Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 80. Письма, 1909 (июль-декабрь)

только в том, что тогда для освобождения крепостных был у правительства образец Европы и, главное, Америки, теперь же образца этого нет, а если и есть, то образец этот, состоящий в образовании мелкой частной земельной собственности, не только не освобождает народ от земельного рабства, а напротив, закрепляет его. И, как всегда, правительственные люди, стоя на самой низкой и нравственной и умственной ступени, в особенности теперь, после победы над революцией, ставшие особенно самоуверенными и дерзкими, не будучи в состоянии ни думать самобытно, ни понимать безнравственность земельной собственности, смело ломают вековые устои русской жизни для того, чтобы привести русский народ в то ужасное, безнравственное и губительное состояние, в котором находятся народы Европы. Люди эти не понимают по своей ограниченности и безнравственности того, что русский народ находится теперь не в том положении, в котором свойственно заставить его подражать Европе и Америке, а в том, в котором он должен показать другим народам тот путь, на котором может быть достигнуто освобождение людей от земельного рабства. Если бы правительство, не говорю уже, было бы умным и нравственным, но если бы оно было хоть немного тем, чем оно хвалится, было бы русским, оно бы поняло, что русский народ с своим укоренившимся сознанием о том, что земля божья и может быть общинной, но никак не может быть предметом частной собственности, оно бы поняло, что русский человек стоит в этом важнейшем вопросе нашего времени далеко впереди других народов. Если бы наше правительство было бы не совсем чуждое народу, жестокое и грубое и глупое учреждение, оно бы поняло не только ту великую роль, которую предстоит ему осуществить, оформив их великие, передовые идеалы народа, но поняло бы и то, что то успокоение, умиротворение народа, которого оно добивается теперь неслыханными со времен Иоанна Грозного казнями и всякого рода ужасами, могло бы быть наверное достигнуто только одним: осуществлением общего, народного идеала: освобождения земли от права собственности. Не нужно было бы тогда ни царю, ни его министрам, как преступникам, прятаться от народа за тройными стенами стражей. Только объяви манифест, как тогда, при освобождении крепостных, о том, что правительство занято освобождением от земельного рабства, и народ лучше всех стражей охранит правительство, которое он тогда признает своим. Слепота людей нашего так называемого высшего общества поразительна. Дума? При всех встречах моих с членами Думы я считал своей обязанностью умолять их о том, чтобы они хотя бы подняли в своей Думе вопрос об освобождении земли от права собственности и о переводе по Джорджу налогов на землю.4 Ответ всегда один: мы не занимались этим вопросом, незнакомы с ним, главное же то, что вопрос этот ни в каком случае не будет принят к обсуждению. Очевидно, эти господа слишком усердно заняты молотьбой пустой соломы, чтобы иметь досуг подумать о том, что одно важно и нужно. Они слепые, а что хуже всего, уверенные, что зрячие.

Так как же мне не радоваться вашей деятельности!

Пожалуйста, пишите мне об успехе вашей работы.

Дружески, с благодарностью жму вам руку.

Лев Толстой.

7 ноября 09 года

Ясная Поляна.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Верхняя датадата написания черновика, нижняя — дата написания подлинника; обе даты воспроизведены в подлиннике. Впервые опубликовано с цензурными пропусками в ПТСО, № 216 (уничтожено по приговору судебной палаты и осталось лишь в ста экземплярах книги). Напечатано полностью адресатом в ее воспоминаниях «О том, как мы с отцом решали земельный вопрос», TT 1, стр. 57—60. В ГМТ хранятся два черновика: автограф и переписанная с него на машинке копия. Этот экземпляр копии собственноручно исправлен, окончательный текст его совпадает с текстом подлинника.

T. Л. Сухотина много лет интересовалась теорией Генри Джорджа. Она даже делала попытки осуществления на практике единого земельного налога в своем имении Овсянниково, близ Ясной Поляны. Изучив произведения Генри Джорджа и литературу о нем, она решила написать популярный очерк об этой теории. Начало работы она послала на просмотр Толстому при сопроводительном письме от 2 ноября 1909 г. и, чтобы получить вполне беспристрастный ответ, скрылась под псевдонимом «П. А. Полилов».

1 Этот сон Толстой видел 31 октября и тогда же записал его. Несколько раз исправлял эту запись. Подписал к печати 28 декабря. См. т. 38.

2 Сергей Дмитриевич Николаев.

3 Ср. письмо к П. А. Столыпину от 28 января 1908 г., т. 78.

4 Толстой говорил об этом с В. В. Тенишевым и В. А. Маклаковым. См. прим. к письму № 104.

T. Л. Сухотина послала на московский почтамт заявление о доставке письма на имя Полилова к ней в Кочеты. Не получая долго ответа (произошла путаница с повестками на заказные письма), она 12 ноября приехала в Ясную Поляну. Она узнала, что из полученных за последнее время писем Толстому особенно было приятно письмо Полилова и что он подробно ответил ему. Она туг же прочитала копию ответа. В разговоре с отцом раскрыла свой псевдоним. Как и ожидала она, Толстой был несколько разочарован, хотя и не показывал виду. См. ее указанные выше воспоминания, стр. 61—62.

* 256. П. Т. Дорофееву.

1909 г. Ноября 7. Я. П.

7-го ноября 09 г., Яс. Поляна.

Петр Терентьевич,

Посылаю вам несколько книг, из которых вы увидите, как я понимаю закон бога.

Печатается по дубликату подлинника.

В письме от 4 ноября 1909 г. Петр Терентьевич Дорофеев (Викторово Рыбинской ж. д.) в связи со статьей «Неизбежный переворот» возражал Толстому, что не на пороге новой жизни, а перед всемирной катастрофой («второе пришествие Христа») стоит человечество.

257. А. И. Козыреву.

1909 г. Ноября 7. Я. П.

7-го ноября 09 г. Яс. Поляна.

Посылаю вам несколько книг. В этих книгах найдете руководство в жизни для человека вообще, и потому думаю, что для руководства в жизни человека, избравшего наилучшую форму жизни — земледельческую — они тем более будут годиться.

Благодарю за портрет1 и желаю от всей души вам успеха в главном деле жизни: нравственном совершенствовании.

Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком-автографом от 6 ноября. Впервые опубликовано в газете «Биржевые ведомости», вечерний выпуск, 1909, № 11466 от 14 декабря.

В недатированном письме Александр Иванович Козырев (р. 1886), по происхождению крестьянин, занимавшийся в Саратове увеличением портретов, писал о своей жизни. Просил совета и руководства, спрашивал, стоит ли ему вернуться к сельскому труду.

1 Козырев прислал портрет Толстого своей работы.

* 258. П. М. Семеренко.

1909 г. Ноября 7. Я. П.

7-го ноября 09 г., Яс. Поляна.

Очень советую не заниматься литературой и ответы на вопросы жизни искать не у Шеллера-Михайлова,1 а у великих мудрецов мира: Конфуция, Марка Аврелия, Эпиктета, Христа, Магомета, Руссо, Паскаля, Канта и др.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо шестнадцатилетнего юноши П. М. Семеренко со ст. Томылово Самаро-3латоустовской ж. д. от 4 ноября 1909 г., в котором тот просил ответить на ряд волновавших его вопросов о боге, науке и искусстве. Он спрашивал также: «Отвергаете ли Вы существенную пользу романов Шеллера-Михайлова. Тогда я с Вами не согласен… Советуете ли мне заняться литературой, так как у меня есть какое-то пристрастие к ней?»

1 Александр Константинович Шеллер (псевдоним: А. Михайлов, 1838—1900), автор многочисленных в свое время популярных романов преимущественно из жизни городского мещанства.

На конверте ответного письма Семеренко от 20 ноября пометка Толстого: Б[ез] о[твета], гл[упое].

* 259. Г. Ф. Фоминскому.

1909 г. Ноября 7. Я. П.

7-го ноября 09 г., Яс. Поляна.

Уважаемый Георгий Федорович,

Ответом на ваш вопрос могут служить мысли, заключающиеся в книгах «На Каждый День» (посылаю их) в Июне на 26-ое число, в Июле и Августе на 27-ое. Думаю, что и все эти книги, в которых я старался выразить мое понимание закона жизни — мою веру, могут быть интересны вам. Христос сказал: весь закон в том, чтобы любить бога и ближнего, и я верю в это, верю в то, что в той мере, в кот[орой] я исполняю это, мне будет хорошо всегда и везде в этой жизни и вне ее. И это говорят все самые различные веры одинаково. О том же, какова будет жизнь после смерти, все говорят различно. Мое мнение о загробной жизни найдете тоже в книжках «На Каждый День» в Июне на 29, в Июле и в Августе на 30.

С искренним уважением, готовый к услугам

Лев Толстой.

Печатается по машинописной копии.

Ответ на письмо Георгия Федоровича Фоминского из Сергиева посада Московской губ. от 4 ноября 1909 года. 84-летний корреспондент сообщал, что его многочисленной семье и его родным, как православным, непонятна мысль письма Толстого, полученного его шестидесятилетним сыном еще в 1906 г., и просил разъяснений.

* 260. А. М. Вербатову.

1909 г. Ноября 8. Я. П.

8-го ноября 09 г. Яс. Поляна.

Рад исполнить ваше желание. Посылаю всё выпущенное. Газет не выписываю, но присылают мне разных.1 Почти не читаю.2 «Нов[ую] Русь» просматриваю иногда, потому что там печатаются статьи о религиозных вопросах3 и в ноябре — мною составленные мысли «На Каждый День».4

В письме вашем я не согласен только с одним вашим выражением о том, что мы работаем для того, чтобы осчастливить людей. Работа каждого из нас5 должна быть только в том, чтобы увеличивать в себе любовь к богу — высшему совершенству, и людям всем без различия. В этом одном разумная цель жизни людей. То же, что выйдет из нашей деятельности, есть дело высшей силы, хотя мы и знаем, что наша любовь, наша деятельность нужна для блага всех людей. В этом разница, на которую мне и хотелось указать вам.

Любящий вас

Печатается по дубликату подлинника. Первая половина письма сверена с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.

Ответ на письмо Андрея Михайловича Вербатова из Одессы от 5 ноября 1909 года. Корреспондент просил сообщить ему содержание выпущенных по цензурным соображениям мест из опубликованной в газетах в сентябре месяце статьи Толстого «Неизбежный переворот» и просил также назвать газеты, которые выписывал Толстой. Кроме того, он писал: «Господи, если бы скорей все было так, как Вы пишете в своей статье!.. Слишком нас мало и слишком много работы предстоит всем нам, чтобы людей сделать счастливыми».

1 В Ясной Поляне получались «Газета копейка», «Голос Москвы», «Новая Русь», «Новое время», «Русские ведомости», «Русское слово», «Слово» и др.

2 Толстой читал (просматривал) обычно «Новое время». Одно время перестал читать эту газету. («Все одно и то же, с одной и той же стороны. Меньшикова статьи отвратительные», — сказал он H. H. Гусеву 10 февраля 1908 г.). В газете «Новая Русь» он находил то достоинство, что в ней наверху первой

Скачать:TXTPDF

только в том, что тогда для освобождения крепостных был у правительства образец Европы и, главное, Америки, теперь же образца этого нет, а если и есть, то образец этот, состоящий в