Посредник», М. 1910 [1909].
См. письмо № 261.
* 236. H. Е. Фельтену.
1909 г. Октября 30. Я. П.
30 окт. 09 г. Ясная Поляна.
Очень огорчило меня, милый друг Фельтен, ваше письмо с известием о вашем суде. Пожалуйста, пожалуйста, научите меня, что можно мне сделать для того, чтобы избавить вас от этого мучительного дергания и вечного Дамоклова меча. Я с этой же почтой пишу письмо Маклакову, прося его сделать, что он может, и, главное, указать, что можно сделать. Он знает.
Не вам просить у меня прощения, а мне у вас. Пожалуйста, прощайте вы и ваши родные. Я так тяжело чувствую свою вину.
Любящий вас
Лев Толстой.
Посылаю письмо Маклакову1 вам и адрес: Петербург, Тверская, 4.
Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком-автографом.
О Николае Евгеньевиче Фельтене (1884—1940) см. т. 73, стр. 179. В мае 1909 г. Фельтен был приговорен за хранение изданий «Обновления» к шести месяцам крепости (до вступления приговора в законную силу оставлен на свободе). Осенью 1909 г. было возбуждено против него новое судебное дело за издание и распространение произведения Толстого «Где выход?».
Ответ на письмо Н. Е. Фельтена от 27 октября 1909 г. с сообщением о новом судебном процессе.
1 В подлиннике, очевидно, ошибочно: Маклакова
* 237. В. А. Маклакову.
1909 г. Октября 30. Я. П.
30 окт. 09 г., Ясная Поляна.
Милый Василий Алексеевич,
Пожалуйста, пожалуйста, помогите моему милому молодому другу Фельтену. Научите, что ему делать и что мне делать, чтобы его выручить или хотя облегчить.
Дружески жму вашу руку.
Лев Толстой.
Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком-автографом.
О судебном деле H. Е. Фельтена см. письмо № 236.
* 238. А. И. Слугинову.
1909 г. Октября 30. Я. П.
30 окт. 09 г. Ясная Поляна.
На все мои сочинения с 1880 года1 я отказался от права собственности, а потому всякий может перепечатывать их без моего согласия, поэтому также и то, которое напечатано в «Науке и жизни»,2 хотя я и не знаю, какое оно.
Печатается по машинописной копии, сверенной с подлинником.
В письме от 26 октября 1909 г. А. И. Слугинов (г. Кадников Вологодской губ.) просил разрешения издать отдельной брошюрой, ценою в пять копеек, произведение Толстого, напечатанное в журнале «Наука и жизнь».
1 Неточно: с 1881 г.
2 А. И. Слугинов имел в виду легенду «Разрушение ада и восстановление его», напечатанную в журнале «Наука и жизнь» 1905, 12.
* 239. А. С. Швецу.
1909 г. Октября 30. Я. П.
30 окт. 09 г. Ясная Поляна.
Алексей Стефанович,
Жить надо затем, чтобы исполнить волю бога, пославшего нас в жизнь. Воля же его в том, чтобы мы любили бога, т. е. высшее добро — любовь, и любили друг друга. На то, чтобы приучать себя к этой любви, надо положить все силы души. И подвигаться в этом увеличении в себе любви можно всегда и везде.
Посылаю вам книги, которые еще подробнее ответят на ваш вопрос.
Печатается по дубликату подлинника. Подлинник утерян семьей адресата.
Алексей Степанович Швец (1893—1914) — крестьянин с. Чернянка Курской губ., сын мелкого торговца. В 1902 г. кончил сельскую школу. В 1907 г. поступил послушником в Святогорский успенский монастырь в Изюмском уезде Харьковской губернии. Вскоре заинтересовался мировоззрением Толстого, стал критиковать монастырский уклад, пропагандировать произведения Толстого, чем вызвал к себе недоверие. В письме от 26 октября 1909 г. он, потерявший цель в жизни, просил совета.
1 декабря А. С. Швец благодарил за ответ и сообщил следующее: «Когда я получил ваше письмо и книги, то не успел я хорошенько их прочитать, как начальники монастырские пришли с обыском. Так как я не думал, что они это сделают, и не запрятал, то они забрали у меня ваши книги и письмо и как еретика выслали меня из монастыря, и я живу теперь дома». Просил книг. На конверте пометка Толстого: Послать книг, и я подпишу. Посланы с автографом Толстого. После этого Швец приезжал в Ясную Поляну.
240. В. В. Навроцкому.
1909 г. Октября 31. Я. П.
Издание предоставлено всем. Рад вашему предприятию.
Перепечатывается из книги: Лев Толстой, «Круг чтения», изд. «Одесского листка», Одесса, 1910, стр. 1, где впервые опубликовано с датой: «Тула, 5 ноября 1909». Телеграмма. Датируется по записи в дневнике Д. П. Маковицкого от 31 октября 1909 г.
Василий Васильевич Навроцкий — редактор-издатель газеты «Одесский листок», основанной в декабре 1873 г.
Ответ на телеграмму Навроцкого от 31 октября 1909 г. с просьбой разрешить издание «Круга чтения» для бесплатной раздачи